Разделы дисциплины и виды занятий
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Б2.Б.10 ЭКОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины Направление подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания
Профили подготовки Технология организации ресторанного дела
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Уфа 2013
Составитель: доцент кафедры БЖД и экологии, к.б.н. ________________ Леонтьева Т.Л.
Программа составлена в соответствии с документами: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания, утвержденный Минобразования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. №753. 2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания, утверждена ректором ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ 29.08.2013г. 3. Рабочий учебный план направления подготовки бакалавра 260800 Технология продукции и организация общественного питания, утвержденный Ученым советом БГАУ 23.04.2013 г. (протокол №9)
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры БЖД и экологии 02.09.2013г. (протокол № 1).
Зав. кафедрой БЖД и экологии, к.б.н., доцент _____________ Латыпова Г.Ф.
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета пищевых технологий
Председатель методической комиссии факультета пищевых технологий, к.с-х.н., доцент ______________ А.Н. Гусев
Согласовано: Заведующий лабораторией обеспечения качества образования, к.с-х.н., доцент ______________ Хазиев Д.Д. Цели и задачи освоения дисциплины Дисциплина «Экология» - вузовский компонент, одна из учебных дисциплин, предназначенных для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки бакалавров является единой для всех форм обучения. Знание естественнонаучной дисциплины «Экология» обеспечивает формирование у студента экологического мировоззрения и является необходимым для подготовки бакалавра на современном уровне. Она формирует умение оценивать свою профессиональную деятельность с позиций охраны природы и обеспечения устойчивого развития страны.
Целями освоения дисциплины «Экология» являются: - формирование экологического мировоззрения; - приобретение знаний об основных законах природы, определяющих взаимоотношение организмов и среды и управляющих жизнедеятельностью биологических систем разного уровня сложности, прежде всего экосистем и биосферы; - развитие умений самостоятельно находить оптимальные пути рационального природопользования и охраны природы; - развитие умения оценивать свою профессиональную деятельность с позиций охраны окружающей природной среды и осознания ответственности за экологические правонарушения. Задачи дисциплины: - научиться понимать важнейшие биологические процессы и законы; - научиться оценивать влияние окружающей среды, включая продукты питания, на состояние природных ресурсов и здоровье человека; - овладеть навыками пользования научной и справочной литературой, постановки прикладных исследований; - изучить структуру и функционирование популяций, экосистем и биосферы; - научиться учитывать воздействие загрязнения среды и методов природопользования и здоровье человека; - ознакомиться с экозащитной техникой и технологиями, позволяющими производить экологически безопасную продукцию; - научиться оценивать экологические последствия своей профессиональной деятельности. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Входит в структуру цикла естественно научных дисциплин базовой части и связана с дисциплинами: биоорганическая химия, биохимия. 3 Требования к результатам освоения дисциплины экология Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций ФГОС ВПО: ПК – 10, 23, 31, 32. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные экологические понятия и законы, определяющие взаимодействие организмов со средой их обитания: - экологические факторы и адаптацию организмов к ним, - строение и функционирование экосистем (природных и антропогенных), - структуру и функционирование биосферы, - принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, - связи состояния среды и здоровья человека, - экозащитную технику и технологии, - основы экологического права, - глобальные проблемы окружающей среды. уметь: - пользоваться основными экологическими понятиями, - квалифицированно оценивать характер, направленность и последствия воздействия деятельности человека на природные комплексы, - применять в своей деятельности нормативно-правовые документы, связанные с охраной окружающей среды, - ответственно относиться к работе, зная возможные последствия экологических нарушений для здоровья населения и состояния биосферы и реализовывать мероприятия по снижению для них негативных последствий природопользования, - давать анализ экологической обстановки на своем предприятии и в месте своего проживания и вносить предложения для ее улучшения. владеть: - понятийным аппаратом экологической науки; - системой знаний о взаимоотношениях организма и среды и рациональном природопользовании; - методами решения экологических задач, применяя методы математического анализа и моделирования. Объем дисциплины и виды учебной работы Очное обучение (4 года)
Заочное обучение (5 лет)
Заочное обучение (3,5 года)
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий
Содержание разделов дисциплины
