Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

до постклассической философии (XIX — начала XX)




 

    Идеалистическая тенденция   Развитие естественно-научного знания   Материалистическая тенденция
Античность   Идеализм Идеалистическая диалектика   Основы естественно-науч­ного знания   Созерцательный материализм Стихийная диалектика
             
    Платон, Пифагор, Сократ       Фалес, Гераклит, Демокрит
             
    Идеализм Схоластика   Медицина Математика Астрономия   Элементы материализма  
             
Средние века   Патристика       Ибн-Сина (Авиценна], Омар Хайям, У. Оккам  
             
    Г.Ф. Лейбниц         Метафизический материализм
XVII-XVIII вв.       Классическая механика Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон    
Объективный идеализм   Механицизм Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза  
             
    Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант     Физика Химия М. Ломоносов, А-Л. Лавуазье, П. С. Лаплас     Остатки механицизма Д.Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеции, М. Ломоносов, Элементы диалектики
 
Субъективный идеализм
             
    Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.ф. Гегель       Л. Фейербах  
             
XIX в.   Объективный идеализм. Идеалистическая диалектика   Геология Физиология Эмбриология   Метафизический созерцательный антропологический материализм А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский
             
      Теоретические и естественно-научные предпосылки постклассической философии   Материализм додиалектический  

 

 

10.2. Систематизация постклассической философии (XIX—XX вв.)

МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ

Философия марксизма   Позитивизм Неокантианство
К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895)   О. Конт (1798-1851) Д.Миллъ (1806-1873) Г. Спенсер (1820-1903)    
Марбургская школа Г. Коген (1842-1918) П. Наторп (1854-1924)
       
Эмпириокритицизм Боденская школа В. Виндельбанд (1848-1915) Г. Риккерт (1863-1936)
  Э. Мах (1838-1916) Р. Авенариус (1843-1896) А. Пуанкаре (1854-1912)    
       
  Иррационализм     Философия жизни
  Волюнтаризм — А. Шопенгауэр (1788-1860) Экзистенциальная диалектика — С. Кьеркегор (1813-1855)   Волюнтаризм — Ф. Ницше (1844-1900) Морфология культуры — А. Шпенглер (1880-1936) Интуитивизм — А. Бергсон (1859-1941)

10.3. Предпосылки возникновения философии марксизма

 

Предпосылки возникновения философии марксизма
 
Исторические условия
▫ экономические (зрелость противо­речий капитализма) ▫ социально-политические (классовая борьба пролетариата)

 

 

Теоретические источники   Естественно-научные открытия
1. Немецкая классическая философия Г.В. Ф.Гегель (1770-1831) Л. Фейербах (1804-1872) 2. Классическая английская политическая экономия А. Смит (1723-1790) Д. Рикардо (1772-1823) 3. Критически-утопический социализм XIX в. А.К. Сен-Симон (1760-1825) Ш. Фурье (1772-1837)     1. Клеточная теория Т. Шванн (1810-1882) М.Я. Шлейден (1804-1881) 2. Теория происхождения и развития видов растений и животных Ч.Дарвин (1809-1882) 3. Закон сохранения и превращения энергии Ю. Р. Майер (1814-1878) Г. Гельмгольц (1821-1894)  

 

 

Переход к неклассической философии К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895)
     
Изменение предмета философии   Изменение общественной роли философии
     
Диалектико-материалистическое понимание природы   Материалистическое понимание истории
     
Диалектический материализм   Исторический материализм  

 

10.4. Общая характеристика марксизма

МАРКСИЗМ — научная система философских, экономических и соци­ально-политических взглядов; совокупность учений К. Маркса. К. МАРКС (1818-1883) - последователь и гениальный завершатель трех главных идейных течений XIX века: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского соци­ализма; создатель целостной системы философских, экономических и со­циально-политических взглядов1. Основные труды: «Экономически-философские рукописи» (1844), «Святое семейство» (1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Немецкая идеология» (1846), «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Капитал» - т.т. I, II, III (соответственно, 1867, 1885, 1894) и др.
 
