Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое описание истории перуанских инков




 

Власть инков в том виде, в котором ее обнаружили испанцы, установилась всего лишь за столетие до прихода сюда белого человека. До этого времени под началом инков были разрозненные части этой страны, гораздо меньше той территории, которую в более поздние времена связывали с инками. Почти нет сомнений, что государство было основано на обломках более древнего государства, когда‑то существовавшего в районе Чинча‑суйю. Его власть распространялась на территории, ограниченной озером Чинча‑коча на севере и Абанкаем на юге, и простиралась к Тихому океану в долине Чинча. Это государство представляло собой союз племен под предводительством вождя Пукары в стране Уанка. Часть этого альянса, племя чанка, двигавшееся на юг в процессе всеобщего переселения народов, повстречалось с народом инков или колья‑суйю, который под руководством своего лидера Пачакутика, молодого, но решительного вождя, нанес поражение захватчикам в решающем бою под Куско. Вследствие этого поражения народ чанка покинул своих бывших союзников и примкнул к победителям. Вместе их армии предприняли решительную атаку на союз Уанка и разбили его, завоевав северные регионы Чинча‑суйю. Так центральная часть Перу попала в руки инков.

 

Монархи инков

 

История инков, или, скорее, предание, как мы должны называть ее в свете беспримерного отсутствия оригинальных документальных доказательств, повествовала о династии из одиннадцати монархов начиная от Манко Капака и кончая Уайна Капаком, умершим незадолго до испанского завоевания. Все вместе они правили в общей сложности почти 350 лет. Доказательства того, что эти вожди были правителями, являются самыми надежными, так как их мумифицированные тела хранились в большом храме Солнца в Куско, который мы уже описывали. Там им ежедневно прислуживали так же, словно они были во плоти. Считалось, что их личные стада лам и рабы по‑прежнему принадлежат им, а еда и питье ставились перед ними через установленные промежутки времени. Для них делали одежду, их носили в паланкинах, словно для ежедневного моциона. Через определенные промежутки времени потомки каждого из них устраивали пиры, пользуясь продукцией личного поместья своего предка, мумию которого помещали в центр пирующих и обращались с ней как с самым почетным гостем.

 

Первые Инки

 

После Манко Капака и последовавшего сразу за ним его преемника Синчи Рока (Мудрый вождь) третьим в этом перечне стал Локке Юпанки. Он умер, когда его сын был еще ребенком. Мало что известно о Майте Капаке, который начал свое правление, будучи еще несовершеннолетним. За ним последовал Капак Юпанки, разгромивший Конти‑суйю, где росла тревога за то, что город Куско достиг большого могущества. На Инку и его людей напали, когда они собирались сделать жертвоприношение. Вторая попытка разграбить Куско и поделить добычу и женщин, принадлежавших большому храму Солнца, также закончилась полным поражением алчных захватчиков. Со следующего Инки, с Инки Рока, начинается новая династия, но почти невозможно проследить связь между ней и предшествующей династией. О происхождении Инки Рока не рассказывается ничего, за исключением того, что он утверждал, что является потомком Манко Капака. Рока, вместо того чтобы ожидать нападения в своих собственных владениях, смело выступил против Конти‑суйю на их территории, нанес им решительное поражение в Пуматампу и вынудил платить ему дань. Его наследник Яуар‑Уакак начал похожую военную кампанию против народа Колья‑суйю, в которой ему помогал народ завоеванной страны Конти‑суйю. Но на пиру, который он устроил в Куско перед тем, как выступить в поход, на него напали родственные племена, и он в поисках убежища скрылся в Кориканче, или Золотом храме Солнца, вместе со своими женами. Сопротивление было бесполезным, и Инка вместе со многими своими приближенными был зверски убит. Родственные племена, вторгшиеся в центральную часть Перу, теперь угрожали Куско, и, если бы они быстро продвигались вперед, династия Инков была бы истреблена, а город превратился бы в развалины. Но рядом оказался сильный человек, способный действовать в возникшей чрезвычайно опасной ситуации. Им был вождь Виракоча, избранный голосованием собравшихся воинов Куско. Благоразумно примирив Конти‑суйю и Колья‑суйю, он учредил союз, который не только положил конец всем угрозам вторжения, но и сам стал представлять такую угрозу захватчикам, что они были рады возвратиться на собственную территорию и занять там оборону.

