Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Булыгина (продолжение)




Классы, индивиды и инстанты

Фактуальн номинализация - полемика с Арутюновой

За игру рукой футболист получ предупреждение: м.б. класс. М.б. инстант

Мне нравится, что вы поете - фактуальный

Мне нравится, когда вы поете - нефактуальный

Мне нравится ваше пение - не понимаем: фактуальный или нет, сейчас или вообще

Нравится мож присоед и классы, и абстрактн индивиды, и инстанты

Мне нрав крас женщ

Ты мне всегда нравишься

Ты мне что-то сегодня не нравишься

Любить: класс или абстр индивид

Я люблю детей/своих детей

Любитель подчиняет генерализованный объект: соотносится с классом

Любитель Блока - вся поэзия Блока

Любитель красивых женщин

 

Предикаты. До нее была класс-я Зена-Вендлера англ глаголов: states, activities (гомогенные процессы: не огранич по времени по сути своей: танцевать), accomplishments (достиг рез-та, исчерпыв себя - бриться), achievements (происшествия)- сост в мгновенн переходе: очутиться, чихнуть

У Булыгиной было 6 классов.

Ее главн нововведение: деление states на качество - вневрем и состояние - локализ во времени

Он пьяница - он пьян

Запреты: слово часто, редко, всегда - мож сочет с состояниями. Но не с качествами! (Она всегда знает шведск язык)

НО: музыканты редко облад абсолютнвкусом

Слово редко мен свой смысл в сочет с классом: оно обознач не периодичн соб-й, а кол-во людей - квантор!

Еще Булыгина поделила accomplishments: тенденции и рез-ты, т.к. в рус яз есть вид: брился и побрился

 

Предикаты: эпизодические и квалитативные

Эпизодические: происх в конкретн момент времени

При смерти, безмолствовать - эпизодич

Быть молчалив, быть смертным - квалитативным

Эпизодич предикаты моут повыш в ранге и стан узуальными

Вместе с квалитативн узуальные образ един класс гномических

эпизодич Гномич
Узуальн квалитатив

Гномич классы тягот к абстр индивидам и классам, а эпизодич - к инстантам

Я люблю это пирожное - нельзя так сказать! Несочетаемость

НО: можно, если это обознач сорт, вид, рецепт

Предикаты состояния класса: типа быть в дефиците. Наз преходящ состояния, а не существ признаки. Сходны с эпизодич, но могут сочет с классом (сущ для этого!)

 

Идея суперкатегории предложения: что-то, что объед предикаты с этими сущностями, стоит над словами и управл их семантич сочет-тью в тексте

Актуализованность и локализуемость

Инст Инд Классы

Акт Ном а н а н

+ + - + 0 -

 

Какой же регистр 2х2=4? Информативный!
Можем опереться на статью Завяловой для док-ва этого.

Завьялова ставит пр-му разгранич инф и генер рег-ра

Типы субъектов диктума в генеративном регистре:

Субстантивиров прил: рожденный ползать летать не может

Абстрактн сущ: тоже попад сюда, т.к. личн субъект

Инфинитивы - тоже личн субъект

Субъект модуса (в осн. тот, кто говорит/видит) в генеративн высказ - ВСЕ. Все считают, что… Им дело с мнениями, причем каждое мнение м.б. всеобщ мудростью.

Но Завьялова говорит, что сообщающий мож быть разн, главн - ЧТО сообщается

Предмет д.б. известен всем, а сод-е м. быть разным, м.б. неизвестн, а м.б. производящ др др.

Субъективен этот регистр! С одн стороны, хочешь жить, умей вертеться, с др - за двумя зайц погон, ни одного не поймаешь.

2х2=4 не м.б. генеративн ре-ром, т.к. не облад эстетич инф-ей

М.б. противопоставл др кускам текстаЖ соед инф и генеративн рег-ром, и сдр стор - оправд но и сочувствие ему (??)

Типа в басни ф-ия морали: есть цель убед чит-ля (цель доказ с пом обобщ субъекта модуса)

В сказках Уайльда генератив влетается совсем н туда, где он д.б.!

