Речи детей раннего возраста
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оглавление
Введение В настоящее время среди большинства родительской общественности отмечается понимание той определяющей роли, какую играет семья в развитии ребенка, в становлении его личности, в формировании его представлений обо всех явлениях действительности, а значит и ценностных установок на всю дальнейшую жизнь. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, подтверждает, что педагогическому просвещению родителей должно уделяться должное внимание, так как педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Возникает не только образовательный, но и социальный запрос на психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей в области взаимодействия с семьей, помощи семье в вопросах развития детей раннего возраста. В ходе динамично развивающихся социально-экономических преобразований, выпавших на поколение родителей детей раннего возраста, проявляется их педагогическая некомпетентность, воспитательная несостоятельность. В законе «Об образовании» РФ зафиксировано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Таким образом, педагогическое просвещение родителей находится в зоне повышенного внимания педагогической общественности. Поэтапно организуется взаимодействие, партнерство педагогов и родителей с целью вооружить семью эффективными приемами воспитания и развития детей. Учитывая актуальность рассматриваемых вопросов формулировалась тема исследования: «Повышение педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста. Объект исследования – процесс повышения педагогической грамотности родителей в области развития речи детей раннего возраста. Предмет исследования – организационно-педагогические условия повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: повышение педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста будет более эффективным, если реализовать следующие организационно-педагогические условия: - повысить уровень педагогической грамотности родителей в области развития речи детей раннего возраста; - вовлечь родителей в реализацию задач по развитию речи детей раннего возраста, обозначенных в образовательной программе ДОО; - обогатить предметно-развивающую среду группы игрушками, развивающими мелкую моторику руки ребёнка раннего возраста. В соответствии с намеченной целью и для проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста. 2. Выявить организационно-педагогические условия формирования педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста. 3. Определить критерии проверки гипотезы. 4. Разработать методические рекомендации по повышению педагогической грамотности родителей. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, тестирование, наблюдение, опрос, методы математической обработки данных. (могут придраться, она спросила, будут они или нет) Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы, исследование изложено на (указать)……, содержит 3 таблицы,1 рисунок. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей раннего возраста, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
На современном этапе проблема повышения компетентности и педагогической грамотности родителей, рассматривается исследователями на основе фундаментальных трудов Л.С. Выготского. Роль семьи, а именно педагогическую культуру родителей не обходят вниманием классики зарубежной педагогики. (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталлоци, Я. Корчак). Педагоги-классики подчеркивают, что народная педагогика обогащает науку о воспитании. (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, Г.Н. Волков, С.М. Михайлов - Яндуш, Г.Т. Тимофеев, И. Я. Яковлев и др.). Основой обеспечения физического, психического, социального благополучия детства является готовность и способность родителей и педагогов проявлять квалифицированную заботу об этом. Обратимся к пониманию ведущего понятия исследования в словарях. Педагогическая грамотность - комплекс знаний, умений и навыков, способность передавать другим освоенные знания и педагогический опыт [Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г.]. Педагогическая грамотность - способность быть посредником между теми, кто создает, хранит и обогащает социально-культурный опыт, и теми, кто нуждается в освоении их достижений. Педагогическая грамотность предполагает знание мотивации субъекта, обусловленной его положением в обществе, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу, умение выбрать формы и методы работы, адекватные поставленным целям и задачам. [Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.]. По мнению И.А.Зимней, педагогическая грамотность родителей – это степень владения родителем элементарных навыков взаимодействия с ребёнком, которые включают представление о возрастных особенностях физического, морально-нравственного и эмоционально-психического развития ребёнка. [ И.А Зимняя]
Рассмотрим понятие педагогическая грамотность в логико – историческом аспекте в таблице 1. Таблица 1 – Понятие педагогической грамотности родителей в логико-историческом аспекте
Таким образом, уже несколько сотен лет ученые, педагоги, воспитатели обращают внимание и разрабатывают научные теории и программы о значимости семейного воспитания и повышения педагогической грамотности родителей. Исследования большинства из них направлены на приоритетную роль семьи в социализации личности, на форме педагогической компетентности. Рассмотрим понятие педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей и педагогическая грамотность. Компетентность - мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений, [? ]. Компетентность — это личные возможности и квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию определенных знаний, навыков; это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности. Компетенция (от лат. соmреtеге — добиваться, соответствовать, подходить) это: а) совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций, Компетенция органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа, а также закрепляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах. Границы компетенции устанавливаются в соответствии с функциями органа управления. б) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом (Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005). Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На этапе развития дошкольного образования актуальной остается проблема психолого-педагогической компетентности родителей. В современном мире прогресс идет огромными темпами и даже для детей предъявляются требования, которые с годами увеличиваются. Поступая в детский сад и в школу, ребенок уже должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками. А это должно быть грамотно удовлетворено со всех сторон, для полноценного развития ребенка как личности. Поэтому семейное образование должно удовлетворять развитию как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер. Компетенция относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводит ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным» [Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние, 2006. - 571 с. С. 74. ]. Компетенция формируется в результате осознанной деятельности. Для овладения компетенцией учащийся (родителей, надо наверно)(она сказала убрать везде учащиеся, руководители, соц.педагоги. должен стать субъектом деятельности. Природа компетенций зависит от контекста деятельности - конкретных обстоятельств. Поэтому для формирования каких-либо компетенций необходимы такие условия, в которых проявляются эти компетенции. Компетенция развивается, отталкиваясь от начального уровня. Компетенция имеет многосторонний, разноплановый и системный характер, она развивается как результат интеграции знаний, умений и навыков. Соотношение понятий компетентность и компетенция большинством авторов определяется следующим образом: компетентность - результат овладения компетенциями; компетентность человека может быть боле или менее высокой, в зависимости от того, сколькими компетенциями он владеет и каков уровень владения ими; компетенция - элемент компетентности, связанный с решением определённой задачи или класса задач; при проектировании компетентности компетенции служат структурными единицами, "кирпичиками", из которых выстраивается компетентность определённой направленности и требуемого уровня; чем сложней ("многозадачней") деятельность, подготовка к которой осуществляется в педагогическом процессе, тем сложней структура компетентности и тем многочисленней и разнообразней компетенции, которыми требуется овладеть. Педагогическая компетентность в отношении развития речи ребенка раннего возраста - это личные возможности использовать совокупность сведений о специфике воспитания и обучения, взаимодействии с ребенком, развития, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностей, о способах, технологиях педагогического воздействия на ребенка с учетом его развития, а так же умений, касающихся постановки задач и организации ситуации; умений, относящихся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия. Кроме того, это способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и способностями ребёнка и игровой, речевой ситуацией. Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и другого происхождения. Рассмотрим педагогическую грамотность родителей. (Определение педагогической грамотности 2-3) Таким образом, наибольшая доля участия родителей в воспитании детей приходится на период раннего детства, когда ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. На этом этапе активно развиваются психомоторные функции, складываются предпосылки к овладению речью, формируется подражательная способность. Итак, задача родителей - стимулировать все развивающиеся функции. Программа такого взаимодействия разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Она может включать в себя выполнение упражнений различных видов, режимные моменты, игры с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям специалистов родители обеспечивают правильное развитие среду дома. Педагогическая грамотность родителей и педагогические компетенции формируются на основе просвещения. Педагогическое просвещение — одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.), предусматривать ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. Выделим формы педагогического просвещения рис.1
Рисунок 1 – Формы педагогического просвещения родителей
Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий: - знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств (что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения в группе, что более всего ценят в людях и т. п.); - личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером; - педагогическая грамотность родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания. Есть родители, не имеющие возможности пользоваться специальной литературой, не владеющие культурой и тактикой общения с детьми с учётом их психологических возрастных особенностей, мало интересующиеся проблемами развития ребёнка ввиду занятости и недостатка времени. Вследствие этого они не могут объективно оценить создавшуюся неблагоприятную ситуацию, правильно отреагировать и вовремя принять соответствующие меры по своевременному развитию речи детей раннего возраста. Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определится с пониманием существенности педагогической грамотности родителей в определение развитие речи детей. Таким образом, проблема педагогической грамотности родителей в развитии речи детей раннего возраста достаточно актуальна, тем не менее, в основном научные исследования и методические разработки посвящены тяжелым и средним нарушениям в развитии ребенка, педагогическому просвещению родителей по развитию речи детей раннего возраста не уделено достаточного внимания. Рассмотрим особенности развития речи детей раннего возраста и организационно-педагогические условия повышения педагогической грамотности их родителей в следующем параграфе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|