детей с интеллектуальной недостаточностью
Стр 1 из 2Следующая ⇒ педагогической практики в качестве учителя младших классов школ (класса), обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
Для специальностей: 1-03 03 08-01 «Олигофренопедагогика. Дошкольное образование» 1-03 03 08-02 «Олигофренопедагогика. Логопедия»
2012 г.
СОСТАВИТЕЛЬ: Л.Г.Сечковская, старший преподаватель кафедры олигофренопедагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой олигофренопедагогики (протокол № 17 от 05.06.2012 г.)
Заведующий кафедрой
____________ Е.А. Винникова
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Советом факультета специального образования (протокол № 10 от 26.06.2012 г.)
Председатель Совета факультета
____________ С.Е. Гайдукевич
Оформление программы практики и сопровождающих её материалов действующим Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Руководитель практики учебно-методического управления БГПУ
_______________ Г.В. Савицкая ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика в качестве учителя младших классов школ (класса), обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью (далее – практика) проходит у студентов дневной формы получения образования на IV курсе (8 семестр) и у студентов заочной формы получения образования на V курсе (10 семестр) в течение 4-х недель. В структуре профессиональной подготовки студентов по специальности олигофренопедагогика (с дополнительными специальностями) практика является органической частью учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает единство теоретической подготовки специалистов-дефектологов с их практической деятельностью в различных специальных учреждениях.
В процессе практики создаются условия для интеграции медицинских, психолого-педагогических, методических знаний студентов. Этот синтез обеспечивает целостное и всестороннее представление о коррекционно-педагогическом процессе, педагогических явлениях, составляет основу научной организации профессионального труда учителя. Цель практики – развитие у студентов интереса к педагогической деятельности; формирование теоретической и практической готовности студентов к выполнению функций учителя-дефектолога младших классов учреждений образования, обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью; овладение специальными профессиональными знаниями, умениями. Задачи педагогической практики: - закрепление, углубление и обогащение теоретических знаний студентов при решении конкретных педагогических задач в соответствии с современными требованиями к организации и содержанию учебно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью; - ознакомление с учебно-воспитательным процессом в младших классах учреждений образования, обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью, особенностями работы педагогов; - овладение студентами навыками планирования, разработки содержания и проведения уроков различного типа по всем предметам (кроме музыки и физической культуры), коррекционных занятий; - овладение технологией анализа и самоанализа уроков; - применение средств, методов и приёмов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и коррекции их психофизического развития; - совершенствование умений применения знаний по специальной психологии при решении учебно-воспитательных задач на уроках, овладение методами и приёмами психолого-педагогического изучения учащихся;
- формирование профессионально-значимых качеств личности педагога-дефектолога, творческого отношения к педагогической деятельности; - воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии дефектолога, потребности в педагогическом самообразовании.
В процессе педагогической практики каждый студент должен овладеть следующими умениями: - осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности; - определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - подробно разрабатывать содержание уроков с учётом современных требований к уроку при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью; - проводить уроки, использовать разнообразные методы, приёмы активизации и руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке, решать образовательные и коррекционно-воспитательные задачи обучения; - осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения (владение приёмами такой работы); - пользоваться различными видами наглядных пособий, владение методикой использования на уроке ТСО; - изучать личность школьника с интеллектуальной недостаточностью с целью диагностики и проектирования его развития и воспитания; - проводить воспитательную работу с учениками; - изучать, анализировать и обобщать передовой педагогический опыт; - сотрудничать с учителями, классными руководителями, воспитателями и учениками; - проводить работу среди родителей в различных её формах (собрания, беседы, вечера и др.). Вся работа студентов фиксируется в дневнике педпрактики. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Практика начинается с курсового собрания по организационно-методическим вопросам, на котором руководитель практики от факультета информирует студентов о задачах и содержании практики, проводит обучение и проверку знаний по вопросам трудового законодательства и охраны труда. В первый день прохождения практики руководитель учреждения образования проводит ознакомление студентов с приказом по учреждению о зачислении студентов на практику согласно договорам об организации практики студентов и назначении непосредственного руководителя, осуществляет инструктаж по охране труда, знакомит с учреждением, администрацией, педагогическим коллективом.
