Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности гражданско-правовой ответственности в обязательствах по перевозкам грузов. Основания освобождения перевозчика от ответственности. Понятие и признаки «общей аварии».




Имущественная ответственность участников транспортных обязательств основывается на общих принципах ответственности гражданского права, но в ст.793 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, предусмотренную ГК, транспортным законодательством, а также соглашением сторон.

Вместе с тем специфика обязательств по перевозкам грузов отражается в ответственности за них:

1.Она относится к случаям ограничения ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком и распространяется на упущенную выгоду и часть реального ущерба;

2.Соглашение сторон об ограничении или устранении установленной законом ответственности недействительно, за исключением когда такое допускается транспортными кодексами и уставами;

Вместе с тем, ст.794 ГК устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождается от ответственности за неподачу и неиспользование транспортного средства. Этот перечень включает:

- непреодолимую силу, а также иные явления стихийного характера и военные действия;

- прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном транспортным законодательством;

-иные случаи, предусмотренные транспортными кодексами и уставами.

Перечень таких обстоятельств рассматривается как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за несовершение действий по организации перевозок, и они несут ответственности не зависимо от вины на началах предпринимательского риска.

На иных условиях основана ответственность по договору перевозки груза, в частности ответственность перевозчика за несохранность груза (утрату, порчу, недостачу) является презюмируемая вина. Перевозчик несет ответственность, если не докажет, что утрата, порча груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из установленных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности. Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при перевозке в заграничном плавании перевозчик не отвечает за несохранность груза, если было установлено, что она произошла вследствие действий или бездействия в судовождении или управлении судном капитана, других членов экипажа либо лоцмана (навигационная ошибка).

Установление презюмированной вины перевозчика не означает ее неопровержимости, т.к. в транспортном законодательстве содержится перечень типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо явной вины отправителя или получателя к числу таких обстоятельств относятся:

-особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств;

-недостатки тары или упаковки, которые не могут быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке;

-сдача груза к перевозке без указания его особых свойств, требующих специальных условий или мер для сохранения груза при перевозке или хранении и др.

При этом вина отправителя или получателя может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.

В морском праве термин «авария» кроме общепринятого значения – чрезвычайного происшествия, повлекшего за собой повреждение технических средств (например, судов), принято придавать другое значение.

Авария – означает убытки, понесенные вследствие обстоятельств, связанных с опасностями и случайностями на море. Российское морское законодательство различает 2 рода убытков:

Убытки, понесенные участниками морского предприятия и распределяемые между судном, грузом и фрахтом, т.е. общие убытки (общая авария);

Убытки, не подлежащие подобному распределению, т.е. частные убытки (частная авария).

Общими убытками (общей аварией) признаются убытки, понесенные вследствие намеренно или разумно произведенных расходов или пожертвований ради общей безопасности в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии: судна, фрахта и перевозимого груза.

В настоящее время правоотношения по этому вопросу регулируются Йорк-Антверпенскими правилами 2000 года, воспринятыми гл.16 КТМ и гл. 17 КВВТ.

Смысл терминов заключается в следующем:

Вследствие – общими признаются только убытки, которые явились прямым следствием акта, подпадающего под признаки этого определения.

Чрезвычайных – расходы, включаемые в состав общих убытков, не относятся к числу планируемых перед началом рейса.

Произведенных – имеется в виду активная деятельность, повлекшая убытки, а не воздержание от действий.

Намеренно – непосредственной причиной общих убытков могут быть действия людей, предвидевших и ожидавших наступление определенных убытков, но не какая-либо случайность.

В целях спасения – намерения людей преследовать определенные цели, каковыми является спасение судна, фрахта и перевозимого на судне груза.

Разумно – действия людей по спасанию судна, фрахта и груза от общей для них опасности должны быть такими, чтобы убытки, причиняемые такими действиями, были минимальными и в тоже время эффективными.

Общая авария позволяет рационально путем преднамеренной потери части груза или части судна (или нести затраты), чтобы спасти большие ценности, т.е. большую часть судна, груза и фрахт.

Для того чтобы понесенные убытки были признаны общей аварией, обязательно должны быть 4 признака: преднамеренность, разумность, чрезвычайность и наличие общей для судна, груза и фрахта опасности.

В ст. 292 КТМ общей аварией при наличии установленных признаков признаются:

Убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт;

Убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне;

Убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель;

Убытки, причиненные судну повреждением двигателя, другим механизмам при снятии судна с мели;

Чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна путем перегрузки груза, топлива и др. на другие суда.

Согласно ст.284 КТМ общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания морского предприятия.

По заявлению заинтересованных лиц наличие общей аварии устанавливается и расчет по ее распределению (диспаша) составляется лицами, обладающими знаниями и опытом в различных сферах морской деятельности (диспашерами). В РФ диспашеры, объединенные в Ассоциацию диспашеров, состоят при торгово-промышленной палате и назначаются Президиумом ТПП и функционируют на основании Положения об Ассоциации диспашеров и порядка составления диспаш.

Сторона, требующая распределения общей аварии, обязана доказать, что заявленные убытки действительно должны быть признаны общей аварией.

Лицо, интересы которого могут быть затронуты составлением диспаши, подает диспашеру заявление о потерях или расходах, возмещения которых он требует, в течение 1 года со дня окончания общего морского предприятия.

При возникновении во время составления диспаши вопросов, требующих специальных знаний при разрешении, диспашер вправе поручить подготовку заключения назначенному им эксперту. На основании представленных материалов диспашер выносит мотивированное постановление о признании (не признании) наличия общей аварии и принимает к производству поручение заявителя составить диспашу. В процессе составления диспаши устанавливается сумма убытков, относимых на общую аварию (активная масса), затем определяется общая стоимость имущества, участвующего в покрытии общей аварии (пассивная масса / контрибуционная стоимость имущества). Отношение активной массы к пассивной составляет аварийный процент (контрибуционный дивиденд). Исходя из контрибуционного дивиденда, устанавливается размер платежей, подлежащих взносу сторон (аварийные взносы).

Диспаша подписывается диспашером, скрепляется печатью Ассоциации диспашеров и рассылается заинтересованным сторонам.

Лица, между которыми распределена общая авария, могут оспорить диспашу в суде в течение 6 месяцев со дня ее получения. Если диспаша не оспорена в указанный срок или оспорена, но оставлена судом в силе, взыскание по ней сожжет быть произведено в принудительном порядке.

В общей аварии большое значение имеет не только оформление первичных документов по физической аварии (происшествии), но и обеспечение платежей, причитающихся судовладельцу. От каждого грузовладельца необходимо получить подписку о том, что он обязывается объявить стоимость груза, предоставить в Ассоциацию диспашеров необходимые документы, уплатить причитающуюся долю. В случае, когда имеется риск возможной неплатежеспособности грузовладельца, необходимо дополнительное обеспечение в форме аварийного взноса, депозита или банковской гарантии.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...