Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в русской философии начала и середины XIX в.




       
   


Русский либерализм

Славянофилы   Западники
Основные идеи: ▫ «сила власти - царю, сила мне­ния - народу»; ▫ противопоставляли общественное развитие России историческому пути Западной Европы.   Представители: А. С. Хомяков (1804- 1 860), И.В. Киреевский (1806- 1856), А.И. Кошелев (1806-1883), К.С. Аксаков (1817-1860), И.Д. Беляев (1810-1873), И. С. Аксаков (1823-1886)   Основные идеи: ▫ выступали за европейский путь развития России; ▫ считали, что каждый народ может приобщиться к «всемир­но-исторической жизни».   Представители: В.П.Боткин (181 1-1869), П. В. Анненков (1812-1887), К.Д. Кавелин (1818-1885), Т.Н. Грановский (1813-1855), Н.В. Станкевич (1813-1840), С.М. Соловьев (1820- 1879)
Поддерживали идею освобождения народа от крепостной зависимости
Русский консерватизм   Русский радикализм
     
  Народничество 60—80 гг.
     
Основные принципы: ▫ православие ▫ самодержавие ▫ народность Народники-пропагандисты (при­знавали основным средством подготовки к социальной рево­люции пропаганду революцион­ных идей среди народа). Представители: П.Л. Лавров (1823-1900)
     
Апологетика самодержавия (фи­лософские и социально-полити­ческие воззрения монархистов) Народники-анархисты (считали, что народ уже готов к революции, а от­сюда призыв к бунтам и восстаниям). Представители: М.Л. Бакунин (1814-1876), П.А. Кропоткин (1842-1921)
     
Представители: Н.М. Карамзин (1766-1826), С.С.Уваров (1786-1855), М.Н. Катков (1818-1887), К. П. Победоносцев (1827-1907) и др. Народники-заговорщики (возлагали надежды на узкую заговорщическую организацию). Представители: П.Н. Ткачев (1844-1886)

12.8. Русская философская мысль начала и середины XIX в.

 

  Философско-социологические идеи начала и середины XIX в.  
Становление русской классической философии, своеобразное «философское пробуждение» происходило в процессе «национально-исторического самона­хождения и раздумья», в результате которого возникли два течения — славя­нофильство и западничество. Первое обосновывало идею изоляций традици­онных форм национальной жизни России от иностранного влияния; второе утверждало идею организации российской жизни на европейский лад. Сла­вянофильство и западничество составляют главный фактор формирования идеологического горизонта эпохи 1840—1860 гг., сыгравшего решающую роль в становлении русского национального сознания.  
Славянофильство   Западничество
▫ Славянофилы обосновали идею самобытности русской культуры и русской истории, начиная с ее истоков и кончая возможностью осуществления православного иде­ала. Воплощение этого идеала — соборность, предполагающая со­четание единства и свободы мно­гих лиц на основе их общей люб­ви к Богу и всем абсолютным цен­ностям. ▫ Рассматривая вопрос соотноше­ния общества и государства, сла­вянофилы особое внимание уде­ляли обществу как таковому, воп­росам его нравственности. Обще­ство для них прежде всего народ. ▫ Либерализм славянофилов тя­готел к православно-духовной фор­ме утверждения идеала личност­ной свободы. ▫ Славянофилы подчеркивали не­обходимость развития самобытной русской культуры и философии в частности.   Представители: А. С. Хомяков (1804-1860), И. В. Киреевский (1806-1856), К. С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и др.     ▫ Западники обосновывали идею о том, что русский народ, как и все европейс­кие народы, идет своим особым путем к осуществлению общего христианского идеала — свободной и нравственной лич­ности. Вместо самобытности они говори­ли о своеобразии русской культуры и ис­тории, а на место православия ставили христианско-либеральный идеал. ▫ Рассматривая вопрос соотношения об­щества и государства, западники заост­ряли внимание на 'проблемах государства и права. Общество для них - прежде всего сфера развертывания и действия личности. ▫ Либерализм западников тяготел к клас­сическому западному либерализму, пред­ставляющему собой идейно-политическое движение и объединяющему сторонников буржуазных свобод в экономической, по­литической и других сферах. ▫ Западники обосновывали идею воспол­нения русской культуры посредством за­падно-европейской; соответственно, во полнения русской философии посредство западной философии.   Представители: В.П. Боткин (1811-1869), П.В. Анненков (1812-1887), Т.Н. Грановский (1813-1855), Н. В. Станкевич (1813-1840) и др.

