Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая рассадка в столовой.




Организация отбоя в ДОЛ

Как объяснить детям, что такое отбой.

Отбой является очень важным режимным моментом и главная задача вожатого в первый же день объяснить детям, во сколько начинается отбой и как себя вести. Нужно дать детям понять, что время отбоя это не пустая прихоть вожатых, а необходимость, в которой они сами нуждаются, иначе рискуют не выспаться и встать наутро в плохом настроении. А так как в лагере жизнь бьёт ключом, они должны быть выспавшимися и веселыми. На некоторых детей этот способ воздействия может не оказать влияния, бывают дети, которые ответят, что в городе они спят по три часа и высыпаются. Таким детям нужно спокойно объяснить, что в лагере существуют определённые законы и их надо выполнять, ведь из-за того, что они не спят ночью, плохо будет не только им, но ещё их товарищам. Если остались дети, которые совсем не хотят ничего понимать, можно припугнуть их объяснительными, звонками родителям и отправкой домой, но эти методы нужно применять индивидуально и достаточно мягко.

«Ритуал прощания»

Для того, чтобы отбой не был неприятной и жёсткой процедурой для детей, их нужно мягко подвести к этому моменту. Для этого можно придумать с отрядом или просто предложить отряду ритуал прощания на ночь. Можно дать детям покричать разные кричалки, чтобы дать выплеснуть энергию, дать накричаться, а потом провести какие-нибудь успокаивающие игры (Например: "Рисуем на ладошках". Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.); "Определи на ощупь". Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...))
Провести вечернюю рефлексию (отрядный огонек). Обычно такая атмосфера сближает детей и успокаивает. Перед тем как детям разойтись можно всем вместе сказать прощалку («Над лагерем ночь спускается, лагерю спать пора, спокойной ночи, Родина, до светлого утра»; «День отшумел и ночью объятый лагерь зовёт ко сну. Спокойной ночи, ребята, девчата, завтра нам снова в путь. Всем, всем, всем спокойной ночи, начинается операция тссссс»). После того, как детки сказали прощалку можно устроить ритуал загадывания на свечу (Дети загадывают желание и дружно задувают свечу, можно рассказать детям, что если после отбоя не разговаривать, то желание обязательно сбудется.)

Лучше отпускать детей готовится ко сну за 30 минут, чтобы за десять минут до отбоя можно было уже пройтись по палатам и убедиться, что все улеглись, со всеми всё хорошо и ещё раз успокоить детей, поговорить, если кто-то в этом нуждается. Существует и другой взгляд, можно отпустить детей за 10 минут до отбоя, чтобы они улеглись быстро. В любом случае есть дети разные и если отряд дружный, и может улечься за 10 мин., то можно отпустить и за 10 минут. В любом случае за пять минут до отбоя все дети уже должны лежать в своих постелях, а вожатый проходит, выключает свет и открывает двери в палаты.

Вожатым во время подготовки ко сну необходимо проверить все ли комнаты проветрены, все ли дети выполнили гигиенические процедуры, сменили одежду на пижаму. Для этого во время прощального ритуала один из вожатых может пройти и открыть в палатах окна и двери, для проветривания или же попросить детей самих следить за этим (опять же всё зависит от возраста и поведения детей). Так же вожатому необходимо проверить, нет ли в комнатах открытой еды, мокрых вещей в шкафах или ещё где-то, если есть попросить детей убрать.

Творческая часть отбоя.

После того как все дети улеглись, а вожатые проверили, что с детьми всё в порядке, все здоровы, никому никуда не надо, помещения проветрены и соседние отряды не мешают спать, начинается творческая часть отбоя. В первые минуты, даже в первый час после отбоя дети не уснут, и для того чтобы они успокоились и заснули можно почитать им сказки или просто книги, в зависимости от возраста. Если среди вожатых есть люди, которые могут петь под гитару, можно попеть детям под гитару (можно и без гитары, это даже эффективнее действует, т.к. под звуки гитары дети могут разговаривать, а когда поёшь без гитары дети лучше прислушиваются и замолкают). Есть традиция уважительного отношения к песни, о котором надо рассказать детям. Если кто-то поёт можно либо слушать, либо тихонько подпевать, но ни в коем случае не разговаривать, нужно мотивировать это тем, что человеку, поющему песню очень обидно, если его не слушают. Т.е. к ребёнку нужно почаще обращаться, как к человеку, а не просто заставлять выполнять определённые правила. Так же можно рассказать детям легенду. Страшные истории детям рассказывать нельзя, это может сильно воздействовать на психику ребят и в итоге вожатый получит детей, которые всю ночь будут не смыкать глаз из-за чувства страха. Если у вожатых совсем нет слуха или к вечеру у них пропал голос, можно просто включить расслабляющую мелодию (шум моря, звуки леса и т.п.)

