Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические принципы и нормы




 

Существующие в настоящее время общепризнанные этические принципы деловой этики сформированы на аксиомах мировой философии и проверены многолетней практикой деловых отношений. Эти принципы наиболее успешно, на наш взгляд, были сформулированы американским социологом Л. Хосмером [11]:

1. Никогда не совершай того, что не в твоих долгосрочных интересах или заинтересованностях твоей фирмы. Данный принцип основывается на теории древнегреческой философии (Протагор) о личных заинтересованностях, совмещающихся с интересами остальных людей, и различии между долгосрочными и краткосрочными заинтересованностями.

2. Никогда не совершай того, о чем нельзя бы было сказать, что это в самом деле правдивое, открытое и настоящее, о чем можно было бы с гордостью объявить на всю страну. Принцип основывается на точках зрения Аристотеля и Платона о личных добродетелях правдивости, открытости и умеренности.

.   Никогда не совершай того, что не есть добро, что не содействует развитию чувства единства и работы на одну общую цель. Принцип базируется на заповедях всемирных религий (Святой Августин), которые призывают к добродетели и постижению взаимосвязи и взаимозависимости.

.   Никогда не совершай того, что преступает закон, поскольку в законе изображены минимальные моральные нормы общества. Принцип базируется на доктрине Гоббса и Локка о значении государства в качестве арбитра в соперничестве между людьми за блага.

.   Никогда не совершай того, что не приводит к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты проживаешь. Принцип основан на этике утилитаризма - практической пользе этического поведения, которая разработана И. Бентамом и Джоном С. Миллем.

.   Никогда не совершай того, чего ты не хотел бы рекомендовать делать другим, очутившимся в схожей ситуации. Принцип основывается на императиве Канта о правиле универсальной, всеобщей нормы.

.   Никогда не совершай того, что ущемляет определенные права остальных. Принцип базируется на суждениях Руссо и Джефферсона о правах личности.

.   Всегда делай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, запросов рынка и с всестороннем учётом расходов, так как максимальная прибыль при следовании этим условиям указывает о наибольшей эффективности производства. Принцип основан на экономической теории А. Смита и теории В. Парето об оптимальной сделке.

.   Никогда не совершай того, что могло бы навредить слабейшим в обществе. Принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса.

.   Никогда не совершай того, что мешало бы правам другого человека на саморазвитие и самореализацию. Принцип базируется на теории Нозика о расширении степени свободы личности, нужной для развития общества.

Международные этические принципы бизнеса.

Декларация Ко, в которой бли провозглашены международные этические принципы была утверждена в Швейцарии руководителями крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии в стремлении синтезировать морально-этические принципы ведения бизнеса восточной и западной деловых культур. Во вступлении к Декларации Ко говорится: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются ответственность за политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов участников бизнеса».[8] Декларация Ко - это концентрированный свод этических принципов международного бизнеса.

Принципами Декларации Ко являются:

1. Ответственность бизнеса: от акционеров - к владельцам доли в бизнесе.

2. Экономическое и социальное воздействие бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу.

.   Этика бизнеса: от буквы закона - к духу доверия.

.   Почтение правовых норм.

.   Содействие многосторонним торговым отношениям.

.   Бережное отношение к окружающей среде.

.   Избегать незаконных действий.

Принципы международного бизнеса (Декларация Ко) являются мировым этическим стандартом, согласно которому можно формировать и давать оценку поведению в области международного бизнеса.

Нормами деловой этики можно считать:

1. Честность, порядочность и надежность.

2. Уважение прав собственности.

.   Коллегиальность.

.   Конструктивная критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность.

.   Экологический принцип.

.   Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона и иных правовых норм.

.   Направление информации о чьем-либо незаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в государственные органы.

.   Гедонистический принцип.

.   Благотворительность.

.   Корпоративная социальная ответственность.

.   Профессионализм, компетентность и информированность.

.   Информированное согласие.

.   Конфиденциальность и профессиональная тайна.

.   Сотрудничество при конфликте интересов.

.   Защита и надлежащее использование активов корпорации.

.   Противодейстие коррупции.

Принципы этики деловых отношений.