 

Виракоча Великий

 

С Виракочи Великого, или «Богоподобного», начинается период настоящей власти Инков. Он на деле был основоположником расширенного господства Инков. Его избрали Инкой по личным заслугам, и во время своего энергичного правления он смог добиться, чтобы влияние Куско ощущалось в соседних южных регионах. Состарившись, он удалился в свои загородные резиденции в Юкай и Хакихауана и оставил управление царством своему сыну и наследнику Урко‑Инке, слабоумному сластолюбцу, который пренебрегал царскими обязанностями и был смещен своим младшим братом Пачакутиком, знаменитой личностью в истории инков.

 

Кровавая равнина

 

Начало правления Пачакутика стало свидетелем одного из самых кровавых сражений в истории Перу. Асту‑Уарака, вождь племени антауайла в стране Чанка, вторгся на территорию инков и встал лагерем на склонах горы Карменка, возвышающейся над Куско. Пачакутик провел с ним переговоры, но безрезультатно, так как сильный захватчик был полон решимости стереть династию Инков в порошок. Сражение началось быстро. В первый день бой ничего не решил, но на следующий день Пачакутик одержал большую победу: большая часть армии захватчиков осталась лежать мертвой на поле боя, а Асту‑Уарака отступил лишь с пятьюстами приверженцами. Сражение на Яуар‑пампа (Кровавая равнина) было поворотным пунктом в истории Перу. Молодого Инку, раньше известного как Юпанки, теперь стали звать Пачакутик (Тот, кто изменяет мир). Воины южных регионов полностью подчинились ему, толпами приходили предлагать ему свою службу и искали с ним союза и дружбы. Вскоре в его руках оказалась верховная власть над территориями, над которыми его предшественники осуществляли лишь незначительный контроль.

 

Завоевание Среднего Перу

 

Асту‑Уарака, которому объединившиеся племена Чинча‑суйю поручили покорить инков, связал теперь с ними свою судьбу, и завоеватель вместе с побежденными приступил к освобождению региона Чинча‑суйю от тирании союза Уанка. Завоевание южной части этой территории было быстро завершено. В долине Хауха захватчики столкнулись с армией Уанка, которой они нанесли окончательное поражение. Инка пощадил и освободил многочисленных военнопленных. И еще раз, в Тарме, союз Уанка потерпел поражение, после чего все сопротивление, видимо, закончилось. Город‑государство Куско теперь стало главенствующей силой во всем Центральном Перу — а эта территория имела 482,80 км в длину — и являлся чем‑то вроде сюзерена для региона такой же протяженности на юго‑востоке, который вскоре превратился в настоящий доминион.

 

Смешение народов

 

Это завоевание центральной части Перу привело к смешению племен, говоривших на языке кечуа, на левом берегу реки Апуримак с племенами, говорившими на языке аймара, на правом ее берегу, в результате чего более многочисленные кечуа быстро обрели языковое превосходство над своими братьями аймара. Позднее народы Южного и Центрального Перу под предводительством инкских вождей огромной волной переселенцев пронеслись через Серро‑де‑Паско, где почти не встретили никакого сопротивления. И Пачакутик дожил до того, что стал господином во владениях, простиравшихся на тысячу миль к северу, и основателем большой колонии инков южнее экватора, по очертаниям почти совпадающей с границами Республики Эквадор.

 

Две ветви инков

 

Эти завоевания или, скорее, перемещения народов раскололи народ инков на две отдельные части, столицы (центры) которых находились друг от друга на расстоянии почти тысячи миль. Центром северной части был в разные времена то Тумипампа, то Риопампа, то Кито. Политическое отделение этих регионов друг от друга было лишь вопросом времени. Географические условия почти совершенно разделили две части этой империи, между которыми лежала малонаселенная территория протяженностью 400 миль.

