Основные задачи подразделений организации, решаемые в подразделениях организации при осуществлении основных процессов жизненного цикла продукции (этапов петли качества) и процессов СМК.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Подготовка организации к оценочному аудиту Порядок подготовки СМК к оценочному аудиту (сертификации) по требованиям стандартов ИСО серии 9000. Основные задачи подразделений организации, решаемые в подразделениях организации при осуществлении основных процессов жизненного цикла продукции (этапов петли качества) и процессов СМК. Подготовка к сертификационному аудиту по существу начинается с определения политики и целей компании в области качества, и, конечно, выбора сертифицирующего органа. Подготовка систем менеджмента качества предприятий и производств к сертификации по требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 включает в себя разработку, документальное оформление, внедрение СМК предприятия или производства с целью её последующей сертификации. Порядок выполнения работ: · идентификация процессов, необходимых для СМК и их применение в организации; · установление последовательности и взаимодействия этих процессов; · определение критериев и методов необходимых для гарантии эффективности выполнения и управления процессами; · гарантия наличия и доступности ресурсов и информации, необходимых для поддержания и выполнения мониторинга процессов; · проведение мониторинга, измерение и анализ процессов; · внедрение мер, необходимых для достижения запланированных результатов и непрерывного улучшения процессов. Для начала работ по подготовке СМК к сертификации, заявитель заполняет заявку (форма не разработана). Орган оставляет за собой право при определенных условиях потребовать документы, не входящие в этот список. Задача руководства при подготовке предприятия к сертификации систем менеджмента качества — оценить и скорректировать эти процессы в соответствии с предлагаемыми стандартами (например, серии ISO 9000).
Таким образом, на подготовительном этапе компании рекомендуется осуществить следующие действия: · Определить область распространения СМК; · Документировать существующие процессы, создав процедуры, рабочие и должностные инструкции, руководство по качеству; · Установить обязанности и ответственность сотрудников за выполнение конкретных работ; · Провести внутренний аудит и разработать план корректирующих действий для исправления недостатков; · Обучить персонал (ключевых людей) требованиям сертификационных стандартов и ответам на вопросы независимого аудитора; · Провести предсертификационный аудит для проверки готовности предприятия и его подразделений к проведению внешнего аудита. Предсертификационный аудит качества может проводиться в согласовании с органом по сертификации или силами независимых консалтинговых и аудиторских фирм. Особое внимание при подготовке к сертификации систем менеджмента качества и проведении предсертификационного аудита должно быть обращено к анализу документации Основные задачи подразделений организации, решаемые в подразделениях организации при осуществлении основных процессов жизненного цикла продукции (этапов петли качества) и процессов СМК. На этапе разработки СМК служба качества будет выполнять следующие задачи: составление части необходимой документации и оказание консультативной помощи другим подразделениям по данному вопросу, обучение персонала, проведение внутреннего аудита, помощь в решении проблем, связанных с качеством системы, продукции и процессов. Кроме того, и после внедрения СМК необходимо проводить внутренние аудиты, обучение персонала, внедрять современные методы управления качеством, постоянно улучшать систему, стремясь к совершенству, которому, как известно, нет предела.
Обучение персонала Стандарт ИСО 9001 предлагает относиться к персоналу как к важнейшему ресурсу системы. Обучение сотрудников основам менеджмента качества и связанным с ним стандартам ИСО – обязательный этап создания СМК. Он необходим, прежде всего, потому, что персонал предприятия является и составной частью, и разработчиком, и пользователем СМК. Без обученного персонала невозможно ни разработать, ни внедрить, ни поддержать, ни развивать систему. Подготовленный персонал – требование стандартов ИСО 9000. Обучение персонала может осуществляться несколькими способами: с привлечением консультантов; силами высшего руководства предприятия и внутренних аудиторов.
