Цели и основные этапы разработки и внедрения СМК
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Создание системы менеджмента по международному стандарту позволит организации выйти на новый уровень развития: модернизировать организационную структуру управления и увеличить ее эффективность, повысить уровень качества и безопасности услуг и продукции, а также качество обслуживания и сервиса клиентов, выпускать продукцию ожидаемого потребителем качества, повысить объемы сбыта продукции и услуг, стать предпочтительным поставщиком известных компаний. Разработка системы менеджмента под конкретное предприятие предусматривает учет его особенностей и делает возможным снижение затрат, помогает увеличить число постоянных конечных клиентов, а также быстро реагировать на колебания рынков. Внедрение системы менеджмента дает возможность компании добиться повышения производительности и эффективности своей деятельности, оптимизации вложений и использования затраченных ресурсов, повышения конкурентоспособности, увеличения привлекательности для внешних инвестиций и др. Разработка и внедрение системы менеджмента – это длительный и сложный процесс, он зависит от множества факторов, таких как понимание и подготовленность руководителей компании на всех уровнях, вовлеченность персонала, особенности технологии производства и т.п. Основные этапы внедрения и разработки СМК в организации В различных организациях разработка и внедрение СМК занимает от 9 месяцев до 18 месяцев. На продолжительность разработки и внедрения СМК организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, численность и структура организации. Разработка и внедрение СМК состоит из следующих этапов:
- Принятие высшим руководством организации решения о создании СМК; - Анализ исходного состояния СМК, составление плана организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению СМК - Поэтапное обучение персонала организации (в соответствии с планом обучения) - Разработка документов СМК: Матрицы распределения полномочий и ответственности, Политики в области качества, Целей в области качества, Должностных инструкций, Положений о структурных подразделениях, Перечней, Документируемых процедур управления (обязательных по ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и по необходимым процессам), Руководства по качеству и др. - Проведение внутренних аудитов СМК - Выполнение КД и ПД - Сертификация СМК Некоторые этапы осуществляются параллельно. Обучение персонала: Обучение сотрудников основам менеджмента качества и связанным с ним стандартам ИСО – обязательный этап создания СМК. Он необходим, прежде всего, потому, что персонал предприятия является и составной частью, и разработчиком, и пользователем СМК. Без обученного персонала невозможно ни разработать, ни внедрить, ни поддержать, ни развивать систему. Подготовленный персонал – требование стандартов ИСО 9000. Обучение персонала может осуществляться несколькими способами: с привлечением консультантов; силами высшего руководства предприятия и внутренних аудиторов. При определении потребностей в обучении в сфере менеджмента качества необходимо учитывать такие факторы, как: - степень подготовленности персонала, - этап разработки СМК, - требуемый уровень специалистов, - степень участия персонала в разработке СМК. Необходимость комплексного отношения к обучению персонала обусловлена не только требованиями самого стандарта ИСО 9001, но и необходимостью преодоления некоторых барьеров, к которым относится, в частности, негативное отношение персонала к изменениям. Обучение является одним из мягких способов вовлечения персонала в деятельность. При этом обучение должно проводиться шаг за шагом, основываясь на определении групп персонала, задействованных на каждом этапе разработки и внедрения, их потребности в обучении.
Задачи обучения в области обеспечения качества состоят в том, чтобы; • довести до каждого работника в приемлемой для него форме политику объединения в отношении качества; • ознакомить персонал с принципами и структурой системы качества объединения; • обеспечить овладение персоналом знаниями, методами и навыками. необходимыми для правильного выполнения работ в соответствии с требованиями действующей в объединении нормативной, конструкторской, технологической и другой документации, в том числе документации по системе качества. Для формирования единого подхода и понимания конкретных задач целесообразно разрабатывать целый ряд программ обучения, которые должны адаптироваться к потребностям конкретного предприятия и конкретной группы персонала. Для того чтобы внедрить смк в процессы организации необходимо обучить персонал и в последующим проверять, используются ли приобретенные знания и документы смк в работе. Цель обучения: Передать сотрудникам Заказчика теоретические и практические знания в области менеджмента качества, обучить персонал применять полученные знания в конкретных условиях, самостоятельно выполнять необходимые работы по созданию и внедрению СМК, а затем управлять ею. В процессе внедрения смк в организации проводятся: · доведение до сведения персонала требований, установленных в разработанных документах СМК, ответственности, полномочий; · реализация на практике требований, прописанных в документах СМК; · отработка на практике процессного подхода; · мониторинг и измерение процессов.
Внутренний аудит СМК Внутренний аудит является одним из инструментов менеджмента для мониторинга и проверки результативности внедрения и функционирования системы. Внедрив систему менеджмента, руководство организации должно интересоваться, как она функционирует, где происходят сбои в системе, и оценивать её результативность. Целью проведения внутренних аудитов является проверка того, что система менеджмента:
а) соответствует установленным требованиям, б) результативно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Таким образом, объектом внутреннего аудита является вся система менеджмента, а не деятельность конкретных сотрудников организации. Аудит ПЕРВОЙ стороной (внутренний аудит): Это аудит, проводимый организацией у себя же, т.е. внутренняя проверка, требующая от организации обследования ее собственных систем, процедур и работ, чтобы удостовериться в их адекватности и соответствии. Он представляет руководству информацию о том: • выполняются ли его приказы, распоряжения, директивы, • так ли система действенна и результативна, как ей следует быть, • где система даёт сбои. Внутренний аудит позволяет обеспечить "каналы связи" по всей организации и выявить возможности улучшения. Внутренний аудит производится необязательно на одной площадке. Внутренние проверки могут проводиться, например, в филиалах. План аудита - описание видов деятельности и мероприятий аудита. (План аудита составляется для каждого конкретного аудита). План аудита должен включать: • цели и критерии аудита; • объем аудита, включая указание должностных лиц, подразделений и процессов, подлежащих проверке; • дату и место проведения аудита. • время и место проведения мероприятий, связанных с аудитом, в том числе вступительного и заключительного совещаний. Вопросник: Аудитор должен избегать наводящих вопросов, несущих в себе готовый ответ. Наводящий вопрос может применяться лишь для проверки или подтверждения установленного факта. Этой же цели служат закрытые вопросы, ответы на которые предполагают только «да» и «нет». Следует с осторожностью задавать вопросы, начинающиеся с «почему», поскольку в них может прозвучать критика или неодобрение. Вступительное совещание проводится, чтобы: • познакомить команду аудиторов с представителями проверяемого подразделения, • согласовать (подтвердить) план аудита,
• определить, что требуется от персонала подразделения во время проведения аудита, • убедиться, что для аудиторов назначены сопровождающие лица, • ответить на вопросы со стороны проверяемого подразделения. Вступительное совещание проводится сразу после прибытия аудиторской группы в проверяемое подразделение и до начала аудита. На совещании присутствуют все члены аудиторской группы, руководитель и представители проверяемого подразделения. Ведёт совещание руководитель группы аудиторов. Рекомендуется на вступительном совещании чётко определить роли сопровождающих, особенно если процедурой по внутреннему аудиту предусмотрена подпись сопровождающего на акте о несоответствии. В ходе совещания руководитель аудиторской группы должен сообщить дату, время и место проведения заключительного совещания и дать возможность представителям проверяемого подразделения задать вопросы. Подготовка отчета по аудиту: Отчет (или акт) по результатам аудита составляет руководитель аудиторской группы с помощью остальных членов группы. Отчёт должен быть написан сразу после проведения аудита на объекте. Системы отчетности различны в разных организациях и могут представлять собой просто набор актов о несоответствиях/замечаниях или подробное описание функционирования системы менеджмента на проверенном объекте. Какая бы система не использовалась, необходимо, чтобы содержащаяся в отчете информация: · Была основана на фактах и не содержала субъективных измышлений аудиторов, · Была доступно изложена и понятна тому, кому она адресована, · Содержала ссылки на конкретные документы, Отчет должен содержать: · цели, объём и критерии аудита; · даты и места, где проводился аудит, имена участников аудита; · описания несоответствий или ссылки на соответствующие акты, приложенные к отчету; · заключение по результатам аудита; Целесообразно, чтобы в отчете был отражен положительный опыт, относящийся к функционированию системы менеджмента на проверенном объекте. Это важно для его обобщения и распространения в организации. Утверждение и рассылка отчета по аудиту должны осуществляться в соответствии с процедурой по внутреннему аудиту, в которой должны быть определены сроки представления, порядок анализа, согласования и утверждения отчёта, адресаты для рассылки отчета.