МАРКСИЗМ
Основное содержание нового миросозерцания ▫ последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни ▫ диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии ▫ теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата Марксизм есть синтез его составных частей: диалектико-материалистической философии, политической экономии и теории научного коммунизма
 
▫ Общей методологической основой марксизма является: философский мате­риализм, диалектика, материалистическое понимание истории, учение о клас­совой борьбе. Марксизм соединил в единое целое диалектику и материализм, разработал материалистическую диалектику, создал материалистическую те­орию общественно-исторического процесса
▫ Основой экономического учения марксизма является политическая экономия. Она раскрывает механизм функционирования капиталистического способа производства, источник и сущность эксплуатации пролетариата буржуазией, непримиримость и нарастание основного классового антагонизма капиталис­тического общества
▫ Основой политического учения марксизма является теория социалистичес­кого устройства общества (социализм) и концепция тактики классовой борь­бы пролетариата. Политическое учение исследует общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической револю­ции, построения социализма

 

10.5. Политическое учение марксизма

Главное в учении К. Маркса, это — выяснение и обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата
 
  ▫ Суть политического учения К. Маркса определяется политической на­правленностью марксизма. Направленность, цель и суть марксизма наибо­лее определенно изложены в письме К. Маркса к Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. К. Маркс пишет: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл суще­ствование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу меж­ду собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое разви­тие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анато­мию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фаза­ми развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов...» В этих словах К. Маркс выразил суть своего политического учения:   • во-первых, К. Маркс определил главное и коренное отличие его учения от учения передовых мыслителей буржуазии; • во-вторых, К. Маркс обосновал тезис о том, что классы не есть имманен­тный феномен социальной структуры общества, а представляют они (клас­сы) собой лишь историческое явление, обусловленное тем или иным спосо­бом производства, т. е. возникновение и отмирание классов определяется ма­териальными условиями жизни общества, • в-третьих, во втором положении письма, где ставится вопрос о переходе к диктатуре пролетариата, речь идет о способе этого перехода, т. е. о насиль­ственной революции. Мысль насильственной революции лежит в основе всего учения К. Маркса; • в-четвертых, в последнем положении письма речь идет о пролетарском государстве, которое представляется К. Марксу как особая организация на­силия против буржуазии, ибо диктатура одного класса является необходи­мой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического пе­риода, отделяющего капитализм от «общества без классов». Все остальное в марксизме подчинено теоретическому обоснованию и прак­тическому осуществлению этих политических идей в общественную жизнь.

 

10.6. Философия марксизма

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ была создана совместно двумя не­мецкими учеными — Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Эн­гельсом (1820—1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма. Основные труды Ф. Энгель­са: «Анти-Дюринг» (1878), «Людвиг Фейербах и конец классической немец­кой философии» (1886), «Диалектика природы» (опубл. в 1925), «Проис­хождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и др.  
 
  Основные черты марксистской философии
 
▫ Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достиже­ния философии, науки и общественной практики и впервые в истории по­знания сделал философию непосредственным орудием социального действия. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую осо­бенность марксистской философии и ее основных составляющих: диалекти­ческого материализма и исторического материализма. ▫ По своим функциям марксистская философия есть философское мировоз­зрение, а также общая методология познания окружающего мира и революци­онного действия. ▫ Диалектический материализм исходит из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознательной деятельности. В центре вни­мания диалектического материализма проблемы материального мира (онтоло­гия), вопросы теории развития объективного мира (диалектика), теории по­знания (гносеология) и логики. Отсюда и основной принцип диалектическо­го материализма — единство диалектики, логики и теории познания. ▫ Исторический материализм раскрывает движущие силы и основные законо­мерности исторического процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических формаций. Создание материалистического понимания исто­рии, философская разработка учения о человеке, роли труда в антропогенезе и социальном развитии человека, предметной человеческой деятельности, об общественной практике, единстве духовного и материального производства, объективного и субъективного - таковы важнейшие моменты марксистского философского учения об обществе, о человеке. ▫ Создание диалектического и исторического материализма сняло вопрос об исторической ограниченности всего старого материализма, которая заключа­лась в следующем: 1) старый материализм был созерцательным', 2) этот мате­риализм был преимущественно механическим; 3) ему был свойственен мепга-физический, антидиалектический метод мышления и 4) для него характерно идеалистическое понимание общественных явлений.