 

Регистровая композиция текста

Регистровый блок - фрагмент т-та, оформлен в одном регистре

Верхн граница у блока - весь текст

Нижн граница - предикативн ед-ца (по Б и З)! (пропозиция в семантич син-се)

Предикативн ед-ца - основа предл-я по Шведовой, а по Бондарко и Золотовой - люб пропозиц, обозн какое-либо действие.

Граница м/у блоками - регистровый шов. Часто спец не обозначены, но бывают:

- вводн слова на границах регистр блоков: В каб было тихо. Очевидно, отец еще не проснулся

- пункт зн, указ на логич связь -:

- причин союзы

Начало АК: снач цитата (все счастл семьи - генеративн рег-р), затем информативн (дети бегали, экономка попросила расчет), затем репродуктивн рег-р (Стива проснулся. Встал, повернул тело…)

 

ДЗ:

Рассказ Драгунского - тиха укр ночь

Ст. Арутюновой «Типы модусов. Инверсия модусной пропозиции»
Повторить все, что знаем про модальность и теор РА

 

Семинар 04.03.13

Рассказ Драгунского «Тиха укр ночь»: противопоставл регистров - вопрос, связ с сод-м текста. Что происх с переставлением регистров?

Информативн с репродуктивн связ причинными отн-ми или мультиплицирует ситуацию.

Если их переставлять - худ ср-во.

 

Повторяемость не привяз ни к какому регистру.

Многократн вид -! реликты: говаривал, хаживал

CD и НСВ вызыв повторяемость! с пом сирконстантов: часто, иногда, кажд раз.

Но есть и еще: Возьму ее под руку и волочусь, как щука….

Ф буд вр в прошлом предполаг повторение действия в прошлом.

Он не раз заходил в кафе. Пил како. Смотрел на улицу, - задали повторяемость, распр-ся на весь фрамент.

Быв, что раб реверсивно.

Повторяемость, по коммуник гр-ке, текстовая кат-я: мож окрашив целый фрагмент.

Часто умнож не! действия, но и участники.

-говорила мать своему сыну vs. Говаривали матери своим сыновьям

 

Диалогич регистр

Модальность - семантич кат-я, к-рая выр отнош к высказ и к дей-ти

Субъектив (отнош гвщ) и объектив (с т.з. соотв дей-ти) модальность

1) Объектив выр ф накл + синт констр: тебе вставать, etc

2) субъектив мод. - вв.-мод. Слова или значимый ноль

3) внутрисинт м. - модифицир предикат пропозиции (модальные модификаторы)

Он спит. Он хочет спать.

Он приехал учиться. Он хочет учиться.

Модификаторы предиката: модал прилагат, глаголы, модал предикаты. Хочет, должен, нужно.

А глаголы типа «он ленится», «он не спешит»? особый список в коммуникативн грамм-ке

 

Семантич классиф модальн знач-й (междунар):

1) деонтическая (модальность должествования): внешняя (I have to) или внутренняя (I must)

2) алетическая: способность (ability, can) - также дел на пермиссивную(мне разрешили) и еще одну, внутреннюю

3) эпистемическая (степ уверенности): персуазивность у Шмелевой

4) аксеологич (оценочная)

 

Бали и Виноградов разраб модус. До Бали был Виноградов. Их объед Шмелева, к-рая их пыт структурир, в рамках модуса выдел его элементы - модусн смыслы. Дальше она нач эти смыслы перечислять (кроме адресата и метатекст):

-актуализац смыслы: персонализация, пространств локализ, пространств-врем локализ.

Hiс, hoc, nunc

Деиксис - система координат реч акта

Но не всяк пр-во буд модусным

- квалификативные смыслы: модальность, авторизация, персуазивность (степ уверенности), аксеологич смысл (оценка)

 

Арутюнова

Почему она польз термином «модус»?

Она представл это так:

Модус + пропозиция, причем модус обволакивает пропопозицию! Модусная рамка.

Падучева в этом же случае использ термин пропозициональная установка.

Парентетич употр-е - это упо-е модуса в виде вставки, вводного слова.

Топикализация (То, что слоны…, всем известно). Сопровожд инверсией

Номинализация: Что слоны боятся мышей - удивительно. Сворачивание пропозиции до слова «это» или «то»

Позиция субъекта: модус стан-ся предикатом. То, что слоны боятся мышей, удивляет.

Дизъюнкция - выбор варианта.

