Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекреационная география как комплексная интегрально-синтетическая наука.




Рекреационная деятельность превратилась в один из важнейших социально-экономических факторов современности. На наших глазах идет процесс формирования новой отрасли народного хозяйства, которая опирается на определенное сочетание ресурсов, имеет свои кадры, связи с другими отраслями и дает ощутимый социально-экономический эффект. Бурное развитие рекреационной деятельности и большая сложность проблем, связанных с этим глобальным явлением, потребовали привлечения ученых разных областей знания,- в том.числе и географов, для изучения с целью выработки практических рекомендаций. Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе по взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. В ходе развертывания научных исследовании отчетливо выявились проблемы рекреации и их «географичность», поскольку рекреационная деятельность дифференцирована территориально и органически связана со свойствами географической среды. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения,интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии. В числе первых за разработку рекреационных проблем в географии взялся коллектив отделов физической географии (заведующий — В. С. Преображенский) и экономической географии (заведующий — А. А. Минц) Института географии Академии наук СССР во главе с академиком И.П.Герасимовым. Широкий диапазон географических рекреационных проблем обусловил такое положение, при котором их изучение и накопление фактического материала развернулось одновременно в рамках таких дисциплин, как физическая география, экономическая география, география населения, медицинская география и страноведение.

СВЯЗИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреационных районов с учетом спроса и экономической эффективности, определяет оптимальную степень экстенсивности и интенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах, разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах развития туризма.

География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География

Населения изучает рекреационные потоки — своеобразные миграции населения.

3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изучает такие важные свойства территориальных природных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчивости живой природы в.условиях массового туризма.

Медицинская география изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распространение отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной деятельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биологическойэффективности рекреации в том или ином районе.Изучением проблем рекреационной деятельности в различных аспектах занимаются многие не географические науки. Рекреационная география пользуется результатами исследований социологии,, социаль-

ной психологии, общей психологии и физиологии человека. В этом плане особенно важны результаты социологических исследований по таким вопросам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп, людей. Рекреационная география опирается на результаты их следований тех разделов политической эко-

Номии и ряда конкретных экономик, которые изучают потребительские виды человеческой деятельности как составную часть всего общественного воспроизводства. Важность научного сотрудничества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, развитие ее материально-технической базы) регулируют соотношение между рекреационными потребностями и совокупностью производимых рекреационных товаров и услуг.

С первых же шагов становления у рекреационной географии крепнут связи с такими научноприкладными дисциплинами, как районная планировка, градостроительство, которые в ходе районо-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом районе.

25. Природные туристско-рекреационные ресурсы: структура и важнейшие характеристики. По определению Л.А.Багровой, Н.В.Багрова и В.С.Преображен­ского (1977), «природные рекреационные ресурсы» - это природные и природно-технические геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами для рекреационной деятельности и могут быть использованы в течение некоторого временя для орга­низация отдыха и оздоровления определенного контингента людей»

Но надо иметь в виду, что территории, обладающие благоприят­ными для целей туризма природными и социально-экономическими условиями, сами по себе еще не являются туристскими ресурсами. Они становятся ими при наличии соответствующих потребностей и возможностей освоения их туристским хозяйством.

 

Переход природных комплексов в класс туристско-рекреационных ресурсов происходит по следующей схеме: 1) природные комплексы существуют как естественные образования, из-за отсутствия туристского спроса они не имеют характера ресурсов; 2) возникновение туристского спроса требует изучения и бонитировки (оценки) природных комплексов; 3) в силу действия общественных потребностей и вложения живого труда и средств наиболее ценные природные комплексы превращаются в ресурсы; 4) увеличение объемов туристского спроса приводит к переходу и менее благоприятных по свойствам природных комплексов в класс ресурсов после их мелиорации

Важнейшими характеристиками туристско-рекреационных ресур­сов являются следующие:

1) объем запасов (дебит минеральных вод; площадь ценных рекреационных территорий; экскурсионный потен­циал (в часах) туристских центров), необходимый для оп­ределения потенциальной емкости ТРС, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;

2) площадь распространения ресурсов (размеры водо­носных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность тер­ритории; границы устойчивого снежного покрова), позволя­ющая определить потенциальные рекреационные угодья, установить округа санитарной охраны;

3) период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезо­на, залегания устойчивого снежного покрова), определяю­щий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

4) территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение рекреационной ин­фраструктуры и потоков к местам их концентрации;

5) сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет доста­точно быстро создавать инфраструктуру и получать со­циальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;.