Общеустановленным является основное место так именуемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, коллегам своего служебного уровня, клиентам и т.п. таких поступков, которых не желал бы видеть по
 Порядок анализируемых далее принципов не обусловлен их значимостью:

1. Нужна справедливость при наделении сотрудников потребными для их служебной деятельности ресурсами.

2. Этическое нарушение обязательно должно быть исправлено независимо от того, когда и кем оно было допущено.

.   Максимум прогресса - служебное поведение и действия сотрудников признаются этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.

.   Минимум прогресса - действия сотрудников признаются этичными, если они хотя бы не нарушают этических норм.

.   Этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям и традициям других организаций, регионах, странах.

.   Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

.   Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

.   Не следует бояться иметь свое мнение при решении любых служебных вопросов (нонконформизм должен быть в разумных пределах).

.   Никаких форм насилия, «нажима» на подчиненных.

.   Постоянство воздействия - этические стандарты могут быть успешно внедрены в жизнь организации с помощью непрекращающихся усилий со стороны руководство и всех сотрудников.

.   При воздействии на кого-либо (подчиненного, потребителя и т.п.) необходимо учитывать силу возможного противодействия.

.   Целесообразность авансирования доверия - к компетенции сотрудника, чувства его долга.

.   Стремление к бесконфликтности.

.   Наличия свободы, не ограничивающей свободы других.

.   Принцип способствования сотрудниками этичному поведению других.

.   Недопустимость критики «внутреннего» и «внешнего» конкурента.

Подведём итоги первой главы работы.

Выделяется традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традиционное общество основывается на элементарной технике и технологиях. Экономика индустриального общества именуется рыночной (капиталистической). В соответствии с ней образовался своеобразный вид управления - менеджмент. В ходе своего формирования и развития рыночная экономика и её менеджмент сформировали некие ценностные установки, к числу которых можно отнести следующие: индивидуализм; прагматизм; рациональность; свобода деятельности и потребления; взаимное доверие, честность и верность слову в качестве необходимого условия ведения дел; признание соперничества в качестве качества, изначально характерного для человека; компромисс между субъектами рыночной экономики. Индустриальное общество в собственном формировании проделало, как минимум, два этапа массового производства и массового сбыта. Ключевые задачи менеджмента на рубеже массового производства заключались: в уменьшении издержек производства; в обеспечении больших темпов роста промышленного производства; в производстве ограниченного ассортимента стандарстной продукции. В конце 50-х годов 20 века обозначился переход к постиндустриальному обществу. Наиболее значимой особенностью постиндустриального общества является социальная миссия и ответственность бизнеса перед обществом.

В отличие от кодексов правовых норм этика базируется на культуре, общественном суждении, обычаях и привычках. Нормы этики проявляются в общих фиксированных представлениях (принципах) о том, как следует поступать. Этика - это принципы, которые отделяют правильное поведение от неправильного. Современные всеобщие этические принципы деловой этики основаны на аксиомах мировой философии и проверены многовековой практикой деловых отношений. Фундаментальными принципами являются ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто имеет в бизнесе свою долю. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба.

Этика менеджмента представляет собой науку, рассматривающую действия и поведение человека, работающего в области управления, в том аспекте, в каком поступки менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.


ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Исторические традиции этики менеджмента в России

 

Формирование этических норм отечественных предпринимателей в дореволюционный период

Предпринимательская деятельность в России имеет многовековые традиции. Началась она уже в 10-11 веках, когда торговые люди выделились в особую группу горожан, отличающихся своим имущественным положением и поддержкой княжеской власти. До 14 в. на Руси использовалась меновая торговля, в условиях которой особо ценились честность и порядочность купцов, которые отвечали своим именем за качество товара. На этические представления и нормы предпринимательской деятельности в России оказали ряд факторов, обусловленным историческим развитием и географическим положением страны.[12]

Суровый климат в аграрном государстве вырабатывал силу и стойкость, делал людей бережными, содействовал развитию приспособляемости от капризов природы (к примеру, сезонность).

Большая территория и протяженность границ содействовала формированию коллективизма, порождению чувства уязвимости и недоверия к иностранцам.