12.9. Русская философия второй половины XIX—XX в.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПОЗИТИВИЗМ   В В. Лесевич (1837-1905) Н.Я. Грот (1852-1899) В И Вернадский (1863-1945) И И. Мечников (1845-1916)   ПЕРСОНА­ЛИЗМ (НЕОЛЕЙБНИ-ЦИАНСТВО) А.А. Козлов 1831-1900) С.А. Аскольдов (1871-1945) Л.М. Лопатин (1855-1920) И.О. Лосский (1870-1965)   НЕОКАНТИ­АНСТВО   А. И. Введенский (1856-1925), И. И. Лапшин (1870-1955), Г. И. Челпанов (1862-1936), С. И. Гессен (1887-1950), Г.Д. Гурвич (1894-1988), Б. В. Яковенко (1884-1948) РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
 
    B.C. Соловьев (1853-1900)
 
  Д. С. Мережковский (1865-1940)
 
РЕЛИГИОЗНЫЙ НЕОРОМАНТИЗМ   Н.А. Бердяев (1874-1948)
             
КОСМИЗМ Н.Ф.Федоров (1829-1903) К.Э. Циолковский (1857-1935) В. И. Вернадский (1863-1945) А.Л. Чижевский (1897-1964)   ИНТУИТИВИЗМ Н. О. Лосский (1870-1965) С.Л. Франк (1877-1950) А.Ф.Лосев (1893-1988) В.А. Кожевников (1850-1917) Д.В. Болдырев (1885-1920)   ИРРАЦИОНАЛИЗМ   Л. И. Шестов (1866-1938), В. Ф. Эрн (1881-1917)
 
МЕТАФИЗИКА ВСЕЕДИНСТВА
           
ГЕГЕЛЬЯН­СТВО Б.Н. Чичерин (1828-1903) Н.Г. Дебольский (1842-1918) П.А. Бакунин (1820-1900) И.А. Ильин (1882-1954)     МЕТАФИЗИКА НА ОСНОВЕ ТРАНСЦЕН­ДЕНТАЛИЗМА А.И. Спир(1837-1890) Б. П. Вышеславцев (1677-1954) П.Б. Струве (1870-1944) П. И. Новгородцев (1863-1924)       Л. П. Красавин (1882-1952), С.Л. Франк (1877-1950)   ПА. Флоренский (1882-1937) С.Н. Булгаков (1871-1944)
     
С.Н. Трубецкой (1862-1905) Е.Н. Трубецкой (1863-1920)
 
ГУССЕРЛИАНСТВО Г.Г. Шпет (1879-1937)
             
МАТЕРИАЛИСТЫ 60- 80-х гг. XIX в. Н.Г. Чернышевский (1828-1889) Н.А. Добролюбов (1836-1861) Д.И. Писарев (1840-1868) И.М. Сеченов (1829-1905) Н.В. Шелгунов (1824-1891) М.А Антонович (1835-1918)   ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Г.В. Плеханов (1857-1918) В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), Н.И. Бухарин (1888-1938)  
                               

12.10. Русская философия «серебряного века»

«Серебряный век» русской философии

 

