Теоретическое обоснование исследования акцентуации характера и самооценки
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ФГБО ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Факультет права Кафедра психологии Курсовая работа ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Выполнила: Магомедова Патимат Научный руководитель: доцент кафедры психологии Муталимова А.М. Махачкала 2017
Содержание Введение ………………………………………………………………….3 Теоретическое обоснование исследования акцентуации характера и самооценки ………………………………………………………………………6 1.1. Понятие акцентуации характера в психологической науке, ее особенности подростковом возрасте ………………………………..6 1.2. Особенности развития самооценки в подростковом возрасте …23 Эмпирическое исследование акцентуации характера и самооценки личности подростков …………………………………………………………33 2.1. Программа и методы исследования ………………………………33 2.2. Результаты исследования и их обсуждение ………………………34 Заключение ……………………………………………………………..38 Литература ……………………………………………………………...40 Введение Актуальность. Период подросткового возраста является чрезвычайно важным в процессе становления человека как личности, в процессе формирования характера, осознанного поведения, нравственных представлений и социальных установок, формирования самооценки и уровня притязаний. Этот период является сенситивным, но в тоже время самым сложным с точки зрения формирования характера в целом. Отдельные черты характера подростка становятся значительно выраженными, более акцентуированными, вследствие чего проявляется существенная уязвимость к одним психогенным воздействиям, в то время как к другим проявляется отличная устойчивость (Личко А.Е., 1983).
На сегодняшний день исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально-психологической и медицинской проблемой. У многих подростков имеются аномальные проявления характера, это выражается в их поведении в обществе, во взаимодействии с окружающими, отражается на успеваемости в учебной деятельности и др. Согласно понятию А.Е. Личко, акцентуации - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. При воздействии неблагоприятных условий акцентуация характера может привести к изменениям поведения подростка, а также к патологическим нарушениям. Также немаловажной проблемой в современных психолого-педагогических исследованиях является исследование самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. В данном аспекте интерес представляет собой проблема взаимодействия между акцентуациями характера и самооценкой личности подростка, поскольку у взрослеющих детей именно в этом возрасте формируется оценка самого себя, а также происходит становление или разрушение личности ребенка. Проблема нашего исследования связана с изучением развития личности подростка. Изучение особенностей развития самооценки в структуре Я-концепции современных подростков во всей сложной её социальной опосредованности необходимо, прежде всего, через поиск субъективных резервов личности и возможностей оптимизации общественных влияний с учетом особенностей данного возраста. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает. В рамках данной работы мы исследовали особенности самооценки у подростков с различными акцентуациями характера. Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить взаимосвязь самооценки в подростковом возрасте и с акцентуациями характера, сделать соответствующие выводы, представленные в исследованиях различных ученых.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение взаимосвязи между акцентуациями характера подростков и их самооценкой. Объект исследования: акцентуации характера и самооценка личности подростков. Предмет исследования: изучение взаимосвязей акцентуированных черт характера подростков и их самооценкой личности. Гипотеза исследования: мы предположили, что ярко выраженные в подростковом возрасте черты акцентуаций характера, часто связаны с неадекватной (высокой или низкой) самооценкой. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и самооценки личности подростка. 2. Освоить опросник Шмишека-Мюллера "Акцент 2-90" в обработке М.И. Вигдорчика по определению акцентуированных черт характера подростков. 3.Освоить и провести методику диагностики самооценки личностных качеств у подростков. 4. Установить корреляционную взаимосвязь между самооценкой личности и типом акцентуации у подростков. 5. Сформулировать выводы. Методологической основой данной работы явились положения зарубежной и отечественной психологии об акцентуации характера, сформулированные в трудах К. Леонгарда, А.Е. Личко, Ф. Дальто, П. Блос, С.Л. Рубинштейна, П. Б Ганнушкин, Л.С. Выготского, Ф. Райс. Проблемы связи личности и самооценки обсуждаются в исследованиях Н.А. Батурина, Л.В. Бороздиной, А.В. Захаровой, Б.В. Зейгарник, К. Левина, А.И. Липкиной, Д.В. Ольшанского, К.К. Платонова, А.М. Прихожан, Е.А. Серебряковой, Л.С. Славиной, Ф. Хоппе. Эмпирическое исследование проходило на базе: СОШ № 50 г. Махачкалы. В исследовании приняли участие подростки-учащиеся 8-го класса. Объем выборки составил 20 человек. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И САМООЦЕНКИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|