Существенное воздействие на поведение граждан оказала государственная идеология, основывающаяся на имперском мышлении: сильный центр - сильные регионы. Сильная центральная власть, авторитарные методы управления приводили к конформизму, инертности общества, отсутствию демократических основ. Чиновники пользовались немалыми привилегиями, что содействовало формированию коррупции. Закон оберегал заинтересованности государства, а не населения, что вызывало желание людей обойти данные законы. Традиционно государство опиралось на СМИ и тайную полицию, что способствовало недоверию общественной информации и сокрытию людьми своих подлинных взглядов. Предприниматели крайне зависели от государства, так как оно оказывало помощь лишь тем отраслям производства, в развитии которых было заинтересовано.

Принятие христианства на Руси сильно повлияло на образ мышления людей. Поддержка ближнего стала показателем христианского милосердия, что содействовало развитию благотворительности, меценатства. Однако при этом, парадоксальным являлось то обстоятельство, что отечественные промышленники, продолжительное время, тратя большие средства на благотворительность, фактически не заботились о потребностях своих рабочих. И, лишь к концу 19 века при некоторых фабриках стали образовываться детские сады, больницы. Сформировывалась некоторая система патернализма предпринимателя по отношению к наёмным работникам.

Бурное развитие капиталистических отношений, начавшееся после реформ 1861 г., внесло изменения в поведение предпринимателей. Процесс первоначального накопления капитала, проходивший в сжатые сроки, привел в бизнес много необразованных людей, легко идущих на нарушение норм этики.

Говоря о дореволюционной этике предпринимателей, следует затронуть вопрос и об отношении к ним со стороны общества. В России никогда не любили богатых людей, относились к ним с недоверием, считая, что только нечестным путем может быть завоевано богатство. Хотя, стоит отметить, что к разным видам предпринимательской деятельности относились все же по-разному. Более всего уважали промышленников: фабрикантов и заводчиков - «людей дела», за ними шли представители торгового дела. Наиболее пренебрежительно относились к тем, кто занимался коммерческим учетом. Возможно, именно поэтому в России было слабо развито банковское дело.

В 1912 году были сформулированы семь принципов ведения дел в России, которые отражали учёт социофакторов в реализации предпринимательской деятельности [14]:

1. Уважай власть. Власть является необходимым условием для результативного ведения дел. Во всем обязан быть порядок. Вследствие этого оказывай уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь правдив и честен. Честность и правдивость - это основа предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель обязан быть безукоризненным носителем добра, правдивости и честности.

.   Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство представляет собой основу благополучия страны. Российский предприниматель должен в поте лица своего работать на благо собственной Отчизны. Подобное рвение можно проявить лишь при опоре на частную собственность.

.   Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя вызывает ответную любовь и уважение. В подобной ситуации образуется гармония интересов, что формирует атмосферу развития у людей самых различных способностей, побуждает их показывать себя во всем великолепии.

.   Будь верен собственному слову. Деловой человек обязан быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, насколько окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Избирай дело по плечу. Постоянно оценивай собственные возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлен. Всё время имей перед собой понятную цель. Предпринимателю подобная цель необходима как воздух. Не отвлекайся на иные цели. Служение «двум господам» - ненормально. В стремлении добиться сокровенной цели не переходи грань позволенного. Никакая цель не может затмить этические ценности.

 

Этические нормы бизнеса в России 20 века

После 1917 года резко меняется отношение к предпринимателям и нормам поведения. С отменой частной собственности, коммерсанты были объявлены вне закона. Применительно к советскому периоду этика предпринимателей заменяется партийной этикой, для которой характерно: подчинение общим идеалам социализма, превалирование партийных методов руководства над экономическими, ориентация на оценку со стороны партийных лидеров, обязательная партийная принадлежность для успешного построения карьеры.

Постановления и решения партии рассматривались как руководство к действию. На первом месте всегда были интересы коллектива, общества, а не личности. Очень приветствовались такие качества, как патриотизм, альтруизм, преданность делу. Несомненным положительным моментом периода советской власти была забота о социальных нуждах своих работников. Каждое предприятие имело свою столовую, больницу, детский сад, базы отдыха и т.п.

