Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для проведения биоэнергопластики




Содержание

Введение...............................................................................................................................3

1. Пассивная артикуляционная гимнастика…………………………………..4

2. Упражнения для проведения биоэнергопластики…………………………6

3. Сказки о весёлом Язычке…………………………………………………..7

4. Артикуляционная гимнастика с использованием

игровых пособий………………………………………………………………….40

5. Артикуляционная гимнастика с использованием предметов………… 41

6. Рабочая тетрадь для выполнения артикуляционных упражнений……...43

Заключение………………………………………………………………………..70

Список используемой литературы

 

 

Введение

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым отно­сятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их спо­собности перестраиваться и работать координированно. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процес­се речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов ар­тикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — совокупность спе­циальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принима­ющих участие в речи.

Каждый логопед в свое работе наверняка сталкивался с необходимостью разнообразить приёмы работы по развитию артикуляционной моторики, и тем самым удержать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по подготовке артикуляционного аппарата бывают зачастую трудны и однообразны. Игры помогают сделать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

В этом комплексе собраны игры и приёмы работы по развитию артикуляционной моторики у детей средствами артикуляционных упражнений. Содержание комплекса упражнений ориентировано на создание игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

 

 

Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка. Ребенок производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия — под нажимом рук логопеда или шпателя, зонда. Пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.

Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией (“Твой язык сейчас внизу. Посмотри в зеркало, почувствуй это положение”).

Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается. Таким образом, происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Постепенно, если ребенок самостоятельно может выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживать определенные положения языка и губ, произвольно менять их, переходят к активной артикуляционной гимнастике.

 

 

Пассивная гимнастика языка:

1) выведение языка из ротовой полости вперед;
2) втягивание языка назад;
3) опускание языка вниз (к нижней губе);
4) поднимание языка вверх (к верхней губе);
5) боковые отведения языка (влево и вправо);
6) придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
7) приподнимание кончика языка к твердому нёбу;
8) легкие, плавные, покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

1) собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
2) собирание нижней губы (тем же приемом);
3) собирание губ в трубочку (“хоботок”), производя движение к средней линии;
4) растягивание губ в “улыбку”, фиксируя пальцы в углах рта;
5) поднимание верхней губы;
6) опускание нижней губы;
7) смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
8) создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков [ а ], [ о ], [ у ], [ и ], [ ы ],[ э ].

 

Упражнения для проведения биоэнергопластики

Упражнение "Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

"Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

"Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

"Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

"Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

"Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

"Жало”, "Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

"Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

"Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "чашечки”.

"Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

"Горка” - согнутая ладонь опущена.

 

 

Сказки о весёлом Язычке

Утро с котиком Музиком

(О.Н. Арсеневская)

 

 


Котик Музик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

 

Музик наш расческу взял,

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем;

Все покажем язычком.

 

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Музик спинку выгибает.

Музик спинку прогибает.

 

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

 

Как сметанку любит Котик?

Оближи скорее ротик.

 

А теперь чаек попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Музик сыт, Музик рад!

Музик любит всех ребят!


 


Веселая прогулка

(Е. М. Косинова)

 


Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.

Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.

Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»

Ежик

У меня в иголках шерстка

И норе запасов горка.

Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

О. Перова

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.

Футбол

Во дворе народ толпится.

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

 

Потому что наблюдает

За игрою из окна

Катерина. Всякий знает:

Генке нравиться она.

 

После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!

Качели

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

 

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.

Индюк

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

 

Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.

Давай и мы поможем Язычку.

Месим тесто

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?

О. Перова

 

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

Блинчики

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

О. Перова

 

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.

Вкусное варенье

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

 

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.

Чашка

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

 

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»

Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

Чистим зубки

Зубки нужно чистить дважды:

Каждое утро и вечер каждый.


Веселый лягушонок

(М.В. Малец)

Прямо рядышком с болотцем

Средь зеленых кочек

Жил веселый лягушонок —

Маменькин сыночек.

Был он очень-очень мил

И со всеми он дружил.

Улыбался он друзьям,

Улыбнется он и нам,

Улыбнусь ему и я,

Мне он нравится, друзья!

 

