Основные идеи:
▫ «сила власти - царю, сила мнения - народу»;
▫ противопоставляли общественное развитие России историческому пути Западной Европы.
Представители:
А. С. Хомяков (1804- 1 860),И.В. Киреевский (1806- 1856),А.И. Кошелев (1806-1883),К.С. Аксаков (1817-1860),И.Д. Беляев (1810-1873),И. С. Аксаков (1823-1886)
Основные идеи:
▫ выступали за европейский путь развития России;
▫ считали, что каждый народ может приобщиться к «всемирно-исторической жизни».
Представители:
В.П.Боткин (181 1-1869),П. В. Анненков (1812-1887),К.Д. Кавелин (1818-1885),Т.Н. Грановский (1813-1855),Н.В. Станкевич (1813-1840),С.М. Соловьев (1820- 1879)
Поддерживали идею освобождения народа от крепостной зависимости
Русский консерватизм
Русский радикализм
Народничество 60—80 гг.
Основные принципы:
▫ православие
▫ самодержавие
▫ народность
Народники-пропагандисты (признавали основным средством подготовки к социальной революции пропаганду революционных идей среди народа). Представители:
П.Л. Лавров (1823-1900)
Апологетика самодержавия (философские и социально-политические воззрения монархистов)
Народники-анархисты (считали, что народ уже готов к революции, а отсюда призыв к бунтам и восстаниям). Представители: М.Л. Бакунин (1814-1876), П.А. Кропоткин (1842-1921)
Представители:
Н.М. Карамзин (1766-1826), С.С.Уваров (1786-1855), М.Н. Катков (1818-1887), К. П. Победоносцев (1827-1907) и др.
12.8. Русская философская мысль начала и середины XIX в.
Философско-социологические идеи начала и середины XIX в.
Становление русской классической философии, своеобразное «философское пробуждение» происходило в процессе «национально-исторического самонахождения и раздумья», в результате которого возникли два течения — славянофильство и западничество. Первое обосновывало идею изоляций традиционных форм национальной жизни России от иностранного влияния; второе утверждало идею организации российской жизни на европейский лад. Славянофильство и западничество составляют главный фактор формирования идеологического горизонта эпохи 1840—1860 гг., сыгравшего решающую роль в становлении русского национального сознания.
Славянофильство
Западничество
▫ Славянофилы обосновали идею самобытности русской культуры и русской истории, начиная с ее истоков и кончая возможностью осуществления православного идеала. Воплощение этого идеала — соборность, предполагающая сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям.
▫ Рассматривая вопрос соотношения общества и государства, славянофилы особое внимание уделяли обществу как таковому, вопросам его нравственности. Общество для них прежде всего народ.
▫ Либерализм славянофилов тяготел к православно-духовной форме утверждения идеала личностной свободы.
▫ Славянофилы подчеркивали необходимость развития самобытной русской культуры и философии в частности.
Представители: А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и др.
▫ Западники обосновывали идею о том, что русский народ, как и все европейские народы, идет своим особым путем к осуществлению общего христианского идеала — свободной и нравственной личности. Вместо самобытности они говорили о своеобразии русской культуры и истории, а на место православия ставили христианско-либеральный идеал.
▫ Рассматривая вопрос соотношения общества и государства, западники заостряли внимание на 'проблемах государства и права. Общество для них - прежде всего сфера развертывания и действия личности.
▫ Либерализм западников тяготел к классическому западному либерализму, представляющему собой идейно-политическое движение и объединяющему сторонников буржуазных свобод в экономической, политической и других сферах.
▫ Западники обосновывали идею восполнения русской культуры посредством западно-европейской; соответственно, во полнения русской философии посредство западной философии.
Представители: В.П. Боткин (1811-1869), П.В. Анненков (1812-1887), Т.Н. Грановский (1813-1855), Н. В. Станкевич (1813-1840) и др.
