Содержание операций, технологические требования и нормы
Э.1.
Общие указания
6.1.1. Комплексная проверка состояния и ремонт ВЛ предусматривает: - проверку состояния проводов, изоляторов, узлов и др.элементов, состояние которых невозможно было оценить с достаточной достоверностью при осмотрах во время объездов и обходов, диагностических испытаниях и измерениях; - очистку от загрязнения и возобновление смазки; - регулировку, проверку надежности крепления арматуры и конструкций; - оценку состояния защитного антикоррозионного покрытия стальных изделий и необходимости возобновления окраски; - замену и восстановление отдельных изношенных и неисправных элементов, выявленных при техническом обслуживании и в процессе проведения комплексной проверки.
6.1.2. При работе без снятия напряжения с контактной сети перед подъемом на опору проверить целостность и исправность цепи заземления опоры, а при наличии в цепи заземления защитного устройства установить на нем в диэлектрических перчатках шунти-
рующую перемычку, присоединив ее сначала со стороны рельса, а затем — со стороны опоры. При работе со снятием напряжения с контактной подвески перемычка не устанавливается.
6.1.3. Перед подъемом на деревянную опору убедиться в наличии на ее паспортной табличке даты последней проверки на загнивание древесины. При отсутствии даты или при превышении одного года после последней проверки опору осмотреть и прот стукать молотком. Дри обнаружении кругового или локального загнивания подъем на опору запрещается до проведения полного обследования, в соответствии с Технологической картой № 1.2.1 книги III настоящего сборника. При наличии на опоре плаката или надписи "Не влезай, опасно" подъем на опору запрещается.
6.1.4. При работе с приставной лестницы установить и закрепить ее на опоре.
6.1.5. Исполнителю подняться к месту работы.
6.2.
Проверка кронштейнов
6.2.1. Проверить положение кронштейна и его крепления на опоре. Кронштейн должен располагаться горизонтально, на прямых участках пути — перпендикулярно оси пути, а в кривых — занимать радиальное положение. Отклонение конца кронштейна от горизонтали не должно превышать ± 50 мм, а отклонение при развороте вдоль провода — ± 100 мм.
6.2.2. Проверить состояние металлических кронштейнов. Не допускаются деформации, расслоения, трещины. Косвенными признаками указанных дефектов могут служить выступающие на поверхности полосы ржавчины, локальные разрушения краски или глухой звук при простукивании молотком. Оценить состояние антикоррозионного покрытия и необходимость его возобновления. Проверить наличие коррозии металла, особенно в местах сварки, где возможна щелевая коррозия из-за неплотного прилегания накладок к основным элементам конструкции. При наличии коррозии определить размеры и степень опасности. У элементов замкнутого сечения (труба, короб) тщательно проверить нет ли сквозных коррозионных повреждений. Оценка степени опасности повреждений проводится в соответствии с разделом 5.2 Указаний по техничес-
кому обслуживанию и ремонту опорных конструкций контактной сети (№ К-146-96).
6.2.3. На деревянных кронштейнах проверить крепящие узлы и детали. Не допускается ослабление креплений, наличие трещин и деформаций. Все болтовые соединения должны быть укомплектованы контргайками. Штыри для крепление проводов должны располагаться вертикально (допускается для крепления обводного провода или ответвления наклон штыря до 45° к вертикали). Проверить наличие со стороны опоры ограничительного штыря высотой не менее 200 мм и надежность его закрепления. Определить состояние древесины, внешним осмотром или по звуку при простукивании молотком. Глухой звук свидетельствует о наличии загнивания или расслоения бруса, а звонкий — о хорошем состоянии.
6.2.4. Проверить наличие износа в узлах сочленения; надежность всех креплений, а также присоединений к проводу заземления. Ослабленные крепления подтянуть, на резьбовые соединения из стали нанести антикоррозионную смазку.
6.3.