Конъюнкция - объед-е. Я буду и чай, и кофе.

Типы модуса: перцептивный модус, ментальный, эмотивный, волетивный.

Волюнтивный - коммун гр-ка, волетивн - у Арутюновой. Причем термины не совпад!!!

 

ДЗ: повтор речевые акты

Серль, «Что такое РА»

«К класс-и локутивн актов»

Остин - повторяем

М. Кронгауз, Семантика - глава «ТРА»

 

Семинар 18.04.13

29 мая в 10 утра можно начать зачет. В самом начале приходят те, кто берут билет.

15 мая реферат, разбор - 22 мая

В названии файла должна быть моя фамилия и группа

Реферат 10 стр Times New Roman 14й шрифт, интервал 1,5

Зачет в форме защиты моей работы

Предложение встретиться дополнительно в понедельник

25 число и 16 число у нас есть

22 апреля - понедельник - 3я пара: мы встречаемся!

 

РА - мини мед-ца реч общ-я/пр-во конкр предл-я в усл коммун-и (Сёрль)

 

Сёрль:

РА часто уравнивают с высказ-м.

Иллокутивн реч акт для Сёрля почти равен высказ-я.

3 аспекта РА: иллокутив, локутив, перлокутивн.

Иллокуция - цель.

Перлокуция (что происходит на самом деле: привлеч внимания, осведомление)

Иллокуция и перлокуция не совпад. (Мама говорит ребенку: «НЕ бери конфеты»)

 

Остин:

Выделил перформативы: сам ярк, компактн ср-во.

Перформативы: глагол от 1го л, к-рый приравн-ся к действию.

Как Остин классифицировал эти слова:

- вердиктивы

Самые сильн и эффектив.: мен жизнь!

«[Я признаю, что]Он виновен»

Реализаторы власти

Приказываю, прошу, умоляю, советую.

- комиссивы (обещания)

- бехабитивы

Этикетн реакции: Я поздравляю, Я прошу прощения, Я вызываю Вас на дуэль

- экспозитивы (метатекстовые операторы)

Я доказываю, Я привожу пример

Оперируют высказыванием, надтекстовые.

Осечки и злоупотребления: РА могут не осущетсвляться.

Многозначные слова придают осечку.

Злоупотр-е - спец-о, чтобы не понял адресат. Напр, МЧ обещает жениться, хотя на самом деле не собирается.

Осечки: из-за осечек, связ с условиями (они оч конвенциональны)

 

Типы ком неудач

1) Порожден устр-вом языка (многозначн слова)

2) Порожден различиями собсед-ков в к-л отн-и (но не яз)

Порожденные прагматическими фоакторами

 

Сёрль

Что такое РА?

Начинается все скромно: РА - ед-ца яз общения.

Пример про майя (расшифр их иероглифы, т.к. это не эрозия)

Пр-ла: регулятивн и конститутивные

Регулятивные (есть ножом и вилкой)

Конститутивн (игра в футбол)

РА опис конститутивн отношения.

 

Суждение - пропозитивн сод-е. Показ нам его на прим 5 в-тов.

Значение по Сёрлю: I’m meaning it

Процесс обозначивания

Амер солдат говорит по-нем 1 фразу, чтобы подумали, что он немец (но он не говорит, что он немец)

Условия речевых актов (на прим обещ):

- нормальн вход и выход,

- адрес субъекту

-нормал сод-е

-то, чего гвщ желает

- усл искренности

- убеждение благодаря сознанию намерения, вызыв это убеждение

 

Различие РА:

Различие в цели

Приспособление слов к миру/видоизмен мир из-за слов

Выраж психологич состояния (хорошо потверждается смайликами)

Различ в энергичности РА (Я предлагаю/я настаиваю) (я думаю, что деньги украл Билл/Я клянусь, что деньги…)

Различие в статусе гвщ и слушающего (рядовой генералу не может приказать)

Различие в способе, к-рым высказ-е соотнесено с интересами гвщ и слушающего: между похвальбой и жалобой, поздравлением и соболезнованием.

Различие в соотнош с остальн ч дискурса: помимо слов 1го л здесь эту ф-ю выполн многие др обороты

Различие м/у теми актами, к-рые треб внеяз установлений и теми, к-рые их не требуют

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...