Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчетно-аналитический метод




 

Сущность и содержание расчетно-аналитического метода планирования показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь показателей может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, прогнозировании динамики активов и пассивов и др. Разновидностями расчетно-аналитических методов являются рассмотренные в теме 3 аналитических метода планирования прибыли, а также метод составления бухгалтерской отчетности на основе «процента от продаж».

Сущность метода процента от реализации заключается в решении двуединой задачи:

1. на основе запланированного роста объема продаж на предстоящий хозяйственный год, выраженного в процентах, определить будущие расходы, активы и обязательства в виде процента от продаж;

2. на основе полученных финансовых параметров составить сбалансированные форматы прогнозной информации:

♦ прогноза отчета о прибылях и убытках (плана доходов и расходов);

♦ прогноза баланса активов и пассивов;

♦ прогноза отчета о движении денежных средств;

♦ сметы наличности (календарного плана).

Решение задачи не вызывает особых затруднений и выполняется в такой последовательности:

1. увеличение всех связанных активов из отчетного баланса на процент от продаж;

2. определение объема нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль планового года равна нераспределенной прибыли на конец отчетного периода плюс чистая прибыль планового года за вычетом прибыли на потребление;

3. определение суммы долга;

4. вычисление дефицита источников финансирования как разности между приростом активов и суммой изменения источников (долга и нераспределенной прибыли).

Главное достоинство этого метода – простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж:

♦ сомнительное предположение, что предприятие постоянно работает на полную мощность, все связанные ресурсы сбалансированы, а для роста объема продаж нужны лишь капитальные вложения;

♦ при наличии у предприятия недогруженных активов использование данного метода вызовет усиление степени недозагрузки, что может привести к серьезным искажениям в конечных параметрах всего финансового плана.

Однако при всех перечисленных недостатках этот метод популярен не только потому, что он прост, но и потому, что для использования других методов финансового планирования предприятие порой не располагает достаточным количеством данных.

 

Вопрос 4

Экономико-математические методы финансового планирования

 

Сущность и содержание экономико-математического метода в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей финансовых показателей и факторов, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание математического процесса, т. е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).

В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y = f(x),

где Y – показатель;x– факторы.

Корреляционная связь – это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только большом количестве наблюдений. Корреляционная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели вида:

♦ линейного Y = AO + A1X;

♦ параболы Y = AO + A1X1 + А2 Х2;

многофакторные модели вида:

♦ линейного Y = AO + A1 X1 ++ An Хп

♦ и др.

В экономико-математическую модель должны включаться не все, а только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую непригодными для практического использования.

Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

Например, с помощью экономико-математического метода можно построить модель зависимости прибыли от объема выручки, которая выражается линейным уравнением вида:

Y = AO + A1X,

где Y – прибыль, руб.; X – выручка, руб.; A 1 – коэффициент регрессии, показывающий, на сколько рублей увеличивается прибыль при увеличении выручки на 1 руб.; АО – сумма прибыли, определяемая совокупным действием всех других факторов, кроме выручки, руб.

Разновидностью экономико-математических методов является оптимизация плановых решений. Сущность и содержание метода оптимизации плановых решений сводятся к разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

♦ минимум приведенных затрат;

♦ максимум приведенной работы;

♦ минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

♦ минимум текущих затрат;

♦ минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости средств;

♦ максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала;

♦ максимум рентабельности капитала (или суммы прибыли на 1 руб. вложенного капитала);

♦ максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых потерь (финансового и валютного риска).

Указанные затраты представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности.

 

Вопрос 5

Организация финансового планирования

 

Систематическое финансовое планирование на предприятии, как правило, ведется по трем направлениям:

♦ перспективное финансовое планирование;

♦ текущее финансовое планирование;

♦ оперативное финансовое планирование.

Все виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

Исходя из целей и задач, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, данных бухгалтерского и налогового учета, отчетов других подразделений. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап – это разработка параметров по направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Каждый из рассмотренных видов финансового планирования решает свой круг задач и составляется в определенной форме (табл. 11.1).

 

Таблица 11.1. Формы финансовых планов

 

 

Вопрос 6

Перспективное финансовое планирование

 

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей предприятия.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко до 5) лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включает в себя следующие основные этапы:

♦ определение периода реализации стратегии;

♦ анализ факторов внешней финансовой среды предприятия;

♦ формирование стратегических целей финансовой деятельности;

♦ разработка финансовой политики предприятия;

♦ разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

♦ оценка разработанной финансовой стратегии.

Важным моментом при разработке финансовой стратегии предприятия является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития предприятия. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие как:

♦ динамика макроэкономических процессов;

♦ изменения, происходящие на финансовом рынке;

♦ отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности предприятия.

Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия; кроме этого, особое внимание отводится учету факторов риска.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия является следующим этапом стратегического планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей предприятия должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях – нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются:

♦ среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;

♦ минимальная доля собственного капитала;

♦ коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия;

♦ соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия и др.