Стандарт ИСО 10015 предлагает следующую схему обучения персонала При определении потребностей в обучении в сфере менеджмента качества необходимо учитывать такие факторы, как: - степень подготовленности персонала, - этап разработки СМК, - требуемый уровень специалистов, - степень участия персонала в разработке СМК. Необходимость комплексного отношения к обучению персонала обусловлена не только требованиями самого стандарта ИСО 9001, но и необходимостью преодоления некоторых барьеров, к которым относится, в частности, негативное отношение персонала к изменениям. Обучение является одним из мягких способов вовлечения персонала в деятельность. При этом обучение должно проводиться шаг за шагом, основываясь на определении групп персонала, задействованных на каждом этапе разработки и внедрения, их потребности в обучении. Задачи обучения в области обеспечения качества состоят в том, чтобы; • довести до каждого работника в приемлемой для него форме политику объединения в отношении качества; • ознакомить персонал с принципами и структурой системы качества объединения; • обеспечить овладение персоналом знаниями, методами и навыками. необходимыми для правильного выполнения работ в соответствии с требованиями действующей в объединении нормативной, конструкторской, технологической и другой документации, в том числе документации по системе качества. Программы обучения: Для формирования единого подхода и понимания конкретных задач целесообразно разрабатывать целый ряд программ обучения, которые должны адаптироваться к потребностям конкретного предприятия и конкретной группы персонала. Программа занятий: 1. Качество продукции. Основные понятия, термины и определения. Рассматривались понятия: качество, система качества, проверка системы качества, сертификация продукции и системы качества; 2. Краткая характеристика комплекса международных стандартов серии ИСО 9000. Рассматривались: предпосылки создания стандартов, основные принципы, сертификация системы качества по ИСО 9000; 3. Политика предприятия в области качества. Стадии жизненного цикла продукции, этапы формирования и обеспечения качества. Рассматривались вопросы: определение политики качества высшим руководством, ответственность руководства, этапы обеспечения качества (петля качества);
4. Структура системы качества. Распределение ответственности полномочий в системе качества. Документация системы качества. Рассматривались вопросы: структурная схема и матрица ответственности, общее руководство по качеству, стандарты предприятия по системе качества. Последовательность обучения: В разработке СМК можно условно выделить несколько основных этапов работ: - оценка степени соответствия существующей СМ требованиям МС ИСО 9001, - определение основных процессов СМК и определение состава документации, - разработка документации (в том числе Политики и целей в области качества), - внедрение СМК, организация внутреннего аудита, подготовка аудиторов, - подготовка СМК к сертификации, демонстрации соответствия. Исходя из этого, весь персонал предприятия можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это высшее руководство, внутренние аудиторы и ответственные разработчики документов СМК. Для реализации еще одного принципа менеджмента качества – «вовлеченность персонала» – всех остальных участников процесса внедрения СМК мы разделим по административному признаку: руководители среднего уровня и рядовые сотрудники, умышленно не выделяя отдельно ИТР или рабочих, поскольку весь персонал, деятельность которого влияет на качество продукции, должен быть осведомлен «о месте и важности его деятельности и о своем вкладе в достижение целей в области качества». Последовательность обучения: 1. Высшее руководство; 2. Уполномоченных по качеству 3. Разработчики документации; 4. Внутренние аудиторы; 5. Руководители среднего уровня; 6. Рядовые сотрудники. 1) Главное в подготовке высшего руководства заключается в том, чтобы оно поняло основные принципы системы качества и приобрел умение принимать эффективные решения, касающееся ее разработки, внедрения и функционирования. Деятельность руководства должна быть ориентирована на формирование политики в области качества и создание надлежащих условий для ее реализации. Обучение руководителей высшего звена должно занимать ключевое место и проводиться в первую очередь. Основной целью обучения высшего руководства является ознакомление с философией менеджмента качества и требованиями ИСО 9001. В обучении обязательно должен участвовать руководитель организации. Кроме ознакомления с базовыми понятиями в области СМК, обязательно проводятся практические занятия, на которых участники обучения используют полученные знания применительно к своей организации. Желательно поручить проведение такого обучения компетентным специалистам в области качества, лучше приглашенным со стороны. В ходе обучения высшего руководства закладываются базовые положения СМК: · Разрабатываются основные положения Политики и целей в области качества; · Определяется состав и структура процессов СМК; · Разрабатывается матрица распределения ответственности и полномочий в СМК, которая представляет собой перечень процессов СМК и ответственных за их реализацию. При этом для каждого процесса определяются: владелец процесса, руководитель процесса, исполнители и участники процесса. Упор в ходе обучения делается на самостоятельную работу участников обучения, при этом проводящий обучение специалист задает нужное направление. 2) Следующая фаза обучения – обучение уполномоченных по качеству. Обучение целесообразно проводить на конкретных примерах с выполнением по итогам обучения курсовых работ по разработке документации СМК (соответствующих разделов руководства по качеству, документированных процедур, рабочих инструкций и т.д.). 3) Обучение разработчиков документации СМК проводится среди представителей подразделений и служб организации. Выбор участников обучения осуществляется с учетом опыта работы в организации и уровня осведомленности о положении дел в ней на текущий момент. Как и в случае с высшим руководством, желательным является поручить проведение такого обучения компетентным специалистам в области качества. Для группы разработчиков документации СМК проводится семинар, цель которого – обучение основным принципам менеджмента качества и детальное рассмотрение требований стандарта ИСО 9001, поскольку разработанные документы должны подтверждать выполнение требований самого стандарта. Отличия в уровне компетентности персонала различных подразделений могут определять степень подробности документов. Документация является не только средством описания порядка работ, но и предоставляет возможности для обучения персонала, объяснения тех изменений, которые связаны в целом с внедрением СМК. 4) Обязательной фазой обучения является подготовка внутренних аудиторов. Обучение внутренних аудиторов проводится специализированными фирмами, имеющими разрешение на проведение такого обучения. Перед проведением обучения внутренних аудиторов следует предварительно обсудить с фирмой, проводящей обучение, возможность проведения учебно-показательных аудитов в организации. Это позволит внутренним аудиторам на примере познакомиться с методами и порядком проведения аудиторских проверок, что является едва ли не более важным, чем теоретическое обучение внутреннему аудиту. Обучение внутренних аудиторов целесообразно проводить после того, как будет разработана документация СМК, которая, в свою очередь, послужит своеобразным материалом для обучения внутренних аудиторов. На этапе внедрения документации СМ качества необходимо обучение как руководителей среднего уровня, так и рядового персонала. Для того чтобы охватить наибольшее количество персонала в короткие сроки наиболее эффективна система каскадного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|