Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темоцентрированное взаимодействие




ОЦЕНКА

Исторически сложилось так, что арттерапия представляла собой альтернативный вариант работы с тяжело больными пациентами, детьми или взрослыми, для которых вербальное выражение мыслей и чувств в общении с терапевтом было затруднено. Необходимо отметить, что при проведении групп другого типа также можно извлечь пользу из терапевтического использования изобразительного материала. Например, многие упражнения из области арттерапии могут помочь руководителям различных психокоррекционных групп ускорить процесс самопознания у чрезмерно вербализированных участников. Упражнения из области арттерапии могут быть использованы в семейной психотерапии, а также при работе с женщинами, имеющими излишний вес, для уменьшения их изолированности путем организации взаимодействия во время творческой работы (Kwiatkowska, 1978).

Наиболее частым противопоказанием к использованию арттерапии при работе с больными людьми с хрупкой психикой является отсутствие у руководителя опыта (Betensky, 1973). Творческое самовыражение в арттерапии и танцевальной терапии потенциально может вызывать у членов группы сильные чувства, приводить к высвобождению опасных эмоциональных импульсов. При отсутствии твердого и разумного руководства некоторые члены группы могут быть травмированы подобными чувствами. Более того, пациент-психотик, который всегда готов вернуться к своему раннему травматическому опыту, зачастую проявляющемуся в символической форме в процессе художественного творчества, может оказаться неспособным интегрировать или понять свои подсознательные переживания (Champernowne, 1970-1971). В группах студентов колледжей этот вопрос не настолько важен. Но для того, чтобы художественное самовыражение имело терапевтический характер, оно должно быть частью продуманной программы или более широкой групповой цели, и, кроме того, в группе всегда должна быть возможность вербального завершения невербальной творческой деятельности.

Ограничения использования искусства в терапевтических целях вызваны трудностью распознания того, какой аспект этого метода ответствен за любое из происходящих изменений. Это один из основных спорных моментов между психодинамическим, гуманистическим и деятельностным подходами. Ответственность может лежать и на процессе рисования, и на конечном продукте творчества, и на взаимоотношениях между терапевтом и пациентом. Проведенные исследования не дают однозначного ответа на данный вопрос.

Недостатком арттерапии является то, что крайне личностный характер заданий может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к раскрытию и установлению контактов. И хотя для большинства людей искусство есть достаточно безопасный способ выражения чувств, некоторые люди очень сопротивляются самовыражению при помощи искусства.

На протяжении последнего десятилетия арттерапия в значительной степени начала приобретать профессиональный характер, что проявляется в возникновении подготовительных программ и в попытках четкого определения этого подхода. Терапевты, занимающиеся арттерапией, пытаются преодолеть рамки традиционного психоаналитического подхода. В групповом контексте цели арттерапии могут быть значительно шире, чем помощь в преодолении неврозов совместно с другими лечебными мероприятиями. Есть доказательства, что использование художественного творчества для выражения чувств и мыслей может оказывать существенную помощь в выработке адекватного поведения и повышении самооценки (Isaacs, 1977). Также есть свидетельства, что искусство имеет и образовательную ценность при развитии когнитивных и творческих умений (Silver, 1978).

РЕЗЮМЕ

Арттерапия является относительно новым методом психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься арттерапией Маргарет Наумбург. Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее " Я" может быть выражено в визуальной форме при помощи спонтанных рисования, лепки и живописи. Для арттерапии существенную роль играли как фрейдовская теория бесознательного, так и мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Арттерапия применяется как в рамках психотерапии, так и отдельно.

Арттерапия может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей " силой" " средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. В арттерапии спонтанные рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Терапевты, занимающиеся психодинамически ориентированной арттерапией, подчеркивают важность понятия сублимации – непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов.

Руководители групп в области арттерапии, как правило, поощряют свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе, например создание групповых фресок и создание всеобщего группового образа. Руководители групп гуманистической ориентации подчеркивают значимость процесса творческой работы и не придают большого значения конечному результату. Они стимулируют членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы.

Первоначально арттерапия применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время арттерапия используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и постепенно отдаляется от своей психоаналитической первоосновы.

Литература

Betensky, M. Self-discovery through self-expression. Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1973.

Champernowne, H. I. Art and therapy: An uneasy partnership. American Journal of Art Therapy, 1970-1971, 10, 131-142.

