Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 2.




Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: Пути урегулирования этнических конфликтов на макро- и микроуровне.

 

Тема 6. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения

Лекции - 2 часа

Семинары – 2 часа

Практические занятия – 2 часа

Содержание темы. Влияние этнического контекста на особенности коммуникации.

Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. Модель Г.Триандиса о связи культуры и общения. Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, роли.

Основные определения культуры. Признаки и элементы культуры. Характеристики культуры. Психологическое измерение культур: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/фемининность, избегание неопределенности, дистанция между индивидом и властью (Г.Хофстед). Культурные синдромы (Г.Триандис).

Этно­культурная специфика вербальной и невербальной коммуникации: вы­сококонтекстные и низкоконтекстные культуры. Стили вербального общения: прямой и непрямой; искусный, точный, сжатый; личностный и ситуационный, инструментальный и аффективный.

Культурная обусловленность невербальной коммуникации. Экспрессивное пове­дение (мимика, жесты, позы и т.п.) и культура. Пространственно-временная организация общения в разных культурах. Чувство времени в разных культурах: полихромное и монохромное время.

Универсальные и культурно-специфические аспекты социального поведения. Социотипическое поведение личности (А.Г.Асмолов). Регулятивная функция культуры.

Вина и стыд как механизмы социального контроля. Конформность как регулятор поведе­ния индивида в группе.

Понятия межкультурной адаптации, психологической аккультурации, приспособле­ния к новой культурной среде. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Стресс аккультурации. Индивидуальные и групповые факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.

Социально-психологические аспекты миграции этнических групп. Уровни психологической адаптации мигрантов. Миграция и психическое здоровье.

Дидактические и эмпирические способы подготовки к межкультурному взаимодействию в правоохранительной деятельности.

Методические указания. С каждым годом значительно увеличивается число людей, включающихся в международное взаимодействие. Безусловно, участники международного общения придерживаются в общем-то сходных этических норм и правил, тем не менее, национальные и культурные особенности способны оказаться весьма значимыми для межличностных отношений.

Рассматривая данную тему необходимо иметь в виду, что проявление этнической специфики осуществляется через культуру, поскольку именно культура в той или иной степени определяет поведение людей. Культура – характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Основными элементами культуры, обязательными для рассмотрения являются язык, знания и убеждения, ценности, идеология, которые и составляют содержание культурных измерений.

Культурные измерения – определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой (Г.Хофстеде). Выделяют 6 культурных измерений: индивидуализм-коллективизм, мужественность-женственность, дистанция власти, избегание неопределенности, простота-сложность, открытость-закрытость. Полагают, что, отнеся культуру к какой-либо шкале, можно спрогнозировать поведение ее членов, поэтому на рассмотрении психологических измерений культур в рамках данной темы необходимо сделать особый акцент.

Довольно большой интерес в рамках данной темы могут представлять и межкультурные особенности вербальной и невербальной коммуникации. При этом, в первую очередь, существенной для изучения является аксиома, что этнопсихологические характеристики зафиксированы в языке и фольклоре. В связи с чем именно они и должны быть подвергнуты пристальному рассмотрению. Во-вторых, существует не менее общепринятое предположение о том, что большинство информации при общении передается невербально. Умение «считывать» невербальные сигналы дает человеку некоторые преимущества, поскольку он сможет распознать затруднения, возникающие на уровне отношений в самом их зародыше. В невербальном общении выделяют несколько уровней информации. Первый уровень информации, сообщаемой посредством жестов и позы – это сведения о характере собеседника. Второй уровень информации – это эмоциональное состояние человека. Третий уровень информации связан с отношением к человеку. Именно поэтому умение оценивать этнопсихологические особенности невербального общения является чрезвычайно важно: их переоценка, так же, как и недооценка, лишь препятствуют успешному налаживанию контактов.

Не менее важным в рамках рассмотрения данной темы представляется и вопрос о приспособле­нии к новой культурной среде, поскольку вхождение в новую культуру почти всегда сопровождается неприятными чувствами (культурный шок). Культурный шок – это шок от нового; состояние, испытываемое человеком при контакте с чужеродной культурой. Проблема культурного шока важна и значима потому, что это проблема главным образом личностного роста, ломки жизненных стереотипов, требующая громадной затраты личностных ресурсов.

Основным результатом изучения данной темы должно стать уяснение того, что гармоничное взаимодействие между представителями разных культур возможно только на принципах интеграции.

Вопросы к семинару:

1. Внутренняя структура этнических стереотипов.

2. Этнические предрассудки и этнические предубеждения: сходство и различия.

3. Специфика межэтнических взаимоотношений людей.

4. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты.

5. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов

6. Психологическое измерение культур: индивидуализм/коллективизм, маскулинность/фемининность, избегание неопределенности, дистанция между индивидом и властью (Г.Хофстеде).

7. Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, роли.

8. Невербальное поведение в разных культурах.

9. Концепция культурного шока.

Темы для докладов:

1. Этноцентризм и его виды.

2. Значение социально-психологических феноменов межгрупповой враждебности, внутригруппового фаворитизма и каузальной атрибуции в этнопсихологии.

3. Способы урегулирования межэтнических конфликтов: национальные стили ведения переговоров.

4. «Концепции заговора» и этнический конфликт.

5. Конформность как регулятор поведе­ния индивида в группе.

6. Детский фольклор в разных культурах.

7. Русских национальный характер в языке и фольклоре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...