 

10.7. Иррационализм

Иррационализм
 
▫ Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный): 1. В широком смысле — обозначение идеалистического философского тече­ния, которое в противоположность рационализму, ограничивает или отрица­ет возможности разума в процессе познания и делает основой миропонима­ния нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия; 2. В узком смысле — общее название для ряда различных философских кон­цепций и школ, выдвигающих на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосред­ственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое «оза­рение», воображение, «бессознательное», инстинкт и т. п. ▫ Выделяются три основные группы иррационалистических концепций и школ: 1) первая связана с констатацией ограниченности буржуазно-просветительс­кого «рассудка» и попытками вырваться за его пределы; 2) вторая связана с реакцией на гегелевскую диалектику (с констатацией ограниченности идеалистического способа обоснования рационализма вообще); 3) третья связана с реакцией на марксизм (с констатацией понимания мате­риалистической диалектики как единственного научного мышления). ▫ Особые трудности для классификации представляет первая группа иррацио­налистических школ и концепций. Представители этой группы: Б. Паскаль (1623-1662), И.Г. Гаман (1730-1788), Ф.Г. Якобы (1743-1819) имели склон­ность к теологическому решению проблемы веры и знания. Это было обус­ловлено их неспособностью сформулировать данную проблему в ее собствен­но философских понятиях и категориях, не прибегая при этом к религиоз­ным представлениям. Так, философию Ф.Г. Якоби отличают два момента: а) усмотрение несостоятельности логического мышления в том, что оно мо­жет постичь только обоснованное и обусловленное; б) выведение божественного откровения из неспособности логического мыш­ления дедуцировать эмпирически-чувственное бытие. ▫ Во второй группе различаются три направления: 1) объективно-идеалистическое (Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854), А. Шопенгау­эр (1788-1860) и Э. Гартман (1842-1906)); 2) субъективно-идеалистическое (С. Кьеркегор (1813—1855)); 3) релятивистское (Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941)); и осно­воположники прагматизма - Ч. С. Пирс (1839-1914) и У. Джеймс (1842-1910). ▫ К третьей группе относят современный экзистенциализм, современный прагма­тизм, «философию жизни», бергсонианство и русский иррационализм Н. Бердя­ева (1874-1948), Л. Шестова (1866-1938), Я. Лосского (1870-1965), С. Франка (1877-1950) и др.

 

 

10.8. Философия А. Шопенгауэра

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) - немецкий философ-идеалист. В своем творчестве выступал против диалектики и историзма Г. Гегеля, примыкал к И. Канту и сочетал кантианство с платонизмом. Волюнта­ризм он рассматривал как основной и универсальный принцип всей философии. Главный труд: «Мир как воля и представление» (1819)
 
