Проективная методика «Дождь в сказочной стране»
Проективная методика «Дождь в сказочной стране» Авторы данной методики Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Б. Кудзилов разработали процедуру, выявляющую эмоциональное реагирование человека на действие символического стрессогенного фактора, в этом случае — дождя. Методика исследует способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. В каких ситуациях психологу необходима информация о способности человека к противостоянию негативным влияниям? Во-первых, в ситуациях, когда необходимо составить прогноз социальной адаптации ребенка или подростка (например, для выпускников школ, учебно-воспитательных учреждений); оценить, имеет ли подросток ресурсы для того, чтобы самостоятельно преодолеть трудности. Во-вторых, в ситуациях, когда психологу необходимо составить индивидуальную программу социальной адаптации ребенка или подростка. В этом случае оценка способности к противостоянию «трудным ситуациям» позволит сформировать перспективные задачи психологической коррекции. В-третьих, в ситуациях, когда перед психологом стоит задача профессионального отбора сотрудников на работу, предполагающую повышенную степень риска. В этом случае психологическая устойчивость и способность сопротивляться негативным воздействиям явится показателем профессиональной пригодности. Применение этой процедуры совместно с другими тестами позволяет психологу ответить на следующие вопросы: 1. Каким образом изучаемый отреагирует на ситуацию стресса? 2. Какими личными ресурсами он располагает, чтобы функционировать 3. Может ли тестируемый успешно планировать свое поведение в ситуациях, вызывающих беспокойство?
4. Какие виды защиты (например, отрицание, отступление) он использует Авторы методики утверждают, что до 8—9 лет рисунки на эту тему являются малоинформативными. Организация процедуры тестирования Материалы: лист белой бумаги формата А4; Инструкция: «Нарисуйте дождь в сказочной стране». Время рисования: обычно 20—25 минут. После рисования психолог организует обсуждение. Примеры вопросов психолога: 1. Расскажите об этой сказочной стране. Что там произойдет после того, как дождь закончится? 2. Как относятся к дождю жители сказочной страны? 3. Что дает дождь жителям сказочной страны? 4. Давайте попробуем придумать сказку, которая начинается словами: «Однажды в одной сказочной стране пошел дождь…». Психологический анализ рисунка «Дождь в сказочной стране»
Цель психологического анализа рисунков «дождливой серии» — понять характер поведения человека в неблагоприятных условиях и найти ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям. Таблица психологического анализа рисунка
Если автор согласиться сочинить историю или сказку, у психолога появится дополнительная информация о том, какие ресурсы можно задействовать для противостояния неблагоприятным воздействиям.
Рисунок «Дождь в сказочной стране» является символическим выходом из стресса и отражает благоприятную, идеальную перспективу разрешения трудной ситуации на бессознательно-символическом уровне. Методика позволяет собрать информацию в основном о состоянии потребности безопасности и защиты, а также потребности самоуважения, самоактуализации и личностного совершенствования. Одной из важных психологических задач в данном аспекте будет работа над стилем реагирования и поведения в условиях неблагоприятной ситуации. Таким образом, будет идти работа над совершенствованием потребности безопасности и защиты, а также потребности самоуважения. Другой важной задачей является формирование философского отношения
Приложение 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|