 

Законы Пачакутика

 

К своей славе воина Пачакутик присоединил репутацию мудрого и либерального правителя. При нем, вероятно, на месте еще более древней постройки был построен большой храм Солнца в Куско, и он основал в его стенах монастырь, в котором отдельно от всех помещались пятьсот девственниц, служащих богу. Говорят, он также ввел великий церемониал Капак‑коча, во время которого в честь бога солнца приносили в жертву кукурузу, ткани, лам и детей. Он разработал такой порядок, при котором губернаторы были вынуждены периодически проводить перепись населения, находившегося под его началом. Это делалось посредством кипу. Сельское хозяйство пользовалось его особой заботой, и он строго наблюдал за претворением в жизнь законов, связанных с возделыванием почвы, строительством и содержанием складов и зернохранилищ и регулированием труда вообще. Как архитектор он взял на себя задачу лично составить план главных зданий в городе Куско, который был отстроен заново под его руководством в соответствии с образцами, сделанными из глины его собственными руками. Видно, что у него была страсть к порядку, и благодаря ему мы смогли обнаружить строгую систему, регулирующую жизнь перуанцев почти во всех жизненных мелочах, при которой они жили в то время, когда сюда прибыли их завоеватели‑испанцы. Пачакутику также приписывают возведение огромной крепости Саксауаман, которая уже была описана выше. В дальнейшем он учредил рыцарский орден, известный как Ауки, или «Воин», вступление в который дозволялось подходящим претендентам на великом празднике Капак Райми, или Празднике Солнца. Он также дал название последовательности лун и воздвиг колонны на горе Карменка, по которым определяли время сезонного солнцестояния. Короче говоря, установление закона и порядка, существовавших в перуанском обществе, приписывали ему, и мы можем назвать его Альфредом Великим своего народа.

 

Тупак Юпанки

 

Сын Пачакутика Тупак Юпанки в течение некоторого времени перед смертью своего отца действовал как его заместитель. Его имя означает «Яркий» или «Сияющий». Его деятельность простиралась во все уголки владений инков, границы которых он расширил, подавляя мятежи, покоряя племена, не полностью оказавшиеся под влиянием инков, и в целом завершил работу, столь умело начатую его отцом.

 

Виселица

 

Дух жестокости и невоздержанности, неизвестный Пачакутику, был характерен для военных подвигов Тупака. В долине Уарко вблизи Тихоокеанского побережья, например, ему дало отпор местное население, у которого были большие запасы продовольствия и всего необходимого и чей город был прекрасно укреплен и имел выгодное расположение. На холме напротив города Тупак разбил огромный лагерь или, скорее, город, своими очертаниями напоминавший очертания столицы Куско, и здесь он спокойно сидел, наблюдая за постепенной гибелью врага от голода. Эта осада продолжалась три года, пока несчастные защитники города, доведенные до отчаяния нехваткой пищи, не сдались, полагаясь на уверения своего поработителя в том, что они станут частью народа инков, а их дочери — женами молодых инков. После того как сдались их вожди, Тупак приказал массово истребить воинов и видных деятелей из числа гражданского населения. Пришедшие завоеватели‑испанцы еще могли видеть огромные кучи костей, валявшиеся там, где произошла эта бесчеловечная резня, и прозвище Уарко (Виселица) стало неразрывно связано с этой местностью.

 

Уайна Капак

 

Тупак умер в 1493 году, и его преемником стал его сын Уайна Капак (Молодой вождь). На момент смерти отца Уайне было приблизительно двадцать два года, и, хотя усопший Инка назвал своим наследником КапакаУари, своего сына от другой жены, притязания Уайны были признаны законными. Его правление было спокойным, отмеченным мудрыми административными усовершенствованиями и инженерными достижениями. В то же самое время он был занят тем, что удерживал под контролем дикие племена, которые окружали его империю. Он оказывал помощь северной колонии и перестроил Тумипампу, но сам проживал в Кито. Здесь он жил в течение нескольких лет вместе с любимым сыном по имени Тупак Атауальпа (Солнце дает богатство), родившимся от жены более низкого происхождения.

Уайна стал жертвой эпидемии, свирепствовавшей в то время в Перу. Его очень боялись подданные, и он был последним Инкой, чья власть над всей страной была бесспорной. Как и Нецауалькойотль в Мексике, он попытался ввести в Перу поклонение одному богу в ущерб всем другим huacas или святым существам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...