1. Предмет и задачи экологии. Взаимоотношение организма и среды (Модуль 1) Предмет экологии. Уровни организации живой материи, изучаемые экологией. Разделы экологии (аут-, дем- и синэкология, разделы прикладной и социальной экологии, экология конкретных экосистем). Типы сред обитания. Понятие экологический фактор и их классификация (абиотические, биотические и антропогенные). Общие закономерности действия абиотических факторов на организмы. Понятие о биологическом оптимуме и закон оптимума. Эврибионты и стенобионты. Лимитирующие факторы. Законы минимума Ю.Либиха и толерантности В.Шелфорда. Важнейшие экологические факторы (солнечная радиация, температура, влагообеспеченность) и адаптация организмов к их действию. 2. Популяции и биоценозы. (Модуль 1) Понятие популяции. Статические характеристики популяций: численность, плотность, встречаемость, пространственная, возрастная, половая и экологическая структуры популяции. Динамические характеристики популяций: выживаемость; рождаемость и смертность (общая, удельная и экологическая); биотический потенциал. Кривые выживания (устрицы, гидры, дрозофилы и человека, ступенчатая). Кривые роста численности (экспоненциальная, логистическая), сопротивление среды. Регуляция численности популяций в природе. Биоценоз. Структурыбиоценоза: пространственная (ярусность и мозаичность) и видовая (богатство видов, выравненность, виды-эдификаторы, консорции). Типы биотических отношений (мутуализм, комменсализм, «потребитель-ресурс», хищничество, паразитизм, конкуренция, аменсализм, антибиоз, нейтрализм). Экологическая ниша. Закон конкурентного вытеснения (правило Г.Ф.Гаузе). 3. Экосистемы и их продуктивность. (Модуль 1) Понятия экосистемы. Функциональная и трофическая структура (автотрофы и гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты), круговорот вещества и поток энергии в экосистеме. Пищевые цепи и трофические уровни. Экологические пирамиды чисел, биомассы, энергии (продукции). Закон Линдемана передачи энергии в экосистемах. Биомасса и продуктивность. Типы продуктивности. Продуктивность природных и антропогенных экосистем. Динамика экосистем. Сукцессии и их типы, климаксовое состояние и экологическое равновесие экосистемы (гомеостаз). Пастбищная и рекреационная сукцессии, эвтрофикация водоемов. 4. Экология и здоровье человека. Экозащитная техника и технологии (Модуль 2) Городские и промышленные экосистемы. Понятие загрязнения, его нормирование (ПДД, ПДК, ПДУ, ПДС, ПДВ). Классы опасности загрязняющих веществ. Загрязнение атмосферы. Основные загрязнители, их источники и стратегия борьбы с ними. Смог. Загрязнение гидросферы. Причины эвтрофикации. Загрязнение почв. Проблема отходов. Очистка стоков и выбросов (механическая, физико-химическая, химическая, биологическая). Состояние окружающей среды и здоровье человека. Канцерогены, тератогены, мутагены, аллергены. Загрязнение окружающей среды в РБ.
5. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы (Модуль 2) Классификация природных ресурсов (исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые). Природные ресурсы как лимитирующий фактор выживания человечества. Пути ресурсо- и энергосбережения.Безотходные и малоотходные технологии. Использование вторичного сырья. Рациональное использование естественных экосистем. Нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы. Уровни охраны природы. Причины исчезновения видов (популяций), охрана животного и растительного мира. Красная книга РБ. Система особо охраняемых природных территорий (заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, водоохранные и зеленые зоны). Охрана экосистем в РБ. 6. Биосфера и человек. Глобальные проблемы окружающей среды (Модуль 3) Структура, границы биосферы. Учение В.И. Вернадского. Живое, биогенное, биокосное и косное вещества. Свойства и функции живого вещества. Роль живых организмов в биосфере. Круговороты важнейших биогенных элементов в биосфере (углерода, кислорода, азота, фосфора), цикл воды. Закономерности существования биосферы и современное антропогенное воздействие на нее. Локальные и глобальный экологические кризисы. Демографические проблемы в стране и в мире - демографический взрыв, депопуляция. Глобальные проблемы окружающей среды: загрязнение среды, исчерпание невозобновимых ресурсов, снижение биоразнообразия, деградация почв, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди. Экологический императив. Ноосфера. 7. Социально-экономические аспекты экологии. Международное сотрудничество в области охраны природы (Модуль 3) Экологическая безопасность. Управление качеством окружающей среды. ОВОС, экологический контроль и экспертиза. Экологическое право. Экономические механизмы рационального природопользования. Профессиональная ответственность за экологические правонарушения. Законы РФ об охране окружающей среды и Экологический кодекс РБ. Экологический мониторинг (локальный, региональный, глобальный, фоновый, импактный). Биоиндикация. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: конференции в Стокгольме и Рио-де-Жанейро, важнейшие конвенции по охране окружающей среды, подписанные нашей страной. Пути выхода из экологического кризиса. Концепция устойчивого развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|