12.9. Русская философия второй половины XIX—XX в.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОЗИТИВИЗМ
В В. Лесевич (1837-1905)
Н.Я. Грот
(1852-1899)
В И Вернадский (1863-1945)
И И. Мечников (1845-1916)
НЕОКАНТИАНСТВО
А. И. Введенский (1856-1925),
И. И. Лапшин (1870-1955),
Г. И. Челпанов
(1862-1936),
С. И. Гессен
(1887-1950),
Г.Д. Гурвич
(1894-1988),
Б. В. Яковенко
(1884-1948)
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
B.C. Соловьев (1853-1900)
Д. С. Мережковский (1865-1940)
РЕЛИГИОЗНЫЙ НЕОРОМАНТИЗМ
Н.А. Бердяев (1874-1948)
КОСМИЗМ
Н.Ф.Федоров (1829-1903) К.Э. Циолковский (1857-1935) В. И. Вернадский (1863-1945)
А.Л. Чижевский (1897-1964)
ИНТУИТИВИЗМ
Н. О. Лосский (1870-1965)
С.Л. Франк (1877-1950)
А.Ф.Лосев (1893-1988)
В.А. Кожевников
(1850-1917)
Д.В. Болдырев (1885-1920)
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Л. И. Шестов (1866-1938),
В. Ф. Эрн (1881-1917)
МАТЕРИАЛИСТЫ 60- 80-х гг. XIX в.
Н.Г. Чернышевский (1828-1889)
Н.А. Добролюбов (1836-1861)
Д.И. Писарев (1840-1868)
И.М. Сеченов (1829-1905)
Н.В. Шелгунов (1824-1891)
М.А Антонович (1835-1918)
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Г.В. Плеханов (1857-1918)
В.И. Ульянов (Ленин)
(1870-1924),
Н.И. Бухарин (1888-1938)
12.10. Русская философия «серебряного века»
«Серебряный век» русской философии
«Серебряный век» русской философии - историческое время с последней трети XIX века до 1922 г., когда из страны была выслана большая группа видных представителей русской философии и среди них - Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, Ф. Степун, П. Струве и др.
Каковы основные особенности этого периода русской философии и каков его вклад в развитие отечественной и мировой культуры?
▫ Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью и приобретающего черты свободной, индивидуальной личности. Это век постнароднического покаяния мышления, когда стала очевидной бессмысленность «цепи» насилии, невозможность изменения внешних условий бытия вне «самости» человека. Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Это устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства Добра, Красоты, Истины. Это особенно ясно видно на примере софилогии — учения, чрезвычайно характерного для русской религиозной философии. Идею «Софии» сформулировал на основе личного мистического опыта Вл. Соловьев. София Божественная Премудрость обладает индивидуальностью богочеловеческой ипостаси, которая соответствует платоновской «мировой душе» и составляет женственный, способный к зачатию человеческий образ Божества, идею, которая играет в новейшем русском богословии центральную роль. Назначение человечества, с этой точки зрения, — воплотить в себе Софию и благодаря этому воссоединиться с Богочеловеком Христом. Лекции Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве» (1878—1887) во многом определили строй ментальности «серебряного века».
▫ Во-вторых, именно соловьевство породило сложные неоднозначные явления — религиозно-философский ренессанс, неохристианские поиски, своеобразное богоискательство.
▫ В-третьих, «серебряный век» в русской философии и культуре — это время отказа от «социального человека», эпоха тоталитарного индивидуализма, усложненной рефлексии, интереса к тайникам психики, к примату бессознательного, иррационального в человеке; безграничность субъективизма, господство мистического начала в культуре.
▫ В-четвертых, ментальность «серебряного века» - это культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентальным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, — Христа и Антихриста. Творчество становится интегральным способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивый мотив смерти, свободной воли, поиска Бога.
▫ В-пятых, Возрождение - не случайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «стержневое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказаний. «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, Л. Шестов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Б. Вышеславцев, А. Лосев, Н. Лосский и др.
▫ В-шестых, «серебряный век» - это эпоха выдающихся художественных творений, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен прозаиков, поэтов живописцев, композиторов. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, И. Мозжухина, В. Холодной, В. Маяковского, В. Хлебникова, М. Цветаевой, А Ахматовой, И, Стравинского, А. Скрябина, С. Рахманинова, В. Кандинского, М. Шагала, А. Бенуа, К. Станиславского и др.
▫ «Серебряный век» — это сложный, противоречивый взлет, каких очень мало в мировой культуре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создание культурной ауры нового типа.
12.11. Русская религиозная философия
«Серебряный век» русской философии, подготовленный предшествующим этапом русского духовного ренессанса, связан с именами B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкого, С.М. Булгакова, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Учения этих мыслителей составляют общетеоретическую основу русской религиозной философии. К этому направлению можно отнести религиозно-философские искания Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Основателем классической русской философии считается B.C. Соловьев, который создал концептуальную парадигму видения Бога, мира и человека.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ (1853-1900) - основоположник русской христианской философии как целостного направления.
Основные труды: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874), «Философские начала цельного знания» (1872), «Чтения о богочеловечестве» (1878— 1881), «Критика отвлеченных начал» (1880). «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897), «Теоретическая философия» (1899), «Три разговора» (1899).