После распада СССР Россия оказалась в сложных социально-экономических условиях. Ситуация напоминала положение второй половины 19 века, когда приходилось ускоренными темпами проходить этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские - не соответствовали новым рыночным условиям хозяйствования. В целом, нестабильность политической системы, несостоятельность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей и т.п. негативно сказывались на отношении к первым российским бизнесменам - «новым русским» со стороны иностранных партнеров. Для отечественного бизнеса 90-х годов характерно: связь с бывшей партийно-комсомольской номенклатурой, близость к криминальной среде, непрофессионализм бизнесменов, высокий уровень коррупции, стремление скрыть значительную часть доходов, криминальное поведение на рынке финансовых инвестиций: мошенничество, финансовые пирамиды, аферы, приоритет торговли и посредничества над производственными сферами деятельности.[9]

Далее в работе мы поговорим о особенностях этики отечественного менеджмента.

 

2.2 Особенности этики российского менеджмента

 

Всякий народ обладает своими обычаями, традициями, своей культурой, политическим и государственным устройством. Всё это влияет на деловые отношения. Например, один из параметров национального стиля менеджмента представляет собой механизм принятия решения (единоличное, коллективное, коллегиальное). К данному же параметру имеет отношение и уровень самостоятельности в утверждении решений на переговорах.[23]

Самое значительное воздействие на национальный стиль проявляют ценностные установки, идеологические и религиозные ориентации, специфика восприятия, мышления. Они обуславливают суть поведения менеджера.

Национальная специфика менеджмента в Российской Федерации обуславливается геополитическими, историческими, социально-экономическими и социокультурными обстоятельствами её развития, вследствие действия которых сложился отечественный менталитет, то есть психология, образ жизни, поведения, привычки и традиции нашего народа.

Сейчас отечественные организации ведут дела с обширным кругом партнёров. При работе с представителями разных национальностей необходимо учитывать, что в сопоставлении культур не существует понятий «лучше» и «хуже», а имеется понятие «иначе». Сведения о правилах поведения, определенных культурными обычаями, в том числе менеджером, играет огромную роль в бизнесе. Они позволяют избежать недоразумений и излишних трений.

Большинство иностранных фирм до сих пор никак не привыкнут к особенностям отечественного национального бизнеса. Временами зарубежные кампании подводит неспособность «вписаться» в местные экономические условия и «прижиться» к существующей бизнес-культуре. Иностранцы сетуют на коррумпированную бюрократию, необязательность российских партнёров.[1]

Отечественная деловая культура пока что не отвечает тем образцам ведения дел, которые функционируют в ведущих государствах. Вследствие этого нужно «подравниваться», обучаться, изучать заграничный опыт, но не следует забывать и о особенностях России, о её особом цивилизационном (евразийском) складе и сложностях национального русского характера.

Постараемя определить особенности этики менеджмента в Российской Федерации. На наш взгляд, это:

1. Существование командной системы в большинстве организаций. Руководители в них по сей день сдерживают инициативу подчинённых. Подобная система мешает компаниям приспосабливаться к новой экономической ситуации, и они вынуждены топтаться на месте.

2. Менеджеры высшего звена сторонятся делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, стараются всё делать сами, лично проверять. Обстоятельства этого: недоверие к подчинённым, нехватка квалификации последних, и всё же самое основополагающее - неумение эффективно мотивировать наёмных менеджеров.

.   Существенная зависимость условий и заработной платы наёмных сотрудников от взаимосвязей с руководителями, а не от их профессионализма и итогов деятельности - «феодализм отношений». Существует бесправие наёмных сотрудников, их «рабское поведение» и произвол начальства, чиновников. Настоящее связано с невысокой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в маленьких городах.

.   Неуважительное отношение к людям и пренебрежение этикой управления. Не тайна, что люди, которые работают, считаются руководством «винтиками», которые когда угодно можно поменять. Сотрудники всех уровней в большинстве организаций бесправны и беззащитны перед произволом начальства. Любой из них может быть выгнан без разъяснения обстоятельств, а иногда и без выплаты заработанных денежных средств.

.   Законы, установки и правила не обладают обязательным характером. Правила и законы могут умышленно игнорироваться в зависимости от обстоятельств и использующих их лиц. По каким принципам они подразделяются на те, которые соблюдаются и которые не соблюдаются, точно сказать не представляется возможным.