На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т. п.

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т. е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.

В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.

 

Вопрос 7

Оперативное финансовое планирование

 

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

♦ организация временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

♦ формирование информационной базы о движении денежных потоков;

♦ ежедневный учет изменений в информационной базе;

♦ анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

♦ расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной «нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное привлечение заемных средств;

♦ расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

♦ анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

Информационной базой платежного календаря служат:

♦ план реализации продукции;

♦ смета затрат на производство;

♦ план капитальных вложений;

♦ выписки по счетам предприятия и приложения к ним;

♦ договора;

♦ внутренние приказы;

♦ график выплаты заработной платы;

♦ счета-фактуры;

♦ установленные сроки платежей для финансовых обязательств.

Процесс составления платежного календаря можно разделить на пять этапов:

1. выбор периода планирования; как правило, это квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);

2. расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);

3. оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;

4. определение денежного сальдо представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;

5. подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

♦ перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период;

♦ ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;

♦ принять меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек и санкций. Некоторые предприятия разрабатывают платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга и т. п.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Исходные данные для составления кассового плана:

♦ предполагаемые выплаты по фонду заработной платы в части денежных средств;

♦ информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;

♦ сведения о командировочных расходах;

♦ сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

Кассовый план необходим не только предприятию, но и банку, обслуживающему предприятие, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

 

Вопрос 8

Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

 

Бюджет – это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджетов является неотъемлемой элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)». Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Таким образом, в широком смысле бюджетирование можно понимать как систему тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов, необходимых для их достижения. Бюджетирование является инструментом достижения более высоких результатов деятельности организации посредством повышения эффективности процессов управления. И главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями системы бюджетирования:

♦ постановка плановых финансово-экономических целей;

♦ контроль достижения плановых целей посредством своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов;

♦ анализ причин, вызвавших отклонения, и последующая корректировка планов.

Можно выделить шесть основных принципов бюджетирования:

1. Согласование целей, требующее, чтобы процесс бюджетирования начинался «снизу вверх», так как нижестоящие руководители лучше владеют ситуацией на рынке и со своей стороны обеспечат реализуемость бюджетных величин. Далее, после согласования бюджетных планов с вышестоящими руководителями, обеспечивающим соответствие целям предприятия, процесс меняет направление и реализуется по схеме «сверху вниз».

2. Соподчиненность, предполагающая, что каждое подразделение предприятия планирует и отвечает только за те показатели, на которые оказывает влияние.

3. Ответственность, предусматривающая передачу каждому подразделению функции контроля за исполнением своей части бюджета вместе с полномочиями осуществлять при необходимости координирующие мероприятия.

4. Постоянство целей, предполагающее, что установленные базовые величины принципиально не меняются в течение планируемого периода.

5. Последовательность, которая предполагает, что бюджет формируется в соответствии с учетной политикой предприятия, применяемой последовательно от одного отчетного периода к другому.

6. Соответствие финансовому (бухгалтерскому) учету, предусматривающее формирование бюджетных таблиц таким образом, чтобы прогнозные данные были идентичны сведениям, находящим отражение в бухгалтерских проводках, что позволит не только значительно облегчить процесс составления бюджета, но и достаточно оперативно осуществлять анализ его выполнения, не создавая при этом дополнительных информационных потоков.

Таким образом, современное внутрифирменное планирование и управление, основанное на системе бюджетирования, представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными принципами действия, позволяющие разрабатывать сбалансированные и оптимальные.

 

Вопрос 9

Виды и содержание бюджетов предприятия. Структура главного бюджета

 

Бюджеты могут иметь множество видов и форм. В отличие от формализованных отчета о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, степени, в которой процесс составления бюджета интегрирован с финансовой структурой предприятия, от квалификации и опыта разработчиков и т. д. Такое многообразие бюджетов обусловливает необходимость классификации их по ряду потенциально возможных на практике характерных признаков.

Результаты изучения экономической литературы, где уделено достаточное внимание классификации бюджетов, можно обобщить в табл. 11.2.

 

Таблица 11.2. Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

 

Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия, называемый основным или головным.

Выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

1. система операционных бюджетов;

2. система финансовых бюджетов.

Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

♦ бюджет продаж;

♦ бюджет производства;

♦ бюджет производственных запасов;

♦ бюджет прямых затрат на материалы;

♦ бюджет производственных накладных расходов;

♦ бюджет прямых затрат на оплату труда;

♦ бюджет коммерческих расходов;

♦ бюджет управленческих расходов;

♦ прогнозный отчет о прибыли.

Результатом текущего финансового плана является разработка трех основных документов:

♦ бюджета движения денежных средств;

♦ бюджета доходов и расходов;

♦ плана бухгалтерского баланса (рис. 11.1).

 

Рис. 11.1

 

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности.

 

Вопрос 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...