Описание личного превентивного ресурса
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Личный (индивидуальный) превентивный ресурс — это комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс К личному превентивному ресурсу Оскара, на мой взгляд, можно отнести следующее: - активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем больше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях (Оскар ни на день не останавливал поиски человека по фамилии Блэк, чтобы найти того, кто знал его отца - рациональность мышления
Программа психологической коррекционно-развивающей работы Прежде всего, необходимо помочь мальчику освоить методы психологической саморегуляции (например, техника активной нервно-мышечной релаксации, метод аутогенной тренировки, идеомоторная тренировка и т.п.). Опишите их в коррекционной работе. когнитивно-поведенческая терапия – применяется для лечения подростков с ПТСР методы, успешно зарекомендовавшие себя в практике • Эмпатийное слушание • Техника ВКД (визуально-кинестетической диссоциации) • Техника ГДД (глазодвигательная десенсибилизация, Шапиро) • составленной ребенком про себя истории • Фиксация травмирующих переживаний в форме рисунка, метафоры Ознакомьтесь с этими техниками и пишите, как они могут быть использованы при работе с данным конкретным ребёнком. Поставьте себе конкретную задачу и опишите, как вы будете с ней работать по этапам. Выделите на её решение определённое количество времени, опишите длительность встреч, их частоту. И каждую из встреч припишите, чтобы психолог, взяв Вашу программу, мог по ней работаться.
Цель и задачи программы психологической коррекционно-развивающей работы состоит в реабилитации пострадавшего ребёнка в нормальную сферу его жизнедеятельности, адаптации в социуме и устранения переживаний, связанных с пережитой психологической травмой. Форма работы – индивидуальная. Временная продолжительность – длительная. Основные этапы работы: снятие «первых» барьеров, работа со страхами, работа с чувствами (злость, агрессия). Здесь хорошо по началу просто разговаривать (если ребёнок идёт на контакт), или рисовать иорганизовывать беседу по поводу рисунков. Ребёнок сам выбирает тактику психотерапии (из предлагаемых он подхватывает не всё, не во всякую ситуацию включается). Но всё равно настанет момент, когда он начнёт говорить. После этого необходимо вывести беседу на разговор о чувствах (другие не умрут, если он проявит свои чувства). Можно выводить на сюжеты – мотив луга – доверие к миру, принятие. Дом – «Я-концепция». После беседы о чувствах иногда у ребёнка возникает желание «строить дом», в данном случае идёт речь о переструктурировании опыта, о поисках новых моделей поведения и принятия себя в новой ситуауции. Далее можно думать о преодолении, и здесь могут помогать «волшебные предметы», предметы-помощники. Методы: 1. Творческие и проективные методики. Очень эффективна арт-терапия и телесно-ориентированная терапия. 2. Продуктивное воображение (Пример: мы волшебники, мы можем сражаться с чудовищем, у нас есть волшебная палочка, волшебное кольцо и т.д.). 3. Символ-драма (путешествие по лугу). 4. Сказкотерапия. 5. «Подушка» - можно бить подушку и говорить ей что хочется – снятие агрессии.
6. Рисунок (Не интерпретировать!) Формы течения горя и их проявления очень индивидуальны, любая реакция утраты будет всегда развиваться сходным образом по содержанию, но возможны различия по длительности и интенсивности. Четыре задачи горя должны решаться последовательно. Психолог должен понять, какая психологическая задача решена, а какая - нет. Тогда будет понятно, на что должен быть направлен психотерапевтический процесс. Итак, произошла утрата, первая задача - это признание факта потери. Как только человек признаёт для себя реальность потери, считается, что он выполнил эту задачу и переходит к решению второй, которая состоит в том, чтобы пережить боль потери – нужно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате. Если человек не может почувствовать и прожить боль потери, которая есть абсолютно всегда, она должна быть выявлена и проработана с помощью психолога, иначе боль проявит себя в других формах, например, через психосоматику или расстройства поведения. Реакции боли индивидуальны и не все испытывают боль одинаковой силы. Также боль утраты ощущается не всегда, иногда утрата переживается как апатия, отсутствие чувств, но она должна обязательно быть проработана. Третья задача, с которой должен справиться человек, это коррекция ситуации и окружения, где ощущается отсутствие объекта утраты. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства получаются, он лишается определённого уклада жизни, поведения, исполнения каких-то ролей и обязанностей. Эта пустота должна быть восполнена и жизнь организована на новый лад. Последняя, четвёртая задача - это выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить. Решение этой задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку. Признаком того, что эта задача не решается, горе не стихает, часто бывает ощущение, что «жизнь стоит на месте», нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать возникновение ощущения, что можно любить другого человека. Работа горя завершена, когда человек вновь способен вести нормальную жизнь, чувствовать себя адаптированным, проявлять интерес к жизни.