«Один шёпот на палату»

Дети - не роботы! И в лагере за день они могут не успеть поделиться впечатлениями, а не поделившись могут не заснуть, поэтому детям можно разрешить «один шёпот на палату», но только один и обязательно шёпот. То есть вожатый закрывает дверь в палату, разрешив детям тихонько поговорить, но только так, чтобы не мешать другим детям спать и недолго.

 

Всё что ещё не сказано…

Дети часто ищут в своих вожатых тех, с кем можно поделиться своими переживаниями и нужно давать им возможность видеть в вожатых людей, а не надзирателей. Есть дети, которым необходимо после отбоя поговорить по телефону, вожатым нужно с самого первого разговора об отбое объяснить детям, что если они будут замечены с телефонами после отбоя, то телефоны вожатыми будут изыматься и возвращаться только утром. Потому что своими разговорами они в первую очередь мешают другим заснуть. Разумеется бывают разные ситуации и действовать надо в соответствии с ситуацией. Кроме того вожатый своим примером показывает детям, что нужно вести себя тихо. Поэтому вожатый после отбоя не кричит и не разговаривает громко, а шепчет. Чтобы определить заснули дети или нет вожатый может подойти к палате и тихонечко сказать «Спокойной ночи». Если вся палата дружно ответит спокойной ночи можно смело продолжать творческую часть отбоя, до тех пор пока ребята действительно не уснут.

Организация питания в ДОЛ

Первая рассадка в столовой.

Один вожатый становится в столовой около столов своего отряда и говорит, сколько человек нужно пригласить к этому столу. Другой вожатый вместе с отрядом находится у дверей столовой, отсчитывает нужное количество детей и отравляет их к первому вожатому. (Детям необходимо объяснить то, что за тем столиком, где они заняли место в первый раз, они и будут сидеть всю смену на других приемах пищи).

Далее и в остальные дни в столовой необходимо соблюдать следующие правила:

За 15 минут до приема пищи (в обед) один вожатый от отряда идёт в столовую, проверяет наличие порций на столах и разливает суп. Другой вожатый в это время играет с детьми перед столовой, и ждёт, пока их пригласят (по громкоговорителю или дежурный отряд).

Перед каждым приёмом пищи необходимо мыть руки (и вожатому тоже!).

Отряд заходит в столовую в полном составе спокойным шагом и парами (не допускается, чтобы дети заходили по одному!).

Нельзя кричать в столовой, бегать, прыгать, кидаться едой или другими предметами. Категорически запрещено ходить в столовую в купальниках, босиком и в головных уборах. Во время приёма пищи детьми, один вожатый ест, а другой ухаживает за детьми (он поест позже, когда первый вожатый поведёт ребят из столовой).

Не забывайте спрашивать у детей про добавку.

Если ваш отряд уезжает на экскурсию, позаботьтесь о сухом пайке заранее. Не забудьте про детей, находящихся в изоляторе.

Все дети ждут друг друга и вожатых, не забывайте, что некоторые едят медленнее. Сообщайте старшему вожатому заранее об изменениях количества детей в отряде. Следите за тем, чтобы дети ели первые горячие блюда и молочные продукты.

Во избежание кишечной инфекции, вожатый обязан следить за теми продуктами, которые дети употребляют вне столовой (что очень нежелательно).

При возникновении проблемных ситуаций в столовой немедленно обратитесь к руководству. Категорически запрещается выносить еду и посуду из столовой.

Обращайте внимание на качество еды.

Не забудьте, что есть дети, которым может быть что-то противопоказано. В столовой не кричат и не аплодируют.

Помните, что вожатый отвечает за то, чтобы количество порций совпадало с количеством детей в отряде.

С самого начала обговорите дежурство по столам: каждый день назначается дежурный по столу, который после приёма пищи его протирает. Дежурный меняется каждый день по часовой стрелке.

Завтрак. На завтрак обычно дают кашу и порционные блюда: сыр, колбасу, творожки, сырки и т.п. Ее получает вожатый на раздаче, обязательно пересчитывает, не отходя в зал, если не хватает, просит добавить порцию (необходимо помнить, что медпункт забирает порции для тех, кто в изоляторе). Если это порезанные сыр, колбаса и т.п., то надо взять вилку, которой вы будете раздавать продукты (а не руками!).

Обед. На каждом столе должна стоять супница, около неё поварёшка. А лучше если вожатый заранее разольет суп каждому в тарелку. За детьми надо смотреть, как они едят суп. Если надо, то уговаривать, настаивать поесть хотя бы 3-5 ложек горячего. Не забывайте напоминать детям, что на раздаче они могут самостоятельно получить добавки.

Один вожатый присматривает за детьми, выдает порционные продукты и разливает суп по тарелкам. Второй вожатый готовит себе и напарнику место за вожатским столом: берет порции, приборы, кушает сам, после чего ждёт всех детей у выхода из столовой и идёт с ними на отрядное место. Другой вожатый в это время кушает и бегом бежит к детям.