В течение всего периода практики студенты выполняют задания учебно-исследовательского характера, собирают материалы для написания психолого-педагогической характеристики ученика, изготавливают наглядные пособия. Содержание педагогической практики предусматривает: 1. Знакомство с составом класса, изучение личных дел учащихся, наблюдение за коллективом учащихся и отдельными учениками; 2. Изучение календарно-тематического планирования к урокам; 3. Посещение и анализ уроков непосредственного руководителя от учреждения образования (в течение первых двух-трёх дней); 4. Ежедневное проведение 1-2 уроков по чтению и развитию речи, обучению письму, русскому языку, математике, трудовому обучению, изобразительной деятельности, предмету «Человек и мир», белорусскому языку (с их самоанализом, который отражается в дневнике). Количество уроков, которые необходимо провести по каждому учебному предмету, согласуется с непосредственным руководителем от учреждения образования. Каждый урок оценивается непосредственным руководителем от учреждения образования, оценка выставляется в дневнике. 5. Разработку и проведение коррекционно-развивающих занятий; 6. Разработку и изготовление наглядных пособий; 7. Разработку и проведение одного-двух воспитательных мероприятий, самоподготовки с учащимися класса. 8. Изучение необходимой научной и методической литературы; 9. Планирование уроков, проверку тетрадей. 10. Психолого-педагогическое изучение учащегося на основе эксперимента, беседы, наблюдения за школьниками во время уроков и внеклассных занятий, ознакомления с личными делами, классным журналом, творческими работами детей и составление психолого-педагогической характеристики на ученика;
11. Работу с родителями учащихся: участие в родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед с родителями; 12. Выполнение научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы. 13. Общественно-педагогическую деятельность.
План-график прохождения практики 1. Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам (для студентов заочной формы получения образования проводится во время зимней экзаменационной сессии). 2. Знакомство с классом, изучение личных дел учащихся. 3. Наблюдение уроков учителей с последующим анализом. 4. Работа студента-практиканта в младших классах учреждений образования, обеспечивающих обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в качестве учителя. 5. Курсовое собрание по организационно-методическим вопросам для подведения итогов практики (для студентов заочной формы получения образования проводится во время летней экзаменационной сессии).
ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ Общественно-педагогическая деятельность студентов-практикантов планируется на весь период практики с учётом места её прохождения, особенностей и индивидуальных наклонностей студентов. В период практики студенты обязаны принимать активное участие в жизни педагогического коллектива учреждения образования. Общественно-педагогическая практика студентов включает непосредственную воспитательную работу с детьми, пропаганду знаний по дефектологии: - ознакомление с передовым опытом педагогической работы; - участие в организации культурно-массовых мероприятий; - проведение профориентационной работы среди учащихся учреждения образования; - работу с родителями (родительские собрания, конференции); - участие в работе методических объединений, семинаров, научно-методических конференциях учителей; - кружковая и спортивно-массовая работа среди учащихся; - оказание помощи в оборудовании классов-кабинетов, в изготовлении наглядных пособий, разработке материалов для методического кабинета.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Обязанности руководителя практики от факультета: – вести работу по подбору учреждений образования и заключению с ними договоров; – готовить проект приказа о практике; – информировать студентов о сроках и месте проведения практики, проводить распределение студентов по учреждениям образования с предложениями кафедр; – организовать проведение курсовых собраний по организационно-методическим вопросам с участием руководителя практики от учреждения высшего образования;
– проводить перед началом практики инструктаж студентов по охране труда; – вести работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от учреждений образования; – контролировать своевременность сдачи отчетной документации, предусмотренной программой практики (далее – отчетная документация); – организовать принятие дифференцированных зачетов у студентов в форме, предусмотренной программой практики; – участвовать в работе совета факультета и заседаниях кафедр при обсуждении вопросов по подготовке, проведению и подведению итогов практики и вносить предложения по устранению недостатков, дальнейшему совершенствованию организации и проведения практики студентов; – составить отчет по итогам практики и представить его декану факультета.
