Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Что такое технопарк и технополис

Центросоюз РФ

Московский университет потребительской кооперации

 

 

Кафедра «Международные экономические отношения»

 

 

Реферат

 

На тему: «Технопарки в России.

Особенности развития»

 

 

Выполнил:

студент 3-го курса

факультета УФиБД

группы Фк-62Д

Никитенко А.В.

 

Научный руководитель:

Карцев Д.А.

 

 

Москва 1998

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

                                                                                                  стр.

Введение                                                                             3

Глава I. Что такое технопарк и технополис 5

1.1. Понятие наукоемких технологий                  5

1.2. Что такое технопарк. Причины появления

технопарков                                                             6

1.3. Классификация технопарков                         9

1.3.1. Американская модель                        9

1.3.2. Японская модель                                          10

1.3.3. Смешанная модель                             14

 

Глава II. Особенности функционирования технопарков в мире и России                  15

2.1. Краткая предыстория                                    15

2.2. «Русский путь» технопарков                         15

2.3. Запад нас обогнал                                                   16

2.4. Помещение — специфика технопарков        17

2.5. Особенности работы менеджеров технопарков    18

 

Глава III. Технопарки в России                             21

Заключение                                                                               26

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы                     28

 

Введение.

 

Семь лет в России идут реформы политической и экономической системы и все сферы жизнедеятельности общества вольно или невольно претерпели значительные качественные и количественные изменения. Изменения происходят и в научном сообществе, во взаимоотношениях науки и государства. Резкое падение спроса на производимые в России знания, на инновации привело к тому, что российская наука понесла огромные потери и приблизилась к черте, за которой будет полностью утерян созданный за десятилетия интеллектуальный потенциал нации.

Начиная с 1991 г. на фоне общего падения производства практически исчез спрос на инновации, на знания. Государство отказалось от функций управления и контроля наукой. Финансирование прикладной, отраслевой науки было прекращено, и многие НИИ были ликвидированы. Финансирование государственных академий было уменьшено более чем в 10 раз, но их организации сумели сохраниться, а некоторые, найдя дополнительные источники финансирования, работают достаточно эффективно. По данным Центра исследований и статистики науки количество исследователей в России на 1 января 1997 г. составило 744,9 тыс. человек, сократившись за 5 лет в пять раза. А по прогнозу ЦИСН, сокращение этой численности в 1998-1999 годах после реструктуризации многих институтов достигнет примерно 25-26% (почти 190 тыс. человек).[1]

Неопределенность целей и задач российского государства, отсутствие средств на реформы, так и не позволили по существу приступить к самим реформам.

Сфера науки - часть общества и место этой сферы в иерархии приоритетов общества зависит от того, насколько полно результаты деятельности науки отвечают запросам общества. Смысл реформирования науки в самом общем виде состоит в том, чтобы, во-первых, внимательно проанализировать спрос на знания на современном этапе в обществе и реформировать сферу науки так, чтобы она полностью отвечала запросам общества, и, во-вторых, если есть коллективы ученых, которые производят знания, не пользующиеся спросом общества, попытаться сформировать спрос на эти знания.

У России сегодня нет более важной цели, чем сдвинуть экономику с мертвой точки, запустить производство, создав условия для эффективного инновационного процесса. Вот здесь мы непосредственно обращаемся к научной сфере. Идеи, возникающие в сфере науки должны очень быстро доходить до сферы производства и превращаться в товар. Мировой опыт показывает, что страны, желающие стать лидером в избранной области техники и технологии, начинают производить знания в данной области у себя дома. Дело в том, что необходимо иметь минимально короткий инновационный цикл (время от рождения идеи, знания до воплощения идеи в продукте), а ускорить инновационный цикл удается только за счет совместной работы ученых и технологов.

В России в настоящее время разорвана естественная цепь: фундаментальная наука — прикладная наука — промышленность. Таким образом, в восстановлении взаимодействия в цепи "наука — производство", в запуске ускоренного инновационного механизма суть необходимых реформ науки. В настоящее время создаваемые инновации не идут в производство, и сохранение этой ситуации может быть смертельным для реформ в науке.

Происходит это потому, что крупная отечественная промышленность, как основной потребитель инноваций, не имеет ресурсов для переоснащения технологий и освоения новой продукции. Несовершенная нормативная база и налоговое законодательство не стимулируют инновацию, а отсутствие спроса на инновации делает ненужными исследования.

Для изменения ситуации необходимо максимально быстро развивать малое предпринимательство в науке и технологии. Зарубежный опыт показывает, что этот производитель очень динамичен, требует малых капиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития относились к малым фирмам. Именно малое предпринимательство, как правило, берется реализовывать новые рискованные идеи, кроме того, оно массовое, т.е. ему нужно много разных идей. Наконец, в малом бизнесе очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл.

Таким образом, в нынешних условиях надо сделать ставку на ускоренное развитие малого предпринимательства, как на локомотив, который не только потащит за собой промышленное производство, но и быстро сформирует спрос на знания, производимые в России в сфере науки.

В этой связи очень интересен опыт технополисов и технопарков как одной из наиболее удачных форм интеграции науки и производства. В своей работе я постараюсь рассмотреть мировой опыт функционирования технопарков и сравнить их с особенностями становления этих зонтичных структур в России.

Глава I. Что такое технопарк и технополис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...