Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

детей с интеллектуальной недостаточностью




При посещении урока и в процессе его анализа студенту-практиканту следует фиксировать свое внимание в первую очередь на следующих аспектах:

1.Анализируя структуру урока, студент должен обращать внимание на основные этапы усвоения знаний учащимися, проверку домашних заданий, повторение пройденного материала для установления связи с изучаемым учебным материалом, изложение новой темы, закрепление только что полученных знаний, объяснение домашнего задания, соответствие всех этапов урока их основным дидактическим и коррекционно-воспитательным целям.

2.Среди дидактических принципов, реализуемых на уроке, помимо научности, связи с жизнью и доступности сообщаемых знаний, студент должен особое внимание уделить реализации принципов воспитывающего обучения, индивидуального и дифференцированного подхода, использование наглядных средств, методов активизации мыслительной деятельности учащихся. Он должен внимательно следить за тем, как учитель подводит учащихся к самостоятельным формулировкам и выводам, обобщению материала, как формирует навыки самоконтроля, развивает познавательный интерес, речь, осуществляет лечебно-охранительный режим.

3.Студент должен фиксировать внимание на разнообразии и сочетании используемых методов и приемов, на их коррекционной направленности. Особое внимание следует обращать на приемы, которые стимулируют интерес учащихся к материалу урока, способствуют преодолению их индифферентности, а также методы и приемы, которыми пользуется учитель при объяснении домашнего задания (студент должен ознакомиться с объемом, характером и дифференцированностью задания).

4.Наблюдая за учетом и оценкой знаний учащихся на уроке, студент должен интересоваться видами проверки знаний, умений и навыков, сочетанием индивидуальной и фронтальной работы.

 


 

Приложение 3

Примерная схема самоанализа урока

1. Дать краткую характеристику класса, в котором проходил урок (возрастных особенностей, уровня подготовленности учащихся).

2. Назвать тему урока, охарактеризовать ее место в системе уроков.

3. Определить степень сложности изучаемого материала для данного класса.

4. Охарактеризовать задачи урока.

5. Определить тип урока и показать решение задач на каждом этапе.

6. Охарактеризовать кратко использованные в ходе урока методы обучения, соответствие содержанию изучаемого материала и формам организации деятельности учащихся, их эффективность (сопоставить с полученным результатом – уровнем знаний учащихся).

7. Какие формы организации учебно-познавательной деятельности были использованы (индивидуальные, групповые) с наилучшим результатом? Их соответствие задачам, содержанию и методам, в чем и как проявлялось их единство в достигнутых результатах.

8. Выделить наиболее удачные и неудачные моменты урока.

9. Проанализировать причины потери рабочего времени.

10. Сформулировать собственные выводы об уроке.


Приложение 4

Изучение индивидуально-психологических особенностей учащегося

с интеллектуальной недостаточностью

I. Методические установки

Основным методом изучения является систематическое наблюдение за учеником на уроке, во внеклассной работе, в быту. Важно не только фиксировать у учащегося наличие положительных или отрицательных качеств, но и постоянно искать причины и условия, сформировавшие их, намечать пути и изыскивать способы коррекционно-воспитательной работы.

Определенную помощь в составлении психолого-педагогической характеристики окажет изучение личного дела учащегося, беседы с учителем и учеником, анализ письменных работ школьника и выполнение им специальных заданий.

Все выводы психолого-педагогического обследования необходимо подкреплять конкретными фактами по данным Протоколов (с указанием номера протокола, пункта вопроса и страницы).

Психолого-педагогическая характеристика оформляется на отдельных листах.

Примерная схема составления психолого-педагогической

характеристики учащегося

 

Психолого-педагогическая характеристика

ученика___________________ _____класса

(учреждение образования).

 

Составил студент_____группы 5 курса

дневной (заочной) формы

получения образования

факультета специального образования.

 

1) Ребенок___года рождения, поступил в_______________.(указать дату поступления) по направлению ____________ с диагнозом __________. Состояние ЦНС ребенка................(охарактеризовать неврологический статус). Физическое развитие ребенка (охарактеризовать физический статус).

До поступления в ________________ (указать, где воспитывался или обучался). В представленной характеристике о ребенке говорится, что он________________________ (изложить характеристику словами, обобщенно).

