Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть II. Интегрированное обучение как перспективная форма организации коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития 13 страница




При ДЦП могут отмечаться и сочетанные речевые нарушения.

Длительное ограничение двигательной активности детей с нарушениями ОДА, их обособленность от среды нормально развивающихся сверстников, гиперопека со стороны родителей, чрезмерная заостренность внимания на своем дефекте – все это предопределяет своеобразие их развития. Определенное сужение источников жизненного опыта, связанное с болезнью, также может отрицательно отразиться на развитии таких детей. Так, при изучении некоторых личностных качеств подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата выяснено, что у многих из них снижены мотивы учебной деятельности. Это проявляется в познавательной пассивности, нерегулярности выполнения учебных заданий, нарушениях внимания при восприятии учебного материала. Многие подростки своеобразно проводят свой досуг – дети меньше читают, играют, гуляют, реже мастерят, общаются с природой. Отмечено, что волевые качества личности (целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, сдержанность) у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно развиты по сравнению с их нормальными сверстниками. Основной причиной указанных отклонений в личностном развитии таких детей является своеобразная социальная позиция больного ребенка или подростка, возникающая в результате неправильного отношения к нему родителей – последние часто не предоставляют ему должной самостоятельности, освобождают его от самых элементарных обязанностей по самообслуживанию, выполнению домашних дел, стремятся удовлетворить любые его желания и капризы. Ребенок привыкает к такой опеке, не научается преодолевать трудности, регулировать свое поведение и действия волевыми усилиями.

3. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей стране имеется сеть специализированных учреждений: поликлиники; неврологические отделения и психоневрологические больницы; специализированные санатории; ясли-сады; школы-интернаты; реабилитационные центры.

Основной контингент детей с тяжелыми нарушениями двигательного аппарата, поступающих в специальные коррекционные учреждения, также составляют дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП).

В специализированных детских садах осуществляется: коррекционное обуче- ние, воспитание; подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Цель воспитания и общеобразовательной подготовки – всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется в специальных школах-интернатах VI вида. Учащиеся специальной школы получают образование в объеме средней школы и профессионально-трудовую подготовку (в соответствии с имеющимися личностными возможностями). Одновременно с обучением и воспитанием в образовательных учреждениях проводится лечебно-оздоровительная работа и восстановительная терапия. Эта работа проводится врачом-ортопедом, методистом лечебной физкультуры, педагогом-дефектологом и логопедом.

В специальные школы VI вида принимаются дети, которые могут самостоя- тельно передвигаться и не требуют индивидуального ухода. Школы данного вида имеют в своей структуре подготовительный класс, куда принимаются дети 7-летнего возраста. В составе школы дети с ДЦП, по возможности, обучаются в отдельных классах. По мере восстановления здоровья, учащиеся (по заключению ПМПК) могут переводиться в массовую общеобразовательную школу. В учреждениях общего образования могут обучаться только дети с нерезко выраженными (либо компенсированными) нарушениями опорно-двигательного аппарата. Помимо возможности самостоятельного передвижения, обязательным условием возможности обучения в массовой школе является сформированность навыков самообслуживания и наличие возможности овладения предметно-практической (включая письменную) деятельностью.

Содержание коррекционно-педагогической работы: целенаправленное развитие познавательной деятельности; коррекция нарушений познавательной деятельности; коррекция высших корковых функций; воспитание нормативных форм поведения и деятельности. Задачи подготовительного класса: выявление состояния интеллекта; подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Коррекционная работа с данной категорией детей не ограничивается лишь развитием моторики. В системе коррекционно-воспитательной работы предусмат- риваются специальные средства развития зрительного восприятия, фонематического анализа, словарного запаса, восприятия и понимания речи, основных умственных действий и операций, формирование пространственных и временных представлений и ориентировок. Важную роль играет логопедическая работа по коррекции произношения и развитию связной речи. Проводится также многоплановая специальная лечебно-коррекционная работа, направленная на развитие двигательной сферы детей, – занятия лечебной физкультурой, специальные подвижные игры, ортопедическая помощь, массаж и пр.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе повседневной жизни и на специальных занятиях по трудотерапии.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями, интересами воспитанников. Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу и другим специальностям. Для лиц с нарушениями ОДА предусмотрены: профессиональное образование, льготное поступление в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Проводится экспертиза трудоспо- собности. При трудоустройстве инвалидов сотрудники учреждений социальной опеки строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК). Лица с нарушениями ОДА имеют возможность (при сохранном интеллекте) овладеть профессиями: программиста; экономиста; бухгалтера; библиотекаря; переводчика и др.

Надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет мне недостатков: сокращенная общеобразовательная программа, нерегулярность домашних уроков, изоляция ученика от общества сверстников, отсутствие возможности профориентации.

Специальными медико-психологическими исследованиями установлено, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, во много раз чаще имеют физическую ослабленность, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам, аллергическим реакциям и др. Для них характерны различные проявления общедвигательной недостаточности, нарушения осанки, тонких дифференцированных движений рук, вестибулярные нарушения. Особенно выражены эти нарушения у детей с ДЦП. Это определяет необходимость проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий: ЛФК, лечебного массажа, физиотерапии, водолечения и др. Эти мероприятия являются одним из важнейших направлений коррекционной и лечебной работы в специальных школах и коррекционных группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ.

4.Современная коррекционная концепция нормализации жизнедеятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает комплексные программы развития личности, основанные на полноценном восстановлении мышц; программы обучения и воспитания, социальной реабилитации.

Психолого-педагогические проблемы коррекционного обучения детей с детским церебральным параличом обусловлены не только тяжестью двигательного дефекта, но и своеобразными особенностя­ми их умственного и эмоционально-волевого развития. Исходя из этого, своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с ДЦП является одним из важнейших звеньев всей системы их реабилитации и социальной адаптации.

Правильно подобранные методы психолого-педагогической помощи с учетом индиви­дуально–психологических особенностей детей оказывают поло­жительное влияние на динамику их интеллектуального и личностного развития.

Психолого-педагогическая помощь детям и подро­сткам с церебральным параличом предполагает сложную систему реабили­тационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции пациента, формирование системы личностных установок и навыков социальной ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможнос­тям ребенка.

Важное значение имеет решение «сопутствующих» задач коррекционной работы: устранение вторичных личностных реакций на физический дефект, на длитель­ное пребывание в стационаре, на хирургическое лечение.

4.1 Эффективность психологической помощи детям с церебраль­ным параличом в значительной степени зависит от качественной психолого-педагогической диагностики.

Процесс психологической диагностики детей с ДЦП включает следующие основные направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных процессов, а также диагностика особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных особенностей.

Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП являет­ся весьма сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей вторичных или сопутствующих – интеллектуаль­ных, речевых и сенсорных – нарушений. Обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ получен­ных данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не толь­ко адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сен­сорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельнос­ти, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на дви­гательные возможности ребенка с ДЦП. Учет физических возмож­ностей больного имеет важное значение при психологическом обследовании. Так, при полной обездвиженности ребенка необходимо укладывать в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление.

Дидактический материал, используемый при обследовании, не­обходимо располагать «в поле зрения» ребенка. Обследование рекоменду­ется проводить в манеже, на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении ребенку придают так на­зываемую «эмбриональную позу» (голову ребенка пригибают к гру­ди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгибают в локтевых суставах и скрещивают на груди). Затем про­изводят несколько «качательных» движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок ук­ладывается на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с песком, резиновых кругов, поясов и т.д.) ре­бенок фиксируется в этом положении. Приспособле­ния для фиксации позы особенно важны при обследовании ребен­ка с гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и др.). При выраженности непро­извольных насильственных движений – гиперкинезов, которые мешают захвату предмета, игрушки, перед началом обследования рекомендуется про­вести специальные упражнения, способствующие уменьшению ги­перкинезов. Например, перекрестные движе­ния с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки.

