Роль качества и конкурентоспособности продукции.
За счет улучшения качества продукции решаются следующие задачи: 1.) Повышение производительности труда; 2.) Обеспечение экономической эффективности производства за счет увеличения цен на качественную продукцию; 3.) Гарантированный сбыт за счет высоких потребительских свойств; 4.) Повышение экспортных возможностей; 5.) Более выгодная реализация продукции; 6.) Обеспечение продукцией, безопасной для здоровья людей. При проведении комплексного исследования рынка и оценки собственных возможностей, важное место занимает анализ конкурентоспособности своей и конкурирующей продукции. Перед тем, как предлагать свою продукцию на рынке продавец должен знать, по каким факторам качества его продукция отстает или опережает своих конкурентов, на какие из них делать упор, чтобы найти своего потребителя. При сегментировании рынка предприятия должны: 1) устанавливать потребности рынка; 2) выявлять группы фактических и потенциальных покупателей и их требования и качеству и цене; 3) изучать формировать мнения покупателей об ассортименте и качестве продукции; 4) изучать спрос на новую продукцию; 5) выявлять новые формы и способы использования выпускающейся продукции. Каждое предприятие должно работать над совершенствованием качества, это закрепит предприятие на рынке. Желание любого потребителя – иметь качественный товар по доступной цене. Чтобы повысить качество необходимо: 1) определить требования и желания потребителя; 2) учесть импорт продовольственных товаров, их сравнить с отечественной; 3) изменение стайлинга (упаковка, дизайн и т.д.) с учетом возможного предприятия; 4) определить оптимальный уровень качества, удовлетворяющего потребителя по качеству и цене;
5) разработать новые товары с учетом прогнозируемых требований потребителей к качеству товаров в перспективе; 6) выбор источников информации для получения данных о ситуации на рынке о качестве продукции конкурентов. Таким образом, первостепенной задачей является определение требований и желаний потребителей в отношении качества продукции. И на этой основе определяется объем спроса на продукцию данного качества и определяется система обеспечения спроса, т.е. выпуск продукции данного качества. В условиях рыночной экономики самой трудной задачей является не производство, а сбыт продукции. Для обеспечения устойчивых темпов расширенного воспроизводства на предприятии необходимо постоянное совершенствование производства, направленного на расширение выпуска продуктов ими изделии более высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Качество продукции является основным критерием формирования цены ее реализации. Повышение качества продукции равнозначно сбережению труда и материальных ресурсов. Чем полнее данный вид продукции удовлетворяет производство ими потребление, тем меньше потребность в ней. Появляются возможности экономии труда и материальных ресурсов и снижения на этой основе издержек производства и сбыта продукции. Кроме всего сказанного, качество продукции непосредственно влияет на спрос и являются важнейшим фактором конкурентоспособности товара. Основным критерием оценки качества продукции должна быть ориентация на интересы конкретного покупателя, на учет степени удовлетворения его потребностей, которые чаще всего выражаются в виде появления у него дополнительного дохода или новой услуги от использования продукции или услуги более высокого качества. Смысл ориентации на конкретного покупателя состоит в том, что продавец не располагает свои усилия, а концентрирует их на наиболее перспективной для его товара группа покупателей. Жесткая ориентация поставщика на конкретного покупателя позволяет им заранее определять параметры качества продукции, что создает условия для более полного использования их потенциала повышения конкурентоспособности промежуточной и конечной продукции.
Выход на рынок всегда есть вступление в конкурентоспособную борьбу. В условиях высокой насыщенности товарных рынков каждый продавец вынужден вести постоянную борьбу за рынки сбыта. Наиболее распространенной формой адаптации продукции к требованиям рынка является стандартизация и модификация товара. Стандартизация обеспечивает массовое серийное производство. Модернизация позволяет улавливать изменения в спросе и покупательской способности населения. Среди многих товарных стратегий завоевания рыка западно-европейские последователи выделяют следующее: 1. Обеспечить отличие товара по основным потребительским свойствам от товаров конкурентов. 2. Отыскать новые технологии, обеспечивающие производство данного товара с наименьшими издержками и достичь лидерства путем создания высококачественного товара при сохранении прежней реализационной цены. 3. На основе перехода от последовательного к параллельному методу организации производства разрабатывать пионерный товар, который будет лидером на рынке в ближайшие годы. 4. Выйти на рынок с новым товаром. Конкурентоспособен не тот, кто много производит, а тот, кто быстро обновляет. Это основной критерий конкурентоспособности.
