Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Социально-психологическая сущность понятия «этнос» как объекта этнопсихологии




Лекции - 4 часа

Семинары - 2 часа

Практические занятия – 2 часа

Этнос как большая социальная группа и его функции. Психологические основы целостности этноса и психологические детерминанты межэтнических различий.

Культура как основной фактор, определяющий особенности этноса. Признаки и элементы культуры. Организация общения по решению задач, связанных с правоохранительной деятельностью, с учетом концепции культурных измерений Г. Хофстеде и теории культурных синдромов Г.Триандиса. «Социализация» и «инкультурация» как основные способы усвоения личностью особенностей этноса.

Личность в этносе: этническая идентичность. Структура этнической идентичности. Учет характера проявления этнической идентичности (виды этнической идентичности) при решении сотрудниками полиции профессиональных задач. Факторы формирования этнической идентичности. Этапы развития этнической идентичности.

Понятие и функции этнической психики. Структура психологии этноса: системообразующая и динамическая стороны.

Ментальность как интегральный психологический признак этноса. Понятие об «этническом характере». Этнический темперамент, этнические чувства и настроения, интересы и ориентации, этнические традиции.

Виды этнопсихологических особенностей людей: мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые, коммуникативно-поведенческие. Влияние этнопсихологических особенностей на эффективность деятельности.

Способы и приемы управления общением в контексте решения оперативно-служебных задач в соответствии с этнопсихологическими особенностями людей.

Психологическая структура этнического сознания и самосознания.

Методические указания. Изучая данный вопрос, необходимо иметь в виду, что человечество имеет общее происхождение, однако не является однородным. Оно состоит из многообразных социальных групп, взаимодействующих друг с другом, одной из которых является этнос.

Каждый этнос существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей, которая формируется в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в их среде и совершенствуется по мере становления и развития самобытной этнической культуры, языка и психологии. Такова психологическая основа этноса. Одновременно важно разобраться в психологических предпосылках целостности этноса. Всякая общность функционирует лишь до тех пор, пока сохраняется на «мы» и «они». При этом индивиду свойственно оценивать группу, к которой он принадлежит, позитивно – это феномен ингруппового фаворитизма, его обратной стороной является аутгрупповая враждебность. Функцию деления на «мы» и «они» выполняет атрибуция (приписывание социальным объектам – человеку, группе – характеристик, не представленных в ходе восприятия) двух видов: каузальная атрибуция и стереотипизация.

В процессе изучения данной темы необходимо твердо уяснить, что каждый этнос или нация имеют свои психологические особенности, поскольку внутри каждого из них существуют определенные правила функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях.

Культура – характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Основными элементами культуры, обязательными для рассмотрения являются язык, знания и убеждения, ценности, идеология, которые и составляют содержание культурных измерений.

Культурные измерения – определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой (Г.Хофстеде). Выделяют 6 культурных измерений: индивидуализм-коллективизм, мужественность-женственность, дистанция власти, избегание неопределенности, простота-сложность, открытость-закрытость. Полагают, что, отнеся культуру к какой-либо шкале, можно спрогнозировать поведение ее членов, поэтому на рассмотрении психологических измерений культур в рамках данной темы необходимо сделать особый акцент.

В целом структура этнической психики включает в себя две стороны: системообразующую (статическую) и динамическую (функциональную). При таком понимании структуры этнической психики уяснение различий между этими сторонами выступает одним из важнейших вопросов данной темы.

Так к статическим компонентам национальной психики относятся этнический характер (менталитет) и темперамент, этнический склад ума, этнические чувства и настроения, этнические традиции и привычки.

Этнический характер - это исторически сложившаяся система отношений какой-либо этнической группы к различным сторонам окружающей действительности, проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, эмоциональных реакциях и поведении. Характер каждого народа складывается на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических, экономических и иных факторов. В силу неоднозначности данного понятия в настоящее время его подменяют понятием менталитет.

Ментальность – спектр социально-психологических явлений, отображающих духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Дает возможность анализировать психический состав людей в социальном, политическом или этническом контексте. Ментальность охватывает различные уровни социальных целостностей. В зарубежной литературе выделяют три структурных компонента ментальности: эмоциональный (эмотивный), когнитивный (вербальный), поведенческий (конативный). Эмоциональный компонент включает: 1) эмоциональные состояния, предшествующие организации вербального и поведенческого компонентов; 2) переживания, связанные с наиболее важными вербальными элементами. Вербальный компонент состоит из знаний об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся результатом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения. Поведенческий компонент служит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентаций, этнических ценностей.

Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений. Ментальность выступает целостным выражением духовных направлений (не только религии и искусства), специфическим отображением действительности, обусловленным процессом жизнедеятельности этноса в определенном географическом, историческом или культурном пространстве.

Этнический темперамент представляет собой определенный стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части членов данной этнической группы. Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Он является устойчивым феноменом этнической психологии, проявляющимся на протяжении длительной истории у представителей разных поколений одного этноса как устойчивая форма этнического поведения. Он обусловлен устоявшимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования, а не силой нервной системы, ее важностью или возбудимостью.

Этнические традиции и привычки — это сложившиеся на основе длительной практической жизнедеятельности этноса, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы, правила, стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало потребностью каждого члена этнической общности.

Этнический склад ума — это особенности мышления большинства представителей того или иного этноса.

Этнические чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей как к своей этнической общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам. Это производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своему этносу, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным и духовным ценностям. К ним причисляют чувства, выражающие гордость за свой народ, приверженность этническим ценностям. Объективно определяя свою значимость в обществе, включая личные интересы, помыслы и устремления в коллективную деятельность, человек осознает свою ценность в форме чувства собственного достоинства. При этом условия жизни этноса, его быт, культура, обычаи и традиции формируют в психологии этноса особое сочетание чувств. Именно в этой комбинации различных форм чувственного отношения к действительности, а не только в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представителей того или иного этноса проявляются внешние отличия одного этноса от другого.

Динамические компоненты этнической психологии составляют национально-психологические особенности, которые характеризуют своеобразие протекания психических процессов и состояний, специфику взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей конкретных этнических общностей.

Принято считать, что в структуру динамических компонентов этнической психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающего мира.

Не менее важным в рамках рассмотрения данной темы представляется вопрос о функциях этнической психики. Условно их делят на общие и особенные. К общим относятся: когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. К особенным: объективизация этнической специфики; регулятивная; контролирующая (реализуется в форме проявления этнического своеобразия процессов адаптации, стабилизации и стимуляции).

В конечном итоге основным результатом изучения данной темы должно стать уяснение того, какого рода влияние могут оказывать национально - психологические особенности на эффективность деятельности, и преимущественно в контексте современной социально-политической ситуации.

 

 

Вопросы к семинару:

1. Понятийный аппарат этнопсихологии.

2. Понятие «менталитет» и его содержание. Понятие об архетипах и коллективном бессознательном.

3. Концепция Г.Г.Шпета об этническом самосознании.

4. «Социализация», «инкультурация» и «культурная трансмиссия» как основные способы передачи особенностей этноса.

5. Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, роли.

6. Концепция культурного шока.

Темы для докладов:

1.«Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека».

2.«Основные причины национализма и этнического экстремизма». Этнический терроризм.

3.Этнические символы и их функции. Механизмы этнической символизации.

4.Детский фольклор в разных культурах.

5.Русских национальный характер в языке и фольклоре.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...