Иррационалистический волюнтаризм А. Шопенгауэра
▫ Философия А. Шопенгауэра — объективный идеализм в сочетании с идеализмом субъективным. Характерная особенность его философского уче­ния - волюнтаризм, согласно которому основной движущей силой, опре­деляющей все в окружающем мире, является воля. Если волюнтаризм — универсальный принцип учения А. Шопенгауэра, то воля — основное понятие (категория), представляющее абсолютное начало, основу всего су­щего, идеальную силу, способную определять все предметы, явления и процессы окружающего мира. Воля - основа сознания и всеобщая сущ­ность вещей. Воля — высший космический принцип, лежащий в основе мироздания. ▫ А. Шопенгауэр вслед за И. Кантом различает «вещь в себе» и «явления». «Вещь в себе» познаваема, она есть не что иное, как «воля». «Воля» порож­дает «представления». Мир явлений и мир сущностей являются соответ­ственно миром представлений и миром воли. ▫ А. Шопенгауэр сформулировал логический закон достаточного основа­ния. Согласно этому закону истинная философия должна исходить не из объекта (как утверждают материалисты), и не из субъекта (как считают субъективные идеалисты), а из порожденного бессознательной волей пред­ставления, которое является фактом сознания. Для философии, по мне­нию А. Шопенгауэра, неопровержимым тезисом оказывается утверждение: существую только я сам один, а весь мир — мое представление, т. е. окру­жающий мир есть мир представлений в сознании человека. ▫ Познание вообще, по мнению А. Шопенгауэра, развивается в двух фор­мах: либо как интуитивное познание (познание рассудка), либо как отвле­ченное (рефлективное) познание (познание разума). Основная форма позна­ния — интуитивная. Совершенным познанием является созерцательное по­знание, которое опирается не на интеллект, подчиненный воле, а на интуи­цию. Интуитивному познанию сущность мира открывается как «воля», т.е. не как отдельная вещь, а как ее «идея», или вечная форма. ▫ Взгляды А. Шопенгауэра на проблемы человеческой судьбы, свободы, счастья в целом носят пессимистический характер.

 

10.9. Религиозный иррационализм С. Кьеркегора

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855) - датский писатель, философ-идеа­лист и теолог. Основные труды: «Понятие иронии» (1841), «Или-или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Философские крохи» (1844), «Дневник» (1833-1855) и др.
 
Религиозный иррационализм С. Кьеркегора
▫ С. Кьеркегор, проповедуя иррационализм, утверждал, что мышление ни­когда не может постигнуть действительность: то, что мыслится, не суще­ствует реально, - это лишь мыслимое, возможное. Мышление абстрактно, существование конкретно. Мышление и существование, общее и отдельное абсолютно противоположны друг другу, т. е. нет перехода от одного к друго­му. По мнению, С. Кьеркегора, чтобы связать в единство противоположнос­ти, требуется новый субъективный фактор - акт воли. Реальная диалектика противоположностей тем самым ограничивается узкими рамками личного действования субъекта. Отсюда существование личности есть нечто совер­шенно иррациональное. Иррациональное существование личности С. Кьерке­гор рассматривает как основное определение бытия (или «существования»). ▫ Существование — главное понятие в учении С. Кьеркегора. Существует только единичное. В этом смысле предмет философии для него не «сущ­ность», а «существование». Только единичные люди, индивиды составляют реальность. «Существование» лишено всякого смысла, если не видеть высшей ценности в единичном, т. е. в индивидуальном. Характеристика человека как общественного существа, члена общества — бессмысленна. Социальными воп­росами должно заниматься только правительство. ▫ Понимание личности, по мнению С. Кьеркегора, должно основываться на положении об абсолютной свободе индивидуального выбора. Он считает, что только в «безусловной независимости» от природы, общества и других лю­дей, человек может обрести «абсолютность» своего индивидуального реше­ния (выбора) и сохранить себя как личность. Только такая личность способ­на достичь подлинного, «этически-личностного» существования, т. е. экзис­тенции. В поисках абсолютной свободы С. Кьеркегор «очищает» личность от всех и всяких объективных детерминаций, что приводит его мировоззрение к углублению романтического субъективизма, а далее к иррационализму и мистицизму.

