Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

методы диагностики показателей психологического здоровья дошкольника.




понятие псих здоровья.

Дубровина - псих здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно псих аспект проблемы псих здоровья.

Хухлаева - психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Пахальян -«динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе».

Панько – целостное состояние личности, полноценное псих развитие села. Находится в непосредственной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Семенова – эмоциональное благополучие, душевный комфорт, чувство защищенности.

 

портрет псих здорового чела.

А. Маслоу выделил характеристики, свойственные людям, которым удалось самоактуализироваться в жизни:
1. ориентации на реальность;
2. Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
3.Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрированность на проблеме, не на себе;
5. Наличие потребности в одиночестве;
6. Автономность и независимость;
7. Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
8. Духовность;
9. Идентификация с человеком;
10. Способность к близким отношениям с людьми;
11. Наличие чувства юмора (не используемого в агрессивных целях);
12. Высокая креативность;
13.Низкая конформность (соответствие требуемому стандарту).

 

креативный уровень псих здоровья.

высший, уровень псих здоровья можно наблюдать у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

 

адаптивный уровень псих здоровья.

средний, уровень проявляют люди, адаптированные к социуму, однако имеющие повышенную тревожность. Их можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности псих здоровья. Их можно включить в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

 

ассимилятивно-аккомодативный уровень псих здоровья.

низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Ассимилятивное поведение - стремление человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, ригидность стиля поведения, попытках полностью соответствовать желаниям окружающих.

Аккомодативное поведение, - активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям, негибкости поведенческих стереотипов, недостаточной критичности. Люди, нуждаются в индив псих помощи.

 

 

педагог-психолог как специалист по сохранению и восстановлению псих здоровья.

виды деятельности детского психолога являются:

1.псих просвещение,

2.профилактика,

3.консультирование,

4.диагностика,

5.коррекция.

 

психолого-пед условия становления псих здоровой личности.

1.Наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей.
способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию. интенсивность психоэмоционального напряжения не должна превышать индив порог адаптации, иначе воздействия трудных ситуаций могут привести к негативным последствиям в личностном развитии.
2. Наличие положительного фона настроения.
наличие у учащегося способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. развитии саморегуляции у ребенка, регуляции собственных состояний.
3. Обучение детей умению быть счастливым.
формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей.
среди прочих критериев физ, псих и соц здоровья следующие: способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в данном обществе (соц здоровье); эмоц устойчивость, самообладание, совладание с негативными эмоциями, сохранность привычного, оптимального самочувствия (психическое, психологическое здоровье); оптимальная работа всех функциональных систем организма (физическое здоровье)

 

8.показатели состояния псих здоровья дошк (Пахальян).

развитием процессов мышления развитие речи. памяти, мышления, появление мировоззрения и самосозна­ния ребенка-дошкольника.

эмоц привязаннос­тью ребенка к род (особенно к матери), связаны со стилем род воспитания.

Компоненты здорового образа жизни:

правильное питание;

рациональная двигательная активность;

закаливание организма;

развитие дыхательного аппарата;

сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

9.показатели состояния псих здоровья мл шк (Пахальян).

успехи в учебе и отношения с учителями влияют на самочувствие школьника. отношения с товарищами. групповую сплоченность, лидерство, социальные роли.

Когнитивное развитие, личностное, эмоционально-волевое, мотивационно-смысловой сфер.

Ур-ни: 1.креативный (творец) 2. Адаптивный уровень 3. Ассимилятивно-аккомадаптивные (отдельные признаки дезодаптации).

 

10. показатели состояния псих здоровья подр (Пахальян).

подростков психическое здоровье зависит:

1. от условий и образа жизни семьи - ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. вызывают у детей чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоц напряжение. тяжелыми, когда взрослые вовлекают ребенка в свои взаимоотношения и длительные конфликты.
- эмоц отвержением ребенка - неприятие, присутствие жестких мер, навязывание типа поведения;

- гипоопеке, в равнодушии, попустительстве и отсутствие контроля, недостатке ласки, теплоты постоянного общения.

- гиперсоциализирующее - тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении, его статусу среди сверстников, озабоченности его будущим;

- эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”, “смысла жизни”;

“Золушка” - чрезмерное суровое, директивное воспитание по типу “неприятия” ребенка.

2.от воспитания,

3.от генных особенностей

4.- от деятельности учреждений здравоохранения.

методы диагностики показателей психологического здоровья дошкольника.

1. Методика "Что я знаю о своём организме" (автор С.Е. Шукшина)

индивидуально с каждым ребёнком. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся человеческого организма.

Если ребёнок затруднялся, ему задавались наводящие вопросы. Например, какую роль играет сердце в организме человека? Ты знаешь, что у человека есть сердце? А как ты думаешь, зачем оно нам?

