Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Журналистика в период «оттепели».




В марте 1953 умер Сталин. На июльском пленуме ЦК КПСС развернулась острая критика недостатков и пороков в партийном руководстве, нарушений ленинских норм партийной жизни, которые накопились за предшествующие годы. Также были подняты вопросы о разоблачении культа личности Сталина, ликвидации его последствий. Заговорили о демократизации общественной и партийной жизни. 25 февраля 1956 прошёл XX съезд КПСС. С докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Хрущев (рассказывал о зверствах, кот. творил Сталин).Акцентировалось внимание на необходимости раз и навсегда искоренить культ личности и его влияние на историю, философию, экономику, литературу и искусство. XX съезд стал началом критического переосмысления мировой социалистической практики. Система страха была разрушена. Осуждение культа личности Сталина было воспринято как начало процесса демократизации и свободы. Это существенным образом сказалось и на развитии советской журналистики. После смерти Сталина происходит незначительное общее ослабление цензурных ограничений («Хрущёвская оттепель»). Заметным событием в жизни советской журналистики конца 50-х гг. явился I Всесоюзный съезд советских журналистов. Он состоялся в Москве в ноябре 1959. Главный итог работы съезда – воссоздание творческой организации – Союза журналистов СССР. В приветствии ЦК КПСС 1 Всесоюзному съезду журналистов советские журналисты были названы «подручными» партии. Это, с точки зрения ЦК КПСС, было высшим признанием их заслуг. С октября 1955 начинает выходить ежемесячный ж. «Советская печать», издание газеты «Правда». В ж. публиковались статьи по вопросам советской печати, корреспонденции, очерки, заметки, освещающие деятельность редакций центральных и местных газет и журналов. Большое место отводилось обсуждению творческих вопросов работы журналистов. Разделы: «Трибуна журналиста», «Из истории печати», «Читатели о газетах и журналах». В журналистике наблюдается развитие общественных начал. В журналах «Журналист», «Рабоче-крестьянский корреспондент», в газетах «Правда» и «Известия» много писалось об общественных началах в советской прессе. В СМИ появились многочисленные интересные формы массовой работы. Вошли в практику нештатные отделы, общественные редколлегии, общественные приемные, рабселькоровские посты и авторские советы и многое др. В 1961 система СМИ СССР расширяется за счет еще одного информационного агентства – АПН (Агентство печати «Новости»), созданного несколькими общественными организациями. С первых шагов своей деятельности АПН развернуло большую информационную работу. Оно поддерживало деловые контакты с международными национальными агентствами, издательскими фирмами, радиокомпаниями 110 зарубежных стран. В 85 странах мира АПН имело своих представителей. Из вновь созданных газет особого внимания заслуживают «Советская Россия»(1956) и «Литература и жизнь» (1957, с 1963 – «Литературная Россия»). «Советская Россия» (ежедневная). В газете нашли отражение те новые тенденции в общественно-политической, экономической, социальной жизни страны, которые возникли после XX съезда КПСС. Соперничество с газетами, имевшими многолетний опыт общения с аудиторией, привело к удачным творческим находкам, формированию тематической и жанровой специфики «Советской России». Интересные разделы:, «Любовь моя, Россия», «С блокнотом по РСФСР», «Таланты России». Впервые в центральной прессе появилось периодическое издание, в котором много места отводилось фотожурналистике. Создание сети собственных корреспондентов, частые встречи сотрудников редакции с авторами. «Оттепель» второй половины 50-х гг. принесла серьезные перемены в жизнь страны, наметила новые тенденции в общественных отношениях. «Советская Россия» отводила им специальные подборки, полосы, циклы различных по своим жанрам материалов. Значительно развилась и журнальная периодика: ежегодное увеличивалось число журналов. Появл-ся новые журналы «Партийная жизнь» (решения ЦК КПСС, материалы по актуальным проблемам теории и практики парт.строительства; опыт парт. руководства хоз-вом, организационно-партийной и идеологич. работой), «Вопросы литературы», «Дон», «Урал». СМИ этого периода, особенно журналы, становятся более терпимыми, гуманистичными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в “Правде” и “Известиях”. Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы - прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, В.Дудинцева, А.Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом. Публикация таких произв. сыграла большую роль в демократизации советского общества. Газеты 50-ых г. выходили серыми, печатались мелким шрифтом, было много анонимных публикаций, но вскоре газеты меняют свое лицо. В Жур-ку приходит А. Аджубей. Известный как редактор «Комсомольской Правды» и «Известий». Побывав в Америке, Аджубей привез новый опыт, благодаря ему наши газеты стали качественными и интересными. Появилось больше иллюстраций, матер-лы стали подписываться, стало больше критических статей. Вывел Журку на новый рубеж, это касалось содержания, оформления, значимости и т.д. Он впервые принимал на работу в газету внештатников. Сильно возрастает роль телевизионного вещания. Советское ТВ бурно развивается.Появл-ся первые передачи в цветном изображении, трансляции при помощи спутника. Самой популярной стала информационно-публицистическая программа «Время», появившаяся в январе 1962. Создаются новые типы передач – телевизионные журналы («Знание», «Для вас, женщины», «Молодость») и телевизионные клубы (КВН, Клуб путешественников). В изданиях тех лет обновляется характер социально значимой информации. Начинают писать об освоении целины, первом полете человека в космос («Правда», «Известия», «КП» о Гагарине). Развивается тема коммунизма, пишут и о холодной войне. Несомненно, были и негативные явления журналистского творческого процесса тех лет: коммунистические иллюзии, оторванные от реальности, замалчивание теневых сторон реформирования экономики и сельского хозяйства. В эти годы особой популярностью пользуется публицистика А.Калинина, В.Овечкина, В.Пескова, Г.Троепольского и др. Публицистика Овечкина была посвящена проблемам колхозной деревни. Произв. Овечкина и Троепольского сыграли важную роль в решении сложных проблем сельского хозяйства, публицистически остро подняли вопросы жизни деревни.

