Булыгина (продолжение)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Классы, индивиды и инстанты Фактуальн номинализация - полемика с Арутюновой За игру рукой футболист получ предупреждение: м.б. класс. М.б. инстант Мне нравится, что вы поете - фактуальный Мне нравится, когда вы поете - нефактуальный Мне нравится ваше пение - не понимаем: фактуальный или нет, сейчас или вообще Нравится мож присоед и классы, и абстрактн индивиды, и инстанты Мне нрав крас женщ Ты мне всегда нравишься Ты мне что-то сегодня не нравишься Любить: класс или абстр индивид Я люблю детей/своих детей Любитель подчиняет генерализованный объект: соотносится с классом Любитель Блока - вся поэзия Блока Любитель красивых женщин
Предикаты. До нее была класс-я Зена-Вендлера англ глаголов: states, activities (гомогенные процессы: не огранич по времени по сути своей: танцевать), accomplishments (достиг рез-та, исчерпыв себя - бриться), achievements (происшествия)- сост в мгновенн переходе: очутиться, чихнуть У Булыгиной было 6 классов. Ее главн нововведение: деление states на качество - вневрем и состояние - локализ во времени Он пьяница - он пьян Запреты: слово часто, редко, всегда - мож сочет с состояниями. Но не с качествами! ( НО: музыканты редко облад абсолютнвкусом Слово редко мен свой смысл в сочет с классом: оно обознач не периодичн соб-й, а кол-во людей - квантор! Еще Булыгина поделила accomplishments: тенденции и рез-ты, т.к. в рус яз есть вид: брился и побрился
Предикаты: эпизодические и квалитативные Эпизодические: происх в конкретн момент времени При смерти, безмолствовать - эпизодич Быть молчалив, быть смертным - квалитативным Эпизодич предикаты моут повыш в ранге и стан узуальными Вместе с квалитативн узуальные образ един класс гномических
Гномич классы тягот к абстр индивидам и классам, а эпизодич - к инстантам Я люблю это пирожное - нельзя так сказать! Несочетаемость НО: можно, если это обознач сорт, вид, рецепт Предикаты состояния класса: типа быть в дефиците. Наз преходящ состояния, а не существ признаки. Сходны с эпизодич, но могут сочет с классом (сущ для этого!)
Идея суперкатегории предложения: что-то, что объед предикаты с этими сущностями, стоит над словами и управл их семантич сочет-тью в тексте Актуализованность и локализуемость Инст Инд Классы Акт Ном а н а н + + - + 0 -
Какой же регистр 2х2=4? Информативный! Завьялова ставит пр-му разгранич инф и генер рег-ра Типы субъектов диктума в генеративном регистре: Субстантивиров прил: рожденный ползать летать не может Абстрактн сущ: тоже попад сюда, т.к. личн субъект Инфинитивы - тоже личн субъект Субъект модуса (в осн. тот, кто говорит/видит) в генеративн высказ - ВСЕ. Все считают, что… Им дело с мнениями, причем каждое мнение м.б. всеобщ мудростью. Но Завьялова говорит, что сообщающий мож быть разн, главн - ЧТО сообщается Предмет д.б. известен всем, а сод-е м. быть разным, м.б. неизвестн, а м.б. производящ др др. Субъективен этот регистр! С одн стороны, хочешь жить, умей вертеться, с др - за двумя зайц погон, ни одного не поймаешь. 2х2=4 не м.б. генеративн ре-ром, т.к. не облад эстетич инф-ей М.б. противопоставл др кускам текстаЖ соед инф и генеративн рег-ром, и сдр стор - оправд но и сочувствие ему (??) Типа в басни ф-ия морали: есть цель убед чит-ля (цель доказ с пом обобщ субъекта модуса) В сказках Уайльда генератив влетается совсем н туда, где он д.б.!
