Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие автономного учреждения




Финансы автономного учреждения образования на примере средней общеобразовательной школы

 


Введение

 

С принятием Федеральных законов от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и № и 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» законодательно определено возникновение нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного.

Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений предусмотрен свой порядок финансового обеспечения. Так, финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет бюджетных средств на основании бюджетной сметы. А бюджетных и автономных учреждений - в виде субсидий на выполнение государственного задания, предоставляемых на основании плана финансово-хозяйственной деятельности.

Цель курсового проекта - рассмотреть финансы автономного учреждения образования на примере общеобразовательной школы.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

)   Дать определение понятию «автономное учреждение».

)   Рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов автономного учреждения.

)   Изучить порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

)   Составить план ФХД, предложить способы улучшения финансового состояния учреждения.

 


Теоретические аспекты финансов автономного учреждения

Понятие автономного учреждения

 

С осени 2007 года в России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. В массовом сознании населения это новое словосочетание в отличие от таких слов как, например, «монетизация», пока еще не имеет каких-либо позитивных или негативных смыслов. А вот что касается профессионального сообщества, так или иначе связанного с государственным или муниципальным управлением в социальной сфере (чиновники, руководители государственных и муниципальных учреждений, эксперты), то в этом сообществе по поводу автономных учреждений существуют разные и полярные мнения. Причем зачастую эти суждения - как позитивные, так и негативные - основаны не на объективных данных, а на неких мифах. Последние своим появлением обязаны как недостаточной информированности своих носителей, так и бурным дискуссиям, которые сопровождали разработку и принятие федерального закона «Об автономных учреждениях» в 2005-2006 годах. Особенно эти «мифы» распространены среди чиновников и руководителей бюджетных учреждений. Кроме того, далеко не всегда практические действия по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения производятся с четким пониманием смысла этих преобразований.

Что же такое «автономное учреждение»? Согласно Федеральному закону №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Для осмысления механизма автономных учреждений нельзя обойтись без упоминания как основных отличий автономных учреждений от бюджетных учреждений, так и их сходств, которые представлены в Приложение 1.

Из представленной таблицы можно сделать ряд принципиальных выводов, которые развенчивают существующие вокруг автономных учреждений мифы.

Во-первых, автономное учреждение также как и бюджетное учреждение сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. Учредитель не может не дать автономному учреждению задание на оказание государственных или муниципальных услуг и субсидию на выполнение этого задания, иными словами он не может оставить учреждение без финансирования. Миф же здесь заключается в том, что зачастую «автономность» учреждения ошибочно воспринимается именно как синоним прекращения его бюджетного финансирования и отправления учреждения в «автономное плавание».

Во-вторых, также как и в бюджетном учреждении, имущество автономного учреждения находится в собственности учредителя, то есть в государственной или муниципальной собственности. Это развенчивает другой миф - о «приватизации» государственного или муниципального имущества, которая якобы происходит при преобразовании бюджетного учреждения в автономное. У автономного учреждения, правда, появляется возможность самостоятельного распоряжения частью закрепленного за ним имущества, а именно тем движимым имуществом, которое не отнесено к так называемому «особо ценному движимому имуществу». Однако в соответствии с федеральным законодательством к этому типу имущества учредитель должен отнести все имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей. Также законодательство позволяет учредителю относить к этому типу еще и то имущество, балансовая стоимость которого ниже указанного значения, но отсутствие которого «существенно затруднит осуществление автономным учреждением своей основной деятельности». Таким образом, в любом случае автономное учреждение не сможет «замотать» по-настоящему ценное имущество, а в силу субъективного характера определения того, какое имущество может затруднить осуществление «основной деятельности», а какое - нет, учредитель, в принципе, имеет возможность лишить учреждение возможности самостоятельно распоряжаться вообще любым закрепленным за ним имуществом вплоть до канцелярского дырокола.

Говоря об имущественном аспекте деятельности автономного учреждения, следует отметить, что закрепление за автономным учреждением имущества учредителя является, по сути, еще одной фактической гарантией бюджетного финансирования автономного учреждения. Очевидно, что независимо от объема задания на оказание государственных или муниципальных услуг учредитель не может допустить ситуацию, когда его имущество может быть испорчено или утрачено из-за того, что у автономного учреждения не будет средств для содержания этого имущества.

В-третьих, также как и в бюджетном учреждении, учредитель фактически сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя автономного учреждения. Да, конечно, в отличие от бюджетного учреждения у этого руководителя появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики в оказании платных услуг. Однако нельзя забывать о том, что именно учредитель назначает и прекращает полномочия руководителя автономного учреждения. Поэтому если учредителю не нравится, какие решения принимает руководитель, то, как и в случае с бюджетным учреждением, учредитель может, в конечном счете, найти причину для того, чтобы поменять руководителя. Образно говоря, поводок становится длиннее, но он остается. И это противоречит другому мифу - теперь уже об абсолютной и безграничной управленческой самостоятельности и независимости автономного учреждения.

