Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирическое исследование акцентуации характера и самооценки личности подростков




Программа и методы исследования

 

Для выявления акцентуации характера у подростков использовалась методика диагностики акцентуаций характера «Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека».

Цель: выявить типы акцентуаций характера.

Материал: для проведения исследования необходимо приготовить бланки протокола, ручку или карандаш для заполнения тестового бланка и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи».

Правила проведения: Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. Методику можно применять, начиная с 11-12 лет, как при групповом, так и при индивидуальном обследовании.

Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). Для обработки результатов необходимо изготовить ключи по типу трафаретов, которые накладываются на регистрационный лист, заполненный испытуемым, осуществляется подсчет ответов соответствующий ключам.

В исследовании приняли участие подростки-учащиеся 8-го класса. Общее количество испытуемых 20 человек. Основные результаты исследования представлены в таблице 1.

Для изучения самооценки у подростков использовалась диагностическая методика «Изучение самооценки личности».

Цель:выявление уровня самооценки личностных качеств у подростков.

Материал: бланк для ответов, стимульный материал.

Инструкция: Перед Вами бланки для фиксации ответов и стимульный материал, по которому Вам необходимо оценить по степени выраженности у себя личностные качества в разных группах по 3-х балльной шкале.

Основные результаты изучения самооценки представлены в таблице 2.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами были обследованы 20 учащихся 8-го класса на предмет изучения у них акцентуации характера и уровня развития самооценки личгности. Основные результаты обследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Результаты диагностики определения типа акцентуации характера Шмишека

№ п/п Типы акцентуации характера
Экзальтированный Демонстративный Дистимический Возбудимый Циклотимный Тревожный Эмотивный Педантичный Застревающий Гипертимический Акцентуация отсутствует
1.                      
2.                      
3.                      
4.                      
5.                      
6.                      
7.                      
8.                      
9.                      
10.                      
11.                      
12.                      
13.                      
14.                      
15.                      
16.                      
17.                      
18.                      
19.                      
20.                      

В результате анализа полученных данных было выявлено, что у большинства обследованных подростков присутствует акцентуация характера.

95% обследованных подростков имеют акцентуацию характера.

Экзальтрованный тип зафиксирован у 10 % подростков; демонстративный – у 20% подростков; дистимический – у 15%; возбудимый – у 10%; циклотимный – у 10% подростков; тревожный тип – у 15% обследованных; эмотивный – у 5%; педантичный – у 5%; застревающий – у 5%; гипертимический – у 15% обследованных подростков.

Только у 5% обследованных подростков акцентуации характера не выявлено.

 

Таблица 2. Результаты диагностики «Изучение самооценки личности».

№ п/п Личностные качества
Интеллектуальные качества (средний балл) Нравственные качества (средний балл) Волевые качества (средний балл) Мировоззренческие качества (средний балл)
1. 1,7   2,1 1,8
2.   2,8    
3.   2,8 2,8  
4.     2,1  
5. 1,9 2,4 2,3 2,1
6. 2,5 1,2 1,7 1,9
7. 2,6     2,8
8.   2,8 2,9 2,6
9.        
10.       2,3
11.   2,1   1,7
12. 1,6 2,4 2,6 2,6
13.       2,1
14. 1,9 2,6 2,4  
15. 2,8   2,8 2,6
16.   2,6 2,9 2,4
17. 2,4 2,8 2,4  
18. 1,7   2,4 2,7
19. 2,6 2,5 1,8 2,8
20.   2,7 2,2 2,2

 

 

Проведенная диагностика показала, что у большинства обследованных подростков выявлена неадекватная самооценка.

Классный руководитель и учителя оценивали своих учеников, которых знают продолжительное время. Педагог оценивал самооценку учеников со своей точки зрения на эту проблему. В результате наблюдения за педагогом, можно сказать, что оценка уровня самооценки зависела от многих субъективных факторов, таких как, отношение учащегося к предмету, к учителю, от личностных особенностей и качеств учителя.

У 15% обследованных подростков самооценка адекватная. У 85% подростков наблюдается неадекватная самооценка: 70% - завышенная; 15% - заниженная самооценка.

Следует отметить, что у подростков, у которых не была диагностирована акцентуация характера, имели адекватную самооценку. У акцентуированных подростков чаще выявлялась либо завышенная, либо заниженная самооценка. Установить четкую картину о взаимосвязи самооценки с акцентуациями характера у обследованных нами подростков не представилось возможным, что связано, по нашему мнению, с малочисленностью выборки.

