Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические принципы и нормы




ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исторические традиции этики менеджмента в России

Формирование этических норм отечественных предпринимателей в дореволюционный период

Этические нормы бизнеса в России 20 века

Особенности этики российского менеджмента

Концепции развития менеджмента в Российской Федерации и основные направления развития этики менеджмента в 21 веке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

этика менеджмент управление


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время этика менеджмента не сводится исключительно к понятию морали, а представляет собой инструмент, при помощи которого менеджер принимает решения. Очень жаль, что в нашем государстве деловая этика рассматривается только в качестве совокупности моральных принципов, возможность использования которых на практике не исследуется. В Российской Федерации под этикой менеджера подразумевается, главным образом, правила поведения руководителя в деловом окружении (деловой этикет).

Этика поведения менеджера анализируется с точки зрения моральных аспектов разнообразных функций управления, таких как маркетинг, управление персоналом, предоставление профессиональных услуг, взаимодействие с контрагентами и соперниками, объединение и поглощение компаний.

Деловая этика предполагает трудный выбор оправданных с точки зрения этических норм и следующих целям деятельности решений. Необходимр отметить, что этичное поведение не вводится законодательно. Этика бизнеса строится на удовлетворении заинтересованностей наибольшего числа участников рынка и на уважении интересов, как собственной организации, так и интересов партнёров. Этика менеджера по отношению к соперникам предполагает применение исключительно «чистых» методов борьбы.

Работодатели обращают всё большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимосвязей при отборе персонала и его приёме на работу, а так же в ходе прямого выполнения сотрудниками своей профессиональной деятельности. Следование этике деловых отношений является одним из основных критериев оценки профессионализма, как отдельно взятого сотрудника, так и компании в общем.

Сейчас есть необходимость в подготовке менеджеров высокого профессионального уровня, которые смогут придать рыночным отношениям новый успешный динамичный характер.

Вследствие всего вышесказанного, я считаю, что тема моего исследования «Формирование и развитие этики менеджмента», является, несомненно, актуальной.

Цель работы заключается в исследовании формирования и развития этики менеджмента в современных условиях, а также выявлении особенностей этики менеджмента в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть этапы развития общества и этики менеджмента;

-  Проанализировать этическую сторону деятельности менеджера;

-  Изучить этические принципы и нормы в деловых отношениях;

-  Рассмотреть исторические традиции этики менеджмента в России;

-  Выявить особенности этики российского менеджмента;

-  Проанализировать концепции развития менеджмента в Российской Федерации и основные направления развития этики менеджмента в 21 веке.

Объектом исследования является этика менеджмента.

Предметом исследования - формирование и развитие этики менеджмента в России.

При написании работы использовалась научная и учебная литература, материалы периодической печати, имеющие отношение к предмету исследования.

Решение поставленных задач переопределило следующую структуру работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется предмет, объект, цель и задачи исследования. Содержание первой главы работы составляет рассмотрение понятия и сущности этики менеджмента.Вторая глава посвящена вопросам формирования этики менеджмента в Российской Федерации. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы.


ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Этапы развития общества и этики менеджмента

 

Экономика, управление и этика являются основополагающими характеристиками существования общества. При этом экономика формирует материальные основы жизнедеятельности. При помощи управления обеспечивается действенное функционирование экономики. Так, согласно оценке классика современного менеджмента Питера Друкера успехи государства на более чем 80% обусловливаются не природными богатствами и технологиями, а результативностью управления. Этика вырабатывает цивилизованные правила поведения людей, ведения хозяйства и управления.[25]

Историю развития общества принято подразделять на несколько этапов, в ходе которых формы, содержание, соотношение и взаимодействие экономики, управления и этики изменялись. Имеются разные классификации стадий общественного развития.

Продолжительный период в экономической, в особенности в марксистской, литературе преобладала формационная концепция деления общества по признакам его классовости и способа производства, устанавливаемого степенью развития производительных сил и характером производственных взаимоотношений. Это была так именуемая «пятичленка», содержащая первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество. Сейчас подобное деление искоренило себя. Если первые четыре из указанных пяти видов общества в некоторой степени отвечают материалистическому пониманию истории, то коммунистическое общество было порождением идеалистического учения. Историческое развитие, как совершенно стало понятно в 20 веке пошло иной дорогой, смена классов перестала являться обусловливающим данное развитие фактором. Роль первостепенного фактора общественного формирования перешла к техническому прогрессу, на базе которого образовалась иная классификация стадий общественного развития. В соответствии с данной классификацией выделяется традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традиционное общество основывается на элементарной технике и технологиях. Для этого общества характерным является доминирование семейных, клановых связей. Соответственно традиционное управление строилось на родовых и семейных обычаях, разделении труда по полу и возрасту, личной зависимости, передаче власти по наследству. К категории традиционных обществ относились как первобытнообщинные, так и рабовладельческие и феодальные общества. Некоторые черты традиционных обществ (клановость, семейственность, унаследование власти) имеют место и в настоящее время. Техническая революция ознаменовала переход от неспешно развивающихся традиционных обществ к индустриальному обществу.

