Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступление. Немного и биографии




Пабло Пикассо родился 25.10.1881года в г.Малага, Испания, умер 08.04.1973г., в Мужене, французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944года. Учился у своего отца Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-1895гг.), Барселоне (с 1895г.) и Мадриде (1897-1898гг.). С 1904 года почти постоянно жил в Париже. Первые значительные произведения Пикассо относятся к началу 1900годов. Картины Пикассо "голубого периода" (1901-1904гг.), написанные в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зеленых тонов, и "розового периода" (1905-1906гг.), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг), романтической жизни странствующих комедиантов; они исполнены острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолетной гармонии человека с миром ("Старый нищий с мальчиком", 1903г., "Девочка на шаре", 1905г; обе - в Музее изобразительных искусств им.А.С. Пушкина, Москва). Отличающиеся тонкостью цветового строя пластичностью форм и в то же время острой лаконичного рисунка, эти произведения Пикассо отмечены проникновенностью социально-психологической характеристики человека. В 1907 году Пикассо решительно порывает с реалистической традицией мировой живописи (впоследствии же он еще раз будет обращаться к реалистическим приемам, классическим мотивам и темам, парадоксально сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обостренно, в большей мере интуитивно, нежели осознано, ощущая кризис буржуазного общества и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве ценностей, способных противостоять пугающей деятельности, Пикассо подвергает ее в своем творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению. Сознательная деформация натуры ("Авиньонские девушки", 1907г., Музей современного искусства, Нью-Йорк), а так же односторонняя интерпретация системы Сезаина и увлечение африканской скульптурой приводят Пикассо (вместе с Ж.Браком) к созданию кубизма. Разлагая предметы на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объемов, он отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало искусства, заменяя его "активностью" художника, чей субъективный произвол принимает форму геометрической игры отвлеченных элементов, разрушающих чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения Пикассо кубического периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. ("Дама с веером" 1909г.), а в ряде случаев сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910г., Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области фактуры ("Бутылка аперитива", коллаж, 1913г.) и поисками чистой декоративности ("Три музыканта",1921,Музей современного искусства, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве Пикассо возникают неоклассические тенденции (так называемый неоэнгризм); это нашло отражение в таких работах как "Три женщины у источника", 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк), "Мать и дитя" (1922, Художественный музей, Балтимор) иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия (офорт,1931), серия "Мастерская скульптора" (входящая в "Сюиту Волфора", офорт,1933-34). Характерными для неоклассицизма Пикассо являются настроения сказочной идилии, графическое изящество линий. Более реальным представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с конца 10-х гг. образы современников, людей из народа (рисунки "Рыбак", карандаш, 1918, "Отдыхающие крестьяне", перо, 1919 (.Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20-30-х гг., с их безудержной трансформацией "безобразного", "отталкивающего", порой низменно-эротического ("Женщина на пляже", 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в которых Пикассо обнаруживает близость к сюрреализму. Обе линии - гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая - сталкиваются в серии "Минотавроманихия" (Офорт, 30-е гг.),воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с темным, слепоинстинктивным, серия словно проникнута болезненно острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир.

Со 2-ой половины 30-х годов творчество Пикассо все сильнее пронизывают отзвуки современных событий; его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей чаще всего получают метафорическую интерпретацию выражаясь языком мрачного гротеска, и утрированию искаженных, режущих глаз формах ("Плачущая женщина", 1937, собрание Пенроз, Лондон; "Кот и птица", частное собрание, 1939). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-1939гг.). Его искусству этого периода еще не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удается преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачает им в серии "Мечты и ложь генерала Франко" (акватинда, 1937). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно "Герника" (1937, Музей современного искусства, Нью-Йорк), в котором экспрессия манеры Пикассо тех лет достигает своего высшего накала.

В годы 2-й мировой войны 1939-1945 Пикассо остается в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Передовые, гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах: рисунок "Голубь мира" (тушь, 1947), ставший символом движения за мир, панно "Мир" и "Война" (1952, капелла "храм Мира" в Валлорисе). Со 2-й половины 40-х гг. творчество Пикассо особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые живописные произведения, возвращаясь в них к античным реминисценциям, в резко утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (например "Лас Менинас" Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического искусства. Пикассо работает и как скульптор ("Человек с ягненком", бронза, 1944, статуя в Валлорисе), керамист (около 2000 изделий) и очень много как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра и др.) и изобразительных средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется характерная особенность творческого метода Пикассо-принцип серийности (цикл рисунков и литографий "Человеческая комедия", 1953-54 и др.).Новые, иногда загадочные образные метафоры находит Пикассо, продолжая обращаться к своим постоянным, излюбленным темам - цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают женские портреты.

Подробнее хочется написать об одной, на мой взгляд, часто оставляемой вне обсуждений теме, а именно - керамике Пабло Пикассо.

Эту тему часто обходят стороной, ссылаясь на не лучшее качество работ из-за плохой обработки материала. Но все же - это искусство мастера и хочется поговорить на данную тему.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...