При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его познава- тельной деятельности необходимо учитывать состояние моторики не только в момент обследования; важно учитывать возраст, когда ребенком стал овладевать теми или иными двигатель­ными навыками (когда начал держать голову, впервые взял в руки игрушку, начал самостоятельно передвигаться). Вторым важным моментом в исследовании двигательных функций у детей с цереб­ральными параличами является оценка их «функциональной при­способляемости» к имеющемуся нарушению развития. У детей с сохран­ным интеллектом она достаточно развита, т. е. ребенок, несмотря на тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабли­вается его удерживать; рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и безымянным пальцами.

4.2 Важное значение при оценке двигательной сферы детей с ДЦП имеет уровневый подход с учетом особенностей клинико-патофизиологической структуры дефектов развития моторной сферы, обусловленных недостаточностью различных отделов нервной системы. Например, при недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразитель­ных движений. При поражении кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий.

Другое важное направление в психологической диагностике психофизического состояния детей с ДЦП – оценка состояния сенсорно-перцептивных функций.

У многих детей, страдающих церебральным параличом, отме­чаются сенсорные нарушения, которые проявляются в недоста­точности зрительного и слухового восприятия, в недостаточнос­ти перцептивных действий.

В отечественной психологии под перцептивными действиями понимают восприятие, направленное на создание образа предмета. Основное свойство перцептивного образа − его предметность, фор­мируется при соотнесении ребенком получаемой им сенсорной ин­формации с действительными качествами воспринимаемого объек­та, для обнаружения которых недостаточно одного созерцания, а требуется практическое взаимодействие с объектом (Ж. Пиаже, 1932).

Опыт работы ведущих специалистов в данной области коррекционной педагогики (О.Г. Приходько, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко и др.) показал, что психорегу- лирующая трени­ровка способствует повышению устойчивости детей к экстремаль­ным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьше­нию эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.

4.3 Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы прояв­ляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме психорегулирующих тренировок для коррекции эмо­ционального напряжения у детей с двигательными нарушениями целесообразно использовать так называемые «психомышечные тренировки».

Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема за­поминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. У детей с ДЦП в сочетании с психическим недораз­витием наблюдаются существенное недоразвитие опосредованно­го запоминания, что обусловлено трудностями смысловой орга­низации запоминаемого материала.

В связи с этим важными направлениями психокоррекционной работы являются:

• Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и ося­зательной модальностях.

• Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запо­минания предметов в процессе игровой и учебной деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием. Их мышление отличается кон­кретностью, невозмож- ностью образования понятий, трудностями пе­реноса и обобщения. Развитие мышления непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направ­лением психолого-педагогической коррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В связи с этим коррекционная работа должна предусматривать решение следующих задач:

• Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.

• Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

• Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.

Важным принципом психологической коррекции детей с ДЦП и психическим недоразвитием является деятельностный подход. Сам процесс психо­коррекции должен проходить в процессе того вида деятельности, ко­торый доступен ребенку с недоразвитием познавательных процессов. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекционную работу необходимо проводить в контексте предметно-практической деятель­ности. Вторым важным принципом является комплексный подход к психолого-педагогической коррекции нарушений развития. Соблюдение этого принципа требует тесного кон­такта психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, воспитателем и родителями. Третьим наиболее важным принципом является иерар­хический принцип коррекции. Психолог и педагог в процессе коррекционной работы дол­жны ориентироваться не только на уровень актуального развития ре­бенка, но и на его потенциальные возможности (зона ближайшего и последующего развития).

В систему коррекционных занятий с дошкольниками с ДЦП входит обязательное обучение детей конструированию и ри­сованию, которые являются основными видами продуктивной де­ятельности в дошкольном детстве. Занятия рекомендуется прово­дить с детьми, начиная с четырехлетнего возраста, а если у ребенка наблюдается сопутствующее интеллектуальное недоразвитие (по типу задержки психического развития), то занятия можно начинать с шести-семилетнего возраста, в зависимости от уровня его умственного развития.

Рассмотрим это на примере формирования конструкционной деятельности дошкольников с ДЦП.