15. ток-шоу как тип телепередачи

Ток-шоу— вид телепередачи, в котором один или несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение. Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из Америки и СССР. Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам (с советской стороны). После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей профессий и возраста. Всякий раз передачи поражали широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели приводили к тому, что напряженное коллективное искание истины через диалоги Познера с собравшимися в студии людьми оказывало огромное духовное воздействие на телезрителей. Теперь Владимир Познер, человек, который считается создателем ток-шоу в России, говорит, что «ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение». Жанр ток-шоу возник на американском телевидении в 60-х годах ХХ века, его создателем, как утверждают, был небезызвестный журналист Фил Донахью. Существует легенда: интервьюируя во время прямого эфира гостя своей программы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Тогда он подбежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос к нашему гостю?» У зрителя вопрос оказался, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу. На российском телевидении можно выделить следующие формы телевизионного вещания: программы, художественные и документальные фильмы, в том числе сериалы, а также межпрограммное эфирное пространство, которое составляют анонсы, заставки, ролики и др. Разновидностей ток-шоу существует достаточное множество. Поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям: Телемост Теледебаты Беседа Дискуссия Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи. Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью — Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном ТВ. Теледебаты — вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию эффективное по Э.Берну общение перед экраном). Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. На современном ТВ чаще всего бывает включена в ток–шоу. Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и ее создателя в первую очередь способствуют необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т.д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов. Непременными «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают герои»— люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления — это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителям. С появлением ток-шоу на американском телевидении возникла и особая должность – модератор ток-шоу. Это человек, который занимается «подогревом» аудитории. Он рассказывает о ходе программы, о роли зрителей, пытается призвать людей к диалогу, спрашивает, кто из присутствующих хочет высказаться на предложенную тему, учит обращаться с пультами для голосований, если их используют в программе. Организаторы ток-шоу на российском телевидении активно пользуются услугами модераторов. Помимо общения с аудиторией до начала программы, этот человек присутствует в зале на протяжении всей передачи. Он следит за ходом ток-шоу и первым начинает аплодировать в местах наибольшего эмоционального подъема беседы, он помогает сформулировать мысли желающим рассказать свою историю. На нынешнем этапе ток-шоу относятся к числу самых рейтинговых передач, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории. Для достижения этой цели часто используются способы манипулятивного воздействия ток-шоу на телезрителей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...