Упражнение «Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Улыбаться широко Очень просто и легко: Как лягушка, Тянем к ушкам Губы. Улыбаемся. Получается отлично! Молодцы! Стараемся!   Лягушонку с ранних лет Добывать себе обед Приходилось самому. Было нелегко ему. Пищу сам он добывал, Еще до свету вставал И под кочкой у листочка Язычок свой разминал: Чтоб комариков достать, Должен он подвижным стать.  
Упражнение «Блинчик» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта.   Повторить его зарядку Мы сумеем по порядку. Пя-пя-пя — Пя-пя-пя — Язык — лопатка у тебя! На лопатку и на блинчик Наш язык сейчас похож, Он послушен и прилежен И поэтому хорош!  
Упражнение «Иголочка» Рот открыт. Узкий язык высунуть изо рта.   Расслабляться надоело! Напряжемся до предела! Язычок теперь — «иголка», Хоть и острый, но не колкий!   А теперь без сожаленья Чередуем упражненья: «Блинчик» — острая «иголка» — Расслабленье — напряженье.  
Упражнение «Часики» Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта.   «Часики» — «тик-так, тик-так!» Постарайся, сделай так: Язык — «иголка», улыбнись, Губ уголков «иглой» коснись. Словно маятник язык: Тик-тик! Тик-тик! Тик-тик! Тик-тик!
Упражнение «Чистим зубки» Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом — по нижним зубам, слева направо и обратно.   Лягушонок чистит зубки Ежедневно, каждый день! Чистить зубки лягушонку Ну совсем, совсем не лень! Зубки верхние снаружи Чистит. Чистит и внутри. Справа — влево, слева — вправо, Полюбуйся, посмотри. Зубки нижние снаружи Чисто чистит он затем. Справа — влево, слева — вправо, Помнить нужно это всем: Челюсть нижняя на месте! «Чистим зубки» с ним мы вместе!  
Упражнение «Качели» Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку. Лягушонок чуть схитрил, Закричал что было сил: «Эй, комарики, качели! На качели, на качели! Я качели сделал вам! Покачаю вас я сам! Рот открыт, В улыбке губы, Гибкий кончик языка Покачает вас пока Вверх и вниз, К губе и к носу, Наслаждайтесь без вопросов!»  
Упражнение «Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. На язык комарик сел, А взлететь он не сумел! Прямо в «чашечку» поймался! В «чашечке» он и остался!
Упражнение «Болтушка» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад. Лягушонок очень мил, Сам себя он похвалил: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл! Сам комариков ловил! Бл-бл-бл, бл-бл-бл! У меня хватило сил! Язычок широкий, плоский, Словно блинчик или доски, Чашечкой я завернул, К носу язычок тянул.  
Упражнение «Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкимкончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизнулся с наслажденьем: «Мой обед вкусней варенья!» Вот конец стихотворенья — Занимайся каждый день. Прочь тогда прогонишь лень! Если прочь прогонишь лень, Сытым будешь каждый день!  

 

Веселый язычок

(В.Н. Чернякова)

 


Жил веселый язычок,

Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные дви­жения в быстром темпе.

Запирался на крючок.

Делают язычок узким, кончик под­нимают вверх.

Хоть один он проживал,

Никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Руки вверх и руки вниз,

Двигают языком вверх-вниз за зу­бами с постепенным ускорением.

А потом ты наклонись.

Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднима­ют переднюю часть спинки языка, упи­рая его кончик в нижние передние рез­цы.

А затем подскоки, бег —

Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы прикле­ивается к нёбу.

Тут совсем не до утех.

Узким языком выполняют горизон­тальные движения, влево-вправо (темп меняется).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок.

Стараются сделать язычок как можно уже.

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел.

Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.

Зубы чистил, полоскал,

Имитируют полоскание ротовой полости.

А умылся — засверкал.

Кончиком языка облизывают губы.

А на завтрак язычок

Выпил тепленький чаек

Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.

С вкусным вареньем,

Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.

С большим наслажденьем.

Улыбаются, сомкнув зубы.

Взялся язычок за дело —

И работа закипела:

Язык широкий, боковые края язы­ка прижимают к коренным зубам, кон­чиком как бы снизу вверх чистят ниж­ние резцы.

Подметал, белил и мыл —

Отрабатывают подъем языка и его подвижность.

Ничего он не забыл.

Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.

Прогуляться он пошел,

Узким языком выполняют горизон­тальные движения влево-вправо (темп меняется).

Много он забав нашел:

С горки весело спускался,

Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.

На качелях покачался,

Двигают языком вверх-вниз с посте­пенным ускорением.

На лошадке поскакал,

Прижимают язык к нёбу и опуска­ют вниз (щелкают).

И ни разу не упал.

А потом домой вернулся,

Помещают язык в нижнее положе­ние, расслабляют, сжав зубы.

Дверь закрыл и улыбнулся.

Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.

Наш веселый язычок

Славно прожил свой денек:

Потрудился, отдохнул,

Делают язык широким.

Наигрался и заснул.

Помещают язык в нижнее положе­ние, расслабляют его, зубы сжимают.


Денискина зарядка

(Е.Б. Смирнова)

 


КАЧЕЛИ

Язычок вверх и вниз -На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко.

До чего же хорошо, Весело Дениске!


ГОРКА

Кончик языка

в зубки упирается, Спинку выгнем язычка — Горка получается.

Быстро-быстро с горки вниз На санках катится Денис.


ПАРОХОД ГУДИТ

Вот Денискин пароход Смело по морю плывет. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».



ТРУБОЧКА Кто играет на гитаре, А Денис — на дудочке: Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой.

ЧАСИКИ У Дениса есть часы Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга.

БАРАБАНЩИК Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко-громко барабанит.

УЛЫБКА Наш Дениска — озорник, Тянет губки к ушкам. — Посмотрите, — говорит – Я теперь лягушка!

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Если у Дениса Плохое настроенье, Ест Дениска наш Вкусное варенье. Надо верхнюю губу Вареньицем намазать И широким язычком Облизнуть все сразу.

 


 

Зоопарк

(Е.М. Косинова)

 


Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

 

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О. Перова

 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

 

Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!

 

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

 

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

 

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

 

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...