Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кьелл рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Предисловие




Кьелл Рудестам

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Переводчики:
А. Голубев (предисловие, главы 1, 9, 10, 11, 12, 13)
Л. Трубицына (главы 2, 6, 7) и Э. Дикий (главы 3, 4, 5, 8)

Kjell Erik Rudestam. Experiental Groups in Theory and Practice
Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1982; М.: Прогресс, 1990 – СПб.: Питер Ком, 1998
Терминологическая правка В. Данченко
К.: PSYLIB, 2004

Предисловие

  1. ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП

Преимущества групповой формы работы
Психокоррекционные группы
Члены групп, их цели и роли
Руководство (группой)
Групповой процесс
Этика
Резюме
Литература

  1. Т-ГРУППЫ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература

  1. ИНКАУНТЕР-ГРУППЫ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература

  1. ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература

  1. ПСИХОДРАМА

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература

  1. ГРУППЫ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Другие подходы телесной терапии
Оценка
Резюме
Литература

  1. ГРУППЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература

  1. ГРУППЫ АРТТЕРАПИИ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература

  1. ТЕМОЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература

  1. ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература.

  1. ГРУППЫ ТРЕНИНГА УМЕНИЙ

История и развитие
Основные понятия
Основные процедуры
Оценка
Резюме
Литература.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Т-группы
Инкаунтер-группы
Гештальт-группы
Психодрама
Группы телесной психотерапии
Группы танцевальной терапии
Группы арттерапии
Группы темоцентрированного взаимодействия
Группы транзакционного анализа
Группы тренинга умений (тренинг уверенности в себе)
Литература

  1. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Резюме по моделям психокоррекционных групп
Сравнение различных моделей психокоррекционных групп
Перспективы
Литература

Предисловие

Подобно многим другим авторам учебников, я взялся за написание книги, посвященной теоретическим и практическим аспектам работы психокоррекционных* групп, потому что никак не мог найти подходящего учебного пособия для читаемых мною курсов лекций. В этих курсах, которые называются по-разному – " Психология малых групп", " Процессы в малых группах" или " Групповая психотерапия", – я пытаюсь объединить преподавание концептуальных основ с обучением через практику. С одной стороны, я добиваюсь осмысления студентами поведения в группах, для чего даю им теорию и демонстрирую технические приемы работы в группах. В то же время я, как правило, даю студентам возможность самим ощутить себя членами группы. И мне нужна была книга, которая объединяла бы оба эти способа обучения на материале множества существующих в настоящее время методов психотерапии и работы с группами.

* В оригинале " experiential", по словарю – " основанный на опыте, эмпирический", то есть речь идет о " группах (психологического) обучения или тренинга на основе опыта"; но в русскоязычной литературе сложилась традиция называть такие группы психокоррекционными, каковое название и будет использоваться в дальнейшем, если более точный перевод не потребуется контекстом. – Прим. перев.

Название получившейся книги как раз и отражает задачу объединения теории и практики. Стоящее в названии книги слово " experiential" широко используется для обозначения таких методов работы в группе, которые делают упор на приобретении непосредственного живого опыта, составляющего основу обучения и развития личности. Книга начинается с рассмотрения вопросов, которые являются общими для всех психокоррекционных групп. Это такие вопросы, как членство в группах, руководство ими, цели групп, содержание проводимой в них работы, происходящие в них процессы и этика групп. В последующих главах представлены различные модели групп, включая Т-группы и инкаунтер-группы, а также такие популярные формы работы в группах, как гештальттерапия, психодрама, транзакционный анализ, и менее известные, только оформляющиеся подходы, такие как телесная психотерапия, темоцентрированное взаимодействие, танцевальная терапия, арттерапия и, наконец, тренинг умений.

В каждой главе дается набор фундаментальных понятий каждого подхода и обсуждаются основные приемы работы, проиллюстрированные случаями из практики. В заключение главы в общих чертах оценивается рассмотренный в ней подход. Для того чтобы студенты могли получить опыт участия в работе групп, в главе 12 предлагаются детальные описания прошедших проверку упражнений. Их можно использовать как таковые или после соответствующей адаптации как иллюстрацию тех способов работы в группах, которые описаны в основном тексте. Глава 13 содержит краткий сравнительный обзор всех рассмотренных методов и предложения на будущее.

Книга задумана как пособие к курсам клинической психологии, социальной психологии и развития личности для студентов и аспирантов. Кроме того, она может быть полезной для самообразования в области исследования малых групп и для проведения психотерапевтических консультаций, а также для практиков, которые хотят пополнить свои профессиональные знания и усовершенствовать методы работы. К ним относятся психологи, медсестры в психиатрических клиниках, работники социальных служб, служители церкви и вспомогательный персонал в учреждениях, призванных обеспечивать сохранение психического здоровья. Наконец, книга может принести пользу всякому, кому интересно, что происходит, когда люди объединяются в малые группы с целью исследовать свои отношения с собой и другими.

В подготовку этой книги внесли свой вклад многие. Я глубоко признателен сотням своих студентов и клиентов, благодаря которым я существенно расширил собственные знания о таком феномене, как группы, и о себе самом. Большую и квалифицированную помощь на разных этапах работы мне оказали Норин Нискер, Хони Розенбаум, Бренда Кейл, Говард Фромкин, Руфь Кон, Эвелин Чаллис, Кристин Паффер, Мартин Раппепорт, Велло Сермат и Хитер Уайт, за что я приношу им свою искреннюю благодарность.

Ценные замечания были получены от рецензентов: Роберта У. Кэша (Университет штата Калифорния в Лонг Бич), Роберта К. Конина (Университет г. Цинцинатти), Денниса Дж. Хаубрича (Райрсоновский Политехнический институт), Хосе Джорджа Иглесиаса (Колледж общины Пима) и Марвы Дж. Ларраби (Университет Южной Каролины).

Я ценю поддержку сотрудников издательства " Брукс/Коул" и особенно веру в успех моей работы, которую продемонстрировала Клэр Вердуэн, а также конструктивные предложения Дэна Брекке и Джона Бергеза. Я благодарен своим машинисткам Максине Вассерман и Дульчис Прендергаст за их добросовестную работу и за терпение, проявленное ими при отсутствии такового у меня. Наконец, я в особом долгу перед моей женой и лучшим другом Джанис Рубин за ее мастерство редактора и заботу об авторе в периоды, когда он испытывал стресс или впадал в панику.

Кьел Эрик Рудестам

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...