Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины и виды занятий




Б2.Б.10 ЭКОЛОГИЯ

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

Направление подготовки

260800 Технология продукции и организация общественного питания

 

Профили подготовки

Технология организации ресторанного дела

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Уфа 2013

 

 

Составитель: доцент кафедры БЖД и экологии, к.б.н. ________________ Леонтьева Т.Л.

 

Программа составлена в соответствии с документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания, утвержденный Минобразования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. №753.

2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания, утверждена ректором ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ 29.08.2013г.

3. Рабочий учебный план направления подготовки бакалавра 260800 Технология продукции и организация общественного питания, утвержденный Ученым советом БГАУ 23.04.2013 г. (протокол №9)

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры БЖД и экологии 02.09.2013г. (протокол № 1).

 

 

Зав. кафедрой БЖД и экологии, к.б.н., доцент _____________ Латыпова Г.Ф.

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета пищевых технологий

 

Председатель методической

комиссии факультета

пищевых технологий, к.с-х.н.,

доцент ______________ А.Н. Гусев

 

Согласовано:

Заведующий лабораторией обеспечения

качества образования, к.с-х.н., доцент ______________ Хазиев Д.Д.

Цели и задачи освоения дисциплины

Дисциплина «Экология» - вузовский компонент, одна из учебных дисциплин, предназначенных для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки бакалавров является единой для всех форм обучения. Знание естественнонаучной дисциплины «Экология» обеспечивает формирование у студента экологического мировоззрения и является необходимым для подготовки бакалавра на современном уровне. Она формирует умение оценивать свою профессиональную деятельность с позиций охраны природы и обеспечения устойчивого развития страны.

Целями освоения дисциплины «Экология» являются:

- формирование экологического мировоззрения;

- приобретение знаний об основных законах природы, определяющих взаимоотношение организмов и среды и управляющих жизнедеятельностью биологических систем разного уровня сложности, прежде всего экосистем и биосферы;

- развитие умений самостоятельно находить оптимальные пути рационального природопользования и охраны природы;

- развитие умения оценивать свою профессиональную деятельность с позиций охраны окружающей природной среды и осознания ответственности за экологические правонарушения.

Задачи дисциплины:

- научиться понимать важнейшие биологические процессы и законы;

- научиться оценивать влияние окружающей среды, включая продукты питания, на состояние природных ресурсов и здоровье человека;

- овладеть навыками пользования научной и справочной литературой, постановки прикладных исследований;

- изучить структуру и функционирование популяций, экосистем и биосферы;

- научиться учитывать воздействие загрязнения среды и методов природопользования и здоровье человека;

- ознакомиться с экозащитной техникой и технологиями, позволяющими производить экологически безопасную продукцию;

- научиться оценивать экологические последствия своей профессиональной деятельности.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Входит в структуру цикла естественно научных дисциплин базовой части и связана с дисциплинами: биоорганическая химия, биохимия.

3 Требования к результатам освоения дисциплины экология

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

ФГОС ВПО: ПК – 10, 23, 31, 32.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные экологические понятия и законы, определяющие взаимодействие организмов со средой их обитания:

- экологические факторы и адаптацию организмов к ним,

- строение и функционирование экосистем (природных и антропогенных),

- структуру и функционирование биосферы,

- принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы,

- связи состояния среды и здоровья человека,

- экозащитную технику и технологии,

- основы экологического права,

- глобальные проблемы окружающей среды.

уметь:

- пользоваться основными экологическими понятиями,

- квалифицированно оценивать характер, направленность и последствия воздействия деятельности человека на природные комплексы,

- применять в своей деятельности нормативно-правовые документы, связанные с охраной окружающей среды,

- ответственно относиться к работе, зная возможные последствия экологических нарушений для здоровья населения и состояния биосферы и реализовывать мероприятия по снижению для них негативных последствий природопользования,

- давать анализ экологической обстановки на своем предприятии и в месте своего проживания и вносить предложения для ее улучшения.

владеть:

- понятийным аппаратом экологической науки;

- системой знаний о взаимоотношениях организма и среды и рациональном природопользовании;

- методами решения экологических задач, применяя методы математического анализа и моделирования.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Очное обучение (4 года)

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам
6 сем.
Аудиторные занятия, всего в т.ч.: лекции (Л) лабораторные работы (ЛР) практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа студента (СРС), всего в т.ч.: подготовка к лабораторным и практическим занятиям (ПЗ) самостоятельное изучение теоретического материала (СИТМ)    
Вид промежуточной аттестации   зачет
Общая трудоемкость дисциплины часы зачетные единицы    
   

 

Заочное обучение (5 лет)

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам
8 сем.
Аудиторные занятия, всего в т.ч.: лекции (Л) лабораторные работы (ЛР) практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа студента (СРС), всего в т.ч.: подготовка к лабораторным и практическим занятиям (ПЗ) самостоятельное изучение теоретического материала (СИТМ)    
Вид промежуточной аттестации   зачет
Общая трудоемкость дисциплины часы зачетные единицы    
   

 

Заочное обучение (3,5 года)

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам
5 сем.
Аудиторные занятия, всего в т.ч.: лекции (Л) лабораторные работы (ЛР) практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа студента (СРС), всего в т.ч.: подготовка к лабораторным и практическим занятиям (ПЗ) самостоятельное изучение теоретического материала (СИТМ)    
Вид промежуточной аттестации   зачет
Общая трудоемкость дисциплины часы зачетные единицы    
   