.   Наибольшее внимание обращается на общие цели и сравнительно небольшое на то, как можно сделать. А ведь данный вопрос является основным для формирования бизнеса.

.   Избежание риска, влекущее за собой ограничение инициативы. Многие менеджеры в условиях риска отдают предпочтение варианту минимальной прибыли при наименьшем риске.

.   Многие россияне в ситуации сотрудничества видят конфликт заинтересованностей, чем их совпадение, думая, что величина пирога известна, и основной задачей является схватить кусок по крупнее.

.   В некоторых случаях крутой поворот в отношениях с партнером: от дружелюбия до весьма холодного официального отношения. Эмоциональная сторона - это важная составляющая часть россиян.

.   Продвижение и обучение сотрудников в плане роста квалификации, получения новейших навыков и познаний в Российской Федерации не особо распространено.

.   Как правило, подбор новых работников производится не по деловым качествам. Рабочие места делятся зачастую среди родственников и друзей. Так было и так есть в настоящее время и, на на взгляд, и будет.

.   Без руководства не утверждается ни одно решение.

.   Со стороны подчинённых решения руководства принимаются почти беспрекословно. Зачастую распоряжения руководства выполняются даже в том случае, когда они являются заведомо неверными или исход их неизвестен («руководству лучше знать»).

.   Начальство компаний делает акцент на реализацию функций контроля (в практической деятельности - надзора).

.   Особенное отношение менеджеров к оплошностям. Когда что-то происходит, то чаще всего интересует, кто в этом повинен. За этим, несомненно, кроется потребность свалить на кого-то вину, а далее привлечь за осечку к ответственности. Моменты, вызвавшие ошибку, редко разбираются, никто, обычно, не интересуется чему можно научиться на той или иной оплошности, или же вопросом, - что нужно предпринять, чтобы ошибка не повторилась в последующем.

.   В Российской Федерации имеется также свои особенности производительности труда. К чему высококвалифицированному специалисту у нас - оазисе перекуров и задушевных бесед в рабочее время - работать с полной выкладкой, если он заработную плату получает, а не зарабатывает.

 

Концепции развития менеджмента в Российской Федерации и основные направления развития этики менеджмента в 21 веке

 

Переход Российской Федерации к рыночной экономике поставил задачу создания надлежащего ей менеджмента. Так как исторического аналога перехода от административно-командной системы управления к рыночной не имеется, появился вопрос о разработке модели отечественного менеджмента. Подобная своеобычная ситуация образовалась из-за нарушения эволюционности и преемственности в развитии Российской Федерации. В ходе 20 столетия данные нарушения случались, как минимум, два раза: в 1917 году вследствие Октябрьской революции и в 1991 году, когда произошёл развал СССР.

Главнейшим обстоятельством, оказывающим влияние на особенности менеджмента, является менталитет нации. В выдвигаемых основополагающих концепциях формирования отечественного менеджмента ментальности придается разное значение.

Формирование менеджмента находится в зависимости, первое, от уровня развития товарного производства; второе, от степени технического и технологического развития общества. Имеются следующие концепции развития менеджмента в Российской Федерации.

Концепция копирования западной теории менеджмента

Эта концепция развития менеджмента не учитывает специфику отечественного менталитета. Российской Федерации, на наш взгляд, нужно взять готовую модель менеджмента и применять её в управлении экономикой. Для изучения теории необходимо будет только перевести зарубежные учебники и монографии на русский язык. Потом, ничего не изменяя, применять эти положения на практике. Возможность реализации настоящей концепции довольно высока вследствие собственной простоты и обыкновения копировать западный опыт.

Концепция адаптации западной теории менеджмента.

Для этой концепции характерен частичный учёт специфик русской ментальности. В ней предполагается не расплывчатое копирование, а приспособление западной теории к отечественным реалиям. Нужно учесть при данной концепции характерные особенности, обстоятельства функционирования экономики, степень социально-экономического развития, ментальность жителей.

Адаптированные теории, которые слабо учитывают особенности российской реальности, не смогут предоставить отечественной экономике наибольшего положительного эффекта.

Концепция формирования отечественной теории менеджмента.