Экономика индустриального общества именуется рыночной (капиталистической). В соответствии с ней образовался своеобразный вид управления - менеджмент, который основывается на самоуправлении хозяйствующих субъектов и государственном регулировании формирования экономики. Основанием рыночной экономики является свободное предпринимательство, то есть, говоря другими словами, предприимчивая деятельность, сориентированная на наполнение рынка продукцией и приобретение прибыли. В мировой практике рыночной экономики выделяют, по меньшей мере, четыре управленческие функции делового человека [2]:

1. Объединение ресурсов земли, труда и капитала в неделимом процессе предпринимательской деятельности.

2. Новаторство в технике, технологии, организации, коммерции, финансах и прочих видах деятельности.

.   Риск собственными и заёмными ресурсами, временем, трудом, деловой репутацией.

.   Утверждение решений в бизнесе.

В настоящее время под предпринимательством понимается деятельность по формированию и реализации смелых, значимых и трудных проектов, которые направлены на раскручивание имеющегося способа производства посредством внедрения изобретений, применения новейших технических, экономических и организационных возможностей.

В ходе своего формирования и развития рыночная экономика и её менеджмент сформировали некие ценностные установки, к числу которых можно отнести следующие [15]:

-  Индивидуализм, принцип которого относительно деятельности компании в рыночной экономике, выраженный А. Смитом, провозглашает: «дай мне то, что мне необходимо, и ты получишь то, что нужно тебе»;

-  Прагматизм, то есть направленность на результативность и полезность;

-  Рациональность, содержащую свободный рынок, свободный от принуждения труд, монетарную систему, рациональную технику, технологию и управление, учёт человеческого фактора;

-  Свобода деятельности и потребления;

-  Взаимное доверие, честность и верность слову в качестве необходимого условия ведения дел;

-  Признание соперничества в качестве качества, изначально характерного для человека;

-  Компромисс между субъектами рыночной экономики (собственниками, бизнесменами, менеджерами, рабочими, продавцами и покупателями, производителями и потребителями), который обеспечивает учёт взаимных заинтересованностей. На практике достижение компромисса содержит в себе ответы на шесть вопросов: Что я отдаю? Что ты отдаешь? Что я получаю? Что ты получаешь? Какие у меня альтернативы? Какие альтернативы у тебя?

Наравне с общими принципами, которые характерны для рыночной экономики и её менеджмента, имеются и индивидуальные принципы деятельности некоторых компаний, отображающие их особенности, организационную культуру, а также личность из основателя. К примеру, Г. Форд (старший) соблюдал следующие пять принципов:

1. Постоянное совершенствование оказывает значительное влияние на успех;

2. Главное - это качество;

.   Торговцы и поставщики - наши партнёры;

.   В деле нашей социальной и общественной важности нет компромиссов;

.   Участие сотрудников в деле и прибыли - наш стиль деятельности.

Принципы компании IBM, которые были сформулированы её основателем Томасом Уотсоном, провозглашают:

1. Всякий человек заслуживает уважения;

2. Любой покупатель обладает правом на самое лучшее обслуживание, какое лишь возможно;

.   Добиваться безупречности во всем.

Эти убеждения были включены в Кодекс поведения IBM, в соответствии с которым её сотрудникам запрещалось скверно высказываться о соперниках, борьбу за покупателя рекомендовано выигрывать исключительно за счёт качества товаров и услуг, а не через использование чужих слабостей. Кодекс рекомендует не хвалиться размерами компании, её успехами и положением, количеством средств, которые тратятся на изучения и разработки.[22]

Утверждение о том, что фирма должна управляться социально-этическими принципами, а не определённым человеком является одним из постулатов современного менеджмента.

