до постклассической философии (XIX — начала XX)
|
| Идеалистическая тенденция
| | Развитие естественно-научного знания
| | Материалистическая тенденция
| Античность
|
| Идеализм
Идеалистическая
диалектика
| | Основы
естественно-научного знания
| | Созерцательный
материализм
Стихийная
диалектика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Платон, Пифагор, Сократ
|
|
|
| Фалес, Гераклит, Демокрит
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Идеализм Схоластика
|
| Медицина Математика Астрономия
|
| Элементы материализма
|
|
| |
|
|
|
| Средние века
|
| Патристика
|
|
|
| Ибн-Сина
(Авиценна],
Омар Хайям,
У. Оккам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г.Ф. Лейбниц
|
|
|
| Метафизический материализм
| XVII-XVIII вв.
|
|
|
| Классическая механика
Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон
|
|
| Объективный идеализм
| Механицизм
Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д. Беркли, Д. Юм,
И. Кант
|
| Физика
Химия
М. Ломоносов,
А-Л. Лавуазье,
П. С. Лаплас
|
| Остатки механицизма
Д.Дидро,
П. Гольбах,
К. Гельвеции,
М. Ломоносов,
Элементы диалектики
|
| Субъективный идеализм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.ф. Гегель
|
|
|
| Л. Фейербах
|
|
|
|
|
|
|
| XIX в.
|
| Объективный
идеализм.
Идеалистическая
диалектика
|
| Геология
Физиология
Эмбриология
|
| Метафизический
созерцательный
антропологический
материализм
А. Герцен,
В. Белинский,
Н. Чернышевский
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теоретические и естественно-научные предпосылки
постклассической философии
|
| Материализм додиалектический
|
10.2. Систематизация постклассической философии (XIX—XX вв.)
МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ
Философия марксизма
|
| Позитивизм
|
| Неокантианство
| К. Маркс (1818-1883)
Ф. Энгельс (1820-1895)
|
| О. Конт (1798-1851) Д.Миллъ (1806-1873) Г. Спенсер (1820-1903)
| | |
|
| Марбургская школа
Г. Коген
(1842-1918)
П. Наторп
(1854-1924)
|
| | | | |
| Эмпириокритицизм
|
| Боденская школа
В. Виндельбанд
(1848-1915)
Г. Риккерт
(1863-1936)
|
| Э. Мах (1838-1916)
Р. Авенариус (1843-1896)
А. Пуанкаре (1854-1912)
|
|
| | | | |
| Иррационализм
|
| Философия жизни
|
| Волюнтаризм —
А. Шопенгауэр
(1788-1860)
Экзистенциальная
диалектика —
С. Кьеркегор
(1813-1855)
|
| Волюнтаризм —
Ф. Ницше (1844-1900)
Морфология культуры — А. Шпенглер (1880-1936)
Интуитивизм —
А. Бергсон
(1859-1941)
| 10.3. Предпосылки возникновения философии марксизма
Предпосылки
возникновения
философии марксизма
|
| Исторические условия
| ▫ экономические (зрелость противоречий капитализма)
▫ социально-политические (классовая борьба пролетариата)
|
Теоретические источники
| | Естественно-научные открытия
| 1. Немецкая классическая
философия
Г.В. Ф.Гегель (1770-1831) Л. Фейербах (1804-1872)
2. Классическая английская
политическая экономия А. Смит (1723-1790) Д. Рикардо (1772-1823)
3. Критически-утопический
социализм XIX в. А.К. Сен-Симон (1760-1825) Ш. Фурье (1772-1837)
|
| 1. Клеточная теория Т. Шванн (1810-1882) М.Я. Шлейден (1804-1881) 2. Теория происхождения и развития видов растений
и животных Ч.Дарвин (1809-1882)
3. Закон сохранения и превращения энергии Ю. Р. Майер (1814-1878) Г. Гельмгольц (1821-1894)
|
Переход к неклассической философии
К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895)
|
|
|
| Изменение
предмета
философии
|
| Изменение общественной роли философии
|
|
|
| Диалектико-материалистическое понимание природы
|
| Материалистическое понимание истории
|
|
|
| Диалектический материализм
|
| Исторический материализм
|
10.4. Общая характеристика марксизма
МАРКСИЗМ — научная система философских, экономических и социально-политических взглядов; совокупность учений К. Маркса.
К. МАРКС (1818-1883) - последователь и гениальный завершатель трех главных идейных течений XIX века: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма; создатель целостной системы философских, экономических и социально-политических взглядов1.