Обязанности руководителя практики от кафедры: – готовить предложения о распределении студентов на практику по учреждениям образования; – знакомить студентов с целями, задачами и программой практики, представлять им информацию об учреждениях образования, в которых осуществляется проведение практики; – принимать участие в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам; – консультировать студентов при выполнении заданий, определенных программой практики, проверять и утверждать планы-конспекты занятий и мероприятий; – оказывать помощь студентам при подготовке к занятиям и мероприятиям; – своевременно выявлять и устранять недостатки в проведении практики, а при необходимости сообщать о них руководителю практики от факультета и руководителю учреждения образования; – организовывать работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от учреждения образования; – проверять и оценивать отчетную документацию студентов и принимать дифференцированный зачет; – анализировать выполнение программ практики, обсуждать ее итоги и в течение недели после заседания кафедры представить руководителю практики от факультета выписку из протокола заседания кафедры, а декану факультета – отчеты о результатах проведения практики; – участвовать в работе совета факультета и заседаниях кафедр при обсуждении вопросов по подготовке, проведению и подведению итогов практики; – вносить предложения по совершенствованию практики. Обязанности непосредственного руководителя практики от учреждения образования: – знакомить студентов со спецификой профессиональной деятельности, документацией, необходимой для выполнения программы практики; – распределять темы уроков и мероприятий между студентами; – консультировать студентов при выполнении заданий, определенных программой практики; – оказывать методическую помощь студентам при подготовке пробных и зачетных уроков и коррекционных занятий, утверждать планы-конспекты предстоящих уроков; – анализировать и оценивать уроки и мероприятия, проведенные студентами; – своевременно информировать руководителя учреждения образования и руководителей практики от кафедры об отсутствии студентов в учреждении образования, невыполнении ими программы практики, нарушении правил внутреннего трудового распорядка; – подписывать письменный отчет о выполнении программы практики и оформлять письменный отзыв о прохождении практики студентом; – вносить предложения по совершенствованию практики. Обязанности студентов в период прохождения практики: – участвовать в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам педагогической практики; – вести дневник практики; – соблюдать правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования; – выполнять распоряжения администрации учреждения образования и непосредственного руководителя практики; – своевременно оформить и представить отчетную документацию по практике руководителям от кафедры. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ После окончания практики студент представляет непосредственному руководителю от кафедры следующую документацию: - Дневник практики с планом работы на каждый день, конспектами уроков (не менее 20) и замечаниями непосредственного руководителя от учреждения образования; - отчёт о результатах практики с кратким самоанализом работы и предложениями; - психолого-педагогическую характеристику одного учащегося с протоколами обследования, заверенную руководителем учреждения образования; - развёрнутый конспект и полный письменный психолого-педагогический анализ одного проведенного урока; - текст беседы, консультации с родителями и педагогами (по 1-2); - образцы наглядных пособий, изготовленных студентом и использованных на уроках (можно фото); - отчет о выполнении программы практики. Отчет должен быть подписан студентом и утвержден руководителем (заместителем руководителя) учреждения образования; - письменный отзыв о прохождении практики студентом непосредственного руководителя от учреждения образования. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Результаты деятельности студента получают отражение в общей оценке по практике. До курсового собрания по организационно-методическим вопросам на заседании кафедры каждому студенту утверждается оценка за педагогическую практику. Общая оценка работы каждого студента является комплексной и складывается из: · выполнения объема программы практики; · оценок и отзыва непосредственного руководителя от учреждения образования; · качества представленной документации; · результатов общественно-педагогической деятельности и самостоятельности студента при выполнении программы практики;
9 – 10 баллов ставится студенту за: – показавший системное, глубокое и полное знание теоретического материала, представляющего основу практической деятельности, свободное оперирование знаниями в процессе планирования и проведения коррекционно-педагогической работы; – выполнивший программу практики в полном объёме, проявивший самостоятельность, творчество, инициативу при реализации всех видов педагогической деятельности; – способный методически правильно организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование младших школьников, верно анализировать и обобщать полученные данные, грамотно оформлять результаты диагностики, эффективно использовать их в организации коррекционной работы; – умеющий точно определять и эффективно, методически правильно решать задачи уроков; осуществлять обоснованный выбор дидактического материала, наглядных пособий; самостоятельно и творчески подходить к разработке конспектов уроков, дидактического материала; использовать последние данные методической литературы, ТСО при организации учебной и коррекционной работы; – продемонстрировавший высокий уровень организации взаимодействия в ходе педагогической деятельности с учащимися, родителями, коллегами; имеющий положительные отзывы со стороны последних; – владеющий умением конструктивно анализировать результаты собственной деятельности, занятия других практикантов, возникающие педагогические ситуации; культурой ведения документации по практике, культурой речи; – имеющий отличные отметки за зачетные занятия; – соблюдавший трудовую дисциплину, принимавший активное участие в жизни педагогического коллектива школы, проявивший интерес к изучению и обобщению передового педагогического опыта.
6 - 8 баллов ставится студенту за: – продемонстрировавший достаточно полное знание теоретического материала при организации практической деятельности, планировании и проведении учебно-воспитательного процесса; – выполнивший программу практики в полном объёме, проявивший самостоятельность и инициативу при реализации всех видов педагогической деятельности; – способный методически правильно, с незначительными недостатками, организовывать и проводить психолого-педагогическое обследование младших школьников, анализировать и обобщать полученные данные, оформлять результаты диагностики, использовать их в организации учебной и коррекционной работы, допуская единичные несущественные ошибки и неточности, эффективно пользоваться консультационной помощью непосредственного руководителя от учреждения образования; – умеющий определять задачи уроков, осуществлять адекватный выбор наглядных пособий, разрабатывать и изготавливать дидактический материал, но испытывающий отдельные затруднения в разработке содержания и реализации задач уроков, не в полной мере использующий опору на последние данные специальной литературы, однако, пользуясь консультационной помощью непосредственного руководителя от учреждения образования, показывающий в процессе практики явные достижения в овладении профессионально-педагогическими умениями; – демонстрирующий навыки организации взаимодействия в ходе педагогической деятельности с учащимися, родителями, коллегами; имеющий положительные отзывы со стороны последних; – владеющий технологией анализа занятия и самоанализа деятельности; правильной, выразительной и эмоциональной речью; умеющий оформлять документацию по практике в соответствии с предъявляемыми требованиями, допуская единичные несущественные ошибки, неточности в использовании терминологии; – получивший преимущественно «хорошие» отметки за зачетные занятия;
3 - 5 баллов ставится студенту за: – проявленное формальное отношение к выполнению программы практики, допустил факты нарушения исполнительской дисциплины, которые негативно сказались на реализации ее содержания; деятельность студента характеризовалась репродуктивным характером; - обладает необходимыми знаниями, умениями наиболее существенные погрешности которых устраняются под руководством непосредственных руководителей; - не проявил инициативу в поиске средств, путей, способствующих формированию профессиональных знаний, умений (разработка содержания уроков, технология проведения учебных занятий, психолого-педагогическое изучение учащихся и т.д.); - поверхностно отразил результаты своей деятельности в документации по практике; - наличие по всем видам зачетных работ преимущественно отметок 5,4.