Регистровая композиция текста Регистровый блок - фрагмент т-та, оформлен в одном регистре Верхн граница у блока - весь текст
Нижн граница - предикативн ед-ца (по Б и З)! (пропозиция в семантич син-се) Предикативн ед-ца - основа предл-я по Шведовой, а по Бондарко и Золотовой - люб пропозиц, обозн какое-либо действие. Граница м/у блоками - регистровый шов. Часто спец не обозначены, но бывают: - вводн слова на границах регистр блоков: В каб было тихо. Очевидно, отец еще не проснулся - пункт зн, указ на логич связь -: - причин союзы Начало АК: снач цитата (все счастл семьи - генеративн рег-р), затем информативн (дети бегали, экономка попросила расчет), затем репродуктивн рег-р (Стива проснулся. Встал, повернул тело…)
ДЗ: Рассказ Драгунского - тиха укр ночь Ст. Арутюновой «Типы модусов. Инверсия модусной пропозиции»
Семинар 04.03.13 Рассказ Драгунского «Тиха укр ночь»: противопоставл регистров - вопрос, связ с сод-м текста. Что происх с переставлением регистров? Информативн с репродуктивн связ причинными отн-ми или мультиплицирует ситуацию. Если их переставлять - худ ср-во.
Повторяемость не привяз ни к какому регистру. Многократн вид -! реликты: говаривал, хаживал CD и НСВ вызыв повторяемость! с пом сирконстантов: часто, иногда, кажд раз. Но есть и еще: Возьму ее под руку и волочусь, как щука…. Ф буд вр в прошлом предполаг повторение действия в прошлом. Он не раз заходил в кафе. Пил како. Смотрел на улицу, - задали повторяемость, распр-ся на весь фрамент. Быв, что раб реверсивно. Повторяемость, по коммуник гр-ке, текстовая кат-я: мож окрашив целый фрагмент. Часто умнож не! действия, но и участники. -говорила мать своему сыну vs. Говаривали матери своим сыновьям
Диалогич регистр Модальность - семантич кат-я, к-рая выр отнош к высказ и к дей-ти Субъектив (отнош гвщ) и объектив (с т.з. соотв дей-ти) модальность 1) Объектив выр ф накл + синт констр: тебе вставать, etc 2) субъектив мод. - вв.-мод. Слова или значимый ноль 3) внутрисинт м. - модифицир предикат пропозиции (модальные модификаторы) Он спит. Он хочет спать. Он приехал учиться. Он хочет учиться. Модификаторы предиката: модал прилагат, глаголы, модал предикаты. Хочет, должен, нужно. А глаголы типа «он ленится», «он не спешит»? особый список в коммуникативн грамм-ке
Семантич классиф модальн знач-й (междунар): 1) деонтическая (модальность должествования): внешняя (I have to) или внутренняя (I must) 2) алетическая: способность (ability, can) - также дел на пермиссивную(мне разрешили) и еще одну, внутреннюю 3) эпистемическая (степ уверенности): персуазивность у Шмелевой 4) аксеологич (оценочная)
Бали и Виноградов разраб модус. До Бали был Виноградов. Их объед Шмелева, к-рая их пыт структурир, в рамках модуса выдел его элементы - модусн смыслы. Дальше она нач эти смыслы перечислять (кроме адресата и метатекст): -актуализац смыслы: персонализация, пространств локализ, пространств-врем локализ. Hiс, hoc, nunc Деиксис - система координат реч акта Но не всяк пр-во буд модусным - квалификативные смыслы: модальность, авторизация, персуазивность (степ уверенности), аксеологич смысл (оценка)
Арутюнова Почему она польз термином «модус»? Она представл это так: Модус + пропозиция, причем модус обволакивает пропопозицию! Модусная рамка. Падучева в этом же случае использ термин пропозициональная установка. Парентетич употр-е - это упо-е модуса в виде вставки, вводного слова. Топикализация (То, что слоны…, всем известно). Сопровожд инверсией Номинализация: Что слоны боятся мышей - удивительно. Сворачивание пропозиции до слова «это» или «то» Позиция субъекта: модус стан-ся предикатом. То, что слоны боятся мышей, удивляет. Дизъюнкция - выбор варианта. Конъюнкция - объед-е. Я буду и чай, и кофе. Типы модуса: перцептивный модус, ментальный, эмотивный, волетивный. Волюнтивный - коммун гр-ка, волетивн - у Арутюновой. Причем термины не совпад!!!