Основные труды: «Экономически-философские рукописи» (1844), «Святое семейство» (1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Немецкая идеология» (1846), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Капитал» - т.т. I, II, III (соответственно, 1867, 1885, 1894) и др.
| | МАРКСИЗМ
| Основное содержание нового миросозерцания
▫ последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни
▫ диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии
▫ теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата
Марксизм есть синтез его составных частей: диалектико-материалистической
философии, политической экономии и теории научного коммунизма
| | ▫ Общей методологической основой марксизма является: философский материализм, диалектика, материалистическое понимание истории, учение о классовой борьбе. Марксизм соединил в единое целое диалектику и материализм, разработал материалистическую диалектику, создал материалистическую теорию общественно-исторического процесса
|
| ▫ Основой экономического учения марксизма является политическая экономия. Она раскрывает механизм функционирования капиталистического способа производства, источник и сущность эксплуатации пролетариата буржуазией, непримиримость и нарастание основного классового антагонизма капиталистического общества
|
| ▫ Основой политического учения марксизма является теория социалистического устройства общества (социализм) и концепция тактики классовой борьбы пролетариата. Политическое учение исследует общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма
|
10.5. Политическое учение марксизма
Главное в учении К. Маркса, это — выяснение и обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата
| |
▫ Суть политического учения К. Маркса определяется политической направленностью марксизма. Направленность, цель и суть марксизма наиболее определенно изложены в письме К. Маркса к Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. К. Маркс пишет:
«Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства,
2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата,
3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...»
В этих словах К. Маркс выразил суть своего политического учения:
• во-первых, К. Маркс определил главное и коренное отличие его учения от учения передовых мыслителей буржуазии;
• во-вторых, К. Маркс обосновал тезис о том, что классы не есть имманентный феномен социальной структуры общества, а представляют они (классы) собой лишь историческое явление, обусловленное тем или иным способом производства, т. е. возникновение и отмирание классов определяется материальными условиями жизни общества,
• в-третьих, во втором положении письма, где ставится вопрос о переходе к диктатуре пролетариата, речь идет о способе этого перехода, т. е. о насильственной революции. Мысль насильственной революции лежит в основе всего учения К. Маркса;
• в-четвертых, в последнем положении письма речь идет о пролетарском государстве, которое представляется К. Марксу как особая организация насилия против буржуазии, ибо диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов». Все остальное в марксизме подчинено теоретическому обоснованию и практическому осуществлению этих политических идей в общественную жизнь.
|
10.6. Философия марксизма
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ была создана совместно двумя немецкими учеными — Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма. Основные труды Ф. Энгельса: «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (опубл. в 1925), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и др.
| |
Основные черты марксистской философии
| | ▫ Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения философии, науки и общественной практики и впервые в истории познания сделал философию непосредственным орудием социального действия. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую особенность марксистской философии и ее основных составляющих: диалектического материализма и исторического материализма.
▫ По своим функциям марксистская философия есть философское мировоззрение, а также общая методология познания окружающего мира и революционного действия.
▫ Диалектический материализм исходит из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности. В центре внимания диалектического материализма проблемы материального мира (онтология), вопросы теории развития объективного мира (диалектика), теории познания (гносеология) и логики. Отсюда и основной принцип диалектического материализма — единство диалектики, логики и теории познания.
▫ Исторический материализм раскрывает движущие силы и основные закономерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических формаций. Создание материалистического понимания истории, философская разработка учения о человеке, роли труда в антропогенезе и социальном развитии человека, предметной человеческой деятельности, об общественной практике, единстве духовного и материального производства, объективного и субъективного - таковы важнейшие моменты марксистского философского учения об обществе, о человеке.
▫ Создание диалектического и исторического материализма сняло вопрос об исторической ограниченности всего старого материализма, которая заключалась в следующем: 1) старый материализм был созерцательным', 2) этот материализм был преимущественно механическим; 3) ему был свойственен мепга-физический, антидиалектический метод мышления и 4) для него характерно идеалистическое понимание общественных явлений.
|
10.7. Иррационализм
Иррационализм
| | ▫ Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный):
1. В широком смысле — обозначение идеалистического философского течения, которое в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия;
2. В узком смысле — общее название для ряда различных философских концепций и школ, выдвигающих на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «озарение», воображение, «бессознательное», инстинкт и т. п.
