Тематика аудиторных занятий
Лекционные занятия
№ п/п
| №
модуля
| Наименование лекционных занятий
| Объем, часы
| Очное
обучение
| Заочное обучение
| 5 лет
| 3,5 года
|
|
| Предмет и задачи экологии.
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| Взаимоотношение организма и среды
|
|
|
|
|
| Популяции
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| Биоценозы
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| Экосистемыи их продуктивность
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| Экология и здоровье человека. Нормирование загрязнений
|
|
| 0,5
|
|
| Экозащитная техника и технологии
|
|
| 0,5
|
|
| Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| Биосфера и человек
|
| 0,5
| 0,5
|
|
| Глобальные проблемы окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны природы
|
|
| 0,5
|
|
| Социально-экономические аспекты экологии.
|
|
| 0,5
| Итого:
|
|
|
|
Практические занятия (семинары)
№ п/п
| №
мо-дуля
| Наименование практических занятий
| Объем, часы
| Очное
обучение
| Заочное обучение
| 5 лет
| 3,5 года
|
|
| Взаимодействие экологических факторов
|
|
|
|
|
| Динамика численности популяции
|
|
|
|
|
| Популяции, биоценозы, экосистемы (решение задач)
|
|
|
|
|
| Антропогенные нарушения биосферы и экозащитные технологии (решение задач)
|
|
|
|
|
| Охрана природы
|
|
|
|
|
| Глобальные проблемы окружающей среды. Просмотр учебного фильма
|
|
|
|
|
| Круговороты важнейших биогенных элементов в биосфере
|
|
|
|
|
| Расчет количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта
|
|
|
|
|
| Расчет показателей загрязнения атмосферы
|
|
|
|
|
| Расчет платы за загрязнение окружающей среды
|
|
|
|
|
| Природоохранное законодательство. Закон РФ об охране окружающей среды и Экологический кодекс РБ
|
|
|
|
|
| Современные экологические проблемы
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Лабораторные работы
№ п/п
| №
модуля
|
Наименование лабораторных занятий
| Объем, часы
| Очное
обучение
| Заочное
обучение
| 5 лет
| 3,5 года
|
|
| Изучение влияния абиотических факторов на живые организмы
|
| | |
|
| Определение нитратов в продуктах питания
|
|
|
|
|
| Экономические механизмы управления качеством окружающей среды. Компьютерная имитационная программа «Малая река»
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов
Очное и заочное обучение
№
п/п
| №
модуля
| Виды самостоятельной работы
| Название (содержание) работы
| Объем, часы
| Очное
обучение
| Заочное обучение
| 5 лет
| 3,5 года
|
| 1-3
| Подготовка к лабораторным и практическим занятиям (ЛР и ПЗ)
| Оформление лабораторных и практических занятий
|
|
|
|
| 1-3
| Самостоятельное изучение теоретического материала (СИТМ)
| 1. Адаптации к важнейшим экологическим факторам (свет, температура)
|
|
|
| 2. Сукцессия и климакс
|
|
|
| 3. Рациональное использование водных экосистем
|
|
|
| 4. Загрязнение атмосферы
|
|
|
| 5. Загрязнение и деградация почв
|
|
|
| 6. Загрязнение водоемов
|
|
|
| 7. Стойкие органические и неорганические экотоксиканты
|
|
|
| 8. Демографический взрыв и ресурсы биосферы
|
|
|
| 9. Снижение биоразнообразие как глобальная экологическая проблема
|
|
|
| 10. Профессиональная ответственность за экологические правонарушения
|
|
|
| Всего:
|
|
|
| 8 Образовательные технологии
№
п/п
| №
модуля
| Наименование
темы
| Вид учебного занятия
| Активные и интерактивные формы проведения обучения
| Объем, часы
|
|
| Экономические механизмы управления качеством окружающей среды. Компьютерная имитационная программа «Малая река»
| ЛР
| Компьютерная симуляция
|
|
|
| Популяции, сообщества, экосистемы (решение задач)
| ПЗ
| Имитационное моделирование. Динамика, анализ и прогноз перспектив развития биоценоза
|
|
|
| Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта
| ЛР
| Разбор конкретных ситуаций
|
|
|
| Природоохранное законодательство. Законы РФ об охране окружающей среды и ООПТ. Экологический кодекс РБ
| ПЗ
| Разбор конкретных ситуаций
|
|
|
| Охрана природы
| ПЗ
| Разбор конкретных ситуаций
|
|
|
| Определение органолептических и химических показателей воды
| ЛЗ
| Разбор конкретных ситуаций
|
|
|
| Итого:
| |
|
|
9 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Фонд контрольных вопросов по дисциплине «Экология»
- Предмет, основные объекты исследования и разделы экологии.
- Среды жизни на земле и понятие экологического фактора. Классификации экологических факторов
- Понятие о биологическом оптимуме. Закон оптимума. Взаимодействие экологических факторов.
- Пределы выносливости организмов. Лимитирующие факторы. Эврибионты и стенобионты.
- Законы минимума и лимитирующих факторов.
- Понятие об адаптациях, механизмы их формирования. Адаптации к важнейшим экологическим факторам (свет, температура)
- Популяция и ее структура. Ареал.
- Рождаемость и смертность в популяции (абсолютная, удельная). Кривые выживания
- Рост популяции (экспоненциальный, логистичесий). Факторы динамики численности популяций.
- Экологическая ниша. Закон конкурентного вытеснения (правило Гаузе)
- Биоценоз. Виды биотических связей в биоценозе
- Продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ в экосистеме
- Понятие экосистемы. Пищевые цепи и сети. Понятие трофического уровня
- Поток энергии в экосистеме. Правила экологических пирамид
- Продуктивность экосистем. Виды продуктивности.
- Понятие сукцессии, ее виды. Климаксовые экосистемы. Гомеостаз
- Рациональное использование естественных экосистем. Понятие об экологическом нормировании.
- Охрана видов и значение биоразнообразия. Красные книги
- Особо охраняемые природные территории
- Классификация ресурсов. Проблема ресурсов биосферы. Пути ресурсо- и энергосбережения.
- Загрязнение окружающей среды. Классы опасности загрязняющих веществ и нормирование загрязнений
- Тяжелые металлы и диоксины как загрязнители среды
- Загрязнение атмосферы (источники, значение, основные загрязнители, меры борьбы с ними)
- Загрязнение и деградация почв
- Загрязнение водоемов (источники, значение, основные загрязнители, меры борьбы с ними)
- Состояние окружающей среды и здоровье человека.
- Очистка стоков и выбросов. Отходы
- Экологический мониторинг и биоиндикация. ОВОС и экологическая экспертиза
- Понятие о биосфере и ее границы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
- Классификация веществ в биосфере. Функции живого вещества в биосфере
- Глобальный экологический кризис и его причины. Демографический взрыв
- Парниковый эффект, опасность разрушения озонового слоя и кислотные дожди как глобальные экологические проблемы
- Механизмы управления качеством окружающей среды. Экономические механизмы рационального природопользования.
- Природоохранное законодательство. Профессиональная ответственность за экологические правонарушения.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
|