Анализ данных. Улучшение
Решения основываются на анализе данных, полученных в результате измерений, и информации, собранной согласно рекомендациям настоящего международного стандарта. Решения, основанные на фактах, требуют использования результативных и эффективных действий, таких, как:
- применение утвержденных методов анализа; - применение соответствующих статистических методов; - принятие решений и действий, основанных на результатах логического анализа, уравновешивающего опыт и интуицию. Анализ данных может помочь установить первопричину существующих потенциальных проблем и, следовательно, способствовать принятию решений по корректирующим и предупреждающим действиям, требующимся для улучшения. Для результативной оценки руководством деятельности организации в целом необходимо обобщить и проанализировать данные и информацию, полученные от всех подразделений организации. Деятельность организации в целом надо отражать в форме, удобной для различных уровней руководства. Улучшение: Организация должна постоянно улучшать эффективность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства. Для результативной оценки руководством деятельности организации в целом необходимо обобщить и проанализировать данные и информацию, полученные от всех подразделений организации. Деятельность организации в целом надо отражать в форме, удобной для различных уровней руководства. Результаты такого анализа могут быть использованы организацией для установления: · тенденций; · удовлетворенности потребителей; · удовлетворенности других заинтересованных сторон; · результативности и эффективности процессов; · вклада поставщиков; · успешного достижения целей по улучшению деятельности; · экономических аспектов качества, финансовых и рыночных показателей; · сравнимости своей деятельности с лучшими достижениями; Конкурентоспособности. Руководству следует постоянно стремиться к улучшению результативности и эффективности процессов организации скорее, чем ожидать появления проблемы, чтобы выявить возможности по улучшению. Организации необходимо располагать процессом определения и менеджмента деятельности по улучшению. Эти улучшения могут привести к изменениям в продукции или процессах и даже в системе менеджмента качества или в организации. Постоянное улучшение деятельности организации: Для обеспечения структуры деятельности по улучшению высшему руководству необходимо определить и внедрить процесс постоянного улучшения, который можно применять к процессам жизненного цикла продукции, вспомогательным процессам и другой деятельности. Такой процесс постоянного улучшения необходимо использовать как средство улучшения внутренней результативности и эффективности организации, а также для повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Руководству следует поддерживать улучшения в форме постепенной продолжающейся деятельности, неотъемлемой от существующих процессов, а также возможностей прорыва для получения максимальной выгоды для организации и заинтересованных сторон. Корректирующие действия: Высшему руководству следует обеспечить, чтобы корректирующие действия использовались как средство улучшения. Планирование корректирующих действий включает оценивание важности проблем и выражается через потенциальное воздействие на такие аспекты, как оперативные затраты, цена несоответствия, характеристики продукции, надежность, безопасность, а также удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. В процессе корректирующих действий принимают участие работники соответствующих служб. По принятии решения о проведении корректирующих действий организации необходимо определить источники информации и собрать информацию для их определения. Организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий, чтобы предупредить повторное их возникновение. Примеры источников информации для рассмотрения корректирующих действий включают: - жалобы потребителей; - отчеты о несоответствиях; - отчеты о внутренних аудитах; -выходные данные анализа со стороны руководства; - выходные данные анализа информации; -выходные данные измерений удовлетворенности; -соответствующие записи о системе менеджмента качества; - работников организации; - измерения процессов; - результаты самооценки. Имеется много способов установления причин несоответствий, включая анализ, проводимый отдельным лицом или группой, назначенной для разработки корректирующих действий. Организации следует балансировать инвестирования в корректирующие действия исходя из воздействия рассматриваемой проблемы. При оценивании потребности в действиях с целью исключения повторения несоответствий организации необходимо предусмотреть проведение подготовки работников, включенных в проекты корректирующих действий. Организация включает анализ первопричин, если это целесообразно, в процесс корректирующих действий. Результаты анализа первопричин следует проверить испытанием до определения и инициирования корректирующих действий. Организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий, чтобы предупредить повторное их возникновение. Корректирующие действия должны соответствовать воздействию выявленных несоответствий. Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к: · анализу несоответствий (включая жалобы потребителей); · установлению причин несоответствий; · оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий; · определению и осуществлению необходимых действий; · записям результатов предпринятых действий; · анализу предпринятых корректирующих действий. Предупреждающие действия:Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать воздействиям потенциальных проблем. Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к: а) установлению потенциальных несоответствий и их причин; b) оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий; с) определению и осуществлению необходимых действий; d) записям результатов предпринятых действий; е) анализу предпринятых предупреждающих действий. Руководство должно планировать уменьшение воздействия потерь в организации с целью поддержания показателей процессов и характеристик продукции. Предупреждение потерь в форме планирования следует применять в отношении процессов жизненного цикла продукции и вспомогательных процессов, а также деятельности и продукции с целью обеспечения удовлетворенности заинтересованных сторон. Для того, чтобы планирование предупреждения потерь было результативным и эффективным, его надо осуществлять систематически. Систематичность планирования базируется на данных, полученных посредством соответствующих методов, включающих оценку предыдущих сведений по тенденциям и критического состояния деятельности организации и ее продукции. Данные могут быть получены посредством: - использования средств анализа рисков, таких, как анализ характера и последствий отказа; - анализа потребностей и ожиданий потребителей; - анализа рынка; - использования выходных данных анализа, в том числе анализа со стороны руководства; - измерений удовлетворенности; - измерений процессов; - использования объединяющих источников информации от заинтересованных сторон; - соответствующих записей системы менеджмента качества; - уроков, извлеченных из прошлого опыта; - результатов самооценки; - процессов, обеспечивающих раннее предупреждение о приближении неуправляемых условий. Такие данные обеспечивают информацию для разработки результативного и эффективного плана предупреждения потерь и определения приоритетов, касающихся каждого процесса и продукции, чтобы удовлетворять потребности и ожидания заинтересованных сторон. Результаты оценки эффективности и результативности планов предупреждения потерь следует использовать как выходные данные анализа со стороны руководства и применять их как входные данные для модификации планов, а также как входные данные для процессов улучшения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|