▫ Выделяются три основные группы иррационалистических концепций и школ:
1) первая связана с констатацией ограниченности буржуазно-просветительского «рассудка» и попытками вырваться за его пределы;
2) вторая связана с реакцией на гегелевскую диалектику (с констатацией ограниченности идеалистического способа обоснования рационализма вообще);
3) третья связана с реакцией на марксизм (с констатацией понимания материалистической диалектики как единственного научного мышления).
▫ Особые трудности для классификации представляет первая группа иррационалистических школ и концепций. Представители этой группы: Б. Паскаль (1623-1662), И.Г. Гаман (1730-1788), Ф.Г. Якобы (1743-1819) имели склонность к теологическому решению проблемы веры и знания. Это было обусловлено их неспособностью сформулировать данную проблему в ее собственно философских понятиях и категориях, не прибегая при этом к религиозным представлениям. Так, философию Ф.Г. Якоби отличают два момента:
а) усмотрение несостоятельности логического мышления в том, что оно может постичь только обоснованное и обусловленное;
б) выведение божественного откровения из неспособности логического мышления дедуцировать эмпирически-чувственное бытие.
▫ Во второй группе различаются три направления:
1) объективно-идеалистическое (Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854), А. Шопенгауэр (1788-1860) и Э. Гартман (1842-1906));
2) субъективно-идеалистическое (С. Кьеркегор (1813—1855));
3) релятивистское (Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941)); и основоположники прагматизма - Ч. С. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910).
▫ К третьей группе относят современный экзистенциализм, современный прагматизм, «философию жизни», бергсонианство и русский иррационализм Н. Бердяева (1874-1948), Л. Шестова (1866-1938), Я. Лосского (1870-1965), С. Франка (1877-1950) и др.
|
10.8. Философия А. Шопенгауэра
АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) - немецкий философ-идеалист. В своем творчестве выступал против диалектики и историзма Г. Гегеля, примыкал к И. Канту и сочетал кантианство с платонизмом. Волюнтаризм он рассматривал как основной и универсальный принцип всей философии.
Главный труд: «Мир как воля и представление» (1819)
| | Иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра
|
| ▫ Философия А. Шопенгауэра — объективный идеализм в сочетании с идеализмом субъективным. Характерная особенность его философского учения - волюнтаризм, согласно которому основной движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля. Если волюнтаризм — универсальный принцип учения А. Шопенгауэра, то воля — основное понятие (категория), представляющее абсолютное начало, основу всего сущего, идеальную силу, способную определять все предметы, явления и процессы окружающего мира. Воля - основа сознания и всеобщая сущность вещей. Воля — высший космический принцип, лежащий в основе мироздания.
▫ А. Шопенгауэр вслед за И. Кантом различает «вещь в себе» и «явления». «Вещь в себе» познаваема, она есть не что иное, как «воля». «Воля» порождает «представления». Мир явлений и мир сущностей являются соответственно миром представлений и миром воли.
▫ А. Шопенгауэр сформулировал логический закон достаточного основания. Согласно этому закону истинная философия должна исходить не из объекта (как утверждают материалисты), и не из субъекта (как считают субъективные идеалисты), а из порожденного бессознательной волей представления, которое является фактом сознания. Для философии, по мнению А. Шопенгауэра, неопровержимым тезисом оказывается утверждение: существую только я сам один, а весь мир — мое представление, т. е. окружающий мир есть мир представлений в сознании человека.
▫ Познание вообще, по мнению А. Шопенгауэра, развивается в двух формах: либо как интуитивное познание (познание рассудка), либо как отвлеченное (рефлективное) познание (познание разума). Основная форма познания — интуитивная. Совершенным познанием является созерцательное познание, которое опирается не на интеллект, подчиненный воле, а на интуицию. Интуитивному познанию сущность мира открывается как «воля», т.е. не как отдельная вещь, а как ее «идея», или вечная форма.
▫ Взгляды А. Шопенгауэра на проблемы человеческой судьбы, свободы, счастья в целом носят пессимистический характер.
|
10.9. Религиозный иррационализм С. Кьеркегора
СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855) - датский писатель, философ-идеалист и теолог.
