Организация совместной деятельности родителей и детей
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах — единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, — сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей. Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др. Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми. Примечание. В рекомендациях использованы материалы д.п.н. М.И. Рожкова (г. Ярославль), к.п.н. Л.И. Маленковой (г. Москва), специалистов Минобразования Республики Татарстан Л.В. Дарьевой, ГМ. Шагиевой (г. Казань) и Департамента образования Самарской области (В,В. Комарова, г. Самара). Рекомендации по планированию работы Планирование – основа эффективной деятельности любого специалиста. Сущность планирования заключается в определении целей, задач, основных направлений деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. От его качества зависит результативность социально-педагогической работы. Целесообразно выделить следующие виды планирования: перспективное, календарное и текущее. Также возможно тематическое планирование: планы месячников, тематических недель, акций, планы подготовки и проведения ключевого дела. Также существует план на день, план подготовки и проведения отдельного мероприятия. К числу основных принципов планирования специалисты относят: - научность – педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
- скоординированность (согласованность) – соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.; - оптимальность – выбор содержания деятельности и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий; - выполнимость, реальность - конкретность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации; - перспективность – построение плана с учетом ближних и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей; - коллегиальность – использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов; - конкретность – четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей. Разработка плана может строиться по следующей схеме: - ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме; - изучение литературы по общим основам планирования; - изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу; - анализ проделанной работы за прошлый учебный год; - анализ достоинств и недостатков плана работы за прошлый учебный год. В современной практике работы социальных педагогов используются разные формы планов. Формы планов и их назначение
Перспективный план – отражает цели СПД и движение к ним на ближайшее будущее. Опирается на анализ прошлого имеющегося опыта, проблемно-целевой анализ реального состояния дел.
Циклограмма помогает распределить работу во времени по отдельным направлениям, соотнести между собой основные этапы предпринимаемых социально-педагогических действий. Календарное планирование позволяет уточнить логику расположения событий жизнедеятельности, упорядочить действия социального педагога во времени и в пространстве. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, когда четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. Составляется на полугодие, чаще всего на месяц, иногда – на неделю. Помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат. План-график составляется на месяц, неделю либо даже на день. Это – форма текущего, мобильного планирования, помогает выстроить регулярно повторяющиеся в определенной логической последовательности, своего рода технологию. План график на день составляется в те дни, когда необходимо провести много обязательных мероприятий, и надо предельно рационально распределить время. В план-график включаются: консультации (один день в 1,2,3,4 недели) для разных слоев населения, регулярные встречи с администрацией школы, организационно-педагогические совещания, обязательные выезды в учреждения социальной защиты, своевременное оформление документации. План-сетка на месяц – форма текущего планирования. Оформляется матрица по месячному календарю, на основе традиционного плана-графика работы (он может пересниматься на ксероксе), далее идет наполнение дней другими событиями из календарного плана или формами работы. План – это документ, определяющий цели, задачи и содержание профессиональной деятельности социального педагога или практического психолога образовательного учреждения на учебный год с указанием сроков выполнения мероприятий и конкретных исполнителей.
Форма календарного плана.
КОС -11 (1 вариант) Компетенции: ОПК-8 – способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики ОПК-10 – способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач ОПК-11 – готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов Задание: Разработайте развернутый план выступления на методическом семинаре социальных педагогов по теме «Роль социального педагога в инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями» Рефлексия: Какой опыт взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями Вы имеете, дайте прогноз возможных собственных затруднений в общении с этой категорией детей и их родителями. Вопросы к заданию: - что Вам известно о сущности и особенностях инклюзивного образования? - участие каких специалистов и учреждений региона, на Ваш взгляд, необходимо для эффективной организации инклюзивного образования? - содержание каких нормативно-правовых документов необходимо знать социальному педагогу для работы с детьми с особыми образовательными потребностями?
Методические рекомендации для студентов Сначала определите содержание вашего выступления, т.е. объем материала, который вы хотите представить на семинаре. Подберите литературу по теме и выясните, какие аспекты вам плохо известны, чтобы почитать об этом дополнительно. Развернутый план выступления включает обязательно пункты и подпункты, раскрывающие основные мысли данного пункта план. Желательно в формулировке указывать эту основную, чтобы не забыть основное. В плане обязательно должны найти место следующие аспекты: актуальность проблемы, нормативно-правовая база инклюзивного образования, основные психолого-педагогические понятие, имеющиеся в тематике вашего выступления, теоретические основы и практический опыт реализации идей инклюзивного образования в стране и в городе. Интересно будет, если вы включите в план собственное отношение к проблеме, личный опыт и типичные трудности, которые могут возникнуть у социального педагога в подобной школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|