Оценка. Резюме. Литература. Группы арттерапии
ОЦЕНКА Наиболее " изощренная" танцевальная терапия проводилась для индивидумов с тяжелыми нарушениями, когда особенно необходимы и уместны диагностика двигательных отклонений от нормы и создание систематической программы развития координации и плавности движений. В меньшей степени акцентировалась танцевальная терапия в психокоррекционных группах студентов колледжей и хорошо функционирующих взрослых. Возможно, интерес к ней был обусловлен совместным выполнением каких-либо движений. Танец демократичен, танцевать может каждый. Некоторые люди могут казаться " лучшими" танцорами, но всякий раз, когда танец включается в работающую группу, уровни мастерства быстро стираются, и участие в групповом процессе обычно приносит каждому члену группы личное удовлетворение. Очевидная польза группового танца состоит в расширении самосознания, улучшении физического здоровья и приспособляемости, возможности взаимодействия и сопереживания в группе. Танцевальная терапия способствует переживанию необычных впечатлений и, таким образом, предоставляет участникам возможность опробовать новые способы поведения. Танцевальная терапия может быть средством исследования отчуждения, образа тела, самоутверждения и сексуальности. В лучшем варианте исследование движения помогает участникам " перевести" чувства в действия, а действия – в понимание. Танцевальная терапия – относительно новая область, связанная со старой художественной формой. Так как многие танцевальные терапевты получили начальную подготовку в психоаналитических традициях, то именно это теоретическое наследие доминирует, проявляясь в таком понятии, как катарсис. Проведение танцевальной терапии без психотерапевтической подготовки связано с риском вызвать слишком сильные чувства, которым нелегко найти разрешение. Движение одновременно с физическим контактом и интенсивным межличностным взаимодействием может порождать чрезвычайно сильные эмоции.
Новые подходы к танцевальной терапии выходят за пределы психоаналитического наследия. Сегодня в этой области наблюдается значительное разнообразие форм, о чем свидетельствуют описанные в этой главе методы. Современные терапевты и руководители психокоррекционных групп также используют групповой танец и движения. РЕЗЮМЕ Танцевальная терапия ведет начало от творческого танца. Танец в терапии – в отличие от танца-представления – использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Танцевальная терапия стала популярна после второй мировой войны, чему способствовали такие ее первые практики, как Мэриан Чейс. Целями танцевальной терапии являются: расширение сферы сознавания собственного тела; развитие положительного образа тела, социальных умений; исследование чувств и создание глубокого группового опыта. Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность. Руководитель группы танцевальной терапии выступает как партнер по танцу, режиссер событий, катализатор, облегчающий развитие через движение. Терапевт создает безопасную окружающую среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений. Танцевальный терапевт применяет структурированные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. Система форм усилий Лабана часто применяется для диагностики движений и помощи участникам в расширении репертуара движений.
На большинство подходов танцевальной терапии повлияла психоаналитическая теория. Техника " тело-Я" Сэлкина использует целенаправленное физическое движение для усиления ощущения самотождественности. Танцевально-двигательная терапия П. Бернстайна использует ритуал (символическую ролевую игру) и воображение для исследования скрытых чувств и преодоления кризиса развития. Психомоторный тренинг Пессо не придает значения дисциплине танца, а делает акцент на выражении эмоций через движение. Тогда как прежде танцевальная терапия применялась почти исключительно к людям с тяжелыми нарушениями, сегодня танец все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них приспособляемости, чувства удовольствия и группового взаимодействия, а также для выражения и направления сильных эмоций. Литература Bernstein, P. Theory and methods in dance-movement therapy: A manual for therapists, students, and educators. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1972. Bernstein, P. Eight theoretical approaches in dancemovement therapy. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt, 1979. Bernstein, P. & Bernstein, L. A conceptualization of group dance-movement therapy as a ritual process. American Dance Therapy Association Proceedings Monograph No. 3, 1973-74, 120-132. Birdwhistell, R. L. Kinesics and context. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1970. Bogen, J. E. Some educational implications of hemispheric specialization. In M. C. Wittrock (Ed. ), The human brain. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1977. Chace, M. Dance as an adjunctive therapy with hospitalized children. Bulletin of the Menninger Clinic, 1953, 17, 219-255. Davis, M. Movement characteristics of hospitalized psychiatric patients. American Dance Therapy Association Proceedings, Third Annual Conference, 3, 1968. Espenak, L. Diagnosis and treatment in psychomotor therapy. Lecture demonstration presented to the American Dance Therapy Association, Hunter College, New York, May 26, 1968. Jung, G. C. [Archetypes and the collective unconscious. ] In The Collected Works (2nd ed. ). Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1961. Kalish, B. " Eric", ADTA writings on body movement and communication, ADTA Monograph No. 1, 1971. Laban, R. The mastery of movement (2nd ed. ). (L. Ullman, Ed. ). London: MacDonald & Evans, 1960. Langer, S. K. Feeling and form: A theory of art. New York: Scribner, 1953. Lefco, H. Dance therapy. Chicago: Nelson Hall, 1974. Pesso, A. Movement in psychotherapy. New York: New York University Press, 1969. Pesso, A. Experience in action. New York: New York University Press, 1973. Preston, V. A handbook for modern educational dance. (Revised ed. ) Boston: Plays, 1980. Reich, W. Character analysis. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1942. Rosen, E. Dance in psychotherapy. New York: Columbia University Press, 1974. Salkin, J. Body ego technique. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1973.
Schilder, P. The image and appearance of the human body. New York: International Universities Press, 1950. Schmais, С. Dance therapy in perspective. In К. С. Mason (Ed. ), Dance therapy: Focus on dance VII. Washington, D. C.: American Association for Health, Physical Education, and Recreation, 1974. Sullivan, H. S. The interpersonal theory of psychiatry. New York: W. W. Norton & Co., 1953. Wethered, A. Movement and drama in therapy. Boston: Plays, 1973. White, E. Q. Effort-shape: Its importance to dance therapy and movement research. In К. С. Mason (Ed. ), Dance therapy: Focus on dance VII. Washington, D. C.: American Association for Health, Physical Education, and Recreation, 1974. Wigman, M. Lanquage of the dance. Middletown, Conn.: Wesleyan Univeristy Press, 1963. ГРУППЫ АРТТЕРАПИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|