Конструктивная деятельность дошкольника является сложным процессом, который успешно формируется и совершенствуется в данном возрастном периоде. Обучение конструированию способ­ствует умственному развитию ребенка, развивает его способность к дифференцированному анализу предмета, точному разделению целого на отдельные составные элементы, формиру­ет глазомер у ребенка и положительно сказывается на произволь­ной регуляции процессов внимания и памяти.

В конструктивной деятельности детей дошкольного возраста можно выделить такие ее основные формы, как конструирование по образцу, конструирование на заданную тему и свободное конструирование.

При конструировании по образцу детям предлагают построй­ку и указывают на способы ее воспроизведения. Конструирование на заданную тему заключается в том, что ре­бенку указывается лишь общая тема, обычно усвоенная им рань­ше, например: постройка мостов, домов и т. д. При свободном конструировании каждый ребенок сам решает, что он будет делать. Здесь открываются возможности для развития воображения и творчества де­тей, воплощения их собственного замысла в практическую дейст­вительность.

Кроме общепринятых методов, в дошкольной педагогике по­лучил широкое распространение особый вариант − конструиро­вание по моделям. Этот метод обучения является наиболее эффективным сред­ством умственного развития ребенка. В данном методе модель вы­ступает для ребенка в качестве образца, структуру которого ребе­нок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном) и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка «мысленного обследования» образцов-моделей и их сенсорно-мануального обследования с включением не только зрительного, но и осяза­тельного восприятия.Обучение дошкольников с ДЦП рекомендуется начинать с кон­струирования по наглядным образцам и только после этого этапа работы переходить к конструированию по моделям.

 

Контрольные вопросы и задания.

 

1. Дайте определение нарушений опорно-двигательного аппарата; укажите их причины;

2. Назовите и охарактеризуйте основные проявления общедвигательных расстройств.

3. Дайте развернутую психолого-педагогическую характеристику детей с ДЦП. В чем состоят особенности формирования познавательной деятельности детей с ДЦП?

4. Каковы специфические особенности формирования личностной, эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

5. Перечислите основные задачи и направления психолого-педагогической помощи детям с церебральным параличом.

6. Охарактеризуйте содержание психодиагностических мероприятий в работе с детьми с ДЦП.

7. Как организовано обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

8. Охарактеризуйте содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП на примере какого-либо раздела коррекционной работы.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.

2. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. – Раздел V. – Гл.4.

4. Дети с отклонениями в развитии / Авт.-сост. Н.Д.Шматко. – М., 2001.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М., 2001.

6. Мамайчук И.И. Лечебно-педагогическая помощь дошкольникам с детским

церебральным параличом. Методические рекомендации. – Л., 1989.

7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2006.

8. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

9. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Г.И. Турнера. – М., 1987.

10. Шипицина Л.Н. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2005.

 

 

Тема № 14. Организация психолого-педагогической помощи детям и

подросткам с нарушениями эмоционально-волевой сферы

 

Часть I. Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и

подростков

 

Учебные вопросы.

 

1. Типология нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы.

2. Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями

эмоционально-волевой сферы.

3. Психопатия у детей и подростков.

4. Акцентуации характера как фактор, способствующий возникновению эмоционально-волевых расстройств.

5. Дети с ранним аутизмом (РДА).

 

1. Понятиемнарушения эмоционально-волевой сферы в дефектологии определяются нервно-психические расстройства (в основном легкой и средней степени тяжести).*

К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения), ранний детский аутизм.

Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Поскольку процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, очевидно, что неблагоприятные средовые воздействия могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному (искаженному) развитию личности.

Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, любовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «Я» ребенка и внешним миром, и маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих развитие ребенка, уже сама по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов внешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.

