Тренинг психологической поддержки учащихся
Стр 1 из 9Следующая ⇒
Тренинг психологической поддержки учащихся при подготовке к ЕГЭ Пояснительная записка Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача ЕГЭ. Комплексное психологическое сопровождение учащихся, сдающих ЕГЭ может обеспечить решение задач стоящих перед выпускниками. При этом нужно учитывать, что в современной школе проводить длительные занятия со старшеклассниками часто бывает невозможно по ряду причин. Школьники посещают различные подготовительные курсы, элективные занятия для подготовки к определенному предмету (в рамках школьной программы) и т. д. Действительно, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая подготовка к ЕГЭ? На сегодняшний момент можно выделить три основных компонента психологической подготовки и, вытекающие из них трудности, а именно познавательный, личностный и процессуальный компонетнты. Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков. Личностные трудности, связаны с отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности учащегося, что может приводить к повышенному уровню тревожности, наличию предрассудков о ЕГЭ, неадекватной самооценке. Процессуальные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, с отсутствием навыка четкого порядка действий при сдачи ЕГЭ.
Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Цель: психологическая подготовка выпускников к единому государственному экзамену. Задачи:
Эти задачи могут быть решены с помощью предлагаемой программы по формированию психологической готовности к ЕГЭ. При разработке программы особое внимание уделялось следующим моментам: — созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта учеников и для усложнения и обогащения этого опыта; — органичной взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией; — бережному отношению к личности каждого учащегося, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы. Программа рассчитана на работу с одиннадцатиклассниками в учебных группах по 10–15 человек. Большая часть описанных методов в программе — более или менее известные психологические игры, упражнения, методики, модифицированные для решения поставленных задач. Занятие 1 Что такое ЕГЭ и что он значит для меня? Упражнение «Ассоциации» Цель: сформировать положительное отношение к ЕГЭ.
Цель: группа обозначает все те проблемы, которые возможны при сдаче ЕГЭ. Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет ведущий. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен, школа, репетитор, выпускной, время, учитель, оценка, институт, хорошо, кабинет, армия, профессия, плохо, радость, стресс, эйфория, абитуриент, этап, ответственность, знания, быстрота, нехватка, тревога, точность, аккуратность, отлично…» «Мозговой штурм» Цель: найти для себя смысл в Едином государственном экзамене. Проводится «мозговой штурм» на тему: «Что может мне дать ЕГЭ? ». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня? Упражнение «Мои ресурсы» Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно. Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|