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Очное обучение
Л ПЗ ЛЗ СРС
  Предмет и задачи экологии. Взаимоотношение организма и среды        
  Популяции и биоценозы        
  Экосистемы и их продуктивность        
  Экология и здоровье человека. Экозащитная техника и технологии        
  Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы        
  Биосфера и человек. Глобальные проблемы окружающей среды        
  Социально-экономические аспекты экологии. Международное сотрудничество в области охраны природы        
Итого:        

Содержание разделов дисциплины

1. Предмет и задачи экологии. Взаимоотношение организма и среды (Модуль 1)

Предмет экологии. Уровни организации живой материи, изучаемые экологией. Разделы эколо­гии (аут-, дем- и синэкология, разделы прикладной и социальной экологии, экология конкретных экосистем). Типы сред обитания. Понятие экологический фактор и их классификация (абиотиче­ские, биотические и антропогенные). Общие закономерности действия абиотических факторов на организмы. Понятие о биологическом оптимуме и закон оптимума. Эврибионты и стенобионты. Лимитирующие факторы. За­коны минимума Ю.Либиха и толерантности В.Шелфорда. Важнейшие экологические факторы (солнечная радиация, температура, влагообеспеченность) и адаптация организмов к их действию.

2. Популяции и биоценозы. (Модуль 1)

Понятие популяции. Статические характеристики популяций: численность, плотность, встре­чаемость, пространственная, возрастная, половая и экологическая структуры популяции. Динами­ческие характеристики популяций: выживаемость; рождаемость и смертность (общая, удельная и экологическая); биотический потенциал. Кривые выживания (устрицы, гидры, дрозофилы и чело­века, ступенчатая). Кривые роста численности (экспоненциальная, логистическая), сопротивление среды. Регуляция численности популяций в природе.

Биоценоз. Структурыбиоценоза: пространственная (ярусность и мозаичность) и видовая (бо­гатство видов, выравненность, виды-эдификаторы, консорции). Типы биотических отношений (мутуализм, комменсализм, «потребитель-ресурс», хищничество, паразитизм, конкуренция, амен­сализм, антибиоз, нейтрализм). Экологическая ниша. Закон конкурентного вытеснения (правило Г.Ф.Гаузе).

3. Экосистемы и их продуктивность. (Модуль 1)

Понятия экосистемы. Функциональная и трофическая структура (автотрофы и гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты), круговорот вещества и поток энергии в экосистеме. Пище­вые цепи и трофические уровни. Экологические пирамиды чисел, биомассы, энергии (продукции). Закон Линдемана передачи энергии в экосистемах. Биомасса и продуктивность. Типы продуктив­ности. Продуктивность природных и антропогенных экосистем. Динамика экосистем. Сукцессии и их типы, климаксовое состояние и экологическое равновесие экосистемы (гомеостаз). Пастбищная и рекреационная сукцессии, эвтрофикация водоемов.

4. Экология и здоровье человека. Экозащитная техника и технологии (Модуль 2)

Городские и промышленные экосистемы. Понятие загрязнения, его нормирование (ПДД, ПДК, ПДУ, ПДС, ПДВ). Классы опасности загрязняющих веществ. Загрязнение атмосферы. Основные загрязнители, их источники и стратегия борьбы с ними. Смог. Загрязнение гидросферы. Причины эвтрофикации. Загрязнение почв. Проблема отходов. Очистка стоков и выбросов (механическая, физико-химическая, химическая, биологическая). Состояние окружающей среды и здоровье чело­века. Канцерогены, тератогены, мутагены, аллергены. Загрязнение окружающей среды в РБ.

5. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны при­роды (Модуль 2)

Классификация природных ресурсов (исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозоб­новимые). Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человечества. Пути ре­сурсо- и энергосбережения.Безотходные и малоотходные технологии. Использование вторичного сырья. Рациональное использование естественных экосистем. Нормирование антропогенных на­грузок на экосистемы. Уровни охраны природы. Причины исчезновения видов (популяций), ох­рана животного и растительного мира. Красная книга РБ. Система особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, во­доохранные и зеленые зоны). Охрана экосистем в РБ.

6. Биосфера и человек. Глобальные проблемы окружающей среды (Модуль 3)

Структура, границы биосферы. Учение В.И. Вернадского. Живое, биогенное, биокосное и кос­ное вещества. Свойства и функции живого вещества. Роль живых организмов в биосфере. Круго­вороты важнейших биогенных элементов в биосфере (углерода, кислорода, азота, фосфора), цикл воды. Закономерности существования биосферы и современное антропогенное воздействие на нее. Локальные и глобальный экологические кризисы. Демографические проблемы в стране и в мире - демографический взрыв, депопуляция. Глобальные проблемы окружающей среды: загряз­нение среды, исчерпание невозобновимых ресурсов, снижение биоразнообразия, деградация почв, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди. Экологический императив. Ноосфера.

7. Социально-экономические аспекты экологии. Международное сотрудничество в области ох­раны природы (Модуль 3)

Экологическая безопасность. Управление качеством окружающей среды. ОВОС, экологиче­ский контроль и экспертиза. Экологическое право. Экономические механизмы рационального природопользования. Профессиональная ответственность за экологические правонарушения. За­коны РФ об охране окружающей среды и Экологический кодекс РБ. Экологический мониторинг (локальный, региональный, глобальный, фоновый, импактный). Биоиндикация. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: конференции в Стокгольме и Рио-де-Жа­нейро, важнейшие конвенции по охране окружающей среды, подписанные нашей страной. Пути выхода из экологического кризиса. Концепция устойчивого развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...