Эта концепция основывается на полном учёте специфик российской ментальности с применением аспектов мирового опыта управления. При этом неосуществимо ни расплывчатое копирование западного и восточного опыта, ни абсолютное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое, и второе в равной мере неприменимо. Вследствие этого, отечественный менеджмент должен располагать своим специфическим содержанием, формой и методами управления, которые соответствуют особенностям отечественного менталитета.[10]

В последнее время отмечается тенденция формирования особых видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, антикризисного менеджмента.

Развитие самостоятельного вида особого менеджмента предполагает выработку характерных для этого вида деятельности приёмов, методов и технологий управления.

Отличительная черта: все особые виды менеджмента имеют прикладной характер, и их формирование основывается на обобщении практики управления в надлежащих специальных областях.

Важнейшими мировыми тенденциями формирования менеджмента в 21 веке являются:

1. Глобализация менеджмента, которая проявляется в развитии ТНК и международного менеджмента, глобального соперничества и стратегических союзов. ТНК характеризуется целостной информационной системой, своеобразным стратегическим и организационным подходом к управлению, учётом специфических потребностей разных регионов. Глобальное соперничество является конкуренцией в мировом масштабе, преодолевающей национальные границы. Стратегические союзы являются экономическими организациями, создаваемыми для координации деятельности стран или компаний. В общем глобализация менеджмента ведет к разработке единых для всех правил ведения бизнеса и норм делового общения.

2. Менеджмент делается основополагающим ресурсом развития. В отличие от материальных, трудовых, финансовых ресурсов, которые делаются ограниченными, потенциал развития менеджмента безграничен. В связи с этим степень экономического развития государств всё в большей степени обусловливается не величиной их территории и богатством природных ресурсов, а совершенством профессионального менеджмента.

.   Происходит нарастание неясности в развитии, представляющей собой общность обстоятельств, не прибывающих для менеджеров явными, однако воздействующих на управление. Различается два вида: неопределенность, обусловленная внутренними свойствами объектов, и неопределенность, связанная с неполнотой информации о них. Н. Винер полагал, что источник внутренней расплывчатости социальных систем заложен в их фундаментальной неустойчивости. Степень неопределенности можно снизить путём прогнозирования развития, а также посредством адаптивного поведения объекта в условиях трансформирующейся внешней среды. Гибкость и адаптивность поведения превращаются в важнейшие характеристики деловой этики и менеджмента в общем.

.   Увеличивается значимость информационных технологий и их воздействие на организацию и этику делового общения. Главным образом, увеличивается общий объём сведений. Вследствие широкой доступности электронных сведений становится непозволительным использование двусмысленных, дискуссионных, конфликтных выражений, а также высказываний, затрагивающих чьё-то самолюбие и достоинство. Повышаются возможности делового общения на дистанции, осуществления электронных конференций, осуществления секретарских и иных обязанностей не выходя из дома. В деловом электронном общении распространяется своеобразный жаргон, сленг.

.   Происходит развитие новой организационной культуры, то есть системы ценностей и правил, которые соблюдает та или иная организация. Общая направленность в изменении организационной культуры - это переход от административной культуры к рыночной. Административная культура основывается на дисциплине, иерархии, централизации. Основанием рыночной культуры является творчество, самоопределение, сотрудничество, компромисс, децентрализация.

.   Изменяется мнение о менеджменте и менеджерах. Традиционный менеджмент формировался по пути специализации. Сейчас менеджер не рассматривается в качестве узкого специалиста, он несёт ответственность за весь процесс формирования богатства. Вследствие этого увеличивается зависимость заработной платы менеджеров от реальных итогов их работы. Уменьшается доля постоянной части их оплаты труда и возрастает доля её переменной части.

.   Изменяются подходы менеджмента к персоналу. Традиционный подход отталкивался от приоритетности для сотрудников их оплаты труда и организации труда, которая была ограничена узкими рамками рабочего места. В 21 веке сотрудниками больше цениться интересная работа, сотрудничество, забота о здоровье, свободное время, а оплата труда соизмеряется с личными и деловыми качествами, а также достигнутыми плодами деятельности.

.   Происходит развитие управления на базе лидерства, представляющего способность менеджера убеждать и воздействовать на сотрудников. Признаки лидерства - это квалификация, опыт, одобрительные человеческие качества, образование, культура. Лидеру присущи такие качества, как гибкость, по большей части демократический стиль, применение общественных и психологических методов управления, совмещение в управлении одновременно свободы и строгости.