Религиозная философия B.C. Соловьева
▫ В основе философии B.C. Соловьева лежит идея «всеединого сущего». Религиозно-философская идея всеединства как единства множества, восходящая еще к представлениям античности (неоплатоники) и Возрождения (Н. Кузанский), -была выдвинута в ее новом варианте в конце XIX в. русской философской мыслью. Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, считает B.C. Соловьев, что все предметы и явления есть совокупность связей, составляющих конкретное единство, определенную целостность.
▫ Идея «цельного знания» — вторая фундаментальная идея философии B.C. Соловьева. Цельное знание — единственное средство постижения «безусловного всеединства». Основной формой цельного знания является умственное созерцание (интуиция),связанное в систему посредством логического мышления. По своей структуре цельное знание есть синтез трех компонентов - теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих компонентов являются соответственно: Абсолютное Существо (Бог) — общая идея — реальный факт. Такой синтез есть цельная истина знаний.
▫ Философия B.C. Соловьева включает и другие идеи: учение о Софии как «вечной женственности», как конкретное выражение концепции всеединства; обоснование общего закона развития и разработку «органической логики» как системы категорий и ее метода - диалектики; концепцию «экономического общества» («экономического труда») как исходного начала и основы социальной жизни, которая обязательно включает в себя нравственность; учение о богочеловечестве и т.п.
12.12. Русская экзистенциально-религиозная философия
Всемирно известными представителями русской экзистенциально-религиозной философии были Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866-1938).
Труды Н.А. Бердяева, изданные в России: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916); в эмиграции после 1922 г.: «Философия свободного духа» «Дух и реальность», «Я и мир объектов», «Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики», «Самопознание» и др.
Труды Л.И. Шестова: «Апофеоз беспочвенности» (1905), в эмиграции - статья о Э. Гуссерле - журнал «Русские записки», 1938, XII, 1939,1. В эти же годы изданы книги: «Власть Ключей». «На весах Иова», «Киркегард и экзистенциальная философия», «Афины и Иерусалим» (1938, рус. пер. 1951 г.)
Экзистенциальная философия
Н.А. Бердяева
Иррационализм Л.И. Шестова
▫ Строится на ряде общих идей, каждая из которых вырастает из определенной первичной интуиции: идея свободы, определяющая всю онтологию; идея творчества и объективизации', идея личности, лежащая в основе антропологии,социальной философии и этики; идея «метаисторического» (эсхатологического) смысла истории.
▫ Общей основой этих идей является дуалистическая картина реальности, предполагающая два ряда начал: свобода, Дух (Бог), ноумен, субъект (личность, «Я»), — с одной стороны, необходимость, мир, феномен, объект — с другой. Отсюда два мира: царство Духа (Бога) и царство природы. Мир объектов лишен духовности и свободы; творящий субъект включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь, открытую для свободы, и тем преображает его. Творческий акт есть акт свободы, как бы прорыв Духа в объективный мир.
▫ Личность есть совокупность всех духовных и душевных способностей человека, его «внутренний экзистенциальный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. Общество и Космос есть часть личности. Личность выше общества, нации, государства.
▫ Философия Л.И.Шестова предвосхищает основные идеи позднего экзистенциализма. Л.И. Шестов обосновывает мысль о трагической абсурдности человеческого существования; выдвигает образ обреченного человека, пересматривает традиции философии, смещает ось философского исследования с мироздания на субъект
▫ Философствование, по его мнению, должно идти не от объекта, а от субъекта, ориентируясь не на мышление, разум (рацио), а на переживание существования, с его миром глубоко личностных истин.
▫ Философскому умозрению, т. е. рационалистическому «духу Афин», он противопоставляет откровение или доверие к основам жизни, имеющим Божественный источник («дух Иерусалима»).
▫ В основе творчества Л.И. Шестова лежат две темы: религиозная и гносеологическая (его иррационализм); философия его по сути своей не столько антропоцентрична, сколько теоцент-рична.
12.13. Философия русского космизма
КОСМИЗМ - направление в философии, которое рассматривает космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое.