2. Реактивные состояния определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Наиболее ярким проявлением реактивных состояний (РС) является синдром гиперактивности, выступающий на фоне «пролонгированного» состояния общей психической возбудимости и психомоторной расторможенности. Причины РС могут быть разнообразны. Так, к травмирующим психику ребенка обстоятельствам относится такое психофизиологическое расстройство как энурез (ночное недержание мочи, сохраняющееся или часто повторяющееся после 3-го года жизни), часто наблюдающийся у соматически ослабленных и нервных детей. Энурез может возникнуть после тяжелого нервного потрясения, испуга, после истощающего организм соматического заболевания. В возникновении энуреза отмечаются и такие причины как конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, слишком глубокий сон и др. Усугубляют реактивные состояния при энурезе насмешки, наказание недоброжелательное отношение окружающих к ребенку.

К реактивному состоянию может привести наличие у ребенка тех или иных физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяжелой формы сколиоза и др.), особенно при неправильном отношении окружающих.

Частой причиной психогенных реакций у маленьких детей является внезапное сильное раздражение устрашающего характера (пожар, нападение злой собаки и др.). Повышенная восприимчивость к психическим травмам наблюдается у детей с остаточными явлениями после перенесенных инфекций и травм, у детей возбудимых, ослабленных, эмоционально неустойчивых. Наиболее подвержены психическим травмам дети, относящиеся к слабому типу высшей нервной деятельности, легко возбудимые дети.

Основным отличительным признаком РС являются неадекватные (чрезмерно выраженные) личностные реакции на воздействия из окружающей (прежде всего, социальной) среды. Для реактивных состояний характерным является состояние психологического напряжения и дискомфорта. РС могут проявляться в виде депрессии (тоскливого, подавленного состояния). В других случаях основными симптомами РС являются: психомоторное возбуждение, расторможенность, совершение неадекватных поступков и действий.

В тяжелых случаях может наблюдаться расстройство сознания (помрачение сознания, нарушение ориентировки в окружающем), беспричинный страх, временное «выпадение» некоторых функций (глухота, мутизм).

Несмотря на различие проявлений, общим симптомом, связывающим все случаи реактивных состояний, является тяжелое, гнетущее психоэмоциональное состояние, вызывающее перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повышенная склонность к аффективным реакциям.

Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями, когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имеющей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят длительный, социально обусловленный характер; они приобретают доминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях. Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). Конфликтные переживания могут возникать у детей, оставленных родителями, усыновленных и в других случаях. Еще одной причиной стойких конфликтных переживаний могут стать уже указанные выше недостатки психофизического развития, в частности, заикание.

Проявлениями тяжелых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм (во многих формах его проявления, включая речевой негативизм), депрессивные состояния; в некоторых случаях следствием конфликтных переживаний становится задержка познавательного развития ребенка.

Стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями (девиациями) поведения. Достаточно часто причиной поведенческих нарушений у данной категории детей является неправильное воспитание ребенка (чрезмерная опека, чрезмерная свобода или, напротив, отсутствие любви, излишняя строгость и необоснованная требовательность, без учета его личностных – интеллектуальных и психофизических возможностей, определяемых стадией возрастного развития). Особенно серьезной ошибкой в воспитании ребенка является постоянное уничижительное сравнение его с детьми, обладающими лучшими способностями и стремление добиться от ребенка, не обладающего ярко выраженными интеллекту- альными задатками больших достижений. У ребенка, достоинство которого унижено и которого часто наказывают, может развиться чувство неполноценности, реакции страха, робости, озлобления и ненависти. У таких, находящихся в постоянном напряжении детей, нередко возникает энурез, головные боли, быстрая утомляемость и др. В более старшем возрасте такие дети могут восставать против доминирующего авторитета взрослых, что является одной из причин антисоциального поведения.

Поделиться:





Читайте также:

A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы.
A) система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений
A) форма систематизации, при которой нормативно - правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативно-правовой акт
A. Дифтерія мигдаликів, тяжка форма
B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.
B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.
ETOKEN ЯК ЗАСІБ ЗАХИСТУ БАНКІВСЬКОЇ ІНФОРМАЦІЇ
I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
I. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДО НАЧАЛА АНКЕТИРОВАНИЯ
I. Показатели контингента обучающихся в образовательной организации






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...