«Серебряный век» русской философии - историческое время с последней трети XIX века до 1922 г., когда из страны была выслана большая группа видных представителей русской фило­софии и среди них - Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Франк, С. Булгаков, Б. Вышеславцев, Ф. Степун, П. Струве и др. Каковы основные особенности этого периода русской философии и каков его вклад в развитие отечественной и мировой культуры? ▫ Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью и приобретающего черты свободной, индивидуальной личности. Это век постнароднического покаяния мышления, когда стала очевидной бес­смысленность «цепи» насилии, невозможность изменения внешних условий бытия вне «са­мости» человека. Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активно­го сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интел­лигенции. Это устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства Добра, Красоты, Истины. Это особенно ясно видно на примере софилогии — учения, чрезвы­чайно характерного для русской религиозной философии. Идею «Софии» сформулировал на основе личного мистического опыта Вл. Соловьев. София Божественная Премудрость обла­дает индивидуальностью богочеловеческой ипостаси, которая соответствует платоновской «ми­ровой душе» и составляет женственный, способный к зачатию человеческий образ Божества, идею, которая играет в новейшем русском богословии центральную роль. Назначение челове­чества, с этой точки зрения, — воплотить в себе Софию и благодаря этому воссоединиться с Богочеловеком Христом. Лекции Вл. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве» (1878—1887) во многом определили строй ментальности «серебряного века». ▫ Во-вторых, именно соловьевство породило сложные неоднозначные явления — религиоз­но-философский ренессанс, неохристианские поиски, своеобразное богоискательство. ▫ В-третьих, «серебряный век» в русской философии и культуре — это время отказа от «социального человека», эпоха тоталитарного индивидуализма, усложненной рефлексии, ин­тереса к тайникам психики, к примату бессознательного, иррационального в человеке; без­граничность субъективизма, господство мистического начала в культуре. ▫ В-четвертых, ментальность «серебряного века» - это культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентальным реальностям, преодоление извечной рос­сийской «двоичности» — святого и звериного, — Христа и Антихриста. Творчество становится интегральным способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивый мотив смерти, свободной воли, поиска Бога. ▫ В-пятых, Возрождение - не случайный термин для этой социокультурной эпохи. История высветила его «стержневое» значение для менталитета времени, его прозрений и предсказа­ний. «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, Л. Шес­тов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Б. Вышеславцев, А. Лосев, Н. Лос­ский и др. ▫ В-шестых, «серебряный век» - это эпоха выдающихся художественных творений, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен прозаиков, поэтов живописцев, композиторов. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоан­тичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта, Ф. Соло­губа, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, И. Мозжухина, В. Холодной, В. Маяков­ского, В. Хлебникова, М. Цветаевой, А Ахматовой, И, Стравинского, А. Скрябина, С. Рахма­нинова, В. Кандинского, М. Шагала, А. Бенуа, К. Станиславского и др. ▫ «Серебряный век» — это сложный, противоречивый взлет, каких очень мало в мировой куль­туре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внут­ренней свободе духа, и становление либерально-государственной традиции установок на эволю­цию и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создание культурной ауры нового типа.

12.11. Русская религиозная философия

«Серебряный век» русской философии, подготовленный предшествующим эта­пом русского духовного ренессанса, связан с именами B.C. Соловьева, С.Н. Тру­бецкого, С.М. Булгакова, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Учения этих мыслителей составляют общетеоретическую осно­ву русской религиозной философии. К этому направлению можно отнести религиозно-философские искания Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Осно­вателем классической русской философии считается B.C. Соловьев, который создал концептуальную парадигму видения Бога, мира и человека.
 
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ (1853-1900) - основоположник рус­ской христианской философии как целостного направления. Основные труды: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874), «Философские начала цельного знания» (1872), «Чтения о богочеловечестве» (1878— 1881), «Критика отвлеченных начал» (1880). «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897), «Теоретическая философия» (1899), «Три разговора» (1899).
Религиозная философия B.C. Соловьева

▫ В основе философии B.C. Соловьева лежит идея «всеединого сущего». Религи­озно-философская идея всеединства как единства множества, восходящая еще к представлениям античности (неоплатоники) и Возрождения (Н. Кузанский), -была выдвинута в ее новом варианте в конце XIX в. русской философской мыслью. Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, считает B.C. Соловьев, что все предметы и явления есть совокупность связей, составляющих конкретное единство, определенную целостность. ▫ Идея «цельного знания» — вторая фундаментальная идея философии B.C. Со­ловьева. Цельное знание — единственное средство постижения «безусловного всеединства». Основной формой цельного знания является умственное созер­цание (интуиция),связанное в систему посредством логического мышления. По своей структуре цельное знание есть синтез трех компонентов - теологии, философии и опытной науки. Центром каждого из этих компонентов являют­ся соответственно: Абсолютное Существо (Бог) — общая идея — реальный факт. Такой синтез есть цельная истина знаний. ▫ Философия B.C. Соловьева включает и другие идеи: учение о Софии как «вечной женственности», как конкретное выражение концепции всеединства; обоснование общего закона развития и разработку «органической логики» как системы категорий и ее метода - диалектики; концепцию «экономичес­кого общества» («экономического труда») как исходного начала и основы социальной жизни, которая обязательно включает в себя нравственность; учение о богочеловечестве и т.п.