Таким образом, автономное учреждение, в целом, является некой модернизированной версией бюджетного учреждения. Несмотря на ряд заметных и важных отличий в правилах функционирования, основные принципы и факторы, определяющие сущностные моменты жизни автономных учреждений, остаются такими же, как и у бюджетных учреждений.

автономный финансирование учреждение

1.2 Финансовое планирование в автономных учреждениях

 

Преобразования очередного этапа реформирования бюджетного сектора касаются плановой деятельности государственных и муниципальных учреждений. Если ранее на территории РФ действовали два типа таких учреждений - бюджетное и автономное, то с 1 января 2011 г. появилось еще и казенное учреждение. До 1 июля 2012 г. установлен переходный период - все государственные и муниципальные учреждения РФ должны изменить свой статус, если это необходимо, и внести соответствующие изменения в учредительные документы.

Необходимость этой реформы продиктована низкой эффективностью расходования бюджетных средств учреждениями в связи с отсутствием взаимосвязи между результатами деятельности учреждений и их финансированием.

Для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений предусмотрен свой порядок финансового обеспечения. Так, финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений осуществляется за счет бюджетных средств на основании бюджетной сметы. А бюджетных и автономных учреждений - в виде субсидий на выполнение государственного задания, предоставляемых на основании плана финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Этот документ составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение; если казенное учреждение является органом государственной власти, органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, то утверждается руководителем этого органа.

Бюджетная смета составляется, утверждается и ведется в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов РФ: Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденные приказом Минфина России от 20.11.2007 г. №112н. В связи с изменением типов государственных (муниципальных) учреждений, в данные Требования были внесены изменения.

Основное изменение заключается в том, что с 1 января 2011 г. Требования распространяются только на казенные учреждения, а также на их обособленные подразделения без прав юридического лица, уполномоченного вести бюджетный учет. Исключением являются государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления не приняли решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета, - они вправе применять бюджетную смету до 1 июля 2012 г.

Составление сметы заключается в установлении объема и распределении направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ. Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных главным распорядителем расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и отраженных в прилагаемых к смете обоснованиях (расчетах) плановых сметных показателей, а также доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. Одним из нововведений является предоставление возможности формировать проект сметы на очередной финансовый год или на очередной финансовый год и годы планового периода в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Смета учреждения, как правило, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета. Новым является то, что смета обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение. Ведением сметы является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Теперь изменения показателей сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу, причем изменение показателей должно сопровождаться математическими знаками («плюс», «минус»).

План финансово-хозяйственной деятельности является аналогом бюджетной сметы, но применяется в соответствии с Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях» бюджетными и автономными учреждениями.

Порядок составления плана определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 28 июля 2010 г. №81н, которые вступят в силу с 1 января 2012 г.

Так же, как и бюджетная смета, план составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Содержательная часть Плана состоит из текстовой (описательной) части и табличной части. В текстовой части указываются: цели и виды деятельности учреждения; общая балансовая стоимость недвижимого и движимого имущества; иная информация. В табличной части указываются: показатели финансового состояния учреждения на последнюю отчетную дату; плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения; иная информация.

Плановые показатели по поступлениям формируются в разрезе: субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания; целевых субсидий; бюджетных инвестиций; поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности; поступлений от реализации ценных бумаг (в основном для автономных учреждений). Плановые показатели по выплатам включают: оплату труда и соответствующие начисления; услуги связи и содержания имущества, транспортные, коммунальные и прочие услуги; арендную плату за пользование имуществом; пособия по социальной помощи населению; приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и ценных бумаг (для автономных учреждений); прочие расходы и иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в Порядке формировании государственного задания. Объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются поступления от оказания учреждениями услуг (выполнения работ) на платной основе, формируются учреждением в соответствии с порядком определения платы, установленным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

План автономного учреждения утверждается его руководителем на основании заключения наблюдательного совета; бюджетного учреждения - органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя; план подразделения - руководителем учреждения.

Таким образом, изменения в плановой деятельности касаются в первую очередь бюджетных и автономных учреждений, которые переходят со сметы на план финансово-хозяйственной деятельности. Смета - это документ, составляемый только казенными учреждениями. Бюджетные и автономные учреждения в своей плановой деятельности теперь более приближены к деятельности коммерческих субъектов экономики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...