Практическое применение программы социальной адаптации
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Стадный инстинкт в человеческом сообществе - то с чем всегда боролись личности с глубоко индивидуальным восприятием мира, не желающие сливаться с толпой. Вот только у каждой медали имеется другая сторона. Крайней противоположной точкой к стадности является не менее неприятное понятие, именуемое в психологии девиантным поведением. Простыми словами это выглядит приблизительно так - человек абсолютно не считается с общепринятыми правилами поведения, моральными принципами и законами, навлекая ненужные неприятности на собственную персону и тех, кто рядом. Причин у этой ситуации может быть много - от детских комплексов у вполне зрелой личности до подростковых гормонов, отражающихся на поведении юных сограждан. Найти золотую середину той самой монеты и, не потеряв себя, приспособиться к окружающей обстановке помогают специальные программы, тренинги, рассчитанные на подростков с девиантным поведением. Привыкать к новому окружению сложно даже взрослому, подростку вдвойне сложнее - как уж тут не потеряться в многообразии социальных масок и ролей, не говоря уже о том, что мир подростков в отличие от взрослого мира непостоянен и изменчив, и неумолимые законы, царящие здесь, часто возникают и исчезают очень быстро. Чтобы успешно адаптироваться к социуму, нужно обладать многими достоинствами. Хорошо родиться суперменом, красавцем, умницей или просто уверенным в себе человеком. Но спасительная таблетка, заключённая в фундамент психологической программы, состоит в ином - в развитии социального интеллекта. Этот интеллект не имеет отношения к умению решать математические уравнения или запоминать иностранные словеса. Но он поможет решить задачи психологического плана, сориентироваться в сложной ситуации, предугадывать последствия собственного поведения, реакцию собеседника на слова, развить в себе дальновидность в отношениях. Иногда достаточно показать подростку другие возможные варианты поведения, чтобы оно перестало быть девиантным.
Программа сочетает в себе групповые тренинги с небольшими группами и индивидуальную работу с психологом. Нужно немного свободного времени (чуть больше двадцати часов за курс) и свободное помещение для занятий - это не так уж много за возвращённое право ощущать себя комфортно в социуме. Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению. Потребность в общении отмечается в подростковом возрасте, но именно у старшеклассников она приобретает новое качество и по содержанию и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни учащихся. Подростки в общении с социальным окружением чаще других попадают во фрустрационные ситуации. Иногда сверстники не принимают их в свой коллектив, относятся к ним настороженно, предвзято и враждебно. Учителя сбивают их с толку одним только словом, осуждают, упрекают. Реакция со стороны подростка на это может быть самая различная. Одни стараются защитить себя, свое «Я». Другие - требуют или ищут помощи и защиты от ближайшего окружения. Третьи сами разрешают ситуацию, но неадекватным способом. Общение с близкими сверстниками не менее значимый период для становления жизненного мира и для будущей жизни. От ее развития, как подчеркивал Э. Эриксон, зависит способность или неспособность будущего взрослого человека к глубоким доверительным отношениям с другими людьми. Развитие этой линии общения в старших классах школы обычно определяет будущие отношения и в собственной семье, и с друзьями и в производственных группах. Как указывал С.А. Артемов, под адаптацией мы понимаем «не просто приспособление личности к окружающей среде, но и активный процесс воспитания личности социумом, процесс в котором и личность и социум играют активную роль.
В подростковом возрасте формируется мировоззрение, профессиональное самоопределение, происходит дифференциация способностей. Для этого периода характерно становление нового уровня самосознания, изменение Я - концепции (Л.И. Божович, И.С. Конн, Э. Эриксон и другие), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Но особенно трудно приходится подростку, когда его взросление проходит в условиях нестабильности в экономической и культурно-ценностной сферах развития современного общества. Именно в таких условиях пребывает большинство современных российских подростков. Несмотря на разницу в социальной среде, почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики, что затрудняет адаптацию подростка. Не выполняют требования, предъявляемые в первую очередь образовательным учреждением: отсутствует эффективная учебная деятельность; не соблюдаются принятые в обществе, в том числе школьные нормы поведения; нарушается успешность социальных контактов с ближайшим окружением, эмоциональное благополучие. В такой ситуации самые заботливые родители и педагоги нередко оказываются беспомощными. Не понимая, что происходит с подростками, они совершают поступки, усугубляющие кризисное состояние их детей. Социально психологическая адаптация это - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, и интересами. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. Обучение и поддержка подростков оказавшихся в трудных для них жизненных ситуациях позволит раскрытию внутренних возможностей и приобретение опыта самореализации в детско-подростковой и взрослой социальной среде.
