Введение. Приложения
Введение
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.
Задачи:
· Формировать представления об устройстве русской избы;
· Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
· Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источников;
· Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.
· Привлечь родителей в творческо - образовательный процесс.
Вид проекта: исследовательско - творческий, 1 месяц - краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, узкие специалисты, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы,
о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- изготовят макет русской избы;
- будет создан мини-музей «Русская изба».
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Краткое содержание проекта:
1. Беседа «Что такое русская изба? »
2. Рассказ «Как строили дом на Руси»
3. Фотовыставка «Экскурсия в краеведческий музей».
4. ОД «Социально-коммуникативное развитие» «Деревянное зодчество»
5. ОД « Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе»
6. Подбор наглядного материала.
7. Рассматривание старинных предметов домашнего быта.
8. Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок
9. Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы.
10. Рисование узора деревянной резьбы.
11. Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику», «Укрась избушку узором», «Составь узор».
12. Русские народные подвижные игры: «Ворота», «Заплетись плетень»
13. Консультация с родителями: «Мини - музей в детском саду»
14. Изготовление макета «Русская изба» коллективная работа.
15. Презентация проекта.
Форма презентации: Художественно- творческая.
Этапы проекта:
Этапы
| Форма работы
(с наименованием)
| Задачи
| Срок реализации
| Время в режиме
| Место проведения
|
1 этап
| Составление конспекта.
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
|
| 1 неделя
Первый день
| Первая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
Проведение консультации с родителями: «Мини- музей в детском саду»
| Повышать компетентность
родителей
в области истории и культуры русского народа.
| 1 неделя
Первый день
| Вторая половина
дня
| Группа д/с
Воспитатель
|
Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта». Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др. )
| Формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением.
| 1 неделя
Второй день
| Первая половина дня
| Группа д/с эстет кабинет.
Эстет.
|
Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок.
| Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями.
| 1 неделя
Третий день
| Первая и вторая половина дня
| Детский сад, группа.
Воспитатель
Дом
Родители
|
Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы для чтения детям.
| Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках.
| 1 неделя
Четвёртый день.
| Вторая половина дня
| Детский сад, группа.
Воспитатель
Дом
Родители
|
Беседа на тему: «Что такое русская изба? »
Познакомить детей с жилищем русского народа;
| Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке.
| 1 неделя
Пятый день
| Первая полвина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
2 этап
| Рассказ педагога «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы.
| Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).
| 2 неделя
Первый день
| Первая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна)
| Закреплять умение скручивать трубочки (стены – брёвна)
| 2 неделя
Первый день
| Вторая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
Посещение краеведческого музея и совместная с родителями подготовка фотовыставки «Экскурсия в краеведческий музей»
| Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром, умений и навыков практической ориентированной деятельности.
| 2 неделя
Второй день
| Первая и вторая половина дня
| Краеведческий музей.
Дом.
Родители.
Экскурсовод.
|
НОД «Социализация»
«Деревянное зодчество»
| Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества на Руси.
| 2 неделя
Третий день.
| Первая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
Рассматривание образцов резных украшений для деревянных строений
| Формировать умение рассматривать узоры деревянной резьбы.
| 2 неделя
Четвёртый день.
| Первая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
Рисование узора деревянной резьбы
| Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.
| 2 неделя
Четвёртый день.
| Вторая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
Д/и «Построй избу», «Помоги плотнику».
Д/и «Укрась избушку узором», «Составь узор».
| Развивать мелкую моторику рук. Закрепить умение составлять узор из мелких декоративных элементов.
| 2 неделя
Пятый день
| Первая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
НОД « Познание» «Путешествие по русской избе» Формировать представления о традициях русского народа
| Познакомить детей с предметами обихода в избе, с убранством, рассказать о функциях главного в избе - печи.
| 3 неделя
Первый день.
| Первая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель.
|
Физкультминутка «Как в деревне у пруда стоит ладная изба».
| Способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток
| 3 неделя
Первый день.
| Первая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель
|
Изготовление предметов обихода для макета избы (сундуки, столы, лавки, посуда и т. д. )
| Развивать творческие способности у детей.
| 3 неделя
Второй и третий день
| Первая и вторая половина дня
| Группа д/с.
Дом.
ВоспитательРодители.
|
Русские народные п/игры: «Ворота», «Заплетись плетень» Познакомить детей с русскими народными играми.
| Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции
| 3 неделя
Четвёртый и
пятый день
| Первая и вторая половина дня
| Детский сад Группа д/с
Воспитатель
|
Заучивание пословиц, поговорок
| Продолжать знакомить с русским фольклором и воспитывать интерес к нему.
| 4 неделя
Первый день
| Первая половина дня
| Группа д/с
Воспитатель
|
Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей», игры – драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка»
| Обогащать игровой опыт детей
| 4 неделя
Второй и третий день
| Первая и вторая половина дня
| Группа д/с.
Воспитатель
|
3 этап
| Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»
|
| 4 неделя
Четвертый день
| Первая половина дня
| Группа д/с
Воспитатель
|
Презентация проекта детьми. Самооценка результатов реализации проекта.
| Совместное обсуждение полученных результатов ребят.
Положительная динамика взаимодействия с родителями.
Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
| 4 неделя
Пятый день
| Первая половина дня
| Группа д/с
Воспитатель
|
Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: