Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От новых событий к новым эмоциям: лимбический мозг производит вещества, способствующие закреплению ощущений




 

Лимбический мозг (или мозг млекопитающих) расположен под неокортексом и является наиболее развитой и специализированной частью мозга всех млекопитающих, кроме дельфинов, высших приматов и людей. Лимбический мозг можно также назвать «химическим» или «эмоциональным».

В процессе переживания нового события органы чувств посылают в неокортекс информацию из внешнего мира, которая затем закрепляется в неокортексе в виде нейронной структуры, отражающей ощущение от события. Таким образом, новые ощущения обогащают мозг ещё больше, чем новые знания.

В момент активации новой нейронной структуры, соответствующей полученному ощущению, эмоциональный мозг вырабатывает пептиды. Этот химический коктейль обладает строго определённым составом, отражающим эмоции, которые вы испытываете в данный момент. Как вы уже знаете, эмоции есть результат события; новые события вызывают новые эмоции (которые затем подают новые сигналы новым генам). Таким образом, эмоции дают телу команду сохранить память о событии на химическом уровне, и мы становимся воплощением полученной информации.

Одновременно лимбический мозг способствует формированию долгосрочных воспоминаний: событие запоминается тем крепче, чем легче воссоздаются эмоции, которые мы испытывали в момент его совершения. (Благодаря неокортексу и лимбическому мозгу мы обладаем способностью к декларативной памяти, т. е. можем описать то, что узнали и испытали[25].) Подробнее о декларативной и недекларативной (процедурной) памяти см. рис. 6Б[1].

Ситуации, связанные с эмоциональным напряжением, оставляют в нас глубокий след. Те из нас, кто не миновал уз брака, прекрасно помнят, где они находились и что делали в тот момент, когда получили (или сделали) предложение. Возможно, одним прекрасным летним вечером вы сидели во внутреннем дворике любимого ресторана, наслаждаясь ужином и великолепным закатом; вас овевал лёгкий ветерок, на заднем плане негромко звучали струнные переливы Моцарта… и вот тут-то ваш спутник опустился на одно колено и протянул вам маленький чёрный футляр.

Совокупность всего, что было пережито в тот момент, вызвала крайне нетипичное для вас ощущение. То, что вы увидели, услышали и почувствовали, резко нарушило устоявшееся химическое равновесие, к которому вы успели привыкнуть. В каком-то смысле вы очнулись от транса, в который приводит нас нескончаемая череда рутинных внешних раздражителей, вызывающих предсказуемые мысли и чувства. Всё неожиданное удивляет нас до такой степени, что мы начинаем отчётливее осознавать настоящее.

Если бы у лимбического мозга был свой девиз, он звучал бы примерно так: «Ощущения — телу!»

Если знания предназначены для мозга, а ощущения — для тела, значит, применяя новые знания и создавая новые ощущения, мы учим тело всему тому, что уже усвоили разумом. Знание без ощущения есть чистая философия, тогда как ощущение без знания есть невежество. Вот необходимая последовательность действий: сначала мы получаем знания, а затем проживаем их, т. е. выводим на эмоциональный уровень.

Итак, для успешного изменения жизни нужно сперва получить необходимую информацию, а затем перейти к активным действиям по формированию новых событий, которые вызовут в нас новые чувства. Далее вам потребуется заучить новое чувство и переместить накопленные знания из сферы сознания в сферу бессознательного, а все необходимые для этого ресурсы находятся в третьем мозге, о котором мы сейчас и поговорим.

 

От мышления через действие к бытию: мозжечок — хранилище привычных мыслей, чувств и моделей поведения

 

Помните, мы говорили о том, что зачастую мы не можем сознательно припомнить номер телефона, пин-код или комбинацию замка, однако мы так часто набирали эти цифры, что они сохранились в памяти тела и теперь пальцы сами отыскивают нужную последовательность? Всё это может показаться мелочью. Но вот что важно: если тело помнит о чём-то так же хорошо, как сознание, или даже лучше, если вы можете воспроизвести то или иное действие практически без сознательных усилий, значит, вы настолько хорошо заучили то или иное действие (модель поведения, отношение или эмоциональную реакцию), что оно превратилось в навык или в привычку.

На этом уровне развития навыки становятся состоянием бытия. И здесь задействована третья зона мозга, играющая важнейшую роль в деле изменения жизни, — мозжечок, обитель подсознания.

 

Мозжечок — самая активная зона мозга, которая расположена в задней части черепа. Это центр памяти и микропроцессор мозга. Каждый нейрон мозжечка может образовать минимум 200 000 (до миллиона) связей с другими нервными клетками.

 

Мозжечок отвечает за поддержание равновесия, координацию движений, осознание положения тела в пространстве и за совершение контролируемых движений. В мозжечке хранятся определённые типы простейших действий и навыков, а также зафиксированные на нейронном уровне эмоциональные реакции, мнения, повторяющиеся действия, привычки и обусловленные модели поведения. А ещё там коренятся бессознательные рефлексы и навыки, приобретённые и заученные в течение жизни. Являясь грандиозным хранилищем памяти, мозжечок с лёгкостью «загружает» различные виды усвоенной информации в запрограммированные состояния разума и тела.

Попадая в определённое состояние бытия, мы начинаем запоминать нейрохимический фон новой личности. В этот момент в дело и вступает мозжечок. Он закладывает в подсознание новые программы, соответствующие новому состоянию. Именно мозжечок отвечает за недекларативную (процедурную) память. О процедурном запоминании мы говорим в тех случаях, когда какое-либо действие повторяется столько раз, что становится второй натурой и совершается без участия сознания; мы выполняем его автоматически и затрудняемся объяснить или описать, как именно мы это делаем. В какой-то момент вы почувствуете, что ощущение счастья (равно как и любой другой эмоции, черты характера, модели поведения и способности, на которой вы концентрировались и в которой практиковались в мыслях или в действиях) появляется автоматически. Иначе говоря, вам удалось заучить соответствующую программу, и теперь это неотъемлемая часть вашей новой личности.

Сейчас мы на жизненном примере проследим за тем, как три вида мозга ведут нас от мышления через действие к бытию. Сначала мы разберём, как в процессе осознанных мыслительных репетиций мыслящий мозг (неокортекс) использует полученные знания для активации новых нейронных сетей, из которых затем сложится новый разум. После этого мысль создаёт событие, вызывающее новую эмоцию посредством лимбического (эмоционального) мозга, роль которого мы также изучим. Затем мыслящий мозг и лимбическая система вместе подстраивают тело под новый уровень разума. И наконец, если нам удаётся достигнуть точки слияния разума и тела, мы передаём бразды правления мозжечку, который обеспечивает заучивание новых нейрохимических программ и закладывает в подсознание новое состояние бытия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...