Организационно-педагогические условия повышения педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
На основе изучения литературы и опыта работы, мы предполагаем, что повышение педагогической грамотности родителей по развитию речи детей раннего возраста будет более эффективным, если реализовать следующие организационно-педагогические условия: - повышения уровня педагогической грамотности родителей в области развития речи детей раннего возраста; - вовлекать родителей в реализацию задач по развитию речи детей раннего возраста, обозначенных в образовательную программу ДОУ; - обогащать предметно-развивающую среду группы игрушками, развивающими мелкую моторику руки. На основе выделенных условий, считаем рациональным выделение основных компонентов педагогической грамотности родителей по развитию речи: потребностно-мотивационный, информационный, поведенческий. Потребностно-мотивационный компонент отражает направленность личности родителей и оставить к совместным занятиям с детьми, интерес к проблеме развития речи детей раннего возраста, а также осознание потребности в общение с малышом; отражает наличие личностной установки, убеждений, имеющих направленность на приоритеты развития ребенка в семье. Информационный компонент отражает наличие теоретических знаний родителей о проблемах, этапах, свойствах и особенностях развития речи детей, о содержании, способах, приемах, формах организации взаимодействия с детьми. Поведенческий компонент отражает динамический процесс активизации деятельности личности родителей, содержанием которого является наличие способностей к формированию и поддержанию интереса к речевому общению с детьми; показывает осознание значимости своей деятельности с целью соответствовать потребностям; самостоятельное регулирование собственных личностных направленностей на занятие с детьми.
Рассмотрим 1 условие (повышения уровня педагогической грамотности родителей в области развития речи детей раннего возраста) Организационно-педагогическими условиями формирования педагогической грамотности родителей по развитию речи детей выступают: знания о процессах и их развитии, потребность применять имеющиеся знания, активная деятельность по развитию речи ребенка. Данные компоненты раскрываются в процессе совместной деятельности детского сада и семьи, посредством просветительской работы, позитивно-активных мероприятий. В ходе реализации такового взаимодействия родители получат теоретически обоснованные и практикоориентированные инструменты, помогающие эффективному взаимодействию с собственными детьми, сочетающиеся с современным образовательным процессом детского сада, а в итоге способствующие саморазвитию и самообразованию родителей. В процессе организации методически выверенного взаимодействия с родителями развиваются и сами педагоги. В результате формируется единое пространство «семья – ДОУ», все участники которого (каждый соответственно своему уровню) получают мотивацию к саморазвитию. Особое значение в рамках данного подхода необходимо придавать педагогической поддержке и в какой-то мере даже педагогическому сопровождению семьи, как «особого педагогического процесса, обеспечивающего индивидуальное саморазвитие личности». Реализуя такое направление, необходимо придерживаться системы принципов деятельностного подхода в педагогическом просвещении родителей, а именно: принципа психологической комфортности, целостности, деятельности, принципа минимакса, вариативности, непрерывности и принципа творчества. В российской педагогике долгое время преобладали традиционные формы работы с семьей: лектории, научно-популярные статьи и подобное, то есть просвещение через информирование. Современные реалии требуют иных подходов и предоставляют много возможностей разнообразить формы работы с родителями. Это и всевозможные конкурсы, семейные клубы, мастерские, брэйнринги, тренинги и т.д. Особой популярностью пользуются интерактивные методы: деловые игры, проекты, консультации дистанционно в режиме on line. видеокурсы и др., в результате применения которых родители получают знания не в готовом виде, а в ходе размышлений на основе самостоятельного поиска. Под руководством специалистов родители имеют возможность не просто восполнить пробелы в знаниях по развитию и воспитанию ребенка, но и разобраться в конкретных ситуациях, возникших в их семье; проанализировать причины неудач; выработать и закрепить навыки верных действий.
По мнению М. И. Лисиной, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Первая и самая настойчивая рекомендация методистов, педагогов раннего детства – как можно больше и чаще разговаривать («общаться») с детьми (Н. М. Аксарина, 1964, 1977; Г. М. Лямина, 1959, 1960, 1964 и др.). Ничто в жизни и поведении детей не делает для них необходимым употребление речи, лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи – понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но, по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства [Лисина].
В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач (М. И. Лисина). Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослым. I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни. II этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием. III этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество. IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках. При переходе ребенка к новому этапу развития потребности в общении прежние содержания коммуникативной потребности не отпадают. Они выступают теперь как составные элементы нового, более сложного целого. Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Речь возникает лишь как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения ребенка со взрослым, которые встают перед дошкольником на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности и вытекают из более широких жизненно важных для ребенка проблем, связанных с типом ведущей деятельности.
Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку (М. И. Лисина, 1974; С. В. Корницкая, 1973; С. Ю. Мещерякова, 1975 и др.). Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно–личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно–делового общения. Необходимость общения взрослых с детьми раннего возраста характеризуется, таким образом, следующими чертами:- общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;- основным средством общения с окружающими людьми, служит для младенцев категория выразительных движений и поз.В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:- общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;- содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми, этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяет с ней;- ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов с взрослыми;- основным средством общения с окружающими людьми для младенцем служит категория изобразительных движений и позпредметных действие преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью, он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и. весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.Таким образом, на первом году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.Отмечая достоинства инноваций, стоит признать, что охватывают они недостаточную часть родителей, особенно тех, кому действительно необходимо повышать педагогическую грамотность. Но остаются актуальными вопросы педагогического просвещения родителей: с одной стороны нужно готовить воспитателей к продуктивному взаимодействию, партнерству в деле воспитания детей; с другой – пробуждать у родителей понимание того, что для содействия гармоничному развитию своего ребенка, для успешной социализации, для формирования у него представлений о семье, взрослым нужно многому учиться.
Программы, по которым работают в настоящее время детские сады Российской Федерации, согласно действующему законодательству, создаются научными коллективами и педагогами исследователями и в разных вариантах предлагают разнообразные варианты организации педагогического просвещения родителей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Таким образом, успешная работа с ребенком по развитию речи невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей - считает А.Р. Маллер. Так, Г.А Мишина разрабатывала формы совместной деятельности детей раннего возраста и родителей по развитию речи. Она предлагает следующие формы организации: консультативно-рекомендательную; лекционно-просветительскую; организацию «круглых столов», родительских конференций; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия. Т.Н. Волковская считает индивидуальные формы воздействия, в частности, индивидуальное консультирование самыми продуктивными формами работы с семьями. Групповые формы работы представлены у Т.Н. Волковской семинарами-практикумами, которые способствуют овладению более широким кругом знаний по проблеме, а также необходимыми практическими навыками. Мать ребенка с отклонениями в развитии обучается с помощью специалиста определенному набору специальных методических приемов, необходимых для проведения занятий с ребенком в домашних условиях. Е.А. Екжанова рассматривает групповые и индивидуальные формы работы с родителями, имеющими детей с задержкой развития. Существенную помощь родителям оказывают индивидуальные консультации. Хорошо зарекомендовали себя, по мнению Е.А. Екжановой, такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, консультации, психологические тренинги. Следовательно, уровень педагогической грамотности родителей в области развития речи детей раннего возраста и совместная развивающая деятельность родителей и специалистов детских учреждений играют важную роль в эффективном развитии речи. (Она сказала это относится к первому условию) Рассмотрим мнения педагогов на проблему совместного семейного воспитания и развития (таблица 2). Таблица 2 – Взгляды ученых на взаимодействие родителей и детей как педагогическая проблема развития речи.
Таким образом, о содержании, методах и подходах к семейному воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста высказывали в разное время свои взгляды Я. А. Коменский и И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов и Н. А. Добролюбов, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. (вначале 1 условия) Необходимым условием развития речи детей раннего возраста мы также считаем обогащение профессионально-развивающей среды группы игрушками, развивающими мелкую моторику руки Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Интересно увлекательно для детей – игры с игрушками, развивающими мелкую моторику. Рассмотрим наиболее доступные и интересные игры и игрушки для детей раннего возраста, направленные на развитие мелкой моторики рук (таблица 3). Для детей старше года эффективны такие занятия как плетение, лепка из пластилина, игры с конструктором, мозаикой, разрывание бумаги на части, рисование карандашами и пальчиковыми красками. Таблица 3 – Игры и игрушки для развития мелкой моторики рук