10.10. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора

  Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора
 
▫ С. Кьеркегор разработал субъективную, «качественную» диалектику (или «диалектику существования», «экзистенциальную диалектику»). Эта «каче­ственная» диалектика исходит из «интимно-личностных» переживаний, в ос­нове которых лежит «страх». «Страх» выступает у С. Кьеркегора в качестве бытия, противопоставленного личной «ничем не обоснованной» свободе; он выступает как изначальная характеристика человеческого бытия (существова­ния) в противоположность небытию; это — интимнейшее выражение свобо­ды человека в вопросе о том, «быть или не быть?» «Страх», выражающий бытие личности «перед лицом смерти», относится к сфере истинного суще­ствования личности. ▫ Человек выбирает свое бытие, а значит, его экзистенциальная реальность не столько необходимость, сколько возможность. Все одинаково возможно, реально достижимо все. Экзистенция — это свобода и возможность, возмож­ность также не выбирать. Реальность поэтому дана как возможность и страх — чистое переживание возможного. Будущее и страх сопряжены друг с другом. Страх неотделим от человеческой жизни. ▫ Страх характеризует отношения человека с миром, отношение же человека с самим собой характеризует отчаяние. Отчаяние — это вина человека, внут­ренне не принимающего самого себя. Отчаявшийся человек болен смертью, умиранием. «Я» составляет суть его жизни. Источник отчаяния — в неприка­янности, в «нежелании отдаться в руки Господа». ▫ Суть «качественной» диалектики — противопоставление «иррационального» содержания личности рациональному; иррациональная «экзистенция» («су­ществование», которое «нельзя мыслить») рассматривается как истинная ос­нова человеческой личности, ее «качественная» диалектика. ▫ «Качественная» диалектика является действенным средством в сохранении отношения к Богу, ибо только там, где существует отношение к Богу, сохра­няется личность. На пути к Богу человек проходит три этапа познания своего существования: эстетический, этический и религиозный. «Эстетический» чело­век живет сиюминутными переживаниями, «этический» - думами о буду­щем, «религиозный» - ощущением вечности. Бог - это такой постулат, без которого наша личность не может выдержать противоречий и страданий жизни. ▫ Философия С. Кьеркегора — теоретическая основа и идейный источник процесса формирования «философии существования» — экзистенциализма.

 

10.11. Мир, воля, человек в философии Ф. Ницше

ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844-1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма; основоположник «философии жизни». Основные труды: «Так говорил Заратустра» (1883), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ессе homo», «Ницше против Вагнера» (1888), «Воля к власти» (1889— 1901) и др.
 
  Философия жизни» Ф. Ницше
▫ Ф. Ницше — основоположник «философии жизни». «Философия жизни» ха­рактеризуется иррационализмом, выражающимся не только в отрицании по­знавательного значения разума, но и в признании мира, человека и его исто­рии иррациональными по своей природе. В центре внимания «философии жиз­ни» вопросы истории, общественной жизни, культуры; проблемы мировоз­зрения, «вечные вопросы» о смысле жизни и о природе всего сущего. В основе философского учения Ф. Ницше лежат скептицизм и волюнтаризм. ▫ Мир, по Ф. Ницше, — вечное становление без начала и конца, бесцельность которого конкретизируется им в идее «вечного возвращения одного и того же». В основе мира лежит «воля», понимаемая многозначно: 1) как движущая сила «становления», имманентная действительности; 2) как «сущее» в его динамичности; 3) как чувство, страсть; 4) как «воля к власти», расширению своего «Я», к экспансии. У человека воля к власти тождественна «воле к жизни», т. е. подразумевается инстинкт самосохранения и борьба за существование. ▫ Воля — это основа жизни. Жизнь — центральное понятие всей философии Ф. Ницше. Жизнь — это мир в аспекте его данности познающему субъекту; это мир, рассмотренный как организм; это есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у А. Шопенгауэра, а конкретной, опре­деленной воли — воли к власти. ▫ Человека Ф. Ницше рассматривает как биологический организм; это неко­торая иерархическая структура, где интеллект есть высший уровень, необхо­димый для сохранения жизненно необходимых инстинктов. Человек по при­роде своей иррационалистическое существо, которое живет инстинктами, бес­сознательными побуждениями. «Воле к власти» Ф. Ницше придает особый статус, выходящий за пределы жизни, рассматривает ее как космическое на­чало, основу и движущую силу мирового процесса.