1 - 2 балла ставится студенту за: – показавший низкий уровень сформированности теоретических знаний и практических умений; – проявивший несамостоятельность, безынициативность в реализации программы практики, не выполнивший ее полностью; – продемонстрировавший формальное отношение и большие затруднения в определении целей, задач, содержания уроков, выборе и реализации методов и приёмов коррекционного воздействия; допустивший существенные ошибки в подборе наглядных пособий, разработке дидактического материала; не проявивший стремления к устранению допускаемых просчетов в выполнении программы практики; – частично отразивший результаты своей деятельности в документации по практике, допустив существенные ошибки в использовании научной терминологии; – имеющий отрицательные отзывы о проделанной работе от непосредственного руководителя от учреждения образования; – показавший низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв непосредственного руководителя практики от учреждения образования, повторно направляется на практику в свободное от обучения время.
ЛИТЕРАТУРА основная 1. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие / Сост. Н.Д.Шматко. - М, 1997. 2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/ Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 2007. 3. Процко Т.A. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы. - Мн., 2000. 4. Процко Т.А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). - Мн., 2006. 5. Процко Т.А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью. - Мн., 2007. 6. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью/ Под ред. М.Пшичек. -Спб., 2006. 7. Сидоренкова Л.И. Психологический анализ урока как условие формирования педагогических умений. - Л., 1988. 8. Условия и механизмы повышения качества специального образования/ А.Н.Коноплева и др. - Мн., 2006. 9. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. - М., 2003. дополнительная 1. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М., 1985. 2. Гайдукевич С.Е. Направления совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития / С.Е. Гайдукевич // Спецыяльная адукацыя. – 2009. – № 5. 3. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - Киев, 1985. 4. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999. 5. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979. 6. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. - М., 1983. 7. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями образовании/ Под ред. А.Н.Коноплевой. – Мн., 2006. 8. Педагогические технологии в специальном образовании/ Под ред. А.М.Змушко. Мн., 2006. 9. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М., 2003. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПРИМЕРНАЯ ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Приложение 1
Анализ урока определяется целями посещения и может быть общим и тематическим. Общий анализ отражает характер содержания урока, его методической, организационной стороны, деятельности учителя и учащихся, основные результаты урока.
Примерный план общего анализа урока 1. Тема урока. Определение типа урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме. 2. Цели урока. Их соответствие теме, содержанию урока. 3. Организация урока. Готовность учащихся к уроку. Организация учащихся на работу. Готовность классного помещения к уроку. 4. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Цель и место проверки знаний, умений и навыков. Вид проверки. Содержание и методика постановки вопросов (характер вопросов). Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом. Оценка ответов учащихся. 5. Содержание и методика изучения новых знаний. Тема и содержание устного изложения учителем учебного материала. Система и последовательность изложения, научность, доступность изложения Связь с ранее пройденным материалом. Практическая значимость материала урока. Активизация познавательной деятельности учащихся, способы поддержания интереса и внимания учащихся на отдельных этапах урока. Роль и место самостоятельной работы учащихся. Методика учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала. 6. Содержание и методика закрепления новых знаний. Отбор материала для закрепления. Упражнения и самостоятельные работы дифференцированного характера. Характер усвоения знаний, умений и навыков. 7. Содержание и методика домашнего задания. Объем и виды домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. 8. Поведение учащихся на уроке. Проявление познавательного интереса, степень активности учащихся. Работоспособность учащихся в разные периоды урока. 9. Характеристика учителя. Знание материала. Методическое мастерство Педагогический такт. Культура речи учителя. 10. Общая оценка урока. Результаты урока. Достижение целей. 11. Выводы и предложения.
Приложение 2
Примерная схема поэтапного анализа урока при обучении
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|