Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помещение — специфика технопарков

 

При всех издержках реализации госпрограммы в некоторых случаях выделенные средства использовались довольно эффективно. Иногда для них даже строились специальные здания (на что привлекались также деньги, выделяемые из фондов капстроительства вуза), чем решалась главная проблема технопарков.

У помещений технопарков есть своя специфика. Если ее не учитывать, то хороших результатов вряд ли удастся достичь. Необходимо, чтобы клиенты не были разбросаны по разным местам (например, по квартирам, как это обычно бывает при работах по хоздоговорам) и не работали бесконтрольно, а находились все вместе, в постоянном контакте с администрацией и консультантами. Потому что даже при современном уровне средств коммуникации, встречи нужных друг другу людей, бывает, откладываются на недели. А в технопарке, как в инкубаторе, эти встречи могут происходить ежедневно, практически в любой час. Кроме того, здание технопарка должно быть рассчитано на разные группы клиентов. Когда разработчиков 2 — 3 человека, их еще можно посадить вместе. Но если группа состоит из 10 — 15 человек, то им нужно несколько помещений рядом — сажать в одной комнате больше четырех человек нельзя: не будет нормальной работы. Учесть все возможные ситуации нельзя, и потому проблема обычно решается путем применения подвижных стен (хотя бы поэтому обычные вузовские помещения не годятся). Имеет значение и специфика аппаратуры — иногда разработчикам нужны промышленные станки, для которых необходимы специальные помещения. И тоже рядом с комнатами, где они сидят за компьютерами. В Шеффилде существует рядовой, вовсе не образцовый британский технопарк: построены специальные весьма дешевые модули. Они сугубо функциональны: без декора, скромно оформлены, напоминают обычные офисные помещения. Но они очень удобны для работы, в них много воздуха, свободного пространства, чтобы люди в творческой обстановке могли свободно двигаться. Рабочий день не фиксирован. Люди работают не 6 или 8 часов, а сколько хотят, хоть с утра до ночи, а иногда и всю ночь — это никого не касается. При этом они никому ни мешают — ни обслуживающему персоналу, ни своим коллегам. В этом смысле специально построенное для технопарка помещение себя оправдывает.

В отсутствие возможности строить специальное помещение можно, конечно, переделать имеющееся, но тогда лучше использовать не учебные корпуса или уютный старинный особняк, на которые падки многие наши руководители и бизнесмены, а какой-нибудь склад или казарму. Вообще строительство специального здания или использование готового, но переделанного под специфику технопарка, представляется предпочтительным по сравнению с лоскутным образованием.

 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРОВ

ТЕХНОПАРКОВ

 

Эффективность работы технопарка в огромной степени зависит от качества его менеджмента. Состояние последнего —больной вопрос для России. Директорами технопарков в основном становились люди, занимавшие до того административные посты в вузах (обычно это бывшие проректоры, деканы факультетов). У них есть опыт работы с людьми и хозяйственный опыт, но совершенно ясно, что мыслят они в категориях госзаказа и субсидий, но не в категориях бизнеса и самоокупаемости. Этого в их практике не было никогда. И перестроиться им очень трудно, почти невозможно.

Они ездят, конечно, за границу, но зачастую очень неэффективно используют возможность чему-то научиться. Возраст этих людей обычно превышает 50 лет, и поэтому обучение им трудно дается, даже при хорошем интеллекте. Большинство из них не владеет английским языком на достаточном уровне, а это обязательное условие для погружения в проблему. Работа с переводчиком и дорога, и не очень эффективна. Поэтому чаще всего они ездят на конференции, краткосрочные встречи на 1 — 2 недели. Что, конечно, тоже полезно, и какой-то эффект от этого есть. Но настоящими менеджерами такие люди, как правило, не становятся.

Понимая, что без квалифицированного менеджмента ничего не получится, наиболее дальновидные организаторы российских технопарков прежде всего занялись кадрами. По 2 — 3 специально отобранных человека было послано на длительные сроки (10 месяцев и более) на учебу в Великобританию, США.

Самое главное, что усвоили эти стажеры во время пребывания в иностранных технопарках, — это цель своей будущей деятельности: не выживать, а процветать. Они учились тому, как надо строить стиль административной работы, менеджмента, чтобы вся деятельность фирмы была сориентирована на эту главную цель.

Одним из наиболее существенных моментов в этом смысле является жесткость критериев, применяемых западными менеджерами для принятия решения о выборе проекта. В западных технопарках принято постоянно и скрупулезно следить за расходованием клиентами выделенных на проект средств. Администрации технопарка вовсе не все равно, откуда клиент возьмет средства для погашения выделенного кредита, — он должен заработать их своим реализованным проектом, а не прокруткой денег на стороне.

Последнее вполне возможно в наших условиях. Люди, взявшие кредит, могут в принципе не тратить его на необходимых специалистов и закупку аппаратуры, а при наличии некоторых предпринимательских навыков прокрутить его через банки или операции с ценными бумагами (кредит в технопарках дается обычно на очень льготных условиях). Они, конечно, вовремя вернут деньги, но не используют их при работе над своим проектом в технопарке. Поэтому святая обязанность администрации — следить, чтобы этого не происходило. Клиенты технопарка учатся решать не сегодняшние финансовые проблемы путем зарабатывания "коротких" денег, а приучаются ориентироваться на перспективу.

Если по ходу выполнения проекта выясняется, что надо сделать резкий поворот, то есть изменить содержание бизнес-плана (в hi-tech такая ситуация не редкость), этот шаг должен быть согласован с администрацией технопарка. Последняя также согласует продление контракта, если считает это целесообразным.

Бывает и наоборот — группа выполняет свою задачу раньше (был хороший задел, динамично работали). По условию контракта она может продолжать оставаться в технопарке с его чрезвычайно удобным сервисом и, к примеру, готовить задел для нового проекта. Такая возможность создает хороший стимул для клиентов ускорять выполнение договора.

Особая ценность такой "живой", а не книжной стажировки в том, чтобы усвоить правильный стиль управления, понять, что необходимо и достаточно для эффективной работы технопарка, а что избыточно, лишь увеличивает издержки, но не дает должной отдачи. На практике такие проблемы часто возникают.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...