 

10.12. «Философия жизни» Ф. Ницше

  «Философия жизни» Ф. Ницше
▫ Агностическая и прагматическая тенденции в философии Ф. Ницше просле­живаются в его интерпретации интеллекта, который «не познает, а схемати­зирует» мир в той мере, в какой это нужно для практических потребностей. Все мышление метафорично, причем, если образность еще связывает человека с действительностью, то научные понятия лишены и этой связи. Все научные понятия - это созданные нами фикции. Весь доступный человеку мир постро­ен из фикций. Поэтому тщетно искать «субстанцию», «материю», «вещь», «сознание» или «истинный мир», нет никаких объективных данных, есть только интерпретации. ▫ Мир, по мнению Ф. Ницше, поскольку он имеет для нас какое-либо значение, ложен, он представляет собой «постоянно изменяющуюся ложь, которая никогда не приближается к истине...» Если мир ложен, то наука -сфера заблуждений, система «принципиальных фальсификаций». Так, Ф. Ницше проповедует абсолютный скепсис в теории познания, а свой нигилизм опре­деляет в принципе: «Я уже ни во что не верю». Этот принцип рассматривается как правильный образ творческого человека. ▫ Философия Ф. Ницше, его этическое учение и политическая концепция образуют нерасторжимое единство. В этике он выступает как представитель нигилизма. Мораль играет разлагающую роль — она есть послушание, «фор­мальная совесть», выработанная человеком в социальных общностях (племе­нах, народностях, государстве, религиозных общинах и т. п.). Мораль есть «инстинкт толпы». ▫ Все беды современного общества, по мнению Ф. Ницше, состоят в том, что массы людей восприняли учение христианской религии о равенстве перед Богом и требуют равенства на земле. Идее социального равенства Ф. Ницше противопоставляет идею о природном неравенстве людей. Образ «сверхчелове­ка» — это квинтэссенция в морали Ф. Ницше. Это образ человека, преодоле­вающего мир и окружающую его социальную среду вне всяких моральных норм; но это также образ «человека будущего», оставившего позади современ­ность с ее пороками. Среди худших из зол, от которых должно избавиться человечество, — поклонение государству. «Сверхчеловек» — это тот, кто хочет быть «по ту сторону добра и зла»; это культ сильной личности, одержимой волей к власти.

 

10.13. Философия О. Шпенглера

  ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР(1880-1936) - немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, один из основате­лей современной философии культуры. Главный труд: «Закат Европы» (1918—1922)  
 
  Основные черты философии О. Шпенглера
▫ В своей философии жизни О. Шпенглеротказывается от традиционного философского противопоставления «души» и мира как субъекта и объекта. По мнению О. Шпенглера, их следует истолковывать совместно как абстрактное выражение факта «жизни», т. е. становления, постоянного изменения. В его понимании, «душа» - это то, что подлежит осуществлению, «мир» — осуще­ствленное, а «жизнь» — это само осуществление. ▫ Способы познания «души» и «мира»различны: в одном случае это «пережи­вание», которое непосредственно достоверно, интуитивно; в другом — «позна­ние», которое опосредовано рассудком, экспериментальной техникой и осу­ществляется посредством научных понятий, формул, законов и т. п. Однако способы познания О. Шпенглера по сути своей есть два типа творения дей­ствительности: исходного осуществления ее в качестве «истории», с одной стороны; с другой стороны - производной реализации в виде «природы». В рамках первого типа О. Шпенглер рассматривает «жизнь», «душу», «действие», «судьбу», «историю», «пра-феномен»; в рамках второго - «мир», «действи­тельность», «протяженность», «причинность», «природу», «объект». ▫ В философии истории О. Шпенглера в качестве методологической основы используется система категорий, разработанная им в философии жизни. Кон­цепция истории представляет из себя идеалистическую конструкцию, осно­ванную на психологическом понятии «жизни». Несмотря на утверждение О. Шпенглера о «единстве жизни», история в его концепции распадается на множество индивидуальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западно-европейскую) и культуру майя; ожида­ется возникновение еще «нерожденной» русско-сибирской культуры. ▫ Культура рассматривается О. Шпенглером как «организм», имеющий пре­допределенную судьбу — рождение, развитие и смерть — соответственно био­логическому циклу организма. Культура как «организм», во-первых, обладает жестким сквозным единством, во-вторых, обособлен от других подобных ему «организмов». Это значит, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждой культуре заранее отмерен определенный (около тысячеле­тия) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Это есть переход от творчества к бесплодию.