 

 

12.12. Русская экзистенциально-религиозная философия

Всемирно известными представителями русской экзистенциально-религиоз­ной философии были Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866-1938). Труды Н.А. Бердяева, изданные в России: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916); в эмиграции после 1922 г.: «Философия свободного духа» «Дух и реальность», «Я и мир объектов», «Русская идея», «Опыт эсхатологи­ческой метафизики», «Самопознание» и др. Труды Л.И. Шестова: «Апофеоз беспочвенности» (1905), в эмиграции - статья о Э. Гуссерле - журнал «Русские записки», 1938, XII, 1939,1. В эти же годы изданы книги: «Власть Ключей». «На весах Иова», «Киркегард и экзистенци­альная философия», «Афины и Иерусалим» (1938, рус. пер. 1951 г.)
     
Экзистенциальная философия Н.А. Бердяева   Иррационализм Л.И. Шестова
     
▫ Строится на ряде общих идей, каждая из которых вырастает из определенной пер­вичной интуиции: идея свободы, определя­ющая всю онтологию; идея творчества и объективизации', идея личности, лежащая в основе антропологии,социальной филосо­фии и этики; идея «метаисторического» (эс­хатологического) смысла истории. ▫ Общей основой этих идей является дуа­листическая картина реальности, предпо­лагающая два ряда начал: свобода, Дух (Бог), ноумен, субъект (личность, «Я»), — с одной стороны, необходимость, мир, фе­номен, объект — с другой. Отсюда два мира: царство Духа (Бога) и царство природы. Мир объектов лишен духовности и свободы; тво­рящий субъект включает мир в себя, в свою внутреннюю жизнь, открытую для свобо­ды, и тем преображает его. Творческий акт есть акт свободы, как бы прорыв Духа в объективный мир. ▫ Личность есть совокупность всех духов­ных и душевных способностей человека, его «внутренний экзистенциальный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. Общество и Космос есть часть личности. Личность выше обще­ства, нации, государства.   ▫ Философия Л.И.Шестова предвос­хищает основные идеи позднего эк­зистенциализма. Л.И. Шестов обосно­вывает мысль о трагической абсурд­ности человеческого существования; выдвигает образ обреченного челове­ка, пересматривает традиции фило­софии, смещает ось философского исследования с мироздания на субъект ▫ Философствование, по его мне­нию, должно идти не от объекта, а от субъекта, ориентируясь не на мышление, разум (рацио), а на пере­живание существования, с его миром глубоко личностных истин. ▫ Философскому умозрению, т. е. ра­ционалистическому «духу Афин», он противопоставляет откровение или доверие к основам жизни, имеющим Божественный источник («дух Иеру­салима»). ▫ В основе творчества Л.И. Шестова лежат две темы: религиозная и гносео­логическая (его иррационализм); фи­лософия его по сути своей не столько антропоцентрична, сколько теоцент-рична.

12.13. Философия русского космизма

КОСМИЗМ - направление в философии, которое рассматривает космос, окружающий мир, человека как единое взаимосвязанное целое.
Русский космизм характеризуется многогранностью подходов к решению проблемы связи человека с Космосом. Наиболее важные из них: 1) богочеловечество (В.С. Соловьев), 2) регуляция природы и «патрофикация» (Я.Ф. Федоров), 3) «пневмосфера» как особая часть вещества биосферы, связанная с космосом (П.А. Флоренский); 4) космическая эволюция сознания, концепция единой планетарной культуры (Н.К. Рерих); 5) теософский антропокосмизм (Е.П. Блаватская, П.Д. Успенский); 6) теория космических эр (К.Э. Циолковский); 7) влияние Солнца на жизнь Земли, гелиобиология, космическая медицина, астрогеология (А.Л. Чижевский); 8) эволюция биосферы в ноосферу, биогеохимия, космохимия (В.И. Вернадский)', 9) космоантропология (Н.А. Морозов) и т. п. Систематизация этих и ряда дру­гих подходов выявляет три тенденции в русском космизме.
Три направления русского космизма

