I.1.3. Актуальность темы исследования
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Информация для контактов: адрес, телефон, e-mail образовательного учреждения, фамилия, имя, отчество, телефон и e-mail контактного лица (наличие адреса электронной почты для обратной связи обязательно).
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 17»
117279, г. Москва +7 (495) 420-98-11 ул. Введенского, д.28 [email protected]
ЮЗАО города Москвы 2016-2017 учебный год Номинация: «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» Название работы: «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ XXI ВЕКА»
Авторы: Мария Стрельникова
Руководитель проекта: ВАСЕНИН Георгий Андреевич, кандидат педагогических наук, учитель физической культуры, лауреат Гранта Мэра Москвы 2010, лауреат Гранта Правительства Москвы 2011, Телефон моб.: 89032750044, E-mail (личный): [email protected] ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ Существует ли связь между ухудшением экологической обстановки и увеличением числа людей с различными проблемами здоровья? Думаем, что наступило время обстоятельно поговорить о правилах жизни в обществе в согласии с природой. Как научить молодых людей любить природу и нести ответственность за свои чувства? Как найти место в социуме человеку, настроенному на активную жизнь и путешествия. Как соотнести интерес к активному отдыху на природе, заботу о собственном здоровье с необходимыми требованиями охраны и защиты окружающей среды? Начнем с определения экологии, которые приводит доктор географических наук, профессор Борис Борисович Родоман в своей работе «Экология вокруг нас» и его оценки значимости активного туризма в социализации молодых людей. Экология – наука об отношениях живых существ с окружающим их пространством, со средой их обитания. Зависимостью образа жизни людей от местных природных условий всегда интересовались географы, этнографы, антропологи. Экология животных и растений, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой, выделилась из биологии в начале ХХ века. Экология человека получила развитие в середине ХХ столетия из-за резкого ухудшения окружающей среды.
Экология – научная, профессиональная деятельность людей, озабоченных состоянием окружающей среды, а не сама эта среда. Поэтому неправильно говорить "В нашем районе плохая экология", имея в виду загрязнение. К тому же, экологическая наука к изучению загрязнения вся не сводится; есть и другие важные экологические проблемы, например, вырубка водоохранных лесов, нарушение режима грунтовых вод автодорогами, распашка или застройка речных пойм, вытаптывание растительного покрова отдыхающими. И таких отдыхающих становится все больше и больше, поскольку это не только путешественники (туристы), но в значительной мере владельцы дачных домов и загородных участков. С сожалением приходится отмечать, что современное молодое поколение имеет очень слабое представление о том, как вести себя на природе, потому что очень не многие из них совершали походы в период школьного обучения и получили необходимый минимум знаний. Детско-юношеский туризм – мощное средство внеурочного комплексного обучения, воспитания, физического и нравственного оздоровления. Поскольку виды туризма столь же разнообразны, как и повседневная жизнь, то нет таких знаний, умений, навыков и интересов, человеческих качеств, которые нельзя было бы развить и улучшить при помощи туристских и прочих путешествий. В комплексном походно-стационарном туризме на лоне природы неразделимы работа и отдых, обучение и развлечение, утилитарный труд и физические упражнения; тем более не различаются профессиональный труд руководителя и его личный быт, досуг, отдых, внешне ни чем не отличающиеся от времяпрепровождения подростков. Для социально-трудовой адаптации и развития личности нужны не искусственные однородные коллективы, а более естественные по своему составу разнородные, в которых слабые тянутся за сильными, младшие подражают старшим, слабые – сильным, а все дети – любимому и уважаемому руководителю. Мораль и быт в таком коллективе не могут быть не коммунами, иначе коллектив не выживет: в городских условиях распадается, а в более экстремальной походной обстановке проявления индивидуализма нередко приводят к несчастным последствиям. Воспитание детей в форме похода, экологической экспедиции – это частный случай адаптации в коллективе.