Менеджеры в 21 веке должны иметь следующие качества [11]:

1. Глубокие профессиональные познания всех направлений менеджмента (общего, стратегического, инновационного, производственного, управления персоналом, антикризисного, креативного, информационного, финансового и др.).

2. Владеть управлением персоналом с ориентированностью на человеческие связи и доминированием демократического стиля управления над авторитарным; универсализация крупных менеджеров, способность действенно осуществлять все конкретные функции управления в разных областях и отраслях бизнеса.

.   Владеть стратегическим менеджментом на основании разбора сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, оценки конкурентных преимуществ организации;

.   Соблюдать законы государства, нормы общественной морали и внутрифирменные правила взаимосвязей сотрудников (гражданское общество).

.   Иметь высокий уровень базового профессионального образования, отвечающего профилю бизнеса (магистр или кандидат наук), и целеустремленное повышение квалификации.

В н астоящее время в докумен тах, разрабатываемых н екоторыми российскими фирмами, н аходят отражен ие мораль и этика бизн еса. К н астоящему времен и десятки объедин ен ий предприн имателей ( ассоциации риэлтеров, страховщиков, чаеторговцев, бан киров, оцен щиков)  уже прин яли профессион альн ые этические кодексы. Имеются примеры разработки кодексов вн утрен н его поведен ия сотрудн иков фирм. Эти требован ия обычн о обязательн ы для всех служащих орган изации. Докумен т может формулировать требован ия, предъявляемые к работн икам н е только в профессион альн ой деятельн ости, н о и в личн ой жизн и, в быту.[16]

Все больше деловых людей пон имают, что без духовн ости, морали, н равствен н ости н е может быть руководителя. Таково требован ие современ н ости.

Сейчас в Российской Федерации можно выделить десять основополагающих правил этики в деятельности менеджера или руководителя:

1. Придя на работу, нужно поприветствовать своих коллег. Не секрет, что деловое обращение начинается с приветствия. Первое, что мы говорим, придя на работу, это, само собой разумеется, «Здравствуйте». Здороваться нужно вне зависимости от того, в каких отношениях состоят люди, симпатизируют они друг другу или нет. Необходимо дать собственным коллегам понять, что вы рады начать с ними очередной трудовой день, что они могут надеяться на содействие и поддержку.

2. Нужно управлять собственным поведением в любых условиях. Известно, что от расположения духа также зависит уровень производительности труда и характер взаимосвязей на работе. Негативным образом отражается на настрое подчиненных скверное настроение начальства. Неспокойный, нервный начальник зря дергает себя и подчинённых, нередко портит им настроение в самом начале трудового дня, и чем больше, тем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя доставляет неприятности многим работникам. Напротив, сильным стимулятором отличного настроения сотрудников является улыбка и утреннее приветствие руководителя. Нужно быть приветливым, вежливым, улыбаться людям, стремиться поддерживать отличный настрой и у себя, и у своих коллег. Быть любезным, доброжелательным и приветливым. Кому понравится сотрудничать с человеком брюзгливым, подозрительным, капризным и грубым. Организация должна оставлять благоприятное впечатление. Вежливость, а также и доброжелательность в равной мере необходимы на всех уровнях - при общении с сотрудниками руководящего звена, с подчинёнными, вышестоящими лицами, клиентами, покупателями, как бы дерзко они иногда себя ни вели.

.   Обращение к подчиненным на «вы» является необходимым инструментом для поддержания хороших служебных взаимоотношений и рабочей дисциплины. О менеджере, который обращается ко всем на «ты», как правило, говорят как о «своём человеке», простом и доступном. Однако необходимо быть в курсе, что не всем подобная манера поведения «по душе». Имеется множество людей, для которых она является представлением невоспитанности. Разумеется, что манера общения между коллегами находится в зависимости от состояния межличностных связей. Когда данные связи являются доброжелательными или дружественными, то обращение на «ты» совершенно уместно. И всё же при обращении на «ты» необходимо быть столь же учтивым, что и при обращении на «вы». Когда руководитель обращается к не

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...