 

10.14. Философия А. Бергсона

  АНРИ БЕРГСОН (1859-1941) - французский философ-идеа­лист, представитель философии жизни. Основные работы: «Введение в метафизику» (1903), «Творческая эволюция» (1907)
 
  Основные черты философии А. Бергсона
▫ Основная цель философии А. Бергсона заключается в том, чтобы «преодо­леть точку зрения разума». Подлинная и первоначальная реальность — это жизнь, радикально отличающаяся от материи и духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса. ▫ Исходный пункт философии А. Бергсона - наше собственное существова­ние, проявляющееся в переживаемом изменении состояний нашей психики (непрерывная смена ощущений, желаний, эмоций и т. п.). Этот поток пере­живаний, а жизнь отождествляется с переживанием, — образует подлинную реальность и составляет поэтому предмет философии. Жизнь — сущность мира, она иррациональна и столь же иррационально ее постижение. Поэтому сущ­ность жизни можно постичь только с помощью интуиции. ▫ В сознании А. Бергсон различает две способности: интуицию и интеллект. По мнению А. Бергсона, мысль посредством интуиции проникает вглубь сознания человека, далее к безналичному сознанию, духу, составляющему сущность жизни и всей Вселенной, а посредством интеллекта и действия — вовне, к наполняющим пространство вещам, к материи. Интуитивное про­никновение вглубь сознания открывает субстанциальную основу — длитель­ность (субъективное переживание времени). Последняя - «основа нашего бытия и сущность вещей». Длительность, а стало быть, жизнь, имеет не простран­ственный, а временной характер. Это «живое», «качественное» время ради­кально отличается от механическо-физического времени, которое возникает в результате разложения интеллектом длительности. Жизнь сознания, раз­вертывающаяся в длительности, противопоставляется миру материи. ▫ Учение об интуиции и интеллекте получает у А. Бергсона обоснование в его метафизике — в концепции эволюции органического мира. Жизнь — это «жиз­ненный порыв» космического масштаба, своего рода процесс творческого формирования. По мере ослабления «жизненного порыва» жизнь распадается, превращаясь в материю (в неодушевленную массу, в вещество). ▫ Человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жиз­ненного порыва». Способность к творчеству связана с иррациональной интуи­цией, которая как божественный дар дана только избранным людям. Отсюда и элитарная концепция творчества и культуры вообще.

 

10.15. Развитие западной философии (XVII-XX вв.)

Английский материализм Ф. Бэкон (1561-1626) Т. Гоббс (1588-1679) Дж. Локк (1632-1704)   Б. Спиноза (1632-1677) Нидерланды П.Ж.Ж. Кабанис (1757-1808) Франция
           
Просвещение XVIII в. (Франция, Германия) Вольтер (1694-1778) Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) Д. Дидро (1713-1784) Г.Э. Лессинг (1729-1781) И. Г. Гердер (1744-1803)   Французский материализм XVIII в. Ж. О. Ламерти (1709-1751) Д. Дидро (1713-1784) П. Гольбах (1723-1789) К.А. Гельвеции (1715-1771)   Вульгарный материализм (Германия) Л. Бюхнер (1824-1899) К. Фохт (1817-1895) Я. Молешотт (1822-1893)

Л. Фейербах (1804-1872) Германия   К. Маркс (1816-1883), Ф. Энгельс (1820-1895) Германия   Д. Беркли (1685-1753) Англия Д. Юм (1711-1776) Англия Прагматизм Ч. Пирс (1839-1914) США У. Джеймс (1842-1910) СШ
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...