Что же представляет с научной точки зрения сам процесс адаптации? Адаптация - это процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, обеспечивающий наиболее оптимальный баланс реализации возможностей. В широком смысле адаптация представляет собой процесс изменения социокультурных диспозиций, направленный на достижение личностного соответствия и комфорта во взаимодействии с непосредственным социальным и физическим окружением. Представляя своего рода компромисс, адаптация лишь в относительной степени может соотноситься с понятием оптимальных решений. Скорее можно говорить лишь о нахождении некоторой медианы учета особенностей, интересов и возможностей взаимодействующих сторон, обеспечивающей минимально достаточный уровень взаимоприемлемости. Именно интерактивный характер адаптации приобретает особую популярность сегодня Содержание адаптационных процессов и их место в общественной жизнедеятельности рассматривалось в трудах представителей классической психологии, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и другие. Э. Дюркгейм изучал приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. М. Вебер, обратил внимание на вопрос на соответствие или несоответствие социальных норм интересам и ожиданиям человека. Т. Парсонс рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, этот процесс построен на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды. Поэтому, в соответствии с его представлениями, адаптация - это одновременно и процесс достижения стабильности, и результат этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества.
Итоговое обозрение многообразных подходов к адаптации, которые рассматривают те или иные стороны, грани этого явления, приведено работе отечественного автора Л.В. Корель, он выделяет следующие аспекты адаптации: адаптация как процесс приспособления индивида к новой среде; адаптация как способ достижения какой-то цели и приобретения пользы для индивида; адаптация как достижение равновесия между субъектом и средой; адаптация как процесс, обеспечивающий не только стабильность, но и возможность развития индивида. Данная программа направлена на работу с подростками, имеющими трудности в общении и эмоционально-волевой сфере, также попавшие в новые для них условия связанные с необходимостью адаптироваться к новым условиям учебной деятельности, новому педагогическому коллективу, новым одноклассникам. Эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания другого, от способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Социально-психологическая подготовка нужна каждому школьнику. Цель программы: Социально-психологическая адаптация подростка к текущим социально - экономическим условиям жизни. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: • Повысить адаптивность учащихся, исходя из социального опыта, возможностей и психического состояния; • Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем; • Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения; • Развивать терпимость к различным мнениям. • Профилактика и пропаганда ЗОЖ. Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей. Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром. Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект. Термин социальный интеллект был введен для обозначения “дальновидности в межличностных отношениях”. Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними. Социальный интеллект включает следующие аспекты: умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации; способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям; уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи); способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения. Чаще всего “дальновидность в межличностных отношениях” формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми. То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей. Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме. Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка. Задачи: . Развитие каждого из аспектов социального интеллекта. . Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков. . Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара. Для решения поставленных задач выбраны следующие средства: . Групповая деятельность - социально-психологический тренинг. . Индивидуально-коррекционная работа с подростками. . Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе “учитель - ученик”. Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр. Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе - 10-12 человек. Объём тренинговой работы - 21 час. Режим работы: тренинг - семь 3-часовых занятий 1 - 2 раза в неделю; индивидуально-коррекционная работа - обязательна по результатам диагностики; далее - по запросу. Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования. Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга). При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии. Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения. Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции. Шаги реализации коррекционно-развивающей программы. 1.Измерение социального интеллекта подростков. 2.Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге. 3.Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем - 21 час. 4. Итоговое измерение социального интеллекта подростков. При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии. Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения. Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции. Таким образом, подводя итоги во второй главе, можно выделить и практическую значимость элективных курсов, которые позволят подростку быстро и своевременно адаптироваться в обществе.