В нашей культуре не принято говорить о смерти. Страх смерти напрямую связан с отношением человека к собственной жизни. Просто в данном случае человека пугает самое большое и самое важное изменение в его жизни - смерть. Надо жизнь и смерть рассматривать не как противоположные понятия, а как разные стороны (или состояния) одного и того же процесса. Ожидаемые результаты реализации программы - Развитие навыков общения со сверстниками; - Улучшение отношений с родителями; - Преодоление эмоциональных проблем (страхи, агрессивность, повышенная тревожность, обидчивость); - Дети научатся говорить о чувствах, используя эмоциональный словарь. - Дети смогут самостоятельно применять приемы саморегуляции и релаксации. - У детей понизится уровень депрессии и психо-эмоционального напряжения. - Повышение самооценки у детей. - Осознание родителями последствий, к которым приводят сокрытие факта смерти близкого человека - Получение родителями помощи в разрешении их собственных проблем; - Получение родителями принятия и эмоциональной поддержки; - Понимание проблем и переживаний ребенка, улучшение взаимодействий с ним; - Понимание специалистами сложностей, с которыми сталкиваются родители, установление с ними психотерапевтических отношений.
Самоанализ При подготовке коррекционно-развивающей программы у меня возникали трудности в практической части, особенно трудно мне далась коррекционно-развивающая программа работы. Мне кажется, это связано с тем, что нет достаточного опыта практической работы и реального применения знаний на практике. Также было не просто с целями и задачами. С теоретической частью работы особых проблем не возникло. Сам процесс работы мне понравился, так как ничего подобного ранее я не делал. Анализ и постановка проблемы по фильму довольно интересная работа, но характеризующаяся трудностями практической части. При подготовки работы я опирался на знания, полученные на занятиях, а также методические рекомендации из различных дисциплин.
Список используемой литературы 1. Борисенко А.В., Куртанова Ю.Е. Представления о смерти у детей при хронических соматических заболеваниях// Клиническая и специальная психология, 2013, №4 2. Буравцова Н.В., Дмитриева Н.В. Психокоррекция детских страхов посредством арт-терапии // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 23. № 1. С. 20–23. 3. Бурмистрова Е. Как говорить с детьми о смерти — основные принципы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://family.booknik.ru/articles/nedetskie-problemy/kak-govorit-s-detmi-o-smerti-osnovnye-printsipy 4. Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004. 5. Исаев Д.Н. – Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей 6. Михеева Ю.В., Смирнова Л.М. Теоретическая и практическая работа со страхами // Социосфера. 2012. № 1. С. 24–29. 7. Работа психолога с детьми, пережившими кризисные ситуации семинар РМО психологов ОУ Сергиево-Посадского муниципального района 17.12.2008 г. Выступление психолога ПК «Романтик» Ципиной Оксаны Юрьевны 8. Сильвия Энтони Открытие смерти в детстве и позднее. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bookz.ru/authors/sil_via-entoni/otkritie_474/1-otkritie_474.html 9. Шмырева О.И. Отношение к смерти как следствие эмоционального кризиса в подростковом возрасте // Мир психологии. 2008. № 4. С. 93–100. 10. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и отв. редактор Н.Л.Ханашвили. М.: Фонд «Новая Евразия», 2012. 11. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / Ирвин Ялом; [пер. с англ. А. Петренко]. — М.: Эксмо, 2009. - 352 с. 12. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, 1980, М.: "Класс"
[1] Синдром А́спергера —нарушение развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От аутизма он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|