В течение обучения показал продвижение ________________ (указать какое: значительное или незначительное или отсутствие его; указать продвижение со стороны отдельных сторон личности: речи, мышления, пространственной ориентировки, в овладении умениями и навыками, в поведении, в учебной деятельности и т, д.) Указать источники, на основании которых характеризуется продвижение — это могут быть устные или письменные характеристики учителей.

2) Анамнестические сведения:..................................................................

3) В процессе психолого-педагогического эксперимента выявлено следующее:

Деятельность и личность...............(дать общую характеристику активности, целенаправленности, критичности и устойчивости ребенка в деятельности, особенностям психического насыщения в деятельности и их оценке, показать возможности стимуляции активности и деятельности; охарактеризовать, ребенка со стороны адекватности его поведения, особенности его уровня притязаний и самооценки).

Речь.................(указать, в какой мере — значительно или незначительно недоразвита).

Звуковая сторона речи................ (охарактеризовать особенности звукопроизношения, голоса, темпа, ритма речи).

Словарь..............(указать, ограничен или нет, в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов — частей речи — ограничен, охарактеризовать морфологическую и семантическую структуры слова в речи ребенка; дать ссылки на протоколы обследования).

Фразовая речь.............. (указать характер предложений: сложные, простые, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные; охарактеризовать грамматические связи, указать соответствующий раздел протокола обследования).

Развернутое спонтанное (самостоятельное) высказывание.................

(указать, может ли построить сам или строит только с помощью педагога; охарактеризовать со стороны полноты, последовательности, соблюдения логических связей; отметить выразительность или общую примитивность высказывания)

Запас знаний и представлений................ (охарактеризовать с учетом особенностей речевого развития, подчеркнуть, развит ли в пределах возрастной нормы или личного опыта, отличается ли бедностью даже в пределах личного опыта; сделать ссылки на протоколы обследования).

Ощущения, восприятия, представления.................... (описать выявленные особенности предметных образов, особо выделить степень сформированности пространственно-временных восприятий и представлений; дать ссылки на протоколы обследования).

Мышление.................(дать общую характеристику мышления как деятельности со стороны целенаправленности, мотивированности и критичности; охарактеризовать особенности наглядных форм мышления: средства и способы мышления; показать характер устанавливаемых связей: адекватных заданию или случайных; охарактеризовать особенности осмысливания словесно-логических связей; сделать ссылки на протоколы обследования).

Память и внимание.............. (охарактеризовать память ее стороны прочности, представленности в ней логических компонентов; охарактеризовать внимание со стороны устойчивости, целенаправленности, произвольности в разных видах деятельности).

На основании рассмотренных данных можно сделать вывод о том, что у ребенка имеет место................ (дать определение структуры дефекта —«диагноз».

В качестве индивидуальных особенностей отмечается следующее................(назвать все выявленные индивидуальные особенности, особо обратить внимание на особенности деятельности и личности; на уровень речевого развития в его связи с особенностями жизненного опыта, на особенности пространственной ориентировки; на способы мыслительной деятельности при решении наглядных, словесно-образных и словесно-логических задач).

На основании рассмотренного материала можно сделать следующие рекомендации:

—.............. (указать профиль школы или дошкольного учреждения, в котором нуждается ребенок).

—.............. (дать конкретные психолого-педагогические рекомендации, вытекающие из выявленных индивидуальных особенностей ребенка).

Протоколы обследования прилагаются.

Студент......................... (подпись).

Дата.............................

Характеристика заверяется руководителем учреждения образования и скрепляется печатью.

 


Приложение 5

Памятка по оформлению дневника по педагогической практике

1. Дневник наравне с отчетом по практике является основным документом для отчета студента о выполнении программы. Во время практики студент кратко и аккуратно записывает все, что проделано им за день по выполнению программы и индивидуальных заданий.

2. Не реже одного раза в неделю практикант обязан представить дневник на просмотр непосредственному руководителю от учреждения образования. Он подписывает дневник, делает замечания, дает дополнительные задания, выставляет текущую оценку за ведение дневника и выполнение программы практики.

 

Титульный лист

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет специального образования

 

Кафедра олигофренопедагогики

 

ДНЕВНИК

педагогической практики

в качестве учителя младших классов школ (класса),

обеспечивающих обучение и воспитание детей

с интеллектуальной недостаточностью

 

ФИО студента-практиканта

факультета специального образования

___курса ___ группы

дневной (заочной) формы

получения образования,

специальность

 

Практика проводится в ______________________________________________

(название учреждения)

с __________по __________г.