ДЗ: повтор речевые акты Серль, «Что такое РА» «К класс-и локутивн актов» Остин - повторяем М. Кронгауз, Семантика - глава «ТРА»
Семинар 18.04.13 29 мая в 10 утра можно начать зачет. В самом начале приходят те, кто берут билет. 15 мая реферат, разбор - 22 мая В названии файла должна быть моя фамилия и группа Реферат 10 стр Times New Roman 14й шрифт, интервал 1,5 Зачет в форме защиты моей работы
Предложение встретиться дополнительно в понедельник 25 число и 16 число у нас есть 22 апреля - понедельник - 3я пара: мы встречаемся!
РА - мини мед-ца реч общ-я/пр-во конкр предл-я в усл коммун-и (Сёрль)
Сёрль: РА часто уравнивают с высказ-м. Иллокутивн реч акт для Сёрля почти равен высказ-я. 3 аспекта РА: иллокутив, локутив, перлокутивн. Иллокуция - цель. Перлокуция (что происходит на самом деле: привлеч внимания, осведомление) Иллокуция и перлокуция не совпад. (Мама говорит ребенку: «НЕ бери конфеты»)
Остин: Выделил перформативы: сам ярк, компактн ср-во. Перформативы: глагол от 1го л, к-рый приравн-ся к действию. Как Остин классифицировал эти слова: - вердиктивы Самые сильн и эффектив.: мен жизнь! «[Я признаю, что]Он виновен» Реализаторы власти Приказываю, прошу, умоляю, советую. - комиссивы (обещания) - бехабитивы Этикетн реакции: Я поздравляю, Я прошу прощения, Я вызываю Вас на дуэль - экспозитивы (метатекстовые операторы) Я доказываю, Я привожу пример Оперируют высказыванием, надтекстовые. Осечки и злоупотребления: РА могут не осущетсвляться. Многозначные слова придают осечку. Злоупотр-е - спец-о, чтобы не понял адресат. Напр, МЧ обещает жениться, хотя на самом деле не собирается. Осечки: из-за осечек, связ с условиями (они оч конвенциональны)
Типы ком неудач 1) Порожден устр-вом языка (многозначн слова) 2) Порожден различиями собсед-ков в к-л отн-и (но не яз) Порожденные прагматическими фоакторами
Сёрль Что такое РА? Начинается все скромно: РА - ед-ца яз общения. Пример про майя (расшифр их иероглифы, т.к. это не эрозия) Пр-ла: регулятивн и конститутивные Регулятивные (есть ножом и вилкой) Конститутивн (игра в футбол) РА опис конститутивн отношения.
Суждение - пропозитивн сод-е. Показ нам его на прим 5 в-тов. Значение по Сёрлю: I’m meaning it Процесс обозначивания Амер солдат говорит по-нем 1 фразу, чтобы подумали, что он немец (но он не говорит, что он немец) Условия речевых актов (на прим обещ): - нормальн вход и выход, - адрес субъекту -нормал сод-е -то, чего гвщ желает - усл искренности - убеждение благодаря сознанию намерения, вызыв это убеждение
Различие РА: Различие в цели Приспособление слов к миру/видоизмен мир из-за слов Выраж психологич состояния (хорошо потверждается смайликами) Различ в энергичности РА (Я предлагаю/я настаиваю) (я думаю, что деньги украл Билл/Я клянусь, что деньги…) Различие в статусе гвщ и слушающего (рядовой генералу не может приказать) Различие в способе, к-рым высказ-е соотнесено с интересами гвщ и слушающего: между похвальбой и жалобой, поздравлением и соболезнованием.
Различие в соотнош с остальн ч дискурса: помимо слов 1го л здесь эту ф-ю выполн многие др обороты Различие м/у теми актами, к-рые треб внеяз установлений и теми, к-рые их не требуют
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|