Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приоритеты в управлении региональным развитием

Принципы управления региональным развитием

 

Разработка принципов управления региональным развитием грунтуется на научном познании объективных закономерностей управления в целом. Методология управления региональным развитием - это совокупность общих принципов и методов планового регулирования развития хозяйства страны, на основе которых разрабатываются государственные задачи и обеспечивается их выполнение.

Развитие науки и. практики управления региональным социально-экономическим развитием требует все более глубокого познания его важных категорий - объективных закономерностей, принципов и факторов. Первичными должны быть такие, которые существуют независимо от сознания человека, объективно необходимые взаимосвязи в региональном социально-экономическом развитии. Наука познает эти закономерности в результате изучения глубинных процессов в региональном развитии.

На основании познания объективных закономерностей регионального развития хозяйства наука разрабатывает принципы политики регионального развития страны. Если закономерности отображают объективную реальность регионального развития хозяйства, то принципы являются отображением этих закономерностей в региональной политике страны.

Суть управления региональным социально-экономическим развитием страны обнаруживается в реализации его организационных и методических принципов.

1. Принцип историзма. Он имеет универсальное методологическое значение, дает возможность объективно оценить относительную целостность, завершенность того ли другого этапа экономического и социального развития регионов страны.

2. Принцип единства региональной политики общества и хозяйственного строительства. Ориентирует на комплексный подход к учету природно-хозяйственных особенностей каждого региона, задач его экономического и социального развития; предусматривает объединение экономических методов управления и местной инициативы, ответственность местных органов управления за комплексное развитие соответствующих регионов.

В обосновании решений социально-экономического развития региона должны учитываться экономические, социальные, экологические, организационные и технические факторы.

3. Принцип комплексности. Отображает объективные процессы общественного разделения труда и региональной интеграции производства, ориентирует на обеспечение комплексно-пропорционального развития хозяйства регионов. Комплексность направлена на подъем общественного производства на качественно новую степень, усиление социальной направленности ее развития, обеспечение полной сбалансированности производственных ресурсов с потребностями хозяйственного комплекса, важное повышение производительности работы, удовлетворение на этой основе потребностей производства и население.

4. Принцип природно-хозяйственной сбалансированности и оптимальности. Означает соблюдение обоснованного экономического соответствия между наращиванием производственного потенциала областей хозяйства страны и разработкой и реализацией мероприятий по охране естественной среды, ориентирует на обеспечение наиболее рационального регионального развития с использованием прогрессивных норм и нормативов, дифференцированных за районами.

5. Принцип приоритетности. Оказывает содействие ран жеванию целей и задач социально-экономического развития региона соответственно пространственной стратегии его комплексного развития и реальных производственно-экономических и ресурсных возможностей, ориентирует на соблюдение социальной направленности использования рекреационных, материальных и финансовых ресурсов, а также средств дальнейшего развития социальной инфраструктуры.

6. Принцип вариантности. Предусматривает необходимость выбора путей достижение целей и решение задач управление региональным развитием, определенные сдвиги в отраслевой и территориальной структурах хозяйства региона, использование его естественных и экономических ресурсов. Варианты регионального развития складываются на основе альтернативности проектированных темпов и пропорций развития областей, гипотез инвестиционной политики, технических и технологических решений в организации производственных процессов, изменений в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими изделиями, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.

7. Принцип согласования интересов местных органов управления с комплексным развитием региона с хозрасчетными интересами предприятий на основе единой ведомственно-территориальной системы стимулирования и ответственности. Предусматривает взаимную экономическую ответственность и взаимные обязательства относительно комплексного развития и функционирования административно-территориальной единицы.

8. П ринцип пропорциональности обеспечение финансовыми ресурсами за уровнями административно-территориальной иерархии и расширения финансово-экономической самостоятельности территориальных единиц нижнего уровня. Основывается на объединении территориального бюджета с внебюджетными фондами комплексного развития, которые формируются за счет деятельности предприятий и средства население.

