Техническая диагностика систем
Техническая диагностика – наука о распознавании состояния технической системы. Диагнозис (гр.) – распознавание. Объект технического диагностирования – изделие и его составные части, техническое состояние которых подлежит определению с заданной точностью. Техническое состояние – совокупность свойств объекта, характеризуемая в данный момент времени признаками, установленными технической документацией на объект. Техническое состояние может быть: – исправное-неисправное; – работоспособное-неработоспособное; – функционирующее правильно и неправильно. Диагностирование по алгоритму – это совокупность предписаний с использованием диагностических признаков. Система технического диагностирования – совокупность средств и объекта диагностирования, а также и исполнителей, осуществляющих диагностирование по правилам, установленным соответствующей документацией. Система технической диагностики определяет состояние технического объекта, характер его изменения с течением времени, по определенным диагностическим признакам. Теоретический фундамент технической диагностики – теория распознавания образов, разработка алгоритмов распознавания, создание диагностических математических моделей, устанавливающих связь между состояниями технической системы и их отображением в пространстве диагностических признаков (сигналов). Диагнозы – классы типичных (типовых) состояний. Важная часть распознавания – правила принятия решений (решающие правила). Диагностика в режиме работы объекта называется функциональным техническим диагностированием. Диагностика, когда проводятся тестовые воздействия – тестовая техническая диагностика.
В технической диагностике введено понятие глубины поиска дефекта, задаваемое указанием составной части объекта диагностики, с точностью, до которой определяется место дефекта. Обычно это модуль или блок, иногда даже микросхема (ЛОМИКОНТ). Актуальность технической диагностики подтверждается следующими цифрами: в США исследования показали техническое обслуживание и ремонт самолета в 3-4 раза больше его стоимости, ремонт и обслуживание радиотехнического оборудования – 1200% от его стоимости. В СССР (по 181 г.) ремонтом и обслуживанием металлорежущих станков занимались в 4 раза больше рабочих, чем изготовлением этого оборудования. Стоимость заводского ремонта в ВВС США в 187 г. составила 15 млрд. долл., что в 2 раза больше, чем в 180 г. Тенденция роста убытков, связанных с отказами техники, имеет место во всех развитых странах. Отказы, неисправности, поломки, сбои, ошибки и даже катастрофы – неизбежные факторы, дестабилизирующие процесс нормального функционирования объекта и системы управления. Имеется 3 причины отказов и катастроф: а) применение малоизученных физических явлений для создания изделий; б) несоблюдение принципа системности при проектировании изделий; применение несовершенных и неадекватных расчетных схем; в) "человеческий фактор" в разработке, производстве и эксплуатации изделий ("защита от дурака"). Так, например, недостаточная изученность свойств материалов и несовершенство расчетов привели к катастрофе в США реактивного пассажирского самолета "Комета", который развалился в воздухе. Причина – прямоугольные иллюминаторы, в углах которых возникла концентрация напряжений, что привело к разрушению корпуса самолета. Второй пример. В 167 г. во время наземных испытаний космического корабля "Аполлон" США возникло короткое замыкание в проводе под креслом космонавта – мгновенный пожар в избытке кислорода – погибли 3 человека. В США подсчитано в 156 г., что из-за ошибок рабочих и служащих возникло 2 млн. отказов промышленного оборудования, что стоило 2 млрд. долл. Причина большинства авиакатастроф – "человеческий фактор".
Объективность "человеческого фактора" и необходимость его учета отражена в шуточных законах Мэрфи: 1. Инструмент падает туда, где может нанести наибольший вред. 2. Любая трубка при укорачивании оказывается слишком короткой. 3. После разборки и сборки какого-либо устройства несколько деталей оказываются лишними. 4. Количество имеющихся в наличии запчастей обратно пропорционально потребности в них. 5. Если какая-либо часть устройства может быть смонтирована неправильно, то всегда найдется кто-нибудь, кто так и сделает. 6. Все герметические стыки протекают. 7. При любом расчете число, правильность которого для всех очевидна, становится источником ошибок. 8. Необходимость внесения в конструкцию принципиальных изменений возрастает непрерывно по мере приближения к завершению проекта. Необходимость в разработке научно обоснованных методов технической диагностики и технических средств для реализации диагностических систем и комплексов подтверждают результаты исследований, по которым установлено, что специалист 25% времени тратит на определенные части изделия, где произошла неисправность, 62% – на определение неисправной детали и только 13% времени – на восстановление отказавшей детали. Техническое диагностирование использует технические математические модели. Отличие диагностических моделей от обычных математических моделей, которые отражают номинальный режим функционирования объекта или системы управления состоит в том, что диагностическая модель описывает существенные свойства аварийных режимов, вызванных различными отказами. Объект или система при разработке диагностической модели рассматриваются по следующей схеме (рис. 3.):
Рис. 7. Схема разработки диагностической модели объекта или системы управления Иерархия диагностических моделей (ДМ)
Рис. 8. Иерархия диагностических моделей
Из схемы видно, что диагностические модели могут быть различной сложности: от простых описательных (текст) до математических моделей высокого уровня.
Классификация отказов
а) по степени влияния: полные, частичные; б) по характеру проявления: окончательные, перемежающиеся; в) по степени связи: зависимые, независимые; г) по частоте проявления: однократные, многократные; д) по характеру возникновения: внезапные, постепенные; е) по математическим моделям: параметрические, сигнальные; ж) по видам проявления: обрывы, короткие замыкания, дрейф, переориентация, изменение эффективности. Задачи диагностирования по следующей схеме (рис. 9.):
Рис. 9. Схема диагностирования по отказам
Для диагностики моделей используется (см. классификацию) множество физических видов отказов – диагностических признаков. В качестве прямых диагностических признаков соответствующего отказа используют Dli = li - liном – отклонение диагностического параметра li от номинального значения. Косвенные диагностические признаки оценивают через отклонение величины xвых – выходного сигнала объекта (системы). Разработка диагностического обеспечения системы управления или объекта идет по следующей схеме (рис. 10.):
Рис. 10. Схема разработки диагностического обеспечения системы управления или объекта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|