В то время как на Западе основное воздействие на этику рыночной экономики и её менеджмент оказывал протестантизм, то на Востоке, особенно в Японии, на экономику, управление и общество в общем очень большое воздействие оказывала и до сегодняшнего времени оказывает философия Конфуция, являющаяся одним из ведущих идеологических течений на Востоке. Главная роль в учении Конфуция отводится: гармонии развития, человеколюбию, верности государству, долгу, делению на старших и младших, уважению к старшим, сыновья, почтительности. Взгляды Конфуция оказали влияние на внутреннюю текстуру японских компаний, на порядок принятия управленческих решений, формы стимулирования труда, практику приёма на работу.

Принципы японского менеджмента в наиболее полном виде были выражены основоположником компании Matsushita Electric Коносукэ Мацуситой. Данные принципы включали в себя постулаты веры, то есть то, во что верит фирма, и этические стандарты, которые характеризуют то, как осуществляется вера компании. Постулатами веры Matsushita Electric являются семь установок: потребитель превыше всего; приобретение прибыли посредством служения обществу; независимое управление; сосуществование и общее процветание; в управлении должны принимать участие все работники компании; честное соперничество на рынке; люди впереди, то есть важнее продуктов.

В соответствии с этими установками выделялись семь этических стереотипов: вклад в общественное развитие; справедливость и честность; сотрудничество и командный дух; совершенствование; вежливость и скромность; привыкание к ситуации; благодарность.

Индустриальное общество в собственном формировании проделало, как минимум, два этапа массового производства и массового сбыта. Ключевые задачи менеджмента на рубеже массового производства заключались:

-  В уменьшении издержек производства;

-  В обеспечении больших темпов роста промышленного производства;

-  В производстве ограниченного ассортимента стандартной продукции.

Условиями, в которых менеджмент разрешает данные задачи, являлись соперничество и невмешательство государства в деятельность компаний. К началу 30-х годов 20 века спрос на ключевые потребительские товары стал приближаться к насыщению. Грянул мировой экономический кризис.

Вследствие кризиса усилилось государственное вмешательство в экономику. Началось формирование маркетингового направления в менеджменте, которое включало в себя исследование спроса и покупательского поведения в зависимости от возрастных и общественных групп населения, ценообразование с учетом спроса и предложения продукции, товародвижение от производителя до потребителя с учетом его разнообразных каналов, стимулирование сбыта. Образовалось движение консюмеризма (защиты прав покупателей). В конце 50-х годов 20 века на Западе обозначился, как отмечал американский ученый Г. Белл, переход к постиндустриальному обществу. Известный специалист в области менеджмента П. Друкер назвал это время развития общества как эпоху без закономерностей.

Постиндустриальное общество характеризуется:

1. Повышением требований общества к социальной ответственности бизнеса и экологии;

2. Появлением теории нулевого роста;

.   Возникновением проблем удовлетворения больших запросов личности в избрании интересной работы, в различном отдыхе, в заботе о здоровье;

.   Глобализацией экономики и соперничества, развитием международных рынков, образованием экономических союзов;

.   Появлением вопросов, связанных с нехваткой не возобновляемых материальных ресурсов.

Наиболее значимой особенностью постиндустриального общества является социальная миссия и ответственность бизнеса перед обществом. Миссия представляет собой высшую цель, смысл существования компании, её значения для окружающей и внешней среды. В самом общем виде миссия компании заключается в удовлетворении определённых потребностей того или иного круга потребителей. Социальная миссия полагает, что приобретение прибыли является внутренним делом компании. Прибыль обеспечивает выживаемость компании в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Опыт рыночной экономики подтверждает то, что компании, которые ставят перед собой основной целью приобретение максимальной прибыли в как можно более короткий срок, функционируют непродолжительно.

 

Этическая сторона деятельности менеджера

 

Этика в переводе с греческого ethika означает привычку, нрав. Этика является философской наукой, объект исследования которой - мораль, регулирующая поведение человека во всех областях общественной жизни, а именно в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных связях. В последнее время наблюдается поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), то есть к так именуемой «профессиональной этике».[4]

Если рассуждать об этике менеджмента, то, прежде всего, нужно говорить о нормах поведения менеджера, о требованиях, которые предъявляются обществом к его стилю деятельности, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента представляет собой науку, рассматривающую действия и поведение человека, работающего в области управления, в том аспекте, в каком поступки менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими запросами.

В настоящее время менеджмент оказывает ощутимое воздействие на направление развития общества, его культуру, систему духовных ценностей, стремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни. Уровень этичности поведения, действия некоторых членов общества и в целом общества находится в зависимости, помимо прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего общественного института, которым прибывает в 21 веке менеджмент.