Основные труды: «Понятие иронии» (1841), «Или-или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Дневник» (1833-1855) и др.
| | Религиозный иррационализм С. Кьеркегора
| ▫ С. Кьеркегор, проповедуя иррационализм, утверждал, что мышление никогда не может постигнуть действительность: то, что мыслится, не существует реально, - это лишь мыслимое, возможное. Мышление абстрактно, существование конкретно. Мышление и существование, общее и отдельное абсолютно противоположны друг другу, т. е. нет перехода от одного к другому. По мнению, С. Кьеркегора, чтобы связать в единство противоположности, требуется новый субъективный фактор - акт воли. Реальная диалектика противоположностей тем самым ограничивается узкими рамками личного действования субъекта. Отсюда существование личности есть нечто совершенно иррациональное. Иррациональное существование личности С. Кьеркегор рассматривает как основное определение бытия (или «существования»).
▫ Существование — главное понятие в учении С. Кьеркегора. Существует только единичное. В этом смысле предмет философии для него не «сущность», а «существование». Только единичные люди, индивиды составляют реальность. «Существование» лишено всякого смысла, если не видеть высшей ценности в единичном, т. е. в индивидуальном. Характеристика человека как общественного существа, члена общества — бессмысленна. Социальными вопросами должно заниматься только правительство.
▫ Понимание личности, по мнению С. Кьеркегора, должно основываться на положении об абсолютной свободе индивидуального выбора. Он считает, что только в «безусловной независимости» от природы, общества и других людей, человек может обрести «абсолютность» своего индивидуального решения (выбора) и сохранить себя как личность. Только такая личность способна достичь подлинного, «этически-личностного» существования, т. е. экзистенции. В поисках абсолютной свободы С. Кьеркегор «очищает» личность от всех и всяких объективных детерминаций, что приводит его мировоззрение к углублению романтического субъективизма, а далее к иррационализму и мистицизму.
| 10.10. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора
Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора
| | ▫ С. Кьеркегор разработал субъективную, «качественную» диалектику (или «диалектику существования», «экзистенциальную диалектику»). Эта «качественная» диалектика исходит из «интимно-личностных» переживаний, в основе которых лежит «страх». «Страх» выступает у С. Кьеркегора в качестве бытия, противопоставленного личной «ничем не обоснованной» свободе; он выступает как изначальная характеристика человеческого бытия (существования) в противоположность небытию; это — интимнейшее выражение свободы человека в вопросе о том, «быть или не быть?» «Страх», выражающий бытие личности «перед лицом смерти», относится к сфере истинного существования личности.
▫ Человек выбирает свое бытие, а значит, его экзистенциальная реальность не столько необходимость, сколько возможность. Все одинаково возможно, реально достижимо все. Экзистенция — это свобода и возможность, возможность также не выбирать. Реальность поэтому дана как возможность и страх — чистое переживание возможного. Будущее и страх сопряжены друг с другом. Страх неотделим от человеческой жизни.
▫ Страх характеризует отношения человека с миром, отношение же человека с самим собой характеризует отчаяние. Отчаяние — это вина человека, внутренне не принимающего самого себя. Отчаявшийся человек болен смертью, умиранием. «Я» составляет суть его жизни. Источник отчаяния — в неприкаянности, в «нежелании отдаться в руки Господа».
▫ Суть «качественной» диалектики — противопоставление «иррационального» содержания личности рациональному; иррациональная «экзистенция» («существование», которое «нельзя мыслить») рассматривается как истинная основа человеческой личности, ее «качественная» диалектика.
▫ «Качественная» диалектика является действенным средством в сохранении отношения к Богу, ибо только там, где существует отношение к Богу, сохраняется личность. На пути к Богу человек проходит три этапа познания своего существования: эстетический, этический и религиозный. «Эстетический» человек живет сиюминутными переживаниями, «этический» - думами о будущем, «религиозный» - ощущением вечности. Бог - это такой постулат, без которого наша личность не может выдержать противоречий и страданий жизни.
▫ Философия С. Кьеркегора — теоретическая основа и идейный источник процесса формирования «философии существования» — экзистенциализма.
|
10.11. Мир, воля, человек в философии Ф. Ницше
ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма; основоположник «философии жизни». Основные труды: «Так говорил Заратустра» (1883), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ессе homo», «Ницше против Вагнера» (1888), «Воля к власти» (1889— 1901) и др.
| |
Философия жизни» Ф. Ницше
| ▫ Ф. Ницше — основоположник «философии жизни». «Философия жизни» характеризуется иррационализмом, выражающимся не только в отрицании познавательного значения разума, но и в признании мира, человека и его истории иррациональными по своей природе. В центре внимания «философии жизни» вопросы истории, общественной жизни, культуры; проблемы мировоззрения, «вечные вопросы» о смысле жизни и о природе всего сущего. В основе философского учения Ф. Ницше лежат скептицизм и волюнтаризм.