Полдник. Во время полдника вожатый сам накрывает на свой отряд (если это не запеканка и не компот), поэтому необходимо четко распределить количество сока и т.п., чтобы хватило на весь отряд. Порции на свой отряд вожатые получают на раздаче. Не позволяйте детям выносить продукты из столовой. Помните, что если вы один раз им это разрешили, то потом будет очень сложно убедить их в том, что этого делать не следует.

Ужин. На ужине снова детям раздаются порционные блюда: обычно это фрукты. Дайте фрукт каждому ребенку в руку, таким образом, вы убедитесь, что никого не пропустили, что всем хватило. Если дети отказываются от порционных блюд, как на ужине, так и на завтраке, предложите тем, кто хочет добавки. Не стремитесь оставлять порционные блюда себе, родители часто спрашивают детей, куда идет та еда, от которой они отказываются. И возникают большие проблемы, так как родители платят за лето большие деньги.

Объясните детям, что цивилизованные люди, даже если они очень хотят есть, не вбегают в столовую, сшибая с ног встречных и стараются принимать пищу не торопясь и с достоинством. Тогда от нее и польза больше, и удовольствия. Свой стол после еды желательно оставить в приличном состоянии. Если вам понравится у входа в столовую хором желать всем остальным отрядам и друг другу приятного аппетита, это может стать отрядной традицией, но ни в коем случае не в столовой!!!

Организация купания

Купание детей в детском оздоровительном лагере - одно из самых важных и опасных мероприятий!

Провести инструктаж о правилах поведения на пляже лучше с помощью плаврука (спасателя), который расскажет подробнее и точнее все правила.

Собрать детей на море, проконтролировать наличие у всех ребят головных уборов (и вожатого!), полотенец, душевых принадлежностей.

Пересчитать их перед выходом за территорию лагеря, сделать запись в регистрационном журнале, сколько детей выходит на море (реку, озеро), сколько с ними взрослых и время выхода.

Пришли на пляж и разместились на заранее закреплённых за вами лежаках (в беседке).

Следите за детьми, они не должны кидаться песком, самостоятельно подходить к морю, покидать территорию пляжа, покупать еду.

В первые дни детям нельзя долгое время находиться под открытым солнцем, лучше находитесь под навесами.

Не забудьте взять с собой питьевую воду!

Во время проведения общелагерных мероприятий на пляже один вожатый участвует с детьми, а другой сидит с теми, кто по объективной причине не может участвовать в мероприятии.

Процесс купания организовывается плавруком, полностью руководствуйтесь его правилами и требованиями.

Категорически запрещены плавательные средства, а также подводные маски, очки, ласты и т.д.

Один вожатый обязан находиться в воде в неподвижном состоянии, контролировать купание детей. Второй вожатый играет на берегу с оставшейся частью отряда.

Алгоритм купания детей на море:

· по команде плаврука вожатый выстраивает 7-10 детей из своего отряда и производит их пересчет;

· вожатый поднимает руку в знак готовности детей к купанию и смотрит на плаврука. Плаврук кивком головы показывает вожатому, что информацию о готовности детей купаться он принял;

· когда все готовы, плаврук дает команду «вожатый в воду».

· вожатый заходит на глубину, соответствующую купанию их возрастной группы детей, разворачивается лицом к плавруку и поднимает руку в знак готовности принять детей в воде;

· когда вожатый готов, плаврук дает детям команду на разрешение захода в воду;

· дети заходят в воду шагом во избежание травм и купаются напротив своего вожатого;

· вожатый во время купания детей стоит на месте и производит контроль за нахождением детей в его акватории и поведением детей в воде;

· вожатый ведёт постоянный пересчёт по головам;

· детям в воде запрещено: нырять, топить друг друга, заплывать на акваторию купания другого отряда;

· по истечении времени купания плаврук с берега «даст свисток» и скрестит руки над головой, что обозначает окончание купания и время выхода из воды;

· увидев сигнал, вожатый выводит детей из моря. Вожатый выходит из воды всегда последним;

· вожатый на берегу опять строит свою десятку и производит пересчет. Если количество зашедших в воду детей равно количеству вышедших (а по другому и быть не должно!), то вожатый поднимает руку и смотрит на плаврука;

· плаврук отпускает детей с прибрежной территории на зону отдыха.

 

Коллективно Творческая Деятельность

Что такое «коллективно-творческое дело»? Важным условием формирования творческого актива является совместная деятельность взрослых и детей. Методика коллективно-творческих дел, разработана профессором ЛПГИ им. А. М. Герцена Ивановым И.П. 40 лет назад, востребована и сейчас.

Каждое коллективно-творческое дело это проявление практической заботы об улучшении жизни, иначе говоря, - это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому:

· Оно – дело.