6) возможность многократного использования при со­блюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и бла­гоустройству. Рекреационные ресурсы —объекты и явления природного и антропогенного происхождения, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения, — понятие историческое, так как на протяжении веков изменялась роль отдельных видов ресурсов. Например, пляжи в далеком прошлом не использовались.Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. При всей важности объектов истории и культуры в рекреационно-ресурсной составляющей природные блага занимают преобладающее место, являясь одной из основных материальных предпосылок рекреации. В качестве природных предпосылок рекреации выступают, прежде всего, природно территориальные и аквальные комплексы различных рангов, их компоненты и отдельные свойства, в том числе такие, как аттрактивность, контрастность и ритм ландшафтов, возможность преодоления препятствий, географическая специфика, экзотичность, уникальность или, наоборот, типичность, размеры и формы природных объектов и их визуально-географическое положение.

26.Туристско-рекреационная инфраструктура, ее функции и значение. «Территориальная рекреационная система» - это социальная географическая система, представляющая собой функционально и территориально целостное образование, обладающее опреде ленным набором общественных функций, главной из которых яв ляется восстановление и расширенное воспроизводство здоровья и трудоспособности, физических и психоэмоциональных сил чело века (рекреанта). В структурном отношении ТРС состоит из взаи мосвязанных элементов (подсистем): природных и культурных комплексов (ПК), инженерных сооружений (ТС), обслуживающего персонала (ОП), органа управления (ОУ) и группы отдыхающих -рекреантов (ГО) (рис. 6).
Подсистема «технические сооружения» обеспечивает как обычную жизнедеятельность отдыхающих и обслуживающего персонала (услуги размещения, питания, транспорта), так и специ фические рекреационные потребности (услуги лечения, оздоров ления; экскурсионное, культурное, бытовое обслуживание). Весь комплекс рекреационных и обслуживающих предприятий форми рует рекреационную инфраструктуру, которая характеризуется с помощью показателей вместимости, разнообразия, комфортности, загруженности, экологичности, эксплуатационной (технологиче ской) готовности.
Взаимосвязи подсистемы «технические сооружения и инфра структура» (ТС) с другими элементами ТРС характеризуются сле дующими особенностями.
Рекреационные предприятия соответствующих типов и классов требуют гомогенности туристского потока, на обслуживание которого они специализируются. Однородность потока улучшает заполняемость средств размещения, обеспечивает реализацию всего технологического цикла. Присутствие же в потоке разнородных групп (нестандартных для данного цикла обслуживания), например, семейных пар в учреждениях, не располагающих жилищным фондом для двухместного размещения, людей с отклонениями здоровья на маршрутах с активным способом передвижения, приводит к сбоям в технологической цепочке обслуживания.
Взаимодействие технической подсистемы с «природным ком плексом» отражают характеристики надежности и ресурсного обеспечения функционирования системы. Рекреационное пред приятие соответствующей мощности, класса и специализации должно иметь необходимую ресурсную базу для эффективного функционирования (площадь пляжей, прогулочных угодий, дебит минеральных источников, численность экскурсионных объектом в т.д.). Ресурсообеспеченность должна учитываться па стадии пла нирования емкости территории и вместимости материально - технической базы, она характеризуется объемом эксплуатационных запасов, пропускной способностью территорий и объектов. Проектное решение должно предусматривать переход на использование новых типов ресурсов, вовлечение в эксплуатацию менее комфортных территорий и объектов (после их мелиорации), проведение других мероприятий, увеличивающих ресурсообеспеченность системы и ее надежность.
Технические сооружения и инфраструктура должны был обеспечены рабочей силой в соответствии с их мощностью и ти пологией рекреационного обслуживания. Трудообеспеченность как характеристика взаимосвязей технической подсистемы и «об служивающею персонала» в значительной степени влияет на развитие рекреационного хозяйства и в связи с сезонностью порожда ет ряд социальных и экономических проблем. Дефицит трудовых ресурсов может тормозить освоение новых районов, сдерживать расширение действующих комплексов, требует дополнительного притока обслуживающего персонала в туристский сезон.
Святи технической подсистемы с «органом управления» могут быть отражены характеристикой фондообеспеченности, которая отражает деятельность системы материально-технического снабжения (как блока органа управления) по финансовому и материальному обеспечению рекреационного обслуживания. Показателями фондообеспеченности являются объемы нормативных и оборотных средств рекреационных предприятий, размеры капиталовложений на расширение материальной базы и инфраструктуры.

Рекреационная география как отрасль общественно-географической науки:междисциплинарный характер, объект и предмет исследования, методы исследования и место среди наук.Объектом исследования рекреационной географии выступает рекреационная подсистема ойкумены (т.е. рекреационное пространство). «Ойкумена» - заселённая, освоенная или иным образом вовлечённая в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с её пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества.Предметом рекреационной географии является территориальная организация рекреационной деятельности населения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...