▫ Мир, по Ф. Ницше, — вечное становление без начала и конца, бесцельность которого конкретизируется им в идее «вечного возвращения одного и того же». В основе мира лежит «воля», понимаемая многозначно:
1) как движущая сила «становления», имманентная действительности;
2) как «сущее» в его динамичности;
3) как чувство, страсть;
4) как «воля к власти», расширению своего «Я», к экспансии. У человека воля к власти тождественна «воле к жизни», т. е. подразумевается инстинкт самосохранения и борьба за существование.
▫ Воля — это основа жизни. Жизнь — центральное понятие всей философии Ф. Ницше. Жизнь — это мир в аспекте его данности познающему субъекту; это мир, рассмотренный как организм; это есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у А. Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли — воли к власти.
▫ Человека Ф. Ницше рассматривает как биологический организм; это некоторая иерархическая структура, где интеллект есть высший уровень, необходимый для сохранения жизненно необходимых инстинктов. Человек по природе своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. «Воле к власти» Ф. Ницше придает особый статус, выходящий за пределы жизни, рассматривает ее как космическое начало, основу и движущую силу мирового процесса.
|
10.12. «Философия жизни» Ф. Ницше
«Философия жизни» Ф. Ницше
| ▫ Агностическая и прагматическая тенденции в философии Ф. Ницше прослеживаются в его интерпретации интеллекта, который «не познает, а схематизирует» мир в той мере, в какой это нужно для практических потребностей. Все мышление метафорично, причем, если образность еще связывает человека с действительностью, то научные понятия лишены и этой связи. Все научные понятия - это созданные нами фикции. Весь доступный человеку мир построен из фикций. Поэтому тщетно искать «субстанцию», «материю», «вещь», «сознание» или «истинный мир», нет никаких объективных данных, есть только интерпретации.
▫ Мир, по мнению Ф. Ницше, поскольку он имеет для нас какое-либо значение, ложен, он представляет собой «постоянно изменяющуюся ложь, которая никогда не приближается к истине...» Если мир ложен, то наука -сфера заблуждений, система «принципиальных фальсификаций». Так, Ф. Ницше проповедует абсолютный скепсис в теории познания, а свой нигилизм определяет в принципе: «Я уже ни во что не верю». Этот принцип рассматривается как правильный образ творческого человека.
▫ Философия Ф. Ницше, его этическое учение и политическая концепция образуют нерасторжимое единство. В этике он выступает как представитель нигилизма. Мораль играет разлагающую роль — она есть послушание, «формальная совесть», выработанная человеком в социальных общностях (племенах, народностях, государстве, религиозных общинах и т. п.). Мораль есть «инстинкт толпы».
▫ Все беды современного общества, по мнению Ф. Ницше, состоят в том, что массы людей восприняли учение христианской религии о равенстве перед Богом и требуют равенства на земле. Идее социального равенства Ф. Ницше противопоставляет идею о природном неравенстве людей. Образ «сверхчеловека» — это квинтэссенция в морали Ф. Ницше. Это образ человека, преодолевающего мир и окружающую его социальную среду вне всяких моральных норм; но это также образ «человека будущего», оставившего позади современность с ее пороками. Среди худших из зол, от которых должно избавиться человечество, — поклонение государству. «Сверхчеловек» — это тот, кто хочет быть «по ту сторону добра и зла»; это культ сильной личности, одержимой волей к власти.
|
10.13. Философия О. Шпенглера
ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР(1880-1936) - немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, один из основателей современной философии культуры.
Главный труд: «Закат Европы» (1918—1922)
| |
Основные черты философии О. Шпенглера
| ▫ В своей философии жизни О. Шпенглеротказывается от традиционного философского противопоставления «души» и мира как субъекта и объекта. По мнению О. Шпенглера, их следует истолковывать совместно как абстрактное выражение факта «жизни», т. е. становления, постоянного изменения. В его понимании, «душа» - это то, что подлежит осуществлению, «мир» — осуществленное, а «жизнь» — это само осуществление.