 

Приоритеты в управлении региональным развитием

 

Практика управления региональным развитием дает многочисленные примеры установления и реализации приоритетов социально-экономического характера. Относительно региона они дают возможность ранжевать цели и задача производственного и социального характера соответственно его территориальной стратегии комплексного развития и производственно-экономических и ресурсных возможностей.

Определение приоритетов - необходимое условие повышения эффективности общественного производства, приближение его территориально-отраслевой структуры к структуре общественных потребностей, ускорение научно-технического прогресса, усовершенствование общественно-хозяйственных, межрегиональных, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых пропорций. Объективная необходимость приоритетности обусловленная разногласиями между возрастанием потребностей и материальными возможностями и условиями их удовлетворения.

Методология выявления и обоснование приоритетов имеет четко выраженный комплексный характер, поскольку ориентирует на охват системно образующих потоков материальных, энергетических, финансовых и человеческих ресурсов, а также прогнозной, программной, управленческой и социально-структурной информации.

Есть несколько признаков классификации приоритетов. Наиболее общая из них - принадлежность к определенной части системы "производство - потребление". В сфере материального производства и в непроизводственной сфере можно выделить такие приоритеты в зависимости от иерархического уровня управления:

общеэкономические,

отраслевые,

внутриотраслевые,

внутрипроизводственные,

территориальные.

Общеэкономические приоритеты. Это приоритетное развитие в определенный период одной из сфер хозяйства страны (материального производства или непроизводственной сферы), одного из его подразделов (производство средств производства или предметов потребления), что опережает возрастание фонда потребление или фонда накопление. К общеэкономическим принадлежат также приоритеты в отдельных фазах воспроизведенного цикла (производство, распределение, обмен и потребление) или межотраслевые.

Хозяйственные приоритеты на высшем иерархическом региональном уровне оказывают содействие:

высокой агрегованости целей, средств их достижения и показателей эффективности;

целевой ориентации непосредственно на конечные хозяйственные результаты и повышение материального и культурного уровня жизни население;

согласованию приоритетов развития структур низших рангов регионального развития;

формированию целей и задач приоритетов на низших уровнях региональной экономической иерархии, которые вместе с тем есть факторами их эффективного функционирования.

Отраслевые приоритеты обнаруживаются в опережающих темпах возрастания одной или нескольких областей. Например, в современных условиях приоритетным есть развитие всех видов транспорта, поскольку он сыграет важную роль в развития современной экономики, обеспечении материального обмена между областями, удовлетворении потребностей населения в перевозках.

Внутриотраслевые приоритеты - преимущественно возрастания отдельных подотраслей в границах определенной области, (например, добывающей или обрабатывающей промышленности, растениеводства или животноводства, жилого или культурно-бытового строительства и т.п.). В промышленности опережающими темпами развиваются, прежде всего базовые области (топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение, химическая промышленность). Одновременно совершенствуются их структура, техническая база, система организации управление производством.

Внутрипроизводственные приоритеты связаны с ускоренным развитием внутрипроизводственных объединений и предприятий, в частности научно-технических подразделов производственных объединений и предприятий. Как завершающие звенья в системе "наука - производство" они значительно влияют на темпы и масштабы реализации научно-технических достижений. Примером внутрипроизводственных приоритетов есть также опережающее развитие вспомогательного и обслуживающего производств. К внутрипроизводственным приоритетам следует отнести также преодоления диспропорций внутри основного производства в некоторых областях.

Территориальные приоритеты связаны с опережающим социально-экономическим развитием одних регионов относительно других. Установление территориальных приоритетов обусловленное разными уровнями социально-экономического развития регионов страны, которые сложились исторически, и необходимостью их сближения. Ускоренное комплексное развитие хозяйства всех регионов с целью сближения уровней их социального и экономического развития - одно из важных задач современного экономического развития Украины.

