Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обьект и предмет исследования рекрационной географии и ее место в системе наук.




Объектом исследования рекреационной географии выступает рекреационная подсистема ойкумены (т.е. рекреационное пространство). «Ойкумена» - заселённая, освоенная или иным образом вовлечённая в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с её пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества.Предметом рекреационной географии является территориальная организация рекреационной деятельности населения.

СВЯЗИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреационных районов с учетом спроса и экономической эффективности, определяет оптимальную степень экстенсивности и интенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах, разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах развития туризма.

География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География

Населения изучает рекреационные потоки — своеобразные миграции населения.

3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изучает такие важные свойства территориальных природных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчивости живой природы в.условиях массового туризма.

Медицинская география изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распространение отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной деятельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биологическойэффективности рекреации в том или ином районе.Изучением проблем рекреационной деятельности в различных аспектах занимаются многие не географические науки. Рекреационная география пользуется результатами исследований социологии,, социаль-

ной психологии, общей психологии и физиологии человека. В этом плане особенно важны результаты социологических исследований по таким вопросам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп, людей. Рекреационная география опирается на результаты их следований тех разделов политической эко-

Номии и ряда конкретных экономик, которые изучают потребительские виды человеческой деятельности как составную часть всего общественного воспроизводства. Важность научного сотрудничества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, развитие ее материально-технической базы) регулируют соотношение между рекреационными потребностями и совокупностью производимых рекреационных товаров и услуг.

С первых же шагов становления у рекреационной географии крепнут связи с такими научноприкладными дисциплинами, как районная планировка, градостроительство, которые в ходе районо-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом районе.

Назовите важнейшие группы факторов, под влиянием которых происходит формирование рекреационных потребностей.

1. Социально-экономические факторы: уровень развития производительных сил, уровень производства потребительских благ, в том числе услуг; уровень развития сферы отдыха и туризма, реальные денежные доходы населения; розничные цены на товары и услуги, в том числе рекреационные, уровень развития транспортной инфраструктуры и транспортных средств; длительность отпуска; социальный и профессиональный состав населения; уровень культурной жизни; национальность и традиции.

2.Демографические факторы: соотношение городского и сельского населения; половозрастная структура населения; состав и размер семьи; особенности расселения.

3.Социально-психологические факторы: интенсивность культурных и деловых связей; тип культурной жизни; влияние моды; ценностные ориентации личности.

4.Медико-биологические факторы: состояние здоровья населения

5.Природные факторы: природная зона, в которой проживает человек; особенности географического положения по отношению к горам и т.п.

Рекреационная география и география туризма - соотношение понятий: различия и сходство в объекте и предмете исследований.

В бывшем СССР понятия «рекреационная география» и «география туризма» воспринимались как разные научные дисциплины. По времени первой в стране появилась рекреационная география (Преображенский, 1975 г.) с хорошо разработанной теорией. География туризма же так и не получила должного развития до самого распада Советского Союза. Соотношение между этими дисциплинами в общем-то сводилось к следующему: рекреационная география – это суть географии отдыха и туризма. Одни исследователи считали их междисциплинарными науками, другие же – относили их к наукам общественно-географическим. Определение исходных понятий науки имеет особенно большое значение. К таковым в первую очередь следует отнести понятие об «объекте» и «предмете» исследования. От того, насколько истинно и конкретно определены эти категории, зависят результативность и конструктивность всей научной деятельности.

Обе эти отрасли относятся к отраслям сферы нематериального производства, поскольку основная их продукция – это рекреационные туристские услуги, которые удовлетворяют социально-культурные потребности населения в отдыхе и восстановлении трудоспособности, приносят стране социальный и экономический эффект.

В качестве объекта общественной географии выступает «ойкумена» - заселённая, освоенная или иным образом вовлечённая в орбиту жизни общества часть географической оболочки Земли с её пространственными структурами хозяйства и формами организации жизни общества. Предметом общественной географии являются территориальные общественные системы – ТОС. Рекреационная география и туризм имеют общий объект исследования – рекреационная подсистема ойкумены. А предметы различаются. Предметом рекреационной географии является территориальная организация рекреационной деятельности населения. Предметом исследования географии туризма является территориальная организация туристской деятельности.

34 В чем заключается медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей? Систематическое изучение реальных процессов, тенденций, объема рекреационных потребностей должно проводиться в эконо­мическом, медико-биологическом, демографическом, социоло­гическом, социально-психологическом и природоведческом аспек­тах.

Медико-биологические факторы: состояние здоровья насе­ления. Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей заключается в определении объема и структуры са­наторно-курортного лечения. На основе региональной медицин­ской статистики курортологами разрабатываются сводные балансы потребностей в санаторно-курортном лечении и возможности их удовлетворения. Потребности в курортной сети рассчитываются, как правило, исходя из нормативов.

Мало изучены с медико-биологической точки зрения потреб­ности оздоровления. В литературе встречаются самые общие све­дения о медико-биологических функциях рекреационной деятель­ности (мышечная нагрузка) и разнообразие рекреационной дея­тельности (переключение с одного вида деятельности на другой). Механизмы этого кроются в особенности центральной нервной системы человека: одни нервные центры человека «отдыхают» наиболее активно не при полном торможении, а при возбуждении других нервных центров.

Слабо изученным остается вопрос влияния места и времени отдыха на организм человека в зависимости от места его прожива­ния, возраста, социальной принадлежности, типа нервной системы и т.п.

35. Назовите и охарактеризуйте основные функции рекреационной деятельности.

Виды рекреационной деятельности имеют определенное количество способов реализации, называемыми «рекреационными занятиями». Среди совокупности занятий, совершаемых в процессе рекреационной деятельности, можно выделить собственно рекреационные занятия (купание, прогулки пешком, сбор грибов и ягод, осмотр памятников и музеев и т.п.) в отличие от удовлетворения повседневных физиологически необходимых потребностей (сон, питание). По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить две группы, объединяющие четыре основных типа занятий [6].

Группа 1 восстановления:

а) рекреационно-лечебные занятия;

б) рекреационно-оздоровительные занятия.

Группа 2 развития:

а) рекреационно-спортивные занятия;

б) рекреационно-познавательные занятия.

Рекреационно-лечебные занятия представляют собой систему занятий, жестко определяемых методами санаторно-курортного лечения: климатолечения, бальнеолечения, грязелечения и т.д. Тип рекреационно-оздоровительных занятий гораздо более разнообразен. Сюда входят прогулки, купание, солнечные и воздушные ванны, игры, пассивный отдых, сбор грибов и т.п.

Рекреационно-спортивные занятия направлены преимущественно на развитие физических сил человека. Сюда входят спортивные игры, парусный и моторный водный спорт, лыжный спорт, длительные пешие переходы, восхождение на горные вершины и т.д. Рекреационно-познавательные занятия призваны духовно развивать человека. В эту группу входят, например, осмотр памятников культуры, ознакомление с природными явлениями и т.п.

Многие виды рекреационных занятий в реальной ситуации комбинируются. Например, прогулка по новым местам выполняет функцию движения и познания. Рекреант может сознательно в течение определенного отрезка времени комбинировать рекреационные занятия. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает рекреационная деятельность, так как в единицу времени больше удовлетворяется рекреационных потребностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...