Культурно-философское   Философское   Сциентическое
Космические идеи в русской философии XVIII - первой поло­вины XIX в. отраже­ны в утопических со-чиненияхдаких как, «Путешествие в землю Офирскую» М.М. Щер­батова; «4338-й год. Петербургские пись­ма» В.Ф. Достоевско­го; «Новейшее путе­шествие» В.А. Левшина и др. В этих рабо­тах содержатся идеи русского космизма в художественно-по­этической, культуро­логической форме.   Философское направление русского космизма в XIX в. разраба­тывалось русской религиозно-идеалистической философией. Видные представители этого на­правления: B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров. В XX в. религиозное на­правление русского космизма раз­рабатывалось последователями (Философии всеединства» B.C. Со­ловьева и «Общего дела» Н.Ф. Фе­дорова прежде всего С.Н. Булга­ковым, П.А. Флоренским, Н.А. Бердяевым. Основная идея соловьевского космизма — всеедин­ство человека, человечества и Бога, выражающее постоянный процесс собирания Вселенной, ее развития и совершенствования.   Сциентическое направ­ление синтезирует есте­ственно-научное и- фи­лософское познание Космоса, ему присуще рационалистическая и технократическая уста­новка на завоевание че­ловеком Космоса. Пред­ставители: А.Л. Чижевс­кий, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др. Основные идеи: пробле­ма космической направ­ленности развития чело­вечества, вопрос о «чело­веческом факторе» во Вселенной, проблема человеческого существо­вания в эпоху освоения Космоса и т.п.

12.14. Философия русского политического радикализма (революционный демократизм в России)

Революционный демократизм 50-60-х гг. XIX в. в России
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТИЗМ - радикальная антикрепостничес­кая и антибуржуазная идеология, объединяющая идеи демократии с идеями крестьянского (утопического) социализма. Как идейное направление рево­люционный демократизм сложился в 50—60-е гг. XIX в.  
 
Основные черты революционного демократизма в России
 
▫ Формирование и развитие в России революционно-демократической идео­логии связано с именами Виссариона Григорьевича Белинского (1811—1848), Александра Ивановича Герцена (1812-1870), Николая Платоновича Огарева (1813-1877), Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), Николая Алек­сандровича Добролюбова (1836-1861), Дмитрия Ивановича Писарева (1840-1868) и др. ▫ Основой идеологии революционных демократов был материализм, впитав­ший в себя идеи гегелевской диалектики. Они выступали за союз материалис­тической философии с передовым естествознанием, с Прогрессивным искус­ством и революционным движением. Их взгляды сыграли большую роль в истории развития общественной мысли России, в разработке материалистичес­ких и атеистических теорий, в обосновании прогрессивных идей в области социологии, этики и эстетики. ▫ Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепо­стного права в России. Они были проповедниками идей утопического кресть­янского социализма. Экономическую и социальную основу будущего (социалистического) общества революционные демократы видели в крестьянской общине и «работничьих артелях». Социальное освобождение они рассматривали сак национальное освобождение, которое осуществимо только революционным путем. Так идеи утопического социализма синтезировались у них с идеями революционного демократизма. ▫ В области этики революционные демократы придерживались учения о «разумном эгоизме», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними убеждениями и потребностями. Они обосновывали идею сознательного отказа от личного блага и даже жизни во имя общественных интересов и счастья народа. ▫ В области эстетики революционные демократы ратовали за народность искусства, его действенность и высокую идейность. Передовым искусством они считали реалистическое и романтическое. ▫ Форма изложения взглядов революционных демократов - публицистика, художественная литература, литературная критика (журналы «Современник», Русское слово», «Отечественные записки»; герценовские «Колокол» и «Полярная звезда»).  

 

12.15. Философия русского политического радикализма

(народничество 60—80 гг. в России)

НАРОДНИЧЕСТВО — система взглядов мелкобуржуазной крестьянской демократии в России; разновидность утопического социализма и философ­ского нигилизма. Идеология философского нигилизма выражена Д. И. Пи­саревым: «Надо делать то, что целесообразно, а не то, что красиво»