Русский космизм характеризуется многогранностью подходов к решению проблемы связи человека с Космосом. Наиболее важные из них:
1) богочеловечество (В.С. Соловьев),
2) регуляция природы и «патрофикация» (Я.Ф. Федоров),
3) «пневмосфера» как особая часть вещества биосферы, связанная с космосом
(П.А. Флоренский);
4) космическая эволюция сознания, концепция единой планетарной культуры
(Н.К. Рерих);
5) теософский антропокосмизм (Е.П. Блаватская, П.Д. Успенский);
6) теория космических эр (К.Э. Циолковский);
7) влияние Солнца на жизнь Земли, гелиобиология, космическая медицина,
астрогеология (А.Л. Чижевский);
8) эволюция биосферы в ноосферу, биогеохимия, космохимия (В.И. Вернадский)',
9) космоантропология (Н.А. Морозов) и т. п. Систематизация этих и ряда других подходов выявляет три тенденции в русском космизме.
Три направления русского космизма
Культурно-философское
Философское
Сциентическое
Космические идеи в русской философии XVIII - первой половины XIX в. отражены в утопических со-чиненияхдаких как, «Путешествие в землю Офирскую» М.М. Щербатова; «4338-й год. Петербургские письма» В.Ф. Достоевского; «Новейшее путешествие» В.А. Левшина и др. В этих работах содержатся идеи русского космизма в художественно-поэтической, культурологической форме.
Философское направление русского космизма в XIX в. разрабатывалось русской религиозно-идеалистической философией. Видные представители этого направления: B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров. В XX в. религиозное направление русского космизма разрабатывалось последователями (Философии всеединства» B.C. Соловьева и «Общего дела» Н.Ф. Федорова прежде всего С.Н. Булгаковым, П.А. Флоренским, Н.А. Бердяевым. Основная идея соловьевского космизма — всеединство человека, человечества и Бога, выражающее постоянный процесс собирания Вселенной, ее развития и совершенствования.
Сциентическое направление синтезирует естественно-научное и- философское познание Космоса, ему присуще рационалистическая и технократическая установка на завоевание человеком Космоса. Представители: А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др. Основные идеи: проблема космической направленности развития человечества, вопрос о «человеческом факторе» во Вселенной, проблема человеческого существования в эпоху освоения Космоса и т.п.
12.14. Философия русского политического радикализма (революционный демократизм в России)
Революционный демократизм 50-60-х гг. XIX в. в России
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ - радикальная антикрепостническая и антибуржуазная идеология, объединяющая идеи демократии с идеями крестьянского (утопического) социализма. Как идейное направление революционный демократизм сложился в 50—60-е гг. XIX в.
Основные черты революционного демократизма в России
▫ Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами Виссариона Григорьевича Белинского (1811—1848), Александра Ивановича Герцена (1812-1870), Николая Платоновича Огарева (1813-1877), Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), Николая Александровича Добролюбова (1836-1861), Дмитрия Ивановича Писарева (1840-1868) и др.
▫ Основой идеологии революционных демократов был материализм, впитавший в себя идеи гегелевской диалектики. Они выступали за союз материалистической философии с передовым естествознанием, с Прогрессивным искусством и революционным движением. Их взгляды сыграли большую роль в истории развития общественной мысли России, в разработке материалистических и атеистических теорий, в обосновании прогрессивных идей в области социологии, этики и эстетики.
▫ Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права в России. Они были проповедниками идей утопического крестьянского социализма. Экономическую и социальную основу будущего (социалистического) общества революционные демократы видели в крестьянской общине и «работничьих артелях». Социальное освобождение они рассматривали сак национальное освобождение, которое осуществимо только революционным путем. Так идеи утопического социализма синтезировались у них с идеями революционного демократизма.
▫ В области этики революционные демократы придерживались учения о «разумном эгоизме», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними убеждениями и потребностями. Они обосновывали идею сознательного отказа от личного блага и даже жизни во имя общественных интересов и счастья народа.
▫ В области эстетики революционные демократы ратовали за народность искусства, его действенность и высокую идейность. Передовым искусством они считали реалистическое и романтическое.
▫ Форма изложения взглядов революционных демократов - публицистика, художественная литература, литературная критика (журналы «Современник», Русское слово», «Отечественные записки»; герценовские «Колокол» и «Полярная звезда»).
12.15. Философия русского политического радикализма
(народничество 60—80 гг. в России)
НАРОДНИЧЕСТВО — система взглядов мелкобуржуазной крестьянской демократии в России; разновидность утопического социализма и философского нигилизма. Идеология философского нигилизма выражена Д. И. Писаревым: «Надо делать то, что целесообразно, а не то, что красиво»
Народничество 60-80 гг. XIX в. в России
Народники-пропагандисты
(признавали основным средством подготовки к социальной революции пропаганду революционных идей среди народа).