Проверка изоляторов и проводов в опорном узле
6.3.1. Очистить изоляторы от загрязнения, проверить их состояние и надежность крепления на штырях. Изоляторы не должны иметь сколов, трещин, оплавлений, ожогов глазури или стойкого загрязнения более '/з изолирующей поверхности. Они должны быть надежно закреплены на штыре. При обнаружении качания изолятора необходимо освободить его от вязки провода и снять со штыря, после чего заменить на штыре каболку или насадить на штырь новый полиэтиленовый колпачок, вложить в изолятор прокладку и посадить на место, навернув изолятор до упора с возвратом на '/4 оборота.
6.3.2. Проверить вязку провода к изолятору. Крепление вязальной проволоки на изоляторе и проводе должно быть плотным,. На прямых участках пути провод должен быть прикреплен к головке изолятора или к шейке со стороны опоры, а на кривых участках пути — к шейке изолятора, при этом, изолятор должен находиться внутри угла. При прохождении линии в населенной местности, а также над платформами, пересечениями путей, шоссейных дорог и т.п. должно быть двойное крепление.
I
В районах, где наблюдаются автоколебания ("пляска") проводов должна применяться рессорная вязка, а при прохождении линии над платформами, железнодорожными путями, шоссейными дорогами и т.п. — двойная рессорная вязка. Схемы крепления проводов на штыревых изоляторах приведены на рис. 2.3.2 — 2.3.5 Технологической карты № 2.3.6 книги III настоящего сборника.
6.3.3. Проверить состояние провода в опорном узле. Провод не должен иметь оборванных жил и следов оплавления (подгаров). Не допускается ослабление крепления провода на изоляторе, изгиб его в месте вязки.
6.4
Проверка шлейфов, обводов и ответвлений
6.4.1. Осмотреть обводы в местах разанкеровок и места присоединения шлейфов разрядников, разъединителей и ответвлений. Соединительные зажимы должны соответствовать сечению и марке соединяемых проводов. Не допускается излом или трещины "щечек" зажима, коррозия крепежных деталей. Проверить надежность соединений легкими ударами ключа по зажимам (при этом не должно быть проскальзывания). Ослабленные крепления подтянуть, установить недостающие контргайки, на резьбовые соединения из стали нанести антикоррозионную смазку. Не допускается на арматуре в местах соединений проводов наличие цветов побежалости, а на проводах — обрывы жил и следы подгаров (оплавления).
6.4.2. При необходимости зажимы перебрать (или заменить) с зачисткой контактных соединений металлической щеткой или наждачным полотном. При зачистке алюминиевых контактов предварительно нанести на их поверхность тонкий слой смазки ЗЭС или технического вазелина.
6.4.3. Опустить с помощью переносной лебедки подъемно-опускную КТП (КТППО) и проверить состояние ее высоковольтных и низковольтных розеточ-ных контактов. Убедиться, что контактные сегменты не имеют подгаров и царапин, а пружины — изгибов и изломов. На трущиеся контактные поверхности нанести смазку ЦИАТИМ-101. Проверить верхнее крепление конструкции КТППО на опоре, исправность тросов и верхнего блока подъемно-опускного устройства. Проверить состояние и очистить от загрязнения, опорные изоляторы. Не допускаются сколы на повер-
хности изоляторов площадью более 3 см2, трещины по фарфору или цементной заделке, качание оконце-вателя на изоляционной детали. Проверить места подключения шлейфов к розеточ-ным контактам. Ослабленные крепления подтянуть. При наличии окисления или следов подгара, соединения перебрать, зачистив их наждачным полотном.
6.5.
Проверка анкеровок (разанкеровок)
6.5.1. Проверить состояние анкерных штанг и узлов их крепления на опоре (хомутов, анкерных кронштейнов), мест соединения с изоляторами, изоляторов между собой и с анкеруемым проводом. Ослабленные крепления подтянуть, установить недостающие контргайки, заменить изношенные шплинты, замки. Не допускается износ элементов в узлах сочленения, наличие деформаций и трещин в местах сварки элементов конструкций и соединительных деталях, а также следы коррозии, подгара или обрывы жил проводов.