· Оно – коллективное дело, потому что планируется, готовится и совершается совместно детьми и взрослыми.

· Оно – творческое дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с педагогами ведут поиск лучших путей и способов решения важной практической задачи.

Секрет успеха КТД очень прост – для того чтобы подарить детям незабываемые дни и вечера в лагере, они сами должны стать участниками общего творения. Здесь каждый может проявить себя, испытать в разных делах и системах отношений, в разных социальных ролях и конкретных позициях.

Виды КТД

· Художественные – концертные, театральные вечера, литературно-музыкальные гостиные, турнир поэтов, выставки, эстафета любимых занятий и т. д.

· Спортивные – снежные баталии, эстафеты, олимпиады, соревнования, веселая спартакиада, туристические слеты, игра-путешествие и т.д.

· Трудовые – праздник на помойке, крематорий мусорных чучел, музей мусора, выставка ненужных частей, трудовой десант и т.д.

· Познавательные – интеллектуальные игры, турниры смекалистых, конкурсы знатоков, вечера неразгаданных и разгаданных тайн, викторины, экскурсии и т.д.

· Организаторские – деловые игры, круглый стол, пресс-конференция, собрание-диспут, вечерние огоньки и т.д.

· Комплексные – праздники, утренники, вечера, месячники и т.д.

Этапы организации КТД

1. Коллективное целеполагание

· Тема, цели, задачи;

· Выдвижение перспективы;

· Увлечение всех общей деятельностью

 

2. Планирование дела

· Обсуждение различных предложений;

· Определение оптимального варианта

· Подбор материала;

· Составление заданий;

· Выбор совета дела.

 

3. Подготовка

· Распределение поручений;

· Определение заданий по группам;

· Выбор ответственных;

· Анкетирование;

· Организация контроля за выполнение задания.

 

4. Проведение

Содержание и методика зависят от целей, задач и форм соответствующих ему.

 

5. Коллективный анализ

· Что удалось;

· Что и почему не удалось;

· Чему научились;

· Что нужно учесть в дальнейшей работе;

· Ближайшие последствия.

 

Вносятся изменения в творческие поручения группам, задумывается новое КТД.

ЧТП

Существует много форм работы с отрядом. Одна из них - чередование творческих поручений (ЧТП). С ее помощью можно разнообразить ежедневную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружить ребят.

В начале смены отряд делится на постоянные группы. Это можно сделать с помощью жеребьевки или игры. Например, с помощью социометрии или игры “лидер”. У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на пять экипажей кораблей. Капитаны встают в ряд и по очереди набирают себе команду. Сначала боцманов, затем лоцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. (Вариации: дерево {корень, ствол, листья, цветок}). Лучше, если не один человек набирает группу, а первый - второго, второй - третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорее всего, получатся равноценными. После деления на группы лучше провести с ними маленькое КТД (творческое дело) или просто дать небольшое задание. И уже потом объявить, что в этом составе группа будет работать всю смену. Пусть ребята выберут название группы, исходя из названия отряда, и командира, который будет следить за тем, чтобы никто в группе не был обижен, чтобы каждый был включен в работу. Также командир отвечает за выполнение поручения. Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если какое-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу через день или каждый день, на ваше усмотрение.

Предлагаем вам следующие поручения по ЧТП:

Группа «Хозяева». Эта группа в течение дня следит за чистотой в корпусе и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде, принимает гостей, если таковые есть.

Группа «Уют». За период своей работы группа «Уют» должна внести какой-либо вклад в оформление отрядного места, сделать его чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.

Группа «Сюрприз». Уже исходя из названия ясно, что отряд не должен догадываться о том, что задумала эта группа. В течение дня, или на вечернем «огоньке» ребята этой группы должны удивить отряд каким-нибудь приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление, или подарки всем - все, что угодно. Может быть, у кого-то день рождения - группа «Сюрприз» должна позаботиться о поздравлении.

Группа «Мастер». Эта группа должна пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят в ходе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.

Группа «Летопись». Чтобы о смене осталась долгая память, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи.

Группа «ЧП». Всех поручений не предугадать. Эта группа выполняет любое возникшее в ходе дня поручение. Готовит дрова для вечернего костра или рисует приветственный плакат к родительскому дню - это должен придумать вожатый.

 

ЧТП - это система работы. Если вы берете эту форму, не забывайте каждый день час-полтора выделять на работу по группам и на каждой утренней планерке напоминайте группам, какое поручение они сегодня выполняют. На вечернем «огоньке» обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания. Если вы решите ввести соревнование в отряде, то работу по ЧТП можно оценивать. Но соревноваться стоит в том случае, если вы можете в итоге что-то предложить ребятам, как-то наградить их в конце смены. Лучше, если ребята будут работать не за баллы, а из интереса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...