Петр Лаврович Лавров (1823-1900)
Народники-анархисты
(считали, что народ уже готов к революции, а отсюда призыв к бунтам и восстаниям). Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)
Народники-заговорщики
(возлагали надежды на
узкую заговорщическую
организацию)
Петр Никитич Ткачев
(1844-1886)
▫ Философия, согласно П. Лаврову, «должна внести единство во все сущее, как сущее для человека», ибо все теряет смысл за рамками человека. П. Лавров создает философскую систему, в которой философия природы рассматривает внешний мир, философия духа — внутренний, духовный мир человека, философия истории — действие личностей.
▫ Исходя из этого он излагает свое философское учение в трех аспектах — как философия в знании, философия в творчестве, философия в жизни.
▫ В социологии он разработал субъективный метод. Исторический прогресс рассматривался посредством субъективных оценок, с точки зрения нравственных идеалов мыслящих людей. Его социологическая концепция была субъективно-идеалистической и метафизической.
▫ М. Бакунин в 30-х годах был гегельянцем, в 40-х годах — левогегельянцем, в 60—70-х годах выступал как материалист и атеист. Его революционный идеал был смоделирован по схеме: витальные потребности рождают экономику, ее противоречия; противоречия рождают мысль, а бунт — свободу.
▫ П. Кропоткин конструирует синтетичскую философию как некое единство натурфилософии и социологии. Предметом ее является природа и общество; экономика, политика, нравственность. Условием общественного прогресса, по его мнению, яляется устранение частной собственности и государственной власти посредством революции и утверждения «анархического коммунизма» как федерации свободных производственных общин-коммун.
▫ Свое мировоззрение П. Ткачев называл «реалистической философией», «реализмом», понимая под ним «... трезвое отношение к вопросам жизни».
▫ Рассматривая историческую действительность как объект политического действия, П. Ткачев создал целую философию исторической инициативы. Суть его теории заключалась в том, что «разрушительно революционная сила» народа, руководимая «критически мыслящим революционным меньшинством», берет власть в свои руки. Далее уничтожаются «реакционные элементы», осуществляются прогрессивные реформы в обществе и создается союз «братской любви и солидарности».
12.16. Философия русского политического радикализма
(марксизм конца XIX—XX вв.)
Общая характеристика марксистской философии в России
▫ История русской марксистской философии (как русского марксизма в целом) начинается с 90-х гг. XIX в. вместе с началом рабочего движения в России.
▫ Русская марксистская философия в процессе своего становления прошла ряд этапов.
▫ Первый этапв развитии русского политического радикализма. Начиная с 90-х гг. XIX в. и вплоть до 20-х гг. XX в. в России идет процесс формирования русской марксистской мысли. Первые российские марксисты - представители либеральной и революционно настроенной интеллигенции, будучи верными марксизму в социальной сфере, отказывались быть материалистами в философии. В сфере философии они были идеалистами. К их числу относятся так называемые легальные марксисты: Н.А. Бердяев, С.И. Булгаков, С.Л. Франк, П.Б. Струве и др. В последующем они обратились к проблемам духовной культуры, а в период эмиграции — к религиозной философии.
В трудах другой части марксистов — философов Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А. Богданова, А.В. Луначарского, были заложены основы русского марксизма, развивавшиеся далее скорее на основе традиций западно-европейской философии и науки, нежели в духе русского философствования. Во главе ортодоксального, или революционного, марксизма встал В;И. Ленин (автор программного произведения российской марксистски философии — «Материализм и эмпириокритицизм»).
▫ Второй этап.Начиная с 20-х гг. XX в. русская марксистская мысль развивалась главным образом как советская философия. Последняя имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на развитие советской философии оказали три дискуссии. Первая из них, в конце 20-х годов, развернулась вокруг разногласий между «механистами» (Л.И. Аксельрод, К.А. Тимирязев, И.И. Скворцов-Степанов и др.) и «диалектиками» (А.М. Деборин, Я.Э. Стэн, Н.И. Кареев и др.). Полемика касалась статуса марксистской философии, ее отношения к естественным наукам. Вторая дискуссия, в 30-х годах, развернулась относительно социальной роли философии. Речь шла о беспрекословном подчинении философских исследований указаниям партии. Третья дискуссия (1947) касалась истории философии. Усилиями А.А. Жданова история философии предстала как история материализма: идеалистической философии разрешалось присутствовать в историко-философских трудах лишь в качестве объекта материалистической критики.
▫ В 60-х — начале 70-х гг. «оттепель» коснулась и марксистской философии. Резко расширился круг философских проблем, менее догматичным и более свободным становится сам стиль философских работ.