Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 1.




Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения занятия: групповая.

Учебные вопросы по теме: психологическое измерение культур. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации.

Методы и приемы: интеллектуальная разминка, анализ и решение практических ситуаций, тренинговые упражнения.

 

Тема 7. Психологические особенности этносов

Лекции - 4 часа

Практические занятия – 6 часов

Содержание темы. Русские как представители славянского этноса. Национально-психологические особенности русских.

Национально-психологические особенности народов России: представителей тюркской и алтайской групп народов; представителей финно-угорской группы народов; представителей монгольской группы народов; тунгусо-маньчжурской группы народов: представителей народов Северного Кавказа.

Национально-психологические особенности белорусов и украинцев. Национально-психологические особенности народов Прибалтики. Национально-психологические особенности народов Средней Азии. Национально-психологические особенности народов Закавказья.

Сходства и различия в психологических особенностях, культурных привычках, стереотипах поведения различных народов Дальнего Востока. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения китайцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения японцев.

Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения арабов.

Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения американцев (США). Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения латиноамериканцев.

Общее и различное в психологических особенностях, культурных привычках, стереотипах поведения народов Западной Европы. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения итальянцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения французов. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения испанцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения жителей Скандинавии (норвежцев, шведов, финнов). Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения англичан, ирландцев, шотландцев. Психологические особенности, культурные привычки, стереотипы поведения жителей Германии.

Представители еврейской национальности и их национально-психологические особенности.

Методические указания. Очевидные различия в особенностях поведения, мышления и нравов разных народов давно заинтересовали людей. Знание таких особенностей помогает глубже вникать в сущность современных проблем, лучше понимать причину явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил.

Россия одна из самых полиэтничных стран в мире и рассмотреть особенности этнических образов всех народов, ее населяющих не представляется возможным. Поэтому необходимо сосредоточить внимание на ее наиболее многочисленных этнических общностях.

Характеристику этнических общностей целесообразно строить по следующей схеме:

· территория проживания;

· экономический уклад;

· социально-культурные и религиозные особенности;

· общие национально-психологические особенности группы народов;

· национально-психологические особенности этносов внутри групп народов;

· особенности межнационального взаимодействия с конкретными относами.

Например, рассматривая русский народ, следует отметить, что он составляет часть славянской этнической общности. Этнические корни русских следует искать в древнерусской народности, которая сложилась на основе целой группы восточнославянских племен: полян, древлян, волынян, дреговичей, вятичей, кривичей, словен, радимичей, северян и др. Из этих племен сложилась единая древнерусская народность, на основе которой уже позже сформировались близкородственные этносы: собственно русские, белорусы и украинцы. В формировании великорусского этноса большую роль играли постоянное расширение историко-этнической территории русских и ассимиляция ими местных финно-угорских, балтийских и тюркских этнических групп. Эти факторы способствовали возникновению локальных групп русских, различающихся между собой в этнографическом и языковом (диалектном) отношениях, но имеющих общее этническое самосознание и общий русский язык.

Русский характер обусловлен в определенной степени безжалостным авторитарным правлением в течение многих столетий, необъятными просторами России и суровостью ее климата. Под влиянием этих факторов сложились такие важнейшие черты русских, как человеколюбие и терпимость. Каким бы образом ни складывались исторические обстоятельства, русский народ никогда не покидали милосердие и сострадание к человеку, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающим, прийти на помощь нуждающемуся. Загадочность русского характера, как отмечали многие писатели и ученые, состоит не в принадлежности к русской нации, а в «состоянии души».

Отдельным вопросом в рамках изучения данной темы стоит необходимость рассмотрения народов, близких по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития – это украинцы и белорусы.

Кроме того, на территории России проживает более 150 народов, большинство из которых по многим признакам, чертам и численности отличаются от русского народа. Поэтому в условиях полиэтничной России рассмотрение национально-психологических особенностей различных этнических групп, ее населяющих, становится весьма актуальным как для профессиональной деятельности, так и для повседневной жизни. Среди основных этнических групп, населяющих Россию, выделяются:

- тюркские и алтайские народы: татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы;

- финно-угорские народы: мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы;

- представители группы монгольских народов: буряты и калмыки;

- представители тунгусо-маньчжурской группы народов: якуты, ненцы, коряки, ительмены, нанайцы, орочи, чукчи, эвенки, эскимосы;

- народы Северного Кавказа: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины.

А также было бы целесообразно рассмотреть и своеобразие народов ближнего зарубежья, сгруппировав их следующим образом:

· народы Прибалтики: литовцы, латыши, эстонцы;

· народы Средней Азии и Казахстана: узбеки, туркмены, таджики, киргизы, казахи;

· народы Закавказья: грузины, армяне, азербайджанцы;

· представители еврейской национальности.

По аналогичной схеме, а именно: социально-экономические, исторические, культурные факторы, повлиявшие на формирование нации и ее психологических особенностей; мотивационно-фоновые особенности; интеллектуально-познавательные особенности; эмоционально-волевые особенности; коммуникативно-поведенческие особенности; особенности межнационального взаимодействия (учет национальной специфики в общении между нациями), - было бы целесообразно рассматривать и характеристику национально-психологических особенностей этнических групп дальнего зарубежья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...