Важными предпосылками выделения территориальных экономических приоритетов есть естественные условия и уровень обеспеченности трудовыми ресурсами. Так, концентрация на территории любого региона значительных энергетических ресурсов, разных запасов минерального сырья, земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, в объединении с более благоприятной сравнительно с другими регионами демографической ситуацией дают основания к установлению приоритетного развития региона.

Определенные предпосылки нужны также для социальных приоритетов, Последние устанавливаются при достижении в регионе определенного уровня развития продуктивных сил, если созданный экономический потенциал дает возможность ставить задачи относительно решения тех или других узловых проблем повышения уровня жизни население, обеспечение надлежащих условий жизнедеятельности человека.

Важным методологическим аспектом теории приоритетов есть правильное определение целей и функций приоритетного развития. Цели приоритетного развития определяют, исходя из разногласия между возрастанием потребностей и возможностями их удовлетворения. Целые приоритетов - это то, ради чего в конечном итоге устанавливаются приоритеты.

Функции приоритетов - это конкретные задачи, которые надо выполнить для достижения поставленных целей. Есть несколько основных функций приоритетов: устранение диспропорций, которые сложились, и внесение прогрессивных изменений в экономические пропорции и структуру хозяйства; участие в международном разделении труда; обеспечение научно-технического прогресса и сближения уровней социального и экономического развития. Все функции приоритетов в современных - условиях есть исключительно актуальными.

Важной в методологии определения хозяйственных приоритетов есть проблема выбора показателей. Насколько разнообразные приоритеты, их свойства, настолько многочисленные и их конкретные показатели, которые можно поделить на целевые, ресурсные, показатели эффективности и собственной приоритетности.

Целевыми считают показатели, с помощью которых можно определить приоритеты и их альтернативы. Это объемы производства, качественные параметры продукции и услуг, уровни социальных стандартов. Каждая альтернатива может иметь свои количественные величины этих показателей. Сумма вычисленных показателей по всем целям с учетом их приоритетности составляет средний целевой показатель, который дает возможность сравнивать альтернативные варианты.

Ресурсные показатели - это показатели расходования разных видов производственных ресурсов: основных производственных и непроизводственных фондов, капитальных вложений, естественных и трудовых ресурсов. Особое значение имеют показатели использования дефицитных видов ресурсов.

Известно, что в каждый определенный момент объем производственных ресурсов - всегда величина предельная (ограниченная), поэтому подлежит оптимальному распределению. Это объективное обстоятельство имеет своим естественным следствием высокий уровень требований к обоснованию качества израсходованных ресурсов по каждому варианту формирования и реализации целевой программы регионального развития. Как завышение размера ресурсов, так и их занижение против в самом деле необходимых уровней неминуемое поднимают сбалансированность экономики, усложняют ход воспроизведенного процесса, замедляют темпы экономического возрастания. К таким отрицательным следствиям приводит также неправильное определение качества нужных ресурсов, вследствие чего ухудшаются условия функционирования установленных приоритетов, создаются искусственная трудность в обеспечении необходимыми ресурсами. Итак, роль ресурсных показателей и в практике, и в теории есть очень важной.

Показатели эффективности характеризуют хозяйственный эффект в расчета на единицу производственных ресурсов. Как синтез целей, затрат и результатов производства, они являются важной характеристикой экономического возрастания в целом, приоритетного развития областей и районов. Эти показатели нужны для определения и обоснования наиболее рациональных путей решения социально-экономических проблем. Правильное их определение и анализ дают возможность предотвратить непомерное высоким затратам на производство потребительских стоимостей.

Показатели приоритетности характеризуют масштабы и динамику процесса приоритетного развития, а также степень приоритетности. Необходимость в них есть в особенности острой при прогнозировании и планировании пропорций развития хозяйства страны, распределении производственных ресурсов. Показатели приоритетности можно использовать для оценки качества комплексных территориальных программ и их проектов. Применение этих показателей оказывает содействие улучшению перед плановой работы и плановых решений, ориентирует на рациональное использование производственных ресурсов и выполнения назревших задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...