Denny, J. M. Techniques for individual and group art therapy. In E. Ulman & P. Dachinger (Eds. ), Art therapy. New York: Schocken Books, 1975.

Freud, S. [Introductory lectures on psychoanalysis Part II: Dreams. ] (J. Strachey, Ed. and trans. ). London: Hogarth Press, 1963. (Originally published, 1922).

Garai, J. E. Art therapy – catalyst for creative expression and personality integration. In H. H. Grayson & C. Loew (Eds. ), Changing approaches to the new psychotherapies. Jamaica, N. Y.: Spectrum, 1978.

Harris, J. & Joseph, C. Murals of the mind: Image of a psychiatric community. New York: International Universities Press, 1973.

Hodnett, M. L. Toward professionalization of art therapy: Defining the field. American Journal of Art Therapy, 1972-73, 12, 107-118.

Isaacs, L. D. Art therapy group for latency age children. Social Work, 1977, 22, 57-59.

Jacobi, J. The inner kingdom of images. Princeton, N. J.: Princeton University Press, in press.

Jung, С. Collected Works (Vol. 6). London: Routledge & Kegan Paul, 1970. (Originally published, 1921).

Kramer, E. Art therapy in a children's community. Springfield, Ill.: Charles С Thomas, 1958.

Kramer, E. Art therapy in a children's community. New York: Schocken Books, 1978.

Kwiatkowska H. Family therapy and evaluation through art. Springfield, Ill.: Charles С. Thomas, 1978.

Kymissis, P. Observations on the use of the synallactic group image technique in an aftercare group. Art Psychotherapy, 1976, 3, 23-26.

Lyddiatt, E. M. Spontaneous painting and modelling. London: Constable, 1971.

McNiff, S. The effects of artistic development on personality. Art Psychotherapy, 1976, 3, 69-75.

Naumburg, M. Dynamically oriented art therapy: Its principles and practices. New York: Grune & Stratton, 1966.

Plokker, J. H. Artistic self-expression in mental disease. London: Mouton & Co., 1964.

Prinzhorn, H. [Artistry of the mentally ill. ] (E. Von Brockdorff, Ed. and trans. ). New York: Springer, 1972. (Originally published, 1922).

Rapp, E. Gestalt art therapy in groups. In B. Feder and R. Ronall (Eds. ), Beyond the hot seat: Gestalt approaches to group. New York: Brunner/Mazel, 1980.

Rhyne, J. The Gestalt art experience. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1973.

Silver, R. Developing cognitive and creative skills through art. Baltimore: University Park Press, 1978.

Ulman, E. Art therapy: Problems of definition. In E. Ulman & P. Dachinger (Eds. ), Art therapy. New York: Schocken Books, 1975.

Ulman, E. & Levy, C. A. (Eds. ), Art therapy viewpoints. New York: Schocken Books, 1980.

Vassilious, G. An introduction to transactional group image therapy. In B. Ries (Ed. ), New directions in mental health, Vol. 1. New York: Grune & Stratton, 1968.

Virshop, E. Right brain people in a left brain world. Los Angeles: Guild of Tutors Press, 1978.

ТЕМОЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Темоцентрированное взаимодействие (ТЦВ) сравнительно недавно пополнило арсенал методов групповой психотерапии и пользуется пока не такой широкой известностью, как другие, рассмотренные ранее подходы. Однако этот метод быстро завоевывает популярность – в значительной степени благодаря энергии и авторитету его основательницы, Руфи Кон, уроженки Германии, опытного психоаналитика и специалиста по групповой психотерапии. Группы темоцентрированного взаимодействия относятся к той же гуманистической традиции, что и роджерсовские инкаунтер-группы и группы тренинга сензитивности, однако многие их специфические особенности предопределены философскими взглядами Руфи Кон и ее обширным опытом в области психодинамики. Специфической чертой метода является концентрация на определенной теме, структурирующей события, происходящие в группе. Сосредоточив свое внимание на конкретной теме, члены группы вступают в межличностные взаимодействия, по ходу которых постепенно уточняется и эксплицируется философский смысл обсуждаемой темы. ТЦВ описывают как " метод расширения опыта (обладающий чертами интегративных обучающих стратегий, психотерапии и психодинамического тренинга), который можно использовать при обсуждении самых разных тем и решении самых разных групповых задач и проблем" (Gordon, 1972, р. 104).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...