№6 Производственная мощность предприятия. Производственная мощность предприятия —это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) за единицу времени внатуральном (или условно-натуральном) выражении вустановленных производственной программой номенклатуре иассортименте при полном использовании производственного оборудования, применении передовой технологии, современной организации производства итруда, обеспечении высокого качества продукции. Производственная мощность выражается теми же единицами измерения, вкоторых определен объем выпуска продукции впроизводственной программе —втоннах, метрах, штуках ит.д. Например, производственная мощность машиностроительного завода определяется вштуках изготовляемых машин, оборудования; металлургических предприятий —втоннах выплавки металла и производства проката. Втех производствах, где приняты условные единицы, они используются врасчете производственной мощности. Например, производство шифера —вусловных плитках, минеральных удобрений —вусловных тоннах сопределенным содержанием питательного вещества.
Рисчет производственной мощности предприятия ведется по его подразделениям вследующей последовательности. • по агрегатам игруппам технологического оборудования; •по производственным участкам; • по основным цехам ипредприятию вцелом. Основными факторами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются: • состав иколичество установленных машин, механизмов, агрегатов ит.д.; • технико-экономические нормы использования машин, механизмов, агрегатов идр.; • степень прогрессивности техники итехнологии производства; • фонд времени работы оборудования; • уровень организации производства итруда; • производственная площадь предприятия (основных цехов); •намечаемые номенклатура иассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость производства продукции при данном оборудовании. Производственную мощность ведущего производства можно определить по формуле:
где М – производственнаямощность ведущего цеха, участка впринятых единицахизмерения; n – число единиц ведущего оборудования вцехе, на участке; Фмакс- максимально возможный фонд времени работы ведущего оборудования, ч; Мт – прогрессивная норма трудоемкости обработки продукции на ведущем оборудовании, ч. Следует отметить, что при расчете производственной мощности не принимаются во внимание простои оборудования, вызванные отсутствием сырья, материалов, электроэнергии или организационными причинами, атакже потери времени, связанные сисправлением брака при изготовлении продукции. Производственная мощность делится напроектную, входную, выходную, среднегодовую.
Проектная производственная мощность устанавливается проектом строительства, реконструкции ирасширения предприятия. Входная (входящая) производственная мощность —это мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие вначале планового периода. Выходная (выходящая) производственная мощность —это мощность на конец года. Она определяется как сумма входной ивводимой втечение планового периода мощностей за вычетом мощности, вызывающей за тот же период. Важным путем улучшения использования производственных мощностей является, содной стороны, уменьшение количества излишнего оборудования, а, сдругой, —быстрое вовлечение впроизводство неустановленного оборудования. В современных условиях для многих предприятий России характерно недоиспользование производственных мощностей, главным образом всвязи струдностями сбыта продукции, атакже острым недостатком собственных оборотных средств при непомерно высоких процентных ставках за кредит. Поэтому внастоящее время улучшение использования производственных мощностей связано с повышением качества иконкурентоспособности продукции, улучшением маркетинговой деятельности, расширением сбыта продукции.
№7 Материальные ресурсы и показатели их использования. Материальные ресурсы - это один из видов производственных ресурсов предприятия, материальные ресурсы участвуют в одном или нескольких производственных циклах и в процессе потребления полностью или частично утрачивают свою материально-вещественную форму. К материальным ресурсам относятся сырье, материалы, топливо и электроэнергия, полуфабрикаты, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т. д. Основными задачами анализа использования материальных ресурсов являются: • анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами; • анализ производственных запасов; • анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Существуют обобщающие и единичные (частные, локальные) показатели использования материальных ресурсов. К обобщающим показателям относятся материалоемкость производства и продукции, материалоотдача, показатели абсолютного и относительного изменения объема материальных затрат, показатели интенсификации использования материальных ресурсов, показатели структуры потребления материальных ресурсов и др.
В группе единичных показателей выделяются: показатели полезного использования материальных ресурсов и показатели, характеризующие долю отходов, потерь материальных ресурсов и степень вовлечения их в производство.