Заключение
Содержательный анализ выделенных факторов показал, что традиционный подход к адаптации предопределил их значимость в адаптационном процессе. Изучались преимущественно внешние факторы. Такой подход обусловлен был традиционным пониманием адаптации как акта приспособления к воздействиям извне, как результата действия сторонних сил, а не собственных потенций человека. Социально-педагогическая адаптация подростка определяется в социальной педагогике как критерий его социально-психического здоровья. Основным признаком адаптации подростка является многообразие социальных ролей, которые используются им в социальном функционировании, высокий уровень коммуникативной активности, а также высокий уровень социальной компетентности, социальной пластичности. Социально-педагогическая адаптация это эмоционально - чувственное приспособление психики подростка при включении его в новые социальные условия. Адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. Процесс адаптации обозначают термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса - адаптированность, а различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса адаптации - адаптивный эффект Степень адаптированности подростка определяется характером его эмоционального самочувствия. Вследствие этого выделяется два уровня адаптации: адаптированность и дезадаптированность. Адаптированность при этом связывается с отсутствием у подростка тревоги, дезадаптированность - с ее наличием. Адаптационный потенциал определяет характер имеющихся способностей, их практическое использование в практике социального функционирования и определяет уровень реализованных возможностей подростка. Переходный самый трудный возраст. За достаточно короткий период примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) - человек из ребенка превращается во взрослого. Одно из важных направлений деятельности - адаптация подростков к постоянно меняющимся условиям в социуме и школе. Ее необходимость диктуется результатами изучения уровня адаптированности учащихся. Обозначенная проблема не может быть разрешена проведением эпизодических мероприятий, которые чаще проводятся как анализ плохой успеваемости, высокого уровня тревожности или несоответствия поведения подростков требованиям нормам общеобразовательного учреждения. Необходима система работы, в которую должны быть вовлечены педагоги, родители, учащиеся. Одно из важных направлений деятельности - адаптация подростков к постоянно меняющимся условиям в социуме и школе. Ее необходимость диктуется результатами изучения уровня адаптированности учащихся. Обозначенная проблема не может быть разрешена проведением эпизодических мероприятий, которые чаще проводятся как анализ плохой успеваемости, высокого уровня тревожности или несоответствия поведения подростков требованиям нормам общеобразовательного учреждения. Необходима система работы, в которую должны быть вовлечены педагоги, родители, учащиеся. Адаптация это ключ к социализации подростка, представляющей старшеклассника как субъекта профессиональной деятельности, а потому актуализирует его самопознание, самооценку, саморазвитие как основу стимуляции наиболее важных качеств. Социально-педагогическая адаптация нами понимается как осознанный, целенаправленный процесс взаимодействия социального педагога и старшеклассника, в результате которого последний достигает прогнозируемого результата. Адаптация - это состояние, противоположное дезадаптации. На основе рассмотрения потребностей человека как источника активности исследователи обосновывают проявления дезадаптации и дезадаптированности личности при условии, если устойчиво и постоянно не выполняется комплекс потребностей человека от физиологических потребностей в безопасности, принадлежности к желаемой группе, в компетентности в деятельности и в отношениях с другими людьми до потребности в самоактуализации (А. Маслоу). В связи с этим необходима специальная работа по переориентации отношения человека к своей судьбе. Это становится реальным, если у него формируются определенные социальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспитателями или, наоборот, они будут блокироваться. Таким образом, проблема психической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека. Образование и обучение, в частности, являются источниками социальной адаптации и социализации подростка. Поэтому можно сказать, что образование - источник жизни. То есть чем больше человек знает, тем разнообразнее его жизнь, хотя она не всегда может быть благополучной в житейском плане. Подводя итог нашей работе мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы, постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец, подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни.
Список использованной литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999. . Абульханова-Славская, К.А. Проблемы активности личности // Социально-психологические аспекты изучения личности. - М.: Педагогика, 1988. . Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Журнал практического психолога, 1996, №3, №4, №5. . Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986 г. . В.А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников" "Просвещение", Москва, 1976 г. . Психология подростка. Б.С. Волков. - Москва, изд. Педагогическое общество России, 2001. . Выготский Л.С. Собрание сочинений: В шести Томах.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004.-c.59. . Возрастная и педагогическая психология. Под ред. М.В. Гамезо. -Москва, изд. Просвещение, 1984. . Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3. 10. Головина, Е.Н. Как вводят профильное образование / Е.Н. Головина // www.hse.ru/divssa2002 <http://www.hse.ru/divssa2002> . Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна. - М., 1975. - 245 с. . Драгунова Т.В. “Кризис” объясняли по разному // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996 г. . З. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. М., "Наука", 1989. . Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб., 1997. . Захарова, Ж.М. Профильное обучение / Ж.М. Захарова //obrazovanie.belomorsk.karelia.info/ru/company/1112092570/profil.html . Валентина Георгиевна Казанская. Подросток: социальная адаптация: Книга для психологов, педагогов и родителей. Питер.2011. . Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 1997. . Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 1999. c.3 . Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество». . Овчинникова, Галина Герольдовна. Социально-психологическая адаптациякак фактор становления Я-концепции подростков: диссертация кандидата психологических наук: Москва, 1997. . Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. СПб М.: Питер ком., 2003. с. 55. . Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Изд. центр «Академия», 2005, с. 55. . Цыренова, Д.С. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения / Д.С. Цыренова // festival.1september.ru . Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // www.ug.ru/02.42/t9.htm <http://www.ug.ru/02.42/t9.htm> . Проектирование предпрофильного обучения / Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2004. - 31с. . Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г // Вестник образования.- 2002. - №6. - С.1-10. . Профильное обучение в зарубежных странах // www.vestnik.edu.ru <http://www.vestnik.edu.ru> . По материалам сайта <http://rostokrt.ru/>.
