Эмпирическое исследование акцентуации характера и самооценки личности подростков
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Программа и методы исследования
Для выявления акцентуации характера у подростков использовалась методика диагностики акцентуаций характера «Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека». Цель: выявить типы акцентуаций характера. Материал: для проведения исследования необходимо приготовить бланки протокола, ручку или карандаш для заполнения тестового бланка и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи». Правила проведения: Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. Методику можно применять, начиная с 11-12 лет, как при групповом, так и при индивидуальном обследовании. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). Для обработки результатов необходимо изготовить ключи по типу трафаретов, которые накладываются на регистрационный лист, заполненный испытуемым, осуществляется подсчет ответов соответствующий ключам. В исследовании приняли участие подростки-учащиеся 8-го класса. Общее количество испытуемых 20 человек. Основные результаты исследования представлены в таблице 1. Для изучения самооценки у подростков использовалась диагностическая методика «Изучение самооценки личности». Цель:выявление уровня самооценки личностных качеств у подростков. Материал: бланк для ответов, стимульный материал. Инструкция: Перед Вами бланки для фиксации ответов и стимульный материал, по которому Вам необходимо оценить по степени выраженности у себя личностные качества в разных группах по 3-х балльной шкале.
Основные результаты изучения самооценки представлены в таблице 2. Результаты исследования и их обсуждение Нами были обследованы 20 учащихся 8-го класса на предмет изучения у них акцентуации характера и уровня развития самооценки личгности. Основные результаты обследования представлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1. Результаты диагностики определения типа акцентуации характера Шмишека
В результате анализа полученных данных было выявлено, что у большинства обследованных подростков присутствует акцентуация характера. 95% обследованных подростков имеют акцентуацию характера. Экзальтрованный тип зафиксирован у 10 % подростков; демонстративный – у 20% подростков; дистимический – у 15%; возбудимый – у 10%; циклотимный – у 10% подростков; тревожный тип – у 15% обследованных; эмотивный – у 5%; педантичный – у 5%; застревающий – у 5%; гипертимический – у 15% обследованных подростков.
Только у 5% обследованных подростков акцентуации характера не выявлено.
Таблица 2. Результаты диагностики «Изучение самооценки личности».
Проведенная диагностика показала, что у большинства обследованных подростков выявлена неадекватная самооценка. Классный руководитель и учителя оценивали своих учеников, которых знают продолжительное время. Педагог оценивал самооценку учеников со своей точки зрения на эту проблему. В результате наблюдения за педагогом, можно сказать, что оценка уровня самооценки зависела от многих субъективных факторов, таких как, отношение учащегося к предмету, к учителю, от личностных особенностей и качеств учителя. У 15% обследованных подростков самооценка адекватная. У 85% подростков наблюдается неадекватная самооценка: 70% - завышенная; 15% - заниженная самооценка. Следует отметить, что у подростков, у которых не была диагностирована акцентуация характера, имели адекватную самооценку. У акцентуированных подростков чаще выявлялась либо завышенная, либо заниженная самооценка. Установить четкую картину о взаимосвязи самооценки с акцентуациями характера у обследованных нами подростков не представилось возможным, что связано, по нашему мнению, с малочисленностью выборки. Поскольку основными задачами эмпирической части нашего исследования были освоить и провести методики диагностики, то считаем, что основные идеи исследования реализованы. О взаимосвязи самооценки личности с акцентуациями характера мы можем судить по данным родственных исследований других авторов, а также по результатам нашего, согласно которого у 5 подростков с отсутствием явных проявлений акцентуаций характера самооценка оказалась адекватной. У остальных акцентуированных подростков чаще выявлялась либо заниженная, либо завышенная, и редко адекватная.
Заключение
Необходимость обращения к характерологическим особенностям самосознания определяется непосредственными запросами различных сфер общественной практики. Не секрет, что в прикладной психологии остро стоит вопрос об эффективности воспитательных, психотерапевтических, управленческих и других методов психологического воздействия. Так как большинство из этих методов реализуется или с опорой на процессы и структуры самосознания, или предполагает самосознание в качестве центрального объекта воздействия, а чаще и то и другое одновременно, то учет индивидуальной специфики самосознания позволяет в каждом конкретном случае позволит выработать оптимальный, с точки зрения поставленных задач, способ и тактику воздействия. В качестве одного из факторов, определяющих индивидуально-типологические особенности самосознания, рассматриваются акцентуации характера - «чрезмерное усиление отдельных его черт, накладывающее свой отпечаток на всё поведение субъекта и приводящее к повышенной уязвимости в отношении определенных психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим» (Леонгард К., 1989, Личко А.Е., 1983). Рассмотрение акцентуаций характера в качестве фактора, определяющего специфику самосознания в целом, и самооценки в частности, в подростковом возрасте, объясняется их широкой распространенностью и необходимостью психолого-педагогической поддержки акцентуированных подростков. В связи с различными негативными проявлениями характера, агрессивностью, неуравновешенностью и др., акцентуированные подростки требуют особого внимания со стороны учителей, родителей.
В нашем исследовании мы изучали особенности самооценки личности и акцентуации характера у подростков, устанавливали их взаимосвязь. При сопоставлении результатов тестов, необходимо учесть, что акцентуация характера или психотип личности влияет на различные аспекты жизнедеятельности. Каждый психотип имеет доминирующие черты характера, привлекательные и отталкивающие черты, по-разному относится к учебе, коллективу, имеет разную степень самооценки и уровня притязаний. На основе обобщения психолого-педагогического опыта современных российских и зарубежных исследователей и практиков, на основе эмпирических и экспериментальных исследований, а также на основе нашего исследования можно сделать следующие выводы о влиянии акцентуации характера подростков на их самооценку. У акцентуированных подростков часто встречается неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка. По нашим данным и данным родственных исследований, можно говорить, что завышенный или высокий уровень самооценки преобладает у следующих психотипов: истероида и гипертима. Адекватной самооценка может быть у эпилептоида, конформного, паранояльного типов. Неустойчивость в оценке себя и собственных возможностей отмечается у циклоида, лабильного типа. Заниженная самооценка преобладает у астеника, психастеника, сенситива, шизоида.
Литература 1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание,1980. 2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещени, 1991. С.63. 3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. //Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. С.56-65. 4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986. (с.420) 5. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998. 6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989 7. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 262-269. 8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.,1982. 9. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск,1993. 10. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Спб.: Питер,2010. 11. Кариенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1981. 12. Кле М. Психология подростка. М., 1989. 13. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989. 14. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. Минск: Университетское, 1997. С.212.
15. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л.,1972. 16. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981. 17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 18. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983. 19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. – 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999. 20. Омарова М.К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте. Дисс. Канд. пс.н. СПб., 2002. 21. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А.А. Реана. Спб.: Прайм-Еврознак.,2002, С. 656. (серия «Психологическая энциклопедия») 22. Селихов С. Пол, возраст и конфликт // Журнал практического психолога. –№2 -1999. 23. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- С.214 25. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. 26. Сушинских С. Подростковый возраст. Психологические особенности//Журнал практического психолога.-№3-2011. 27. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. М.,1993 28. Хорни К. Самосознание. М.,1996. 29. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.,1983. 30. Шеффер Д. Дети и подростки. Психология развития. 6–е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 618. 31. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 1996. 32. www.mosparents.ru. 33. http://www.dissercat.com
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|