Следует различать категории материалоемкости производства и материалоемкости продукции. Материалоемкость производства характеризует уровень и эффективность использования материальных ресурсов в целом по производству, независимо от конкретных видов производимой продукции. Материалоемкость производства (Me) может быть исчислена на различных уровнях (народное хозяйство, отрасль, предприятие). По характеризуемому объекту различают: · народнохозяйственную материалоемкость производства; · отраслевую; · предприятия. Народнохозяйственная материалоемкость рассчитывается как отношение объема материальных затрат на производство продукции к объему ВВП. Отраслевая материалоемкость рассчитывается по отраслям народного хозяйства как отношение объема материальных затрат на производство продукции к объему их валовой или товарной продукции. Материалоемкость предприятия рассчитывается аналогично отраслевой, но конкретно по каждому субъекту хозяйствования. На уровне отрасли и предприятия рассчитываются также специфические показатели ресурсоемкости (энергоемкость, металлоемкость и топливоемкость производства). Различают следующие показатели материалоемкости продукции · общая — характеризует стоимость всех материальных затрат на изделие, либо на единицу стоимости произведенной продукции: · глубине залегания; · сортам; · длине и прочности волокон; · породе и т. д. Под материалами понимаются продукты труда, прошедшие одну или несколько стадий предварительной обработки и предназначенные для дальнейшей переработки в процессе изготовления готовой продукции. К материалам как составному элементу материальных ресурсов относятся предметы труда, на получение и производство которых затрачен труд в добывающих и обрабатывающих отраслях. Классификация материалов аналогична классификации сырьевых ресурсов. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную продукцию (зерно, картофель, свекла), а к материалам — продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа). Различают основные и вспомогательные материалы. Основными называются материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу. Вспомогательные материалы в состав готовой продукции не входят, а только способствуют ее формированию. Топливо и электроэнергия являются материальными ресурсами особого рода. По характеру участия в производственном процессе топливо относится к вспомогательному сырью, но в силу существенной значимости в экономике оно выделяется в самостоятельную группу. Топливо содействует процессу производства готовой продукции в форме тепловой энергии, используется в качестве технологического сырья. Выделению электроэнергии в самостоятельный элемент способствовали случаи технологического использования и непосредственного воздействия его на предметы труда в качестве орудий труда (электросварка, электроискровая обработка, лучи лазера). Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). Потенциальные ТЭР -это объем запасов всех видов топлива и энергии, которыми располагает тот или иной экономический район, страна в целом. Реальные ТЭР в широком смысле — это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны. В более «узком» смысле под ТЭР понимаются: 1) природные ТЭР (природное топливо) — уголь, сланец, торф, газ природный и полезный, газ подземной газификации, дрова; природная механическая энергия воды, ветра, атомная энергия; топливо природных источников — солнца, подземного пара и термальных вод; 2) продукты переработки топлива — кокс, брикеты, нефтепродукты, искусственные газы, обогащенный уголь, его отсевы и т. д.; 3) вторичные энергетические ресурсы, получаемые в основном технологическом процессе — топливные отходы, горючие и горячие газы, отработанный газ, физическое тепло продуктов производства и т.д. Все виды сырья, потребляемые в народном хозяйстве, с экономической точки зрения разделяются на две группы: I —промышленное сырье, которое добывается и производится в промышленности и потребляется главным образом в тяжелой индустрии; II —сельскохозяйственное сырье, которое производится в отраслях сельского хозяйства и потребляется главным образом в легкой и пищевой промышленности. Промышленное сырье, в свою очередь, делится на две подгруппы: · сырье минерального происхождения (минеральное сырье), то есть сырье, получаемое из недр земли; · искусственное сырье, то есть сырье, материалы, получаемые искусственным путем. Наиболее многочисленна группа природного сырья минерального происхождения. Она составляет минерально-сырьевую базу промышленности и определяет развитие таких ключевых ее отраслей, как черная и цветная металлургия, топливная, электроэнергетика и др. где МЗ — материальные затраты на производство продукции (работ, услуг), руб.; ВП — выпуск продукции (работ, услуг) в отпускных ценах предприятия, руб. · абсолютная — определяет величину расхода материальных затрат или отдельных их видов на единицу конкретной продукции, например расход металла или топлива на агрегат и др. Данный показатель может быть применен лишь в условиях однотипности производимой продукции. Он используется, прежде всего, для определения потребности в материальных ресурсах, а также для исследования эффективности их использования; · удельная — характеризует расход определенного вида материальных ресурсов на единицу эксплуатационной или технической характеристики изделия, например расход металла или электроэнергии на единицу мощности агрегата, на единицу надежности, долговечности, грузоподъемности и т.д. Показатель характеризует прогрессивность конструкции производимой продукции и может быть применен в условиях многономенклатурного производства; · относительная — представляет собой долю материальных затрат и их отдельных элементов в структуре затрат на производство и реализацию продукции. Показатели материалоотдачи производствами продукции являются обратными материалоемкости и рассчитываются как отношение объема произведенной продукции к величине всех материальных затрат. К группе частных, локальных или единичных показателей следует отнести показатели полезного использования материальных ресурсов. Они многочисленны и различаются в зависимости от отраслевой специфики. Показатели полезного расхода и уровня потерь могут быть различными при одинаковой материалоемкости продукции. К данной группе показателей относятся различные коэффициенты извлечения полезного компонента из исходного сырья коэффициенты выхода продукции или полуфабрикатов из исходного сырья либо материала, коэффициенты использования материала, коэффициенты раскроя, а также различные расходные коэффициенты.