Хорошим тренажером является обычный мяч. Это очень ценный тренажер для рук. Мячом можно выбивать игрушки, целиться в корзину, катать по прямой, бросать снизу вверх, назад, играть в футбол. Мячи должны быть разных размеров, разной текстуры: поскольку один мячик малыш может удерживать одной рукой, а при другом – при захвате рукой начинает выскальзывать из руки малыша. Тут и начинается работа над мелкой моторикой рук. Таким образом, доступные по цене и простые в использовании и совместной деятельности с родителями, следующие игры и игрушки: Проанализируем различные игрушки, предлагаемые современным рынком детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей раннего младенческого возраста. Слингобусы, или мамабусы, кормительные бусы – это не только стильный аксессуар для мамы, но и во всех отношениях важная развивающая игрушка для малыша, начиная с самого рождения. Всем кормящим мамам известно, что малыши очень любят что-то «крутить» в своих крошечных ручках. Достаточно полезно маленькому карапузу «покрутить» модный аксессуар современной мамы – и пальчикам полезно, и маме легче. Игрушки-шнуровки. Самые простые шнуровки предназначены для детей в возрасте одного-полутора лет. В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата). Различные деревянные пирамидки. Это – развивающие игрушки, как для развития мелкой моторики, так и логического мышления ребёнка. Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а широховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность малыша. Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. Для самых маленьких это пирамидки с минимальным количеством колец. После полутора лет ребёнок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец. Для детей старше трёх лет созданы сложные виды пирамид, так званые пирамидки-головоломки. Они представляют собой подставки с несколькими стержнями различных геометрических форм, на которые необходимо правильно нанизывать подходящие фигуры. Кубики. Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики. Конструкторы. Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Поэтому, первый конструктор, с которым познакомится ваш ребёнок, должен быть обязательно деревянным. Деревянные детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья. И как бы быстро не развивалась современная индустрия изготовления конструкторов из современных материалов, конструктор, изготовленный из дерева, всегда будет занимать среди них своё достойное место. Как раз такие игрушки рекомендуются детскими психологами и педагогами в качестве первого детского конструктора. Рамки и вкладыши. Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори. Игра строится на сравнении отверстий в рамке и вкладыша. Общим результатом могут быть как просто собранные в рамку фигуры, так и более сложные композиции. Существуют как простые рамки-вкладыши для самых маленьких, так и более сложные для деток постарше. Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Купив магнитную мозаику ребёнку, можно не только занять ребенка полезным занятием, но способствовать таким образом, развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур. Пластилин или тесто для лепки. При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи. Естественно, что малышам не рекомендуется давать обычный пластилин. Поэтому для самых маленьких, начиная с полутора-двух лет, существует специальный пластилин в баночках, «тесто для лепки». Хорошо зарекомендовал себя пластилин Play-Doh фирмы Hasbro. Он приятно лепится, не окрашивает руки малыша, не липнет к рукам и доставляет массу удовольствия не только детям, но и взрослым. Кубы-сортёры – замечательная игрушка для раннего развития ребенка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям малыш развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Малыш должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша. Пазлы. Собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук. Мозаика. Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такую развивающую игрушку можно использовать с года. Главное – обращать внимание на фишки и на возраст ребёнка, для которого предназначена мозаика. Для самых маленьких созданы мозаики с большими яркими фишками и дощечкой больших размеров. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки. Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша. Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль с участием вашего ребенка, но и отлично потренировать пальчики. Целенаправленное использование игрушки для развития мелкой моторики у детей, способствует развитию детей раннего возраста, в том числе развиию речи. Но любая игрушки принесёт мало пользы, если ребенок будет играть с нй один. Лишь благодаря совместному «общему делу» родителей и ребёнка получится хороший положительный результат. Таким образом, мы выделили условия эффективного развития речи ребенка раннего возраста как совместную деятельность с родителями, вовлеченными в реализацию задач по развитию речи детей раннего возраста, высокий уровень педагогической грамотности родителей, использование в развивающих занятиях с детьми раннего возраста игрушек, развивающих мелкую моторику руки. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу педагогической грамотности родителей детей раннего возраста.
1) В 1.3 должны быть все условия по порядку. 1, 2, 3, а там 1 и 3, всё перепутано. 2) Убрать соц.педагогов, учащихся, руководителей. Переправлять на детей, родителей и воспитателе. 3) по этой схеме оно объясняла после таблицы с учёными. 4) Везде подредактировать, очень много переносов. Делать уже чистовик, со всеми требованиями. (сноски, переносы, боковое расстояние, выровнять текст и т.д) 5) Сделать хорошие выводы
6) По стр.31 она сказала вставить про детей от младшего до 3х лет. Что и как у них, как родители работают, что делают и т.д на ваше усмотрение. 7) Схема работы по 2 главе. ЭГ КГ (Примерно) Количество А здесь пашем Качество Здесь мы ничего не делаем 1 условие 2 услолвие – контакт 3 условие – что доступно
В итоге мы выявили, что ЭГ КГ Критерии пров.гипот. ü Пед. Грамм. Родителей в вопросах разв.речи дет. Репродуктивно возрасло ü Взаимодействие родителей с педагогами ДОО ü Пр.р.ср.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|