Модели управления остатками денежных средств
Использование моделей возможно лишь при построении полноценной системы планирования деятельности предприятия, ориентированной на расчет целевого остатка денежных средств. Уильям Баумоль первым заметил, что остаток денежных средств на счете во многом сходен с остатком товарно-материальных запасов, поэтому модель оптимальной партии заказа (EOQ) может быть использована и для определения целевого остатка денежных средств. Данная модель исходит из следующих основных положений: 1) потребность компании в денежных средствах находится на постоянном прогнозируемом уровне; 2) прогнозируемость денежных поступлений на постоянном уровне; 3) сальдо поступления и оттока денежных средств как следствие так же находится на постоянном уровне; все резервы денежных активов хранятся в форме краткосрочных финансовых вложений; 4) остаток денежных средств изменяется от максимума до минимума, равного нулю. В модели используются следующие переменные: С – сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи ликвидных ценных бумаг или в результате займа; С/2 – средний остаток средств на счете; С* – оптимальная сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи ликвидных ценных бумаг или в результате займа; С*/2 – оптимальный средний остаток средств на счете; F – постоянные трансакционные затраты по купле-продаже ценных бумаг или обслуживанию полученной ссуды; Т – общая сумма дополнительных денежных средств, необходимых для поддержания текущих операций в течение всего периода (обычно равен одному году, но может быть и другой продолжительности в случае сезонных изменений потребности в денежные средствах);
k – относительная величина альтернативных затрат (неполученного дохода), принимается в размере ставки дохода по ликвидным ценным бумагам или процента от предоставления имеющихся средств в кредит. Общие затраты (ТС) по поддержанию некоторого остатка средств на счете могут быть определены суммированием альтернативных затрат и постоянных трансакционных затрат.
Необходимо отметить, что общая сумма дополнительных денежных средств и, следовательно, целевой остаток средств на счете не изменяются пропорционально увеличению объема операций. Это вызвано нелинейным характером установленной зависимости и, таким образом, дает ряд преимуществ крупным компаниям по сравнению с мелкими. Серьезным недостатком модели Баумоля является предположение об устойчивости и предсказуемости денежных потоков; кроме того, она не учитывает наличие сезонности и цикличности. Другим большим недостатком данной модели представляется излишне жесткий математический подход к определению точки оптимального остатка денежных средств. Здесь не рассматриваются допустимые интервалы и способы определения верхних и нижних границ допустимого остатка. Отчасти эти недостатки устранены в моделях Миллера-Орра и Стоуна.
Тема 11 Финансовое планирование и разработка бюджетов предприятия
Вопрос 1 Содержание и принципы финансового планирования
В рыночной экономике планирование на предприятии является внутрипроизводственным, т. е. не носит элементов директивности. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде. Основная цель внутрипроизводственного финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных источников.
Исходя из этого основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются: ♦ обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; ♦ определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; ♦ выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; ♦ установление эффективных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; ♦ соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; ♦ контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Значение финансового планирования состоит в том, что в его процессе выработанные стратегические цели воплощаются в форму конкретных финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость, прибыль, инвестиции и др.; устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении; определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия; оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии. Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют и свои особенности. 1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможным в рамках вертикального единства фирмы. 2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать эффективно деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.
3. Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители. 4. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла. 5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом возможности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (ресурсов, производственных мощностей и т. д.). 6. Принцип обеспечения платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. 7. Принцип предельной рентабельности – при планировании инвестиций следует выбирать те проекты, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность. 8. Принцип сбалансированности рисков – проекты и программы могут быть включены в финансовый план только при условии удовлетворительности рисков; при этом особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений). Ключевыми понятиями процесса финансового планирования в организации являются: 1. Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий формирование и использование финансовых ресурсов на плановый период. 2. Бюджет – форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в ресурсах в рамках до одного года с поквартальной и помесячной разбивкой. В практике управления используются два основных вида бюджетов: операционные и финансовые. 3. Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).
Вопрос 2 Методы финансового планирования. Нормативный метод
Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов, т. е. конкретных способов и приемов расчетов показателей. Среди известных методов планирования можно выделить следующие: ♦ нормативный; ♦ расчетно-аналитический; ♦ балансовый; ♦ оптимизации плановых решений; ♦ экономико-математические; ♦ анализ безубыточности; ♦ бюджетного планирования. Сущность и содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: 1. федеральные нормативы. Они являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и предприятий. К ним относятся ставки федеральных налогов; ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование; ставки рефинансирования коммерческих банков, утвержденных Банком России, и нормы обязательных резервов банков, депонируемых в Центральном банке России; минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ открытого и закрытого типа и др.; 2. нормативы отдельных субъектов Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных образований) действуют в отдельных регионах Российской Федерации. К ним относятся ставки республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и т. д.; 3. отраслевые нормативы применяются в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества и т. п.). Эти нормативы включают нормы предельных уровней рентабельности предприятий монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению и др.; 4. нормативы предприятия – это нормативы, разрабатываемые непосредственно предприятием и используемые им для регулирования производственно-торгового процесса и финансовой деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах; нормы кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия; нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли; норматив отчисления в ремонтный фонд и др. Как уже было сказано выше, процесс разработки нормативов внутри предприятия является достаточно трудоемким. Однако создание нормативной базы, являющейся основой рационального планирования и бюджетирования, обеспечит эффективную работу предприятия. В связи с этим на предприятии рекомендуется разрабатывать группы нормативных показателей, на основе которых, в свою очередь, будет составляться обоснованный план прибыли и реализации, бюджет денежных поступлений и платежей по компании, а также отдельным входящим в нее подразделениям.
Среди основных можно выделить следующие группы нормативов. Главным нормативом любой компании является норма прибыли на инвестированный капитал. Именно эта ставка служит основой расчета планового объема прибыли фирмы и определяющих ее показателей – объема продаж и суммы издержек. Продажные цены со скидками, находящиеся под постоянным контролем и вниманием руководителей компании, и себестоимость изделий или услуг, управлять которой часто не удается простыми способами. Предельные цены по многим видам изделий контролирует рынок. Третья группа нормативных характеристик, которые должны быть основой организации труда и заработной платы, обеспечивать рост производительности, совмещать рост зарплаты работников со снижением затрат на единицу изготавливаемой продукции. Четвертая группа нормативных показателей связана с установлением оптимального уровня складских запасов. В первую очередь это касается запасов сырья и материалов: их размер определяется производительностью оборудования, объемами реализации и сроками поставки. Пятая группа нормативов обеспечивает эффективность управления денежными потоками. Еженедельные и ежемесячные нормативы денежных остатков обеспечивают контроль за финансовой деятельностью подразделений и компании в целом. Важным показателем здесь также является предельный размер дебиторской задолженности по каждому покупателю.
Вопрос 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|