Поскольку основными задачами эмпирической части нашего исследования были освоить и провести методики диагностики, то считаем, что основные идеи исследования реализованы. О взаимосвязи самооценки личности с акцентуациями характера мы можем судить по данным родственных исследований других авторов, а также по результатам нашего, согласно которого у 5 подростков с отсутствием явных проявлений акцентуаций характера самооценка оказалась адекватной. У остальных акцентуированных подростков чаще выявлялась либо заниженная, либо завышенная, и редко адекватная.

Заключение

 

Необходимость обращения к характерологическим особенностям самосознания определяется непосредственными запросами различных сфер общественной практики. Не секрет, что в прикладной психологии остро стоит вопрос об эффективности воспитательных, психотерапевтических, управленческих и других методов психологического воздействия. Так как большинство из этих методов реализуется или с опорой на процессы и структуры самосознания, или предполагает самосознание в качестве центрального объекта воздействия, а чаще и то и другое одновременно, то учет индивидуальной специфики самосознания позволяет в каждом конкретном случае позволит выработать оптимальный, с точки зрения поставленных задач, способ и тактику воздействия.

В качестве одного из факторов, определяющих индивидуально-типологические особенности самосознания, рассматриваются акцентуации характера - «чрезмерное усиление отдельных его черт, накладывающее свой отпечаток на всё поведение субъекта и приводящее к повышенной уязвимости в отношении определенных психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим» (Леонгард К., 1989, Личко А.Е., 1983).

Рассмотрение акцентуаций характера в качестве фактора, определяющего специфику самосознания в целом, и самооценки в частности, в подростковом возрасте, объясняется их широкой распространенностью и необходимостью психолого-педагогической поддержки акцентуированных подростков. В связи с различными негативными проявлениями характера, агрессивностью, неуравновешенностью и др., акцентуированные подростки требуют особого внимания со стороны учителей, родителей.

В нашем исследовании мы изучали особенности самооценки личности и акцентуации характера у подростков, устанавливали их взаимосвязь.

При сопоставлении результатов тестов, необходимо учесть, что акцентуация характера или психотип личности влияет на различные аспекты жизнедеятельности. Каждый психотип имеет доминирующие черты характера, привлекательные и отталкивающие черты, по-разному относится к учебе, коллективу, имеет разную степень самооценки и уровня притязаний.

На основе обобщения психолого-педагогического опыта современных российских и зарубежных исследователей и практиков, на основе эмпирических и экспериментальных исследований, а также на основе нашего исследования можно сделать следующие выводы о влиянии акцентуации характера подростков на их самооценку.

У акцентуированных подростков часто встречается неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка.

По нашим данным и данным родственных исследований, можно говорить, что завышенный или высокий уровень самооценки преобладает у следующих психотипов: истероида и гипертима. Адекватной самооценка может быть у эпилептоида, конформного, паранояльного типов. Неустойчивость в оценке себя и собственных возможностей отмечается у циклоида, лабильного типа. Заниженная самооценка преобладает у астеника, психастеника, сенситива, шизоида.

 

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание,1980.

2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещени, 1991. С.63.

3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. //Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. С.56-65.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986. (с.420)

5. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

6. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989

7. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 262-269.

8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.,1982.

9. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск,1993.

10. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Спб.: Питер,2010.

11. Кариенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1981.

12. Кле М. Психология подростка. М., 1989.

13. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.

14. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. Минск: Университетское, 1997. С.212.

15. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л.,1972.

16. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

18. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983.

19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. – 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999.

20. Омарова М.К. Связь структурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте. Дисс. Канд. пс.н. СПб., 2002.

21. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А.А. Реана. Спб.: Прайм-Еврознак.,2002, С. 656. (серия «Психологическая энциклопедия»)

22. Селихов С. Пол, возраст и конфликт // Журнал практического психолога. –№2 -1999.

23. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- С.214

25. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

26. Сушинских С. Подростковый возраст. Психологические особенности//Журнал практического психолога.-№3-2011.

27. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. М.,1993

28. Хорни К. Самосознание. М.,1996.

29. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.,1983.

30. Шеффер Д. Дети и подростки. Психология развития. 6–е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 618.

31. Щербакова Н.М. Ливинцева М.Я. Психологические методики для определения характера. Иркутск, ИГПУ, 1996.

32. www.mosparents.ru.

33. http://www.dissercat.com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...