Методические указания.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Кафедра юридической психологии учебно-научного комплекса Психологии служебной деятельности
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ» Для курсантов (слушателей) факультета подготовки психологов, Обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология» (специализация – социальная педагогика)
МОСКВА – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Вводные методические указания.............................................................................................2 Тематический план по курсу «Этнопсихология»..................................................................3 Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров................................3 Вопросы для подготовки к зачету… ……………………………………….……………...17 Рекомендуемая литература……………………………………………...…………………18
Учебно-методические материалы по дисциплине “Этнопсихология” для курсантов служат организационной основой овладения системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности.
Вводные методические указания Профессиональная деятельность психологов зачастую осуществляется в условиях взаимодействия с отдельными лицами и группами различных национальностей. Это вызывает необходимость изучения своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Недооценка знания национально-психологических особенностей существенно снижает эффективность служебной деятельности. Исходя их этого Учебно-методические материалы курса “Этнопсихология” составлены в соответствии с Рабочей учебной программой и Государственным образовательным стандартом, преподавание и изучение которой во взаимосвязи с другими дисциплинами специализации имеет
целью: - вооружить курсантов системой научных знаний в области теории “Этнопсихологии”; - способствовать формированию у обучаемых необходимых профессиональных качеств; - воспитывать высокую культуру общения и деятельности с людьми разных национальностей. В результате изучения дисциплины курсанты должны: Знать: - основные положения современных теорий этнопсихологии; - системы управления межэтническими конфликтами; - национально-психологические особенности представителей населения как России и стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Уметь: - точно и полно диагностировать причины межэтнических конфликтов, их объекты, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон; - компетентно определять практически стратегии поведения представителей различных национальностей; - выполнять функции посредника на переговорах между представителями различных наций и народностей.
Тематический план по курсу «Этнопсихологии» для курсантов 3 «П» курса факультета подготовки психологов (соц. пед.) во 2 полугодии 2012/2013 учебного года
Тема 1. Предмет, методология и задачи этнопсихологии как науки Лекции - 2 часа Семинары-2часа Практические занятия-2часа Содержание темы. Специфика предмета этнической психологии и других наук. Основные отличия предметов исследования этнической психологии и других наук. Методология этнопсихологии. Методологические подходы к осмыслению сущности, с одной стороны, мотивов и потребностей, а с другой — особенностей волевого поведения представителей конкретной этнической общности. Своеобразие задач этнопсихологии как самостоятельной области знаний. Связь этнопсихологии с другими науками. Перспективные направления этнопсихологических исследований. Методические указания. Данная тема является вводной. При изучении ее необходимо уяснить основные психологические проблемы курса. Слушатели должны помнить, что: 1) каждая наука сформировалась под влиянием потребностей общества и призвана выполнять определенные общественные функции; 2) любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко выделялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования. В историческом процессе развития всего человечества генезис отдельных народов происходит неодинаково в различных регионах земного шара. История каждого народа своеобразна, сложна и противоречива. Закономерно, что не менее сложными и противоречивыми оказывается психологический склад каждого отдельного народа. Он формируется на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических, хозяйственных и иных факторов, в связи с чем обладает весьма устойчивыми свойствами и чертами. Очевидные различия в особенностях поведения, мышления и нравов разных народов давно заинтересовали людей, что в конечном счете привело к возникновению особого направления в этнологии – этнической психологии. Cеминар 1 Вопросы к семинару:
1.Этнический парадокс современности. 2.Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. 3.Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности.
Доклад: Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Практическое занятие 1 к теме 1. Цель занятия – определить роль глобализации в современном мире. Методы и приемы: «мозговой штурм» Учебные вопросы по теме: 1. Рассмотреть положительное влияние глобализации на национальную индивидуальность. 2. Рассмотреть отрицательное влияние глобализации на национальную индивидуальность.
Тема 2. Психологическая характеристика этнических общностей
Лекции - 2 часа Семинары-2часа Практические занятия-4часа Содержание темы. Человечество, общность людей, группа, этнос, нация. Психологическая основа нации. Национальное сознание. Национальное самосознание. Национальная самооценка. Национальные интересы и ценности. Национальная культура. Национальный язык. Национальные отношения, “мы” и “они”. Психологическая защита этноса. Специфика межнациональных отношений людей. Психологические предпосылки целостности нации. Методические указания. Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система порядок.
Психологической основой нации является системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии. его корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса; его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство или как обособление, противопоставление себя другим народам. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации: о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей; национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.
Семинар 1 1. Специфическое проявление самосознания в отношениях с другими нациями. 2. Национальные интересы, отражающие ценности этнической общности. 3. Национальный язык как действенное средство общения, накопленный и выраженный через психологический опыт членов нации. 4. Основные причины национализма и этнического экстремизма.
Доклад: Чувство национального достоинства, как внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|