Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы социально-психологической адаптации к реалиям жизни




социальный адаптация подросток жизнь

Рассматривая понятие “показатели социально-психологической адаптации (или адаптированности)”, нельзя обойтись без понятия “факторы адаптации”. Вопрос о факторах адаптации относиться к проблеме детерминации адаптационного процесса. Под факторами понимают условия, влияющие на значение показателей адаптации.

В научной литературе можно условно выделить четыре подхода к анализу факторов адаптации:

) анализ одного конкретного фактора;

) анализ нескольких факторов (без последующего объединения их в группы);

) анализ групп факторов;

) системный подход к анализу факторов.

Отказ от жесткой регламентации поведения человека посредством давления заметно изменил, общественные представления о девиациях и выдвинул на первый план проблемы социально- психологической адаптации, как интегративного социально-психологического фактора, лежащего в основе социализации индивида и становления его самосознания.

Теоретические основы психологии определяют необходимость исследования двух основных типов социально-психологической адаптации подростков: адаптация как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социально-психологической адаптации. В рамках таких исследований значительный научно-практический интерес представляет анализ уровней выраженности и структуры основных компонентов социально-психологической адаптации подростков с саногенетических факторов, способствующих формированию нормативного поведения подростков.

Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида. Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. Процесс адаптации осуществляется одновременно в сфере формальных и неформальных отношений. Происходит порой непростое совмещение личных притязаний и ожиданий с требованиями и ожиданиями на уровне групповых ценностей и нормативов жизни. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию подростков, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека. Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека.

Л.С. Выготский писал, что "биологическое через социальные факторы переплавляется в социальное; биологическое, органическое - в личное; “естественное”, “абсолютное”, безусловное - в условное. Это и есть собственный материал психологии”.

Состояние социально-психологической адаптации является фактором формирования Я-концепции подростка.

В зависимости от состояния адаптации или дезадаптации ведущими в формировании Я-концепции становятся индивидуально-психологические факторы или социальные нормы. Факторами социально-психологической дезадаптации могут стать как индивидуально-психологические особенности подростка, так и социальная ситуация развития.

Компенсирующая балансировка осознаваемого или неосознаваемого целевого и мотивационного компонентов Я-концепции является фактором, лежащим в основе социальной адаптации подростка. Взаиморегуляция компонентов Я компенсирует давление социальной среды, является механизмом социально-психологической адаптации, который начинает действовать в период отроческого кризиса.

Так, например, И.А. Георгиева, основываясь на эмпирическом изучении адаптации личности в коллективе, предлагает следующие наборы внутренних и внешних факторов:

•   к внутренним факторам относятся социально-демографические характеристики участников исследования (пол, возраст, семейное положение, наличие детей и пр.), ценностные ориентации личности, ряд психологических свойств личности;

•   в качестве внешних факторов выступает комплекс параметров, связанный с видом деятельности группы, - это специфические характеристики деятельности и связанные с ними особенности социальной организации коллектива.

Содержательный анализ выделенных факторов показал, что традиционный подход к адаптации предопределил их значимость в адаптационном процессе. Изучались преимущественно внешние факторы. Такой подход обусловлен был традиционным пониманием адаптации как акта приспособления к воздействиям извне, как результата действия сторонних сил, а не собственных потенций человека.

Как пишут Ю.А. Александровский, Ф.Б. Березин, В.Г. Бушурова, А.Г. Маклаков, И.И. Мамайчук, А.А. Реан и др., адаптация способствует уравновешиванию организма и средовых факторов. Процесс уравновешивания происходит постоянно, поскольку организм испытывает воздействие многих факторов среды и своих собственных (сонное состояние и торможение при низком давлении, волнение перед экзаменом и умение его снизить и пр.).

Можно выделить главные факторы, которые надо учитывать при анализе социальной адаптации. Во-первых, социальная среда включает в себя не только то, что исторически формируется под влиянием общественных изменений, но и действия людей как субъектов исторического процесса. Во-вторых, каждый человек как субъект свой жизни и деятельности оказывает влияние на социальную среду, создавая свою собственную. Поэтому можно сказать, что среды вообще для каждого конкретного субъекта не существует. Личность живет в своей микросреде, у нее появляется особая сущность, формируется личностная позиция.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...