Приложение Направление - новые формы работы с детьми “группы риска” (профилактика и реабилитация). Этапы реализации проекта: этап - подготовительный Срок реализации этапа - сентябрь 2010 года . Данный этап включает в себя выступление социально-психологической службы на педагогическом совете, представление программы педагогическому коллективу школы. . Организуются индивидуальные встречи с учителями, классными руководителями, учителями - предметниками в ходе которых собирается первичная информация, отражающая личностные особенности и межличностные отношения подростков. . Социально-психологическая служба школы принимает участие в родительских собраниях, где знакомят родителей с целью и задачами программы, получают согласие на проведение диагностической и тренинговой работы с подростками. . Проводятся групповые встречи психолога с учащимися с целью мотивации на продуктивную дальнейшую совместную деятельность. . Проводятся индивидуальные собеседования социального педагога с каждым участником. От каждого будущего члена группы мы обязаны получить согласие на участие в групповой работе. этап - диагностический Входная диагностика Срок реализации этапа - сентябрь 2010 года Проводится диагностика подростков с целью выявления уровня их адаптации, тревожности, агрессивности, толерантности к фрустрации, характера межличностного взаимодействия. Диагностика уровня самооценки. Анкетирование родителей. Для этой цели используются следующие методики: . Адаптация (социально психологический опросник К. Роджерса). . Коммуникативные и организаторские склонности (КОС В. Синявского, Б.А. Федоришина). . Самооценка школьника (Лонг Б., Зиллер Р., Хенжерсон Р.). . Тревожность. (Методика Кондаш-Прихожан). . Анкета для родителей. этап - основной Срок реализации этапа: -4 блоки- с октября 2010 года по май 2011 года. -7 блоки- с сентября 2011 года по январь 2012 года. Для достижения поставленной цели проводятся следующие занятия: ) Для повышения уровня адаптации, социализации - «Портрет нашей группы», «Точка опоры», «Я верю в себя», «Мы одна команда», «Портрет одноклассника», «Лицом к однокласснику», «Найди друга», «Умей быть другом», «Школа - это целый мир» и др. ) На развитие коммуникативных и организаторских способностей - «Портрет нашей группы», «Точка опоры», «Мы одна команда», «Лицом к однокласснику», «Найди друга», «Умей быть другом», «Школа - это целый мир», «Стили общения», «Я и другие», «Будь собой», «Отношение к людям». ) На повышение самооценки - «Мои слабости», «Точка опоры», «Я верю в себя», «Мои сильные стороны», «Самопринятие», «Учись сказать - Нет», «Отношение к людям» и др. ) Для коррекции уровня тревожности - «Мои слабости», «Точка опоры», «Я верю в себя», «Мои сильные стороны», «Самопринятие», «Учись сказать - Нет», «Отношение к людям», «Мой автопортрет», «Мои проблемы», «Я верю в себя», «Как справиться с обидой» и др. ) Профилактика и пропаганда здорового образа жизни - «Моё здоровье», «Конкурс здорового человека», «ЗОЖ», «Профилактика зависимостей», Акции «Сигарета на конфету», «Школа против курения» и др. По итогам каждого занятия проводится рефлексия, осуществляется обратная связь с участниками группы. По итогам реализации блока занятий составляется аналитическая справка. Для реализации данной программы необходимы следующие методы: • Методы исследования личности; • Экспрессивные методы творческого самовыражения в рисунках и письменных работах; • Методы социально психологического тренинга; • Дискуссионный метод; • Метод анализа конкретных ситуаций • Метод наблюдения этап - повторная диагностика Выходная диагностика Срок реализации этапа - май 2010 года Проводится диагностика подростков с целью выявления уровня их адаптации, тревожности, агрессивности, толерантности к фрустрации, характера межличностного взаимодействия. Диагностика уровня самооценки. Анкетирование родителей. Для этой цели используются следующие методики: .Адаптация (социально психологический опросник К. Роджерса.) .Коммуникативные и организаторские склонности (КОС В. Синявского, Б.