Занятие подобной деятельностью, как менеджмент, является престижным, поскольку предполагает высокий уровень образованности, профессионализма, довольно большую заработную плату. Очень важна моральная, этическая сторона деятельности менеджера. Это обуславливается следующими причинами:

1. Менеджер является примером отношения к собственным служебным обязанностям для рядовых работников и прочих менеджеров; нарушение менеджером этических норм может восприниматься рядовыми работниками в качестве своего рода «сигнальной ракеты» - можно делать всё - что можно и что нельзя. И, так как менеджер постоянно находится в центре внимания, этические нарушения с его стороны - дурной пример в большей степени, чем точно такие же поступки рядового работника.

2. Всякое действие, поступок менеджера имеет не только сиюминутный эффект. Собственными этичными (или неэтичными) поступками, в ходе определённого времени, он создаёт комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчинённых, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже соперников.

Осуществляя воспитательную роль, менеджер образовывает культуру отношения сотрудников к изготовляемой ими продукции или предоставляемой услуге, правила общения работников друг с другом, основы контактов «менеджер - подчиненный». Если рассуждать о внешней среде, то менеджеры, в особенности топ менеджеры, создают стандарты связей с соперниками, поставщиками, деловыми партнерами. Вследствие этого в настоящее время менеджер должен сам показывать стандарты морально безупречного поведения и вырабатывать те же качества у своих подчиненных, партнёров. Ведь только от самого человека зависит, каким языком разговаривают с ним другие люди.

Этичность действий сотрудников обусловливается двумя группами факторов:

Комплекс этических устоев, которыми личность обладает от рождения - понимание о том, что является добром, а что злом, то есть собственный этический кодекс, с которым человек существует и работает, какой бы пост он ни занимал, и какую бы деятельность он не осуществлял.

Требования извне: это может быть этический кодекс компании, в которой человек трудится, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

С точки зрения Ботавиной Р. Н., этика выполняет роль особого фильтра при осуществлении методов, стиля управления, при формировании структуры управления, при принятии решений. В каждом из данных процессов должна функционировать шкала оценки «этично - неэтично».[2]

Необходимо отметить, что в отличие от кодексов правовых норм этика базируется на культуре, общественном суждении, обычаях и привычках. Нормы этики проявляются в общих фиксированных представлениях (принципах) о том, как следует поступать. Этика - это принципы, которые отделяют правильное поведение от неправильного.

Более частным понятием является этикет.

Этикет (от французского - ярлык, этикетка) является совокупностью правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих отношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Особенную роль в искусстве поведения играет деловой этикет. Если нарушены нормы поведения в быту или в обществе, то это может стоить репутации воспитанного человека, а в менеджменте подобные ошибки могут привести к потере огромных денежных средств и даже карьеры.

Этикет для типичных случаев предлагает обширный выбор правил и советов культурного поведения. Однако он вызывает применения их с жёстким учётом специфик конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно совершается, на чьей территории, каков должностной статус и общественный авторитет его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы качества национальной и региональной психологии, в конце концов, насколько между собой знакомы партнёры.

Сейчас идёт процесс демократизации этикета. Деловой этикет существенно упрощается, делается более свободным и естественным, приобретает смысл будничного, доброжелательного и учтивого отношения ко всем людям, вне зависимости от занимаемой должности и общественного положения. И всё же если ослабление этикетных правил не покрывается надлежащим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что игнорировать правила этикета не нужно.

Для менеджеров правила этикета очень важны, поскольку служебный этикет определяет поведение людей и при личных контактах в текущей деятельности - беседах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении разнообразных официальных мероприятий - приёмов, презентаций. Менеджеру нужно знать и правила речевого этикета, например, обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения.[5]

Таким образом, этикет предполагает сведения об определенных правилах и нормах поведения. Тот, кто владеет данными правилами, никогда не попадёт в затруднительную ситуацию. Он постоянно будет знать, как с почетом выйти из всякого непростого положения - для этого достаточно следовать этикету. Человек, который знает правила этикета и применяет их, как говорится, «на автомате», легко и непринужденно ощущает себя в любом обществе.

Область деятельности менеджера - организация, рабочий коллектив. Однако организация - это не просто определённое множество отделов, департаментов или управлений - это сложнейшая система взаимосвязей, где обязаны работать собственные правила. Само собой, взаимосвязи менеджера и сотрудников регулируются разного рода законами (к примеру, Трудовым кодексом Российской Федерации), иными документами (к примеру, служебной инструкцией). И всё же помимо законов (и, наверное, даже в равной мере) взаимосвязи людей друг с другом регулируются неписаными законами, а точнее правилами делового этикета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...