 

Руководитель практики

от кафедры олигофренопедагогики ___________________ _____________

(подпись) ФИО

Руководитель

учреждения образования __________________ _____________

(подпись) ФИО

 

Адрес учреждения _________________________

Телефон__________________________________

(Печать учреждения образования)

20 г.


Содержание дневника включает:

1. Место прохождения практики (подробный адрес учреждения образования, телефон, сроки практики).

2. Фамилии, имена и отчества руководителя учреждения образования, его заместителей, непосредственного руководителя от учреждения образования.

3. Расписание звонков.

4. Список учащихся класса, краткая характеристика его состава (диагноз, успеваемость по итогам прошедшей четверти, полугодия, года, характеристика индивидуальных особенностей).

Список учащихся класса

№   ФИО ученика Год рождения   Диагноз   Примечания
         

5. План размещения учащихся в классе (чертеж выполняется карандашом, фамилии учащихся вносятся в план);

6. Расписание уроков;

7. Фрагменты календарно-тематического планирования по всем проводимым урокам на период прохождения практики.

8. Индивидуальный план работы студента на весь период практики.

Оформление и примерное содержание:

Основные направления работы Содержание работы Календарные сроки проведения мероприятий Отметки о выполнении
       

Основные направления работы

§ Изучение учащихся в первые дни практики: наблюдение за ними на уроках, внеклассных занятиях, проводимых учителем и студентом, изучение личных дел школьников, классного журнала и т.д.

§ Планирование работы: изучение планов работы учителя, планирование своей учебно-воспитательной работы.

§ Учебная работа, посещение и анализ уроков учителей и практикантов, самостоятельное их проведение (предмет, тема, сроки проведения).

§ Общественно-педагогическая деятельность: изучение передового педагогического опыта, самостоятельная подготовка и проведение мероприятий, изготовление наглядных пособий, работа с родителями и т. д.

9. Содержание работы студента на каждый день (дата, план, конспекты посещенных и проведенных уроков и других видов деятельности). На полях студент ведет запись анализа своего урока и тех, которые он посетил.

Завершать записи каждого дня практики рекомендуется выводами, критическим анализом проведенной работы.

Все виды педагогической деятельности студента должны быть оценены непосредственным руководителем от учреждения образования.

 

 


Приложение 6

Примерная схема отчета студента о педагогической практике

ОТЧЁТ

о выполнении педагогической практики

в качестве учителя младших классов школ (класса),

обеспечивающих обучение и воспитание детей

с интеллектуальной недостаточностью

в период с _______ г. по ________ г.

в _____________________________________________

(школа, населенный пункт)

студента_____ группы

факультета специального образования дневной (заочной) формы получения обучения

 

(Ф.И.О. студента)

1. Выполнение программы педагогической практики (краткая характеристика основных этапов). Какие имелись отклонения от плана, почему? Что выполнено сверх плана? Особенности учебно-воспитательной практики в учреждении образования. Подготовленность (достаточность теоретических знаний) в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Количество проведенных уроков. Какие уроки проходили наиболее удачно? Какие вызвали затруднения, почему? Основные трудности при разработке конспектов уроков. Овладение анализом уроков. Как учитывался и использовался передовой педагогический опыт? Приведите конкретные примеры. Предметы, позволяющие наиболее полно реализовать принцип коррекционно-развивающего характера обучения учащихся. Какие основные воспитательные задачи решались на уроках? Получили ли вы удовлетворение от работы? Как реализовывался на уроках принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся?

3. Объем и содержание общественно-педагогической деятельности.

4. Выполнение программы УИР и НИР. Экспериментальная работа, ее результаты. Степень овладения методами научного исследования.

5. Какие умения и навыки вы приобрели в процессе практики? Какие задачи стоят перед вами в будущем?

6. Общие выводы о практике ее значение в вашем становлении как учителя-дефектолога; ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики (выбор мест для практики, методическая подготовка к преподаванию учебных дисциплин, содержание практики, работа кафедры, непосредственных руководителей от кафедры и учреждения образования, администрации школ, учителей).

_______________ _____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи студента

______________ ____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

непосредственного руководителя

от учреждения образования

_______________ _____________________________

Дата Подпись, расшифровка подписи

Печать учреждения образования руководителя учреждения образования

Приложение 7

Примерная схема отзыва непосредственного руководителя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...