А. Федоришина) . Самооценка школьника (Лонг Б., Зиллер Р., Хенжерсон Р.) . Тревожность. (Методика Кондаш-Прихожан) . Анкета для родителей. Проводятся те же диагностические методики, что на втором этапе. Проводится обсуждение результатов тренинговой работы и сравниваются полученные данные в ходе диагностического обследования на втором и четвертом этапах, отслеживается динамика развития. этап - завершающий Проводится консультативная, методическая и психолого-просветительская работа с подростками, педагогами и родителями. По итогам реализации программы занятий составляется аналитический отчет о реализации программы и представляется на педагогическом совете школы. Разрабатываются методические рекомендации по работе с детьми «группы риска». Выпуск памяток и методичек по работе с детьми «группы риска». Осуществляется представление опыта работы на конференциях, конкурсах. Программа социальной адаптации подростков предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста. И может рассматриваться как программа, направленная на приобретение навыков общения для гармоничного вхождения подростков в жизнь, а также на пропаганду здорового образа жизни современного общества. Противопоказаний нет. Программа состоит из 7 блоков, каждый блок осваивается с позиции различных социальных ролей. блок - «Какие мы все разные». Задачей этого блока является показать подростку, что каждый человек индивидуален и уникален. блок - «Я - это я. И я - это замечательно» Занятия начинаются с познания самого себя. Проводятся дисскусии по следующим вопросам: Что я знаю о себе? Что хотел бы знать с психологической точки зрения? Как ответить на вопрос «Кто я?». блок - «Я и мои одноклассники». На занятиях подросткам предоставляется возможность осознать самого себя и окружающую действительность. Научится строить свои отношения со сверстниками. блок - «Я и мои учителя». Помогает ответить на вопросы: Как установить взаимопонимания с учителями? Какой предмет тебе нравится и почему? Научится разрешать конфликты. блок - «Я и моя семья». Что такое психологический климат в семье? Что зависит от меня в семье? Как преодолеть трудности взаимоотношений с родителями. блок - «Здоровье - залог будущей жизни» - формирование физически и нравственно здоровой личности. блок - «Все кончается, а мы остаемся». Выявление перспективных путей саморазвития. Система управления программой: Некоторые подростки имеют качества, мешающие успешной адаптации: не соблюдают принятые в обществе нормы поведения, в том числе, школьных, не умеют строить отношения с ближайшим окружением, проявляют агрессию. Для таких подростков требуется непосредственная индивидуальная работа. Занятия проводятся в течение учебного года. При условии проведения занятия 2 раза в неделю длительность занятия 1,5 часа, либо 1 раз в неделю 3 часа. Программа рассчитана на подростков, размер группы 8-12 человек. Место проведения занятий должно быть отдельным помещение. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы могли поместиться все участники и было место для подвижных игр и упражнений. На занятиях создаются условия, когда подростку не в тягость выполнять задания, дается время на подготовку ответа, можно обсуждать с другими участниками варианты решения задач, есть время для физической разминки. От ведущего требуется максимальное терпение при работе с группой, где исключены критика, оценка мнений и суждений участников. Полное принятие подростка таким, какой он есть, педагог должен проявлять эмпатию и конгруэнтность. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ СЛУЖБАМИ В ходе реализации программы привлекаются так же специалисты внешних служб: специалисты «СПИД-центра», специалисты по гигиеническому воспитанию, специалисты ГУ «Омский областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи», специалисты центра «Родительское собрание» и др. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ отдельное помещение для проведения трениннговых занятий, спортивный зал, интерактивная доска, проектор, компьютер, магнитофон, диски с музыкой, презентациями, фильмами и др., мячи, обруч, канцелярские принадлежности(бумага, ватман, ножницы, ручки, карандаши, фломастеры, краски, картон, цветная бумага, клей ПВА, бейджики, булавки, скотч, кнопки, нитки). Итоговая анкета. ИТОГО Структура тренингового занятия. Каждое занятие состоит из 4 стадий. стадия - разогрев. Включает в себя: обмен своим состояни<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|