Народничество 60-80 гг. XIX в. в России

Народники-пропагандисты (признавали основным сред­ством подготовки к социаль­ной революции пропаганду революционных идей среди народа). Петр Лаврович Лавров (1823-1900)   Народники-анархисты (считали, что народ уже готов к революции, а от­сюда призыв к бунтам и восстаниям). Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) Петр Алексеевич Кропот­кин (1842-1921)   Народники-заговорщики (возлагали надежды на узкую заговорщическую организацию) Петр Никитич Ткачев (1844-1886)
▫ Философия, согласно П. Лав­рову, «должна внести един­ство во все сущее, как сущее для человека», ибо все теряет смысл за рамками человека. П. Лавров создает фило­софскую систему, в которой философия природы рассмат­ривает внешний мир, фило­софия духа — внутренний, ду­ховный мир человека, фило­софия истории — действие личностей. ▫ Исходя из этого он излагает свое философское учение в трех аспектах — как филосо­фия в знании, философия в творчестве, философия в жизни. ▫ В социологии он разрабо­тал субъективный метод. Ис­торический прогресс рас­сматривался посредством субъективных оценок, с точ­ки зрения нравственных иде­алов мыслящих людей. Его социологическая концепция была субъективно-идеалис­тической и метафизической.   ▫ М. Бакунин в 30-х годах был гегельянцем, в 40-х годах — левогегельянцем, в 60—70-х годах выступал как материалист и атеист. Его революционный иде­ал был смоделирован по схеме: витальные потреб­ности рождают экономику, ее противоречия; проти­воречия рождают мысль, а бунт — свободу. ▫ П. Кропоткин констру­ирует синтетичскую фи­лософию как некое един­ство натурфилософии и социологии. Предметом ее является природа и обще­ство; экономика, полити­ка, нравственность. Усло­вием общественного про­гресса, по его мнению, яляется устранение час­тной собственности и го­сударственной власти по­средством революции и утверждения «анархичес­кого коммунизма» как федерации свободных производственных об­щин-коммун.   ▫ Свое мировоззрение П. Ткачев называл «реа­листической философи­ей», «реализмом», пони­мая под ним «... трезвое отношение к вопросам жизни». ▫ Рассматривая истори­ческую действитель­ность как объект политического действия, П. Ткачев создал целую философию историчес­кой инициативы. Суть его теории заклю­чалась в том, что «раз­рушительно революци­онная сила» народа, ру­ководимая «критически мыслящим революци­онным меньшинством», берет власть в свои руки. Далее уничтожаются «реакционные элемен­ты», осуществляются прогрессивные рефор­мы в обществе и созда­ется союз «братской любви и солидарности».

12.16. Философия русского политического радикализма

(марксизм конца XIX—XX вв.)

Общая характеристика марксистской философии в России
▫ История русской марксистской философии (как русского марксизма в целом) начинается с 90-х гг. XIX в. вместе с началом рабочего движения в России. ▫ Русская марксистская философия в процессе своего становления прошла ряд этапов. ▫ Первый этапв развитии русского политического радикализма. Начиная с 90-х гг. XIX в. и вплоть до 20-х гг. XX в. в России идет процесс формирования русской марксистской мысли. Первые российские марксисты - представители либеральной и революционно настроенной интеллигенции, будучи верными марксизму в социальной сфере, отказывались быть материалистами в филосо­фии. В сфере философии они были идеалистами. К их числу относятся так называемые легальные марксисты: Н.А. Бердяев, С.И. Булгаков, С.Л. Франк, П.Б. Струве и др. В последующем они обратились к проблемам духовной культуры, а в период эмиграции — к религиозной философии. В трудах другой части марксистов — философов Г.В. Плеханова, В.И. Ле­нина, А.А. Богданова, А.В. Луначарского, были заложены основы русского марксизма, развивавшиеся далее скорее на основе традиций западно-европей­ской философии и науки, нежели в духе русского философствования. Во главе ортодоксального, или революционного, марксизма встал В;И. Ленин (автор программного произведения российской марксистски философии — «Материализм и эмпириокритицизм»). ▫ Второй этап.Начиная с 20-х гг. XX в. русская марксистская мысль развива­лась главным образом как советская философия. Последняя имела ярко выра­женный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марк­систской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на развитие советской философии оказали три дискуссии. Первая из них, в конце 20-х годов, развер­нулась вокруг разногласий между «механистами» (Л.И. Аксельрод, К.А. Ти­мирязев, И.И. Скворцов-Степанов и др.) и «диалектиками» (А.М. Деборин, Я.Э. Стэн, Н.И. Кареев и др.). Полемика касалась статуса марксистской философии, ее отношения к естественным наукам. Вторая дискуссия, в 30-х годах, развернулась относительно социальной роли философии. Речь шла о беспрекословном подчинении философских исследований указаниям партии. Третья дискуссия (1947) касалась истории философии. Усилиями А.А. Жда­нова история философии предстала как история материализма: идеалистичес­кой философии разрешалось присутствовать в историко-философских трудах лишь в качестве объекта материалистической критики. ▫ В 60-х — начале 70-х гг. «оттепель» коснулась и марксистской философии. Резко расширился круг философских проблем, менее догматичным и более свободным становится сам стиль философских работ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...