▫ Способы познания «души» и «мира»различны: в одном случае это «переживание», которое непосредственно достоверно, интуитивно; в другом — «познание», которое опосредовано рассудком, экспериментальной техникой и осуществляется посредством научных понятий, формул, законов и т. п. Однако способы познания О. Шпенглера по сути своей есть два типа творения действительности: исходного осуществления ее в качестве «истории», с одной стороны; с другой стороны - производной реализации в виде «природы». В рамках первого типа О. Шпенглер рассматривает «жизнь», «душу», «действие», «судьбу», «историю», «пра-феномен»; в рамках второго - «мир», «действительность», «протяженность», «причинность», «природу», «объект».
▫ В философии истории О. Шпенглера в качестве методологической основы используется система категорий, разработанная им в философии жизни. Концепция истории представляет из себя идеалистическую конструкцию, основанную на психологическом понятии «жизни». Несмотря на утверждение О. Шпенглера о «единстве жизни», история в его концепции распадается на множество индивидуальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западно-европейскую) и культуру майя; ожидается возникновение еще «нерожденной» русско-сибирской культуры.
▫ Культура рассматривается О. Шпенглером как «организм», имеющий предопределенную судьбу — рождение, развитие и смерть — соответственно биологическому циклу организма. Культура как «организм», во-первых, обладает жестким сквозным единством, во-вторых, обособлен от других подобных ему «организмов». Это значит, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждой культуре заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Это есть переход от творчества к бесплодию.
|
10.14. Философия А. Бергсона
АНРИ БЕРГСОН (1859-1941) - французский философ-идеалист, представитель философии жизни.
Основные работы: «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907)
| |
Основные черты философии А. Бергсона
| ▫ Основная цель философии А. Бергсона заключается в том, чтобы «преодолеть точку зрения разума». Подлинная и первоначальная реальность — это жизнь, радикально отличающаяся от материи и духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса.
▫ Исходный пункт философии А. Бергсона - наше собственное существование, проявляющееся в переживаемом изменении состояний нашей психики (непрерывная смена ощущений, желаний, эмоций и т. п.). Этот поток переживаний, а жизнь отождествляется с переживанием, — образует подлинную реальность и составляет поэтому предмет философии. Жизнь — сущность мира, она иррациональна и столь же иррационально ее постижение. Поэтому сущность жизни можно постичь только с помощью интуиции.
▫ В сознании А. Бергсон различает две способности: интуицию и интеллект. По мнению А. Бергсона, мысль посредством интуиции проникает вглубь сознания человека, далее к безналичному сознанию, духу, составляющему сущность жизни и всей Вселенной, а посредством интеллекта и действия — вовне, к наполняющим пространство вещам, к материи. Интуитивное проникновение вглубь сознания открывает субстанциальную основу — длительность (субъективное переживание времени). Последняя - «основа нашего бытия и сущность вещей». Длительность, а стало быть, жизнь, имеет не пространственный, а временной характер. Это «живое», «качественное» время радикально отличается от механическо-физического времени, которое возникает в результате разложения интеллектом длительности. Жизнь сознания, развертывающаяся в длительности, противопоставляется миру материи.
▫ Учение об интуиции и интеллекте получает у А. Бергсона обоснование в его метафизике — в концепции эволюции органического мира. Жизнь — это «жизненный порыв» космического масштаба, своего рода процесс творческого формирования. По мере ослабления «жизненного порыва» жизнь распадается, превращаясь в материю (в неодушевленную массу, в вещество).
▫ Человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва». Способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая как божественный дар дана только избранным людям. Отсюда и элитарная концепция творчества и культуры вообще.
|
10.15. Развитие западной философии (XVII-XX вв.)
Английский материализм
Ф. Бэкон (1561-1626)
Т. Гоббс (1588-1679)
Дж. Локк (1632-1704)
| | Б. Спиноза (1632-1677) Нидерланды
|
| П.Ж.Ж. Кабанис (1757-1808) Франция
| | | | | | | Просвещение XVIII в.
(Франция, Германия)
Вольтер (1694-1778)
Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)
Д. Дидро (1713-1784) Г.Э. Лессинг (1729-1781)
И. Г. Гердер (1744-1803)
| | Французский материализм XVIII в.
Ж. О. Ламерти (1709-1751) Д. Дидро (1713-1784) П. Гольбах (1723-1789)
К.А. Гельвеции (1715-1771)
| | Вульгарный материализм
(Германия)
Л. Бюхнер (1824-1899)
К. Фохт (1817-1895)
Я. Молешотт (1822-1893)
|
|