№8. Показатели эффективности использования оборотных средств. Оборотные средства находятся в постоянном движении. На протяжении одного производственного цикла они совершают кругооборот, состоящий из трех стадий (меняя свою форму). На первой стадии предприятия затрачивают денежные средства на оплату счетов за поставляемые предметы труда (оборотные фонды). На этой стадии оборотные средства из денежной формы переходят в товарную, а денежные средства - из сферы обращения в сферу производства. На второй стадии приобретенные оборотные фонды переходят непосредственно в процесс производства и превращаются вначале в производственные запасы и полуфабрикаты, а после завершения производственного процесса - в готовую продукцию (товарная форма). На третьей стадии готовая продукция реализуется, в результате чего оборотные фонды из сферы производства приходят в сферу обращения и снова принимают денежную форму. Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в связи с улучшением их использования. Эффективность использования предметов труда можно оценить показателем материалоемкости (ME) продукции, который определяется как отношение
где М - затраты сырья, топлива, материалов, энергии и др.; П - объем производства. Обратный показатель называется материалоотдачей (МО) и рассчитывается по формуле
Чем лучше используются сырье, материалы и другие материальные ресурсы, тем ниже материалоемкость и выше материалоотдача. Для снижения материалоемкости продукции необходимо улучшать использование предметов труда, сокращать отходы, не выпускать бракованных и низкокачественных изделий, не допускать потерь материальных ресурсов, использовать более дешевые заменители ресурсов, не снижающие качества продукции. Оборотные средства после основных фондов занимают по своей величине второе место в общем объеме ресурсов, определяющих экономику предприятия. С позиции требований эффективного ведения экономики предприятия объем оборотных средств должен быть достаточным для производства продукции в ассортименте и количестве, запрашиваемом рынком, и в то же время минимальным, не ведущим к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных запасов.
№9 Инвестиционная деятельность предприятия.
Инвестиции занимают центральное место в экономическом процессе и предопределяют общий рост экономики предприятия. В результате инвестирования увеличиваются объемы производства, растет доход, развиваются и уходят вперед в экономическом соперничестве отрасли и предприятия, вышедшие вперед в конкурентной борьбе и в наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги. Полученный доход частично вновь накапливается и увеличивается, происходит дальнейшее расширение производства, что приводит к процветанию предприятия. Этот процесс повторяется непрерывно. Таким образом, инвестиции сами обусловливают рост расширенного воспроизводства, образующегося за счет дохода в результате эффективного распределения. При этом чем эффективнее инвестиции, тем больше рост дохода, тем значительнее абсолютные размеры накопления денежных средств, которые могут быть вновь вложены в производство. При достаточно высокой эффективности инвестиций прирост дохода может обеспечить повышение доли накопления при полном росте потребления. Основными признаками инвестиционной деятельности, определяющими подходы к ее анализу, являются:
Хотя очевидно, что производственные инвестиции непосредственно определяют увеличение производственных мощностей и выпуска продукции, было бы неправильно связывать рост дохода только с ними. Инвестиции в сферу нематериального производства оказывают значительное воздействие на этот рост, причем значение их в дальнейшем наращивании экономического потенциала возрастает. Необходимо уточнить роль и значение в воспроизводственном процессе таких категорий, как капитальные вложения и капитальное строительство, т. к. на строительный сектор экономики приходится большая доля инвестиционной деятельности. Привлечение инвестиций является одним из наиболее важных средств устранения инвестиционного «голода» на предприятии. Важным шагом в этой области стало осуществление страхования от некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений, — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. На предприятии, находящемся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Однако для того, чтобы инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. Организация финансирования — одна из важнейших проблем в инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционных ресурсов является основным исходным условием осуществления инвестиционного процесса. Источники финансирования инвестиций — это те средства, которые можно использовать как инвестиционные ресурсы. От правильного подбора источников финансирования зависит очень многое, это не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение конечных доходов от нее, что дает финансовую устойчивость предприятию, осуществляющему инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависит от действующего в обществе механизма хозяйствования. По способу привлечения, по отношению к субъекту инвестиционной деятельности выделяют инвестиционные ресурсы, привлекаемые из внутренних и внешних источников. Различают внешние и внутренние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономических уровнях. На уровне макроэкономики к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести:
К внешним:
На микроэкономическом уровне к внутренним источникам инвестирования относятся собственные средства, формируемые на предприятии для обеспечения его развития. Основу собственных финансовых средств предприятия, формируемых из внутренних источников, составляют капитализируемая часть чистой прибыли, амортизация, инвестиции собственников предприятия. Инвестиционные ресурсы предприятия, привлекаемые из внешних источников, характеризуют ту их часть, которая формируется вне пределов предприятия. Она охватывает привлекаемый со стороны как собственный, так и заемный капитал. Сюда можно отнести государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг, и ряд других. По национальной принадлежности владельцев капитала выделяют инвестиционные ресурсы, формируемые за счет отечественного и иностранного капитала. Инвестиционные ресурсы, формируемые за счет отечественного капитала, отличаются большим разнообразием форм и, как правило, более доступны для предприятий малого и среднего бизнеса. Формируемые за счет иностранного капитала инвестиционные ресурсы обеспечивают в основном реализацию крупных реальных инвестиционных проектов предприятия, связанных с усовершенствованием техники, реконструкцией. По титулу собственности инвестиционные ресурсы подразделяются на два основных вида — собственные и заемные. Собственные источники инвестиций — это общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и обеспечивающих его инвестиционную деятельность. К собственным источникам финансирования инвестиций относятся:
К собственным относятся также средства, безвозмездно переданные предприятию для осуществления целевого инвестирования. Собственные средства предприятия, с точки зрения способа их привлечения, могут быть как внутренними (например, прибыль, амортизация), так и внешними (например, дополнительное размещение акций). Суммы, привлеченные предприятием по этим источникам, не возвращаются. Субъекты, предоставившие эти средства, как правило, участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники инвестиций характеризуют привлекаемый предприятием капитал во всех его формах на возвратной основе. Все формы заемного капитала, используемые предприятием в инвестиционной деятельности, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению на определенных заранее условиях (сроки, проценты). Субъекты, предоставившие средства на этих условиях, в доходах от инвестиционной деятельности, как правило, не участвуют. Учитывая свои возможности при выборе источника финансирования инвестиций, а также преимущества и недостатки, предприятие снижает вероятность риска. Руководство должно более подробно рассматривать основные источники финансирования капитальных вложений с анализом их положительных и отрицательных сторон. Уставный капитал — начальная сумма средств, предоставленных собственником для обеспечения уставной деятельности предприятия. Уставный капитал — основной и, как правило, единственный источник финансирования на момент создания коммерческой организации. Формируется он при первоначальном инвестировании средств. Его величина устанавливается при регистрации предприятия, а любые изменения размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами. В уставный капитал предприятия при его создании учредителями могут быть вложены как денежные средства, так и материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вкладов в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют право на эти объекты. Таким образом, участник имеет право только на компенсацию своей доли, оговоренную заранее, в рамках остаточного имущества, в случае его выхода из состава общества или ликвидации предприятия. Но на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставной капитал, он не имеет права. Отсюда следует, что уставный капитал отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами. Но также уставный капитал предприятия гарантирует интересы его кредиторов, определяя минимальный размер его имущества. Минимальный уставной капитал открытого акционерного общества, для некоторых организационно-правовых форм бизнеса (его величина ограничивается снизу) должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ) на дату его регистрации, а закрытого общества — не менее стократной суммы МРОТ. Акции, распределенные при учреждении общества, должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом, при этом не менее 50% распределенных акций следует оплатить в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества, а оставшуюся часть — в течение года с момента его регистрации. Добавочный капитал — источник средств предприятия, он отражает прирост стоимости внеоборотных активов в результате переоценки основных фондов и других материальных ценностей со сроком полезного использования свыше 12 месяцев. Переоценке подлежат все виды основных средств. Он также может включать сумму превышения фактической цены размещения акций над номинальной их стоимостью (эмиссионный доход акционерного общества). Использование добавочного капитала на цели приобретения запрещается нормативными документами. Резервный капитал — может создаваться на предприятии как в обязательном порядке, так и в том случае, если это предусмотрено в учредительных документах. Создание запасных (резервных) фондов обязательно для акционерных обществ открытого типа и предприятий с иностранным капиталом. Согласно Федеральному закону от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» величина резервного фонда определяется в уставе общества и не должна быть менее 15% уставного капитала. Формирование резервного фонда осуществляется путем обязательных ежегодных отчислений от прибыли до достижения им установленного размера. Резервный капитал может использоваться по решению собрания акционеров на покрытие убытков предприятия, а также на погашение облигаций общества и выкуп собственных акций в случае отсутствия иных средств. На другие цели резервный капитал не может быть использован. Чистая прибыль — главная форма дохода предприятия. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. Чистая прибыль, направляемая на инвестиционные цели, может либо собираться в фонде накопления или других фондах аналогичного назначения, создаваемых на предприятии (например, фонд развития), либо реинвестироваться в активы предприятия как нераспределенный остаток прибыли, что практически не происходит на только что открывшихся предприятиях. Очень часто на предприятиях недостаток финансовых ресурсов пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятие сталкивается с определенными трудностями, объясняемыми спросовыми ограничениями. Они могут привести к проблемам с реализацией продукции, а далее и к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Некоторые предприятия для того, чтобы найти необходимые ресурсы для инвестиций, постоянно поднимают цены на свою продукцию, в результате чего их продукция становится намного дороже, чем даже более качественная. Эти предприятия оказываются в крайне сложном положении, выйти из которого порой невозможно. Поэтому сбыт продукции становится проблематичным, а судьба предприятия неопределенной. Правительством осуществляются меры, которые облегчат компаниям образование необходимых финансовых ресурсов для развития производства, тем более что сейчас они являются одним из главных источников капиталовложений в экономику. Расширить круг возможностей организаций поможет решение о полном освобождении от налога на прибыль, направленную на инвестиции, которое действует с 1 января 1992 г. Это могло бы послужить важным стимулом к повышению инвестиционной активности. Все же в условиях большого уровня инфляционного ожидания и отсутствия во многих отраслях конкуренции за рынок сбыта изготовляемой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не осуществляет определенного влияния на принятие инвестиционных решений. Инфляционный рост обесценил собственные средства организаций, полученные за счет амортизационных отчислений, и этот источник капиталовложений фактически девальвировал. Увеличение стоимости основных средств организаций и их амортизационных отчислений пропорционально инфляционным темпам позволяет повысить источники собственных ресурсов для финансирования капиталовложений. Чтобы удвоить устойчивость собственных накоплений организаций, в августе 1992 г. правительство приняло решение переоценить основные фонды для установления их балансовой стоимости соответствующим ценам и условиям воспроизводства. Поэтому одним из главных способов повышения внутренней инвестиционной активности с помощью регулярной индексации балансовой стоимости основных фондов могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда. Быстрое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При недостаточности бюджетных ресурсов как потенциального источника государственных инвестиций необходимо будет перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится надзор за целевым использованием льготных ссуд. Для обеспечения возвратности кредита будет осуществляться внедрение системы залога имущества в недвижимости, в частности, земельных участков. В настоящее время существует необходимость поддержания федеральной инфраструктуры, создания особо эффективных структурообразующих объектов, преодоления последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, решения наиболее острых экономических и социальных проблем. С точки зрения бюджетного финансирования, на этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями будут:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|