Благотворные межличностные отношения в детско-юношеском туристском коллективе – не индивидуалистическая конкуренция с подавлением соперника, а позитивное соревнование, когда отстающие подтягиваются к передовым и добиваются общего подъема (идеология соцсоревнования). Идеология либерально-рыночного демократического общества предполагает, что люди с равными стартовыми возможностями могут и должны в дальнейшем жестко конкурировать и достигать неравных результатов. В интегрированных туристских коллективах учащиеся проходят противоположную эволюцию: дети с физическими недостатками обретают более высокую самооценку и человеческое достоинство наравне с другими учащимися. В противоположность экономике и коммерциализированному спорту, духовно-нравственное равенство участников соревнования достигается и возрастает от старта к финишу. Деятельность взрослого руководителя в туристском коллективе подростков – это его образ жизни. Такой руководитель не обслуживает туристов, как гид на экскурсии, официант в ресторане, парикмахер или даже репетитор, домашний учитель; его рабочее время не отделено от его досуга, который лишь со стороны может показаться легким; на самом деле это тяжелая ноша, которая не каждому под силу. Особо следует отметить, что оздоровительный, экологический и воспитательный детско-юношеский туризм не может и не должен быть бизнесом; это деятельность не коммерческая, а социальная, несмотря на желательность спонсоров. I.1.1. Цель исследования. Освоение учащимися основных правил ведения учебного исследования, составление учебных и социальных проектов, знакомство в ходе экспедиции с заповедными местами Тверской области и других регионов РФ, памятниками археологии, представителями флоры и фауны, занесенными в Красную книгу, на основе системного построения каникулярного отдыха в формате «экологической экспедиции».
I.1.2. Задачи исследования. 1. Определить основные проблемы заповедника и сравнить их с существующей практикой по решениям «экологической помощи» связанных с устранением загрязнений и т.п.; 2. Осуществить научный анализ воздействий в общепризнанных формах эксперимента и разработать программу по «экологической помощи» на основе знаний об основных проблемы заповедника; 3. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой технологии «экологической помощи» для повышения мотивации к здоровому образу жизни и бережному отношению к окружающей среде в условиях системного построения каникулярного отдыха в формате «экологической экспедиции».
I.1.3. Актуальность темы исследования В настоящее время в отечественной системе образования осуществляется поиск новых моделей организации каникулярного времени вне рамок учебного процесса в общеобразовательных школах. Одной из перспективных моделей признается работа школы «полного дня», где учебный процесс дневного пребывания сочетается с системой мероприятий внеурочного характера (Т.М. Ковалева, 1990; Л.А. Спиридовская, 1990; Н.М. Битева, 2002; Е.В. Черданцева, 2004; Г.А. Ускова, 2005; Т.Н. Дементьева, 2008;А.О. Зверев, 2008; О.В. Комисова, 2009; В.И. Кальчук, 2012; Д.А. Дубовер, 2013; М.В. Курочкина, 2013 и др.). Режим работы образовательных учреждений школы «полного дня» предусматривает интеграцию основного и дополнительного компонентов учебной деятельности в единую целостную систему обучения и подготовки, объединение в один функциональный комплекс образовательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных процессов, представляет возможности для увеличения профильного компонента в структуре занятости школьников, активного внедрения внеурочных форм физического воспитания, способствует объединению усилий школы, общества и семьи для реализации всестороннего развития учащихся, укрепления здоровья, воспитания физической культуры личности и формирования здорового стиля жизни. Вместе с тем такой мощный образовательный потенциал «экологической экспедиции» еще не в полной мере учитывается педагогами физического воспитания, дети мало включены в физкультурно-спортивную деятельность в каникулярное время, данный процесс в большей степени декларируется, чем реализуется (Н.А. Акчурин, 1998; А.В. Казанникова, 2005; О.Л. Еремина, 2006; С.В. Никитенко, 2006; И.М. Баканов, 2007; др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|