Методика 2. "Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений" (автор А.Д. Кошелева).

При чтении сказки С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" фиксировали особенности эмоц поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценку событий.

Методика 3. "Изучение социальных эмоций" (Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем проводили индивидуально 2 серии.

Первая серия. Экспериментатор задавал ребёнку вопросы:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал?Можно ли обижать животных? Почему?

Вторая серия. ряд ситуаций, а испытуемый должен был ответить на вопросы

методику "Кораблекрушение". дети оправились в плавание и потерпели бедствие. Бурей их выбросило на необитаемый остров.

Экспериментатор спрашивал детей о том, что можно сделать, чтобы каждый, кто попадёт в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. Обсуждались предложенные детьми варианты.

 

12.коррекция наруш псих здор дошк (Хухлаева).

индив коррекц работы подход, центрированный на ребенке (Г. Л. Лэндрет), опирающийся на принципы:

1.искренний интерес к ребенку и его внутреннему миру;

2.безусловное принятие ребенка таким, какой он есть;

3.создание у ребенка чувства безопасности, возможности исследования себя и свободного выражения своих чувств;

4.предоставление ребенку средств выражения собственного «я»;

5.постепенность коррекционного процесса, следование темпу, задаваемому ребенком.

Ассимилятивные дети. низкая самооценка, неадекватный уровень притязаний, вытеснение гнева, соц страхи (не соответствовать ожиданиям взрослых). склонны к психосоматическому реагированию на трудные ситуации, тошнотой, рвотой и т. п. отличаются успеваемостью и дисциплиной, заслуживают поощрения педагогов и род. – это работа с гневом, осознавать свой гнев, принимать его и адекватно выражать.

Аккомодативные дети: неустойчивой самооценкой, высоким уровнем притязаний, острой чувствительностью к неуспеху, стремлением к лидерству, отсутствием эмоц децентрации, сниженной критичностью. склонны к нарушению поведения, активны и нередко импульсивны. «тянут внимание на себя». трудно заставить. Остро реагируют на авторитарные воздействия ухудшением дисциплины и успеваемости. работа – интернализация локуса контроля (видеть причину происходящего в собственных поступках и личностных качествах), формирование эмоциональной децентрации. (видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц). значимыми являются взаимоотношения с воспитателем и учителем.

исп телесноориентированных методов

1.Упр с фокусирванием на осознавании движения и самом движении тела в целом: побыть обезьяной, походить по горячему песку.

2.Упр, на коррекцию конкретных страхв: страха падения, страха высоты.

Центральная часть, работе над интроектами (желание, вставленное человеку кем-то посторонним).

1Свободное рис с беседой о рисунке: составление им рассказа. 2.Игры-драматизации. 3.Упр с полярностями, ребенок, пересаживаясь со стула на стул проигрывает полярность различных соц и сем ролей: плохой – хороший ученик. 4. Упр по изучению различных частей своего «Я». «Полет в космос».

Заключительная часть игротерапию. свободной игре ребенка в условиях определенной системы отношений Реб–Взр при наличии средств для исследования опыта реальной жизни и выражения широкого спектра чувств.

Техника «Поиграем в маленьких».

13.методы диагностики показателей псих здор мл шк.

Диагностика школьной тревожности: опросник Филлипса (вопросы), Изучение темперамента школьника методом наблюдения, Модификация методики Дембо-Рубинштейн (самооценка) (оценить свои способности на линии черточкой).

 

 

14. методы дигност псих зд подростка.

комплекса "Проективное ин­тервью"

3 частей —интервью "Волшебный мир", теста незаконченных предложений и серии рассказов по рисункам "Детский мир".

1 роль в волшебной стране, иденти­фицироваться со всемогущим волшебником, 2. ряд животных "на выбор". тест "Золотой возраст", вопрос хотел бы испытуе­мый стать ребенком противоположного пола, отношение к своему имени и фамилии, тест "Три желания" о страхах, радостях и огорчениях ребенка.

2 -24 незаконченных предложений. относится к методикам дополнения. к родителям, братьям, сестрам, детс­ким формальной и неформальной группам, учителям, шко­ле, своим способностям, о целях, цен­ностях, конфликтах и значимых переживаниях.

3.серия рассказов по рисункам, "Детс­кий мир". ассоциации, связанные с семьей, школой и компанией де­тей или подростков, а другие направлены на исследование отрицательных переживаний (страхов, тревоги и т. д.).

 

 

15.методы диагност псих здоровья у взрослых.

Опросник депрессии Бека. Цветовой тест Люшера, методика оценки психологической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (Курганскому и Немчину). Тест тревожности Спилбергера и Ханина(вопросы), тест тревожности Астапов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...