6.5.2. Проверить состояние обводов (при наличии) и узлов соединений между собой и с основными проводами. В местах соединений особое внимание обратить на наличие нагрева проводов и зажимов (по цветам побежалости). При необходимости, соединения перебрать с зачисткой контактных поверхностей металлической щеткой или наждачным полотном. При, зачистке алюминиевых поверхностей предварительно нанести на них тонкий слой смазки ЗЭС или технического вазелина.
6.5.3. Оценить, визуально, качество термитной сварки в местах соединений обводов: глубина усадочной раковины не должна превышать Уз диаметра провода, трещины в месте сварки не допускаются. Убедиться в надежности соединения, перегнув провод руками.
6.5.4. Произвести очистку изоляторов от загрязнения и проверить их состояние. Изоляторы, имеющие устойчивое загрязнение более '/з изолирующей поверхности или дефекты, указанные в п.2.9.2 ПУТЭКС (ЦЭ-197), подлежат замене.
6.6.
Проверка заземления опоры
6.6.1. Проверить состояние заземляющей проводки и мест присоединения. Ослабленные крепления подтянуть, закрепить контргайки, на резьбовые соединения нанести антикоррозионную смазку. Неисправные зажимы заменить с зачисткой контактных поверхностей до
I
металлического блеска. Не допускается уменьшение площади сечения заземляющей проводки более 25 %.
6.6.2. Исполнителю опуститься вниз, отсоединить приставную лестницу от опоры, опустить ее на землю.
6.6.3. Снять в диэлектрических перчатках с защитного устройства в цепи индивидуального заземления опоры шунтирующую перемычку, отсоединив ее сначала со стороны опоры, а затем — со стороны заземлителя. На защитном устройстве группового заземления перемычка снимается после завершения работ на всех опорах, объединенных тросом группового заземления. Переместиться к следующей опоре.
6.7.
Проверка проводов в пролете
6.7.1. Во время перемещения осмотреть с земли провода в пролете с помощью бинокля, убедиться, что провода не имеют оборванных жил, вмятин, выпучивания верхнего повива и набросов. Если снижение сечения многопроволочных проводов в результате обрыва жил не превышает 15% полного сечения провода (2 жилы), на месте обрыва необходимо наложить бандаж. При большем снижении сечения необходимо выполнить вставку или установить шунт. При наличии вмятины глубиной, превышающей радиус жилы — ремонт выполняется из
6.7.2. Проверить транспозицию проводов и чередование подключений однофазных трансформаторов. Транспозиция проводов должна соответствовать схеме рис. 2.1.1, а чередование подключений рекомендуется выполнять в следующем порядке чередования фаз: а — в; а — с; в — с; а — ви т.д.
Рис. 2.1.1. Схема транспозиция проводов:
1 — длина пролета; h — шаг транспозиции; z — полный цикл транспозиции
6.7.3. Проверить правильность расположения и подвески проводов. Не допускается возможность взаимного касания проводов и касания ими заземленных конструкций при экстремальных погодных условиях. Минимальные расстояния от проводов до земли и других устройств должны соответствовать табл. 2 ПУГЭКС (ЦЭ-197).
Окончание работ
7.1. Снять переносные заземляющие штанги с ремонтируемой ВЛ, а также с других ВЛ и контактной сети, с которых снималось напряжение.
7.2. Отсоединить заземляющую штангу от заземлителя и собрать ее в транспортное положение (при работе вблизи частей, находящихся под напряжением).
7.3. При снятии напряжения с ВЛ 0,4 кВ руководителю работ или по его распоряжению лицу, имеющему на то право (с последующим его уведомлением), включить в работу ВЛ 0,4 кВ.
7.4. Дать уведомление энергодиспетчеру об окончании работ.
7.5. Собрать